Осмысленное чтение
учебно-методический материал по чтению (3, 4 класс)

Якушева Наталья Викторовна

Вариант работы по литературному чтению. Содержит работу с двумя видами текстов: научно-популярным и художественным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_1_variant.docx645.26 КБ
Файл 4_klass_2_variant.docx704.88 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

1 вариант

ФИ  ученика (цы) __________________________ класс______

Выполняя задания, либо обведи номер верного ответа,

 либо запиши ответ в указанном месте.

     

Дарвиновский музейC:\Users\User\Desktop\КИМ МПУ 4кл 2020\Charles_Darwin_photograph_by_Julia_Margaret_Cameron,_1868.jpg

     Дарвиновский музей - московский  музей, посвящённый  эволюции, то есть развитию  живой природы. Назван в честь автора учения об эволюции Чарльза Дарвина. Основан в 1907 году. Общая площадь музея составляет   5000 м2.  В музее представлена информация о ходе эволюции и многообразии жизни на Земле.

   В музее два здания, соединённые подземным переходом. 

 В основном здании экспозиция размещена на трёх этажах и состоит из 7 выставочных залов и  интерактивного центра «Познай себя - познай мир».
   В выставочном корпусе 7 этажей. На каждом этаже расположена новая тематическая выставка. Здесь расположены интерактивная экспозиция «Пройди путём эволюции», Творческая лаборатория «Бионикаклаб», Цифровой планетарий, «Мир под микроскопом». Летом из оранжереи можно выйти на крышу и там посетить выставку «Парк над городом».

      В музее хранятся около 400000 предметов. В залах музея можно совершить путешествие в разные уголки планеты: в царство льда и холода, в жаркую пустыню, в тропические леса и даже на дно океана! Познакомиться с чудесными растениями и животными там обитающими.

     

 

Интересный факт!

Чарльз Дарвин – английский ученый-натуралист, который утверждал, что главное условие развития живой природы является естественный отбор – умение организмов приспосабливаться к новым условиям.

Рисунок 1. Схема залов и экспозиций Дарвиновского музея.

C:\Users\User\Desktop\КИМ МПУ 4кл 2020\1.PNG

C:\Users\User\Desktop\КИМ МПУ 4кл 2020\3.PNG

Polar Bear - Alaska (cropped).jpg

Белый медведь — самый крупный представитель семейства медвежьих и отряда хищных. Его длина достигает 3 м, масса до 1 т. Обычно самцы весят 400—450 кг, длина тела 200—250 см. Самки заметно мельче (200—300 кг, 160—250 см).

                                       Noaa-walrus22.jpg

Морж — крупный морской зверь с очень толстой кожей. Верхние клыки чрезвычайно развиты и направлены вниз. Хотя некоторые тихоокеанские самцы могут весить до 2000 кг, большинство весят от 800 до 1700 кг.    Самки весят меньше, в среднем 560 кг — 794 кг при длине от 2,2 до 3,6 м.

Обыкновенный тюле́нь - представитель семейства настоящих тюленей. Встречаются во всех морях примыкающих к Северному Ледовитому океану. Взрослые особи достигают 1,85 м в длину и 135 кг массы.Seehund.jpg

  1.   В каком веке был основан Дарвиновский музей?

Ответ_________________________

2.      Каким словом можно заменить выделенное в словосочетании слово: «… информация о ходе эволюции и многообразии жизни на Земле»

1) происхождения     2) развития            3) истории

  1. Используя схему (см. Рисунок 1) музея, запишите название зала, который необходимо посетить, если вы хотите увидеть движущихся динозавров.

_______________________________________________

  1. Выпишите из текста предложение, которое поясняет название музея.

____________________________________________________

____________________________________________________

  1. Установите соответствие (соедините):

1. Белый медведь

 А) масса 560 кг, длина больше 2 метров

2. Морж               

Б) 1м 85 см в длину, масса -  135 кг

 3. Обыкновенный тюлень

В) длина достигает 300 см, масса до 10 ц

     Запишите в таблицу буквы под соответствующими цифрами.       

1

2

3

  1. В прошлом году сотрудники Дарвиновского музея провели опрос. У посетителей спросили: «Какая, по Вашему мнению, главная цель у Дарвиновского музея?»

Результаты опроса представлены в таблице.

