Осмысленное чтение
учебно-методический материал по чтению (3, 4 класс)
Вариант работы по литературному чтению. Содержит работу с двумя видами текстов: научно-популярным и художественным.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 645.26 КБ | |
| 704.88 КБ |
Предварительный просмотр:
4 класс
1 вариант
ФИ ученика (цы) __________________________ класс______
Выполняя задания, либо обведи номер верного ответа,
либо запиши ответ в указанном месте.
Дарвиновский музей
Дарвиновский музей - московский музей, посвящённый эволюции, то есть развитию живой природы. Назван в честь автора учения об эволюции Чарльза Дарвина. Основан в 1907 году. Общая площадь музея составляет 5000 м2. В музее представлена информация о ходе эволюции и многообразии жизни на Земле.
В музее два здания, соединённые подземным переходом.
В основном здании экспозиция размещена на трёх этажах и состоