Методическая разработка урока во 2 классе Пришвин " Утята и ребята".
методическая разработка по чтению (2 класс)

Кетева Мария Александровна

Методическая разработка урока по теме " Ребята и утюта" М.  Пришвина . В данной разработке представлен план урока , методические рекомендации по работе с текстом, подобрана презентация , разработан тестовый опрос по содержанию текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2_prishvin.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

УМК

Школа  России

Учебник, автор

Литературное чтение: учебник для 2 класса в 2-х ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Класс, автор

2 класс, Кетева Мария Александровна

Тип урока

изучение нового материала.

Тема

Отражение нравственно-этических понятий М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Цель: воспитывать способность замечать красоту природы, бережное отношение к животным, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру. организация деятельности обучающихся по формированию нравственно-этических понятий на примере текста М.М. Пришвина «Ребята и утята»

Задачи:

  1. Образовательная – познакомить с биографией и творчеством М. Пришвина.
  2. Развивающая – продолжать развивать навык выразительного, осознанного чтения, умение составлять план по ключевым словам, расширять и обогащать словарь, развивать речь и мышление у учащихся.
  3. Воспитательная – воспитывать гуманное отношение к животным, родной природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: ТРКМ (теория развития критического мышления).

Форма организации: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения: проблемно-поисковый, объяснительный, использование творческих заданий.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий; рассказ М.Пришвина «Ребята и утята»; портрет писателя; выставка книг о животных М.Пришвина; интерактивная доска; иллюстрации к рассказу.

Планируемые результаты образования

Знать: ФИО автора - М. М. Пришвин, название и содержание рассказа «Ребята и утята», основную мысль рассказа; что такое неравнодушие

Понимать: основную мысль рассказа, важность качества- неравнодушие;

Уметь: находить лексическое значение слов в словаре, разделять текст на части, озаглавливать части текста;

Анализ: текста произведения, пословиц, трудных слов, текстов и изображений в игре «соответствие»

Синтез: создание синквейна на тему ( если останется время)

Метапредметные результаты

Регулятивные: принимать учебную задачу, стремиться к успешному её решению; планировать свои действия, адекватно оценивать выполненную работу.

Познавательные:  осуществлять поиск необходимой информации, представленной в разных формах (текст, презентация, исследовательская работа). Развивать умение выделять нужную  информацию из художественного текста,  прогнозировать  содержание произведения по  ключевым  словам, устанавливать причинно-следственные  связи  между поступками автора  и  ребят; формировать умение делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, умение излагать своё мнение и аргументировать точку зрения.

Личностные: осознание значимости полученных знаний, способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Задача: включение учащихся в деятельность

Здравствуйте ребята. А теперь поздоровайтесь   с нашими гостями. Присаживайтесь.

Сегодня на уроке я желаю вам успехов и  отличного настроения.

Речевая разминка. СЛАЙД 1

Са-са-са - вот идёт лиса.
Со-со-со - лиса катит колесо.
Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы.
Су-су-су - видел я в лесу лису. (слайд 1).

Работа над чистоговоркой

Планируемый результат: учащиеся включатся в познавательную деятельность на уроке

Формируемые УУД:

– личностные (учащиеся смогли самоопределиться);

– коммуникативные (учащиеся слушают и понимают друг друга).

II. Актуализация знаний. ( мотивация)

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление степени обученности учащихся по пройденному материалу.

– - Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях наших меньших».

А помогать нам сегодня будет Умная сова

Для того, чтоб вы вспомнили изученные произведения, Умная сова предлагает поиграть в

Игру «Соответствие»    СЛАЙД 2   

-Работаем в парах   (карточки)

- У вас на столах лежат белые листочки, переверните и с соседом по парте укажите соответствие отрывка и картинки  

Проверка на СЛАЙДЕ 3


Ответы детей

Принимают участие в игре, активно вовлеченные в работу

( картинки из произведение

Зимовье зверей

Кошкин щенок

Жила была собака

Планируемый результат: учащиеся повторят изученный ранее материал, необходимый для «открытия нового знания», и будет выявлена степень обученности учащихся по пройденному материалу.

Формируемые УУД:

– личностные (учащиеся проявили учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу);

– коммуникативные (учащиеся проявили умение слушать и вступать в диалог);

– познавательные (учащиеся преобразовывали ранее полученную информацию, использовали и воспроизводили ее).

III.Сообщение темы и цели (целеполагание)

– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?        

- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.  

– Какого человека можно назвать неравнодушным?

 Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

- С  нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей.

- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости? СЛАЙД

-Откройте учебник на стр(….) и скажите, с каким произведением мы познакомимся.

-Совершенно верно, тема сегодняшнего нашего урока «М .М. Пришвин «Ребята и утята».