Результаты опроса посетителей

 

Варианты ответа

1 группа-  Дать возможность посетить интерактивные центры музея

2 группа-  Познакомить с ходом эволюции и многообразием жизни на земле

3 группа -  Проводить увлекательные интерактивные занятия

С кем из посетителей Вы согласны? Обоснуйте свой выбор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Трусишка Вася» М. Зощенко

Васин отец был кузнец. Он каждый день ездил в кузницу на своей лошади. А вечером он возвращался.

А сын его, шестилетний парнишка Вася, был любитель немного покататься. Отец, например, приезжает домой, слезает с телеги, а Васютка туда моментально влезает и едет до самого леса. А отец ему не позволял это делать. Когда Васютка влезал в телегу, лошадь на него глядела. И хвостом махала, — дескать, сойди, мальчишка, с моей телеги. Но Вася стегал лошадь прутом, ей было больно, но она бежала.

Вот вечером отец вернулся домой. Вася влез в телегу, стегнул лошадку прутом и выехал со двора. Едет он через лесок и хлещет своего черного конька, чтоб он пошибче бежал.

Вдруг кто-то как огреет Васю по спине!

Васютка подскочил от удивления. Он подумал, что это отец его догнал и хлестнул прутом. Вася оглянулся. Видит — никого нету. Тогда он снова стегнул лошадь. Но тут, во второй раз, кто-то опять как ахнет его по спине!

Вася снова оглянулся. Нет, смотрит, никого нету. Что за чудеса в решете?

А надо вам сказать, когда Вася ехал через лес, в колесо попала большая ветка от дерева. Она крепко зацепилась за колесо. И как только колесо обернется, ветка, конечно, хлопает Васю по спине. А Вася это не видит - уже темно.

Вот ветка ударила Васю в третий раз, и он еще больше испугался. Он думает: «Ой, может быть, меня лошадь бьет. Может быть, она как-нибудь мордой схватила прут и тоже меня в свою очередь стегает». Тут он немного даже отодвинулся от лошади. Только он отодвинулся, а ветка хлесь Васю по затылку. Вася бросил вожжи и как закричит от страха. Лошадь повернула назад и пустилась со всех ног к дому. А ветка как начнет хлестать Васю еще чаще. Тут, знаете, не только маленький, но и большой может испугаться.

       Лошадь скачет. Вася лежит в телеге и орет. А ветка его лупит —  по спине, по ногам, по затылку.

Вася кричит:
— Ой, папа! Ой, мама! Меня лошадь бьет!

Но тут лошадь подъехала к дому и остановилась. Васютка лежит в телеге и сходить боится. Пришел отец распрягать лошадь, Васютка сполз с телеги. И тут он вдруг увидел в колесе ветку, которая его била. Вася отцепил ветку и хотел ударить лошадь. Но отец сказал:
— Оставь свою глупую привычку бить лошадь. Она умней тебя и сама хорошо понимает, что ей надо делать.

Вася пошел домой и лег спать. Ночью ему приснился сон, будто приходит к нему лошадь и говорит:
— Ну что, трусишка, покатался?

Утром Вася проснулся и пошел на речку ловить рыбок.

Трусишка Вася Зощенко

  1. Какие из утверждений верны?

А. Вася любил брать телегу без спросу и кататься на ней.

Б. Вася остановился в лесу и заметил ветку в колесе телеги.

1) только А

2) только Б

3) и А, и Б

4) ни А, ни Б

8. Какое значение вкладывает автор во фразу «чудеса в решете»?

1) Неприятное происшествие

2) Что-то необычное, невероятное и странное

3) Интересный случай

9. Как можно заменить слово «пошибче»  в предложении «И вот он едет через лесок и хлещет своего черного конька, чтоб он пошибче бежал».

1) чуть медленнее

2) очень быстро

3) страшно

4) больно

10. Чтобы пересказать текст и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположите пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очередности.

А. Слова отца

Б. Проказы Васи

В. Испуг и возвращение домой

Г. Удар

Укажи верный ответ.

  1. АГБВ                2) ВГБА        3) БГВА        4) БВГА

11. Закончите предложение в соответствии с содержанием текста.

На следующий день Вася пошёл на рыбалку, потому что      ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

12. Запишите значения слов и словосочетаний.

Моментально - _________________________________________

Распрягать - ___________________________________________

Огреет (по спине) - _____________________________________

13. Какие слова точно характеризуют Васю?

1. Весёлый, беззаботный.

2. Непослушный, беззаботный.

3. Весёлый, послушный.

14.  Объясните значение выражения: «Не балуй и бит не будешь»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

4 класс

2 вариант

ФИ  ученика (цы) __________________________ класс______

Выполняя задания, либо обведи номер верного ответа,

 либо запиши ответ в указанном месте.

Лоси́ный О́стров

     Лоси́ный О́стров — национальный парк на территории  Москвы и Московской области. Лесопарк известен с начала XV века. С 1983 года имеет статус национального парка Парк создан для сохранения природы и экологического просвещения населения. Общая площадь национального парка составляла 116 км².

   В Лосином Острове произрастает более 500 видов  растений. Фауна насчитывает более 280 видов животных. На территории Лосиного Острова обитают 70 лосей, 300 пятнистых оленей, 200 кабанов, 300 зайцев. Некоторые виды птиц и растительности внесены в Красную книгу. 

      Одной из главных достопримечательностей парка является Бумажная просека. Она была прорублена в незапамятные времена для перевозки леса, который шел на изготовление бумаги. Сейчас это хорошо заасфальтированная широкая дорога.

    Уникальным объектом Лосиного Острова является Лосиная биостанция. Здесь посетителям предоставляется возможность потрогать и покормить самых крупных копытных Подмосковья. Также на территории парка открыты для посещения дендрарий, Конный двор, Музей «Русский быт».   Посещаемость национального парка весьма высока: в среднем 10 000 человек ежедневно.

     

                                Рисунок 1. Схема парка Лосиный остров.

http://school9korolev.narod.ru/_ld/4/38408936.jpg

Лось - млекопитающие, самый крупный представитель семейства  оленевых. Длина тела самца до 3 м, высота в холке до 2м, масса  360—600 кг. Самки меньше. У самцов огромные рога. Рога лось сбрасывает ежегодно в ноябре — декабре и ходит без них до апреля — мая. Часто лося называют сохатым из-за рогов, своей формой напоминающих соху.Moose superior.jpg

Пятнистый олень — млекопитающее из семейства оленевых. Длина тела 160—180 см, высота в холке 95—112 см, масса — 75—130 кг. Летом окраска красно-рыжая с белыми пятнами, зимой тускнеет. Питается  травянистыми растениями, опавшими желудямиорехами и плодами.Пятнистый олень III.jpg

Ausgewachsenes Wildschwein beim Suhlen.JPGКаба́н, или вепрь, или ди́кая свинья́, -всеядное парнокопытное   нежвачное  млекопитающее из рода кабанов. Длина тела до 175 см, высота в холке до 1 м. Вес взрослого кабана обычно не превышает 100 кг, хотя может достигать 150—200 кг.

 

  1.   В каком веке Лосиный остров получил статус национального парка?

Ответ_________________________

2.      Выпишите из текста имя прилагательное со значением «единственный, неповторимый»

_______________________________________________

  1. Используя схему (см. Рисунок 1) парка, запишите число, которым обозначено место – исток реки Яузы.

_____________

  1. Выпишите из текста предложение, которое поясняет почему лося называют «сохатый».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Установите соответствие:

1. Лось

 А) масса 1 ц, длина больше 1м 75 см

2. Кабан           

Б)  1м 80 см в длину, масса -  75 кг

 3. Пятнистый олень

В)  длина достигает до 300 см, масса может быть 6 ц

Запишите в таблицу буквы под соответствующими цифры.       

1

2

3

  1. Сотрудники национального парка «Лосиный остров» провели опрос. У посетителей спросили: «Какая, по Вашему мнению, главная цель создания парка «Лосиный остров»?»

Результаты опроса представлены в таблице.

Результаты опроса посетителей

 

Варианты ответа

1 группа-  Прийти и подышать свежим воздухом

2 группа-  для сохранения природы и экологического просвещения населения.

3группа -  Погулять и покормить белочек

С кем из посетителей Вы согласны? Обоснуйте свой выбор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

М. Зощенко

 «Самое главное»  

Мальчик Андрюша был трусливым. Он боялся всего. Но больше всего боялся мальчишек. И мама этого мальчика очень грустила, что у неё трусливый сынок.

Мама мальчика сказала ему:
— Ах, плохо, что ты всего боишься! Только храбрецы хорошо живут на свете. Все любят и уважают их. А трусливых никто не любит.

Мальчик Андрюша так ответил своей маме:
— С этих пор, я решил быть храбрым человеком.

И Андрюша пошёл погулять. Мальчишки играли в футбол. Мальчишки эти, обыкновенно, задевали Андрюшу. Но сегодня Андрюша не убежал. Он крикнул:
— Эй, мальчишки! Сегодня я не боюсь вас!