- Давайте поставим перед собой цель , чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? ( Узнать о жизни и творчестве писателя; познакомиться с новым произведением; определить тему произведения, которое будем изучать на уроке)

- Давайте составим план , как мы будем работать. В этом нам поможет Умная сова. ( на доске прикрепляю план в неправильном порядке и предлагаю ребятам установить правильную последовательность)

Слово об авторе (добавить годы жизни и где родился и вырос кратко)

Ответы детей

(ответы детей)

Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)

Планируемый результат: учащиеся выйдут на проблему: они не читали рассказ «Ребята и утята».

Формируемые УУД:

 – коммуникативные (умение полно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на них);

 – регулятивные (учащиеся запланировали чтение произведения);

– познавательные (учащиеся смогли сформулировать затруднение и выбрать способ выхода из него).

IV. Изучение нового материала

Задача: постановка устной задачи и обсуждение проекта ее решения

Первичное чтение

Дети слушают аудиозапись и следят по учебнику

Поднимите руки те, кому понравился рассказ?

- Как вы думаете, почему рассказ так называется?

Словарная работа.

Прием «Мудрые совы».

Азы работы над текстом.

- Встретились ли вам трудные слова? (Проблема).

- Найдите в словарях лексическое значение слов.( смотрим в конце учебника, каких слов нет , вывожу на экран)

Обобщение. Выяснение значения слов.

Ответы детей

Смотрим в словаре

Формируемые УУД:

 – личностные (нравственно-этическое оценивание);

– коммуникативные (умение полно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на них; владение всеми формами речи; планирование учебного сотрудничества; разрешение конфликтов);

 – познавательные (анализ, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации).

V. Первичное усвоение, понимание.  Самоанализ и самоконтроль.

Задача: обобщение, работа с текстом, каждый для себя должен сделать вывод о том, какие чувства к героям ему близки.

У вас на партах лежит рабочий лист

Далее идет работа по рабочему листу

(Лист прилагается)

Планируемый результат: учащиеся обобщат знания по теме урока, перечитав и проанализировав произведение.

Формируемые УУД:

 – личностные (нравственно-этическое оценивание, самоопределение);

 – регулятивные (прогнозирование результата, коррекция понимания проблемы, оценка);

– коммуникативные (умение полно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на них; планирование учебного сотрудничества; разрешение конфликтов; контроль, коррекция и оценка действий партнера);

 – познавательные (синтез, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство).

VI. Подведение итогов

-Какие задачи мы поставили в начале урока?

-Все ли выполнили?

- Какую проблему решили? ( определили тему произведения)

 Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?

- Кто написал этот рассказ?

- Чему учит это произведение?

Узнать о жизни и творчестве писателя; познакомиться с новым произведением; определить тему произведения, которое будем изучать на уроке)

IХ. Рефлексия деятельности

 Задача: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.

- У каждого из вас  на парте есть две звезды. Нужно наши звезды закрасить

Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью., все получилось

Красный – было трудно, обращался за помощью,не все получилось.

- Ответьте на вопросы СЛАЙД

Что вы узнали на уроке?

Сегодня на уроке я узнал……

Что полезного взяли для себя с урока?

Я узнал, что нужно ……

За что вы похвалили бы себя?

Я похвалил бы себя за……..

Взаиморефлексия

Ребята, у вас на парты звезды, одну из них вы закрасисили, кому бы вы отдали свою звезду и за что?

Молодцы

- Наш урок подходит к концу.

Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Благодарю всех за хорошую работу на уроке!

Оценивание своих действий

Ответы учащихся

Ученики слушают стихотворение

Домашнее задание

Выразительное чтение произведения, подготовить рисунок к рассказу( подписать отрывок)

Или доделать рабочий лист , если не все успели на уроке



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступ...

Урок литературного чтения во 2 классе Пришвин М.М. "Ребята и утята" Школа России

Конспект урока литературного чтения с презентацией....

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Михаил Пришвин «Ребята и утята»

Индивидуализация на уроке литературного чтения реализуется на протяжении всех его этапов. При рассадке детей учтены рекомендации психолога и врача гимназии. В течение урока дети могут свободно встават...

Методическая разработка урока 3 класс Имя прилагательное

Методическая разработка урока 3 класс Имя прилагательное...

Методическая разработка урока 2 класс

Задачи:Образовательные:- повторить и закрепить в игровой форме состав основных устройств компьютера. Развивающие:- развитие творческих способностей школьников, повышение интереса к предмету;- раз...

Методическая разработка урока_2 класс_Безударная гласная в корне слова

Учебный предмет – русский языкКласс – 2Тип урок – изучение нового материалаЦель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с безударными гласными, ...

Методическая разработка урока литературного чтения М.М.Пришвина "Ребята и утята"

Цель   урока: ознакомление учащихся с произведением М.М.Пришвина «Ребята и утята». Задачи урока: Образовательные:-   познакомить детей с творче...