Мальчишки удивились, что Андрюша так смело им крикнул. Один из них — Санька — сказал:
— Сегодня Андрюшка что-то задумал против нас. Давайте лучше уйдём, а то нам попадёт от него.

Но мальчики не ушли. Один дёрнул Андрюшу за нос. Другой сбил ему кепку с головы. Третий мальчик ткнул Андрюшу кулаком. И Андрюша с рёвом вернулся домой.

Дома Андрюша сказал маме:
— Мама, я сегодня был храбрый, но из этого ничего не получилось.

Мама сказала:                                                                                                                                                                          
— Глупый мальчик. Недостаточно быть только храбрым, надо быть ещё сильным.

Тогда Андрюша взял бабушкину палку и пошёл во двор. Но мальчишек уже не было. Там гуляла собака. Размахивая палкой, Андрюша сказал:

— Попробуй только залай на меня — получишь по заслугам.

Собака начала лаять. Андрюша ударил собаку, но та забежала сзади и порвала Андрюшины штаны.  Андрюша побежал домой. Утирая слёзы, он сказал своей маме:
— Мама, я сегодня был сильный и храбрый, но из этого ничего не получилось.

Мама сказала:
—Недостаточно быть храбрым и сильным. Надо ещё иметь смекалку.

Андрюша сказал своей маме:

— С этих пор я буду всякий раз думать, когда что-нибудь случится.

Андрюша вышел на улицу. Мальчишки купались в реке. Санька стал кричать:
— Спасите, тону!

Андрюша крикнул:
—Я тебя сейчас спасу!

Андрюша хотел броситься в воду, но потом подумал: «Я плохо плаваю. Поступлю умней - сяду в лодку и подплыву к нему». Андрюша вскочил в лодку, он не умел грести. А в этот момент по реке плыла другая лодка с людьми. Эти люди спасли Саню. Они догнали лодку Андрюши и подтянули к берегу. Андрюша пошёл домой и сказал своей маме:
— Мама, я сегодня был храбрый, умный и сильный, но у меня ничего не вышло.

Мама сказала:

— Глупый мальчик! Я забыла тебе сказать самое главное.
Недостаточно быть храбрым, умным и сильным. Надо ещё иметь знания. Кто много знаем, тот умеет грести. Чтобы это знать, надо учиться.

— С этих пор я буду всему учиться», - сказал Андрюша.

7.Какие из утверждений верны?

А. Андрюша хотел стать храбрым и умным

Б. Андрюша сам виноват в том, что собака порвала ему штаны.

1) только А

2) только Б

3) и А, и Б

4) ни А, ни Б

8. Какое значение вкладывает автор во фразу «иметь смекалку»?

1) Иметь длинную и тяжёлую палку

2) Долго думать и принимать решение

3) Быстро соображать

9. Как можно заменить слово «обыкновенно» в предложении «Мальчишки эти, обыкновенно, задевали Андрюшу».

1) по-дружески

2) обычно

3) зло

4) весело

10. Чтобы пересказать текст и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположите пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очередности.

А. Смекалка

Б. Сила

В. Храбрость

Г. Умение учиться

Укажи верный ответ.

  1. ВБАГ         2) ВГБА        3) АВГБ        4) БВГА

11. Закончите предложение в соответствии с содержанием текста.

Андрюша хотел быть храбрым, сильным и      ____________________________________________________________________________________________________________.

12. Запишите значения слов и словосочетаний.

Потешаются - ______________________________

Боялся, как огня -___________________________________

Взяли на буксир- ___________________________________________________

13. Какие слова точно характеризуют Андрюшу?

1)Сильный, смелый.

2)Трусливый, умный.

3)Трусливый, глупый.

14. Объясните значение выражения: «Учёба и труд к победам приведут»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обучения и осмысленному чтению в начальной школе

Технология обучения и осмысленному чтению в ...

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литерат...

Рекомендации по проверке у школьников навыков осмысленного чтения

Рекомендации по проверке у школьников навыков осмысленного чтения...

Статья " Работа над осмысленным чтением"

Статья о работе над осмысленным чтением. Как формировать осмысленное чтение, при помощи каких методов....

Статья "Формирование осмысленного чтения у начинающего читателя"

Проблемы формирования смыслового чтения лежат в основе обучения.Без понимания прочитанного невозможна успешность ребенка не только как ученика, но и становление его как личности....

карточка для совершенствования навыков осмысленного чтения

В данной разработке представлен  дидактический материал - карточка для совершенствования навыков осмысленного чтения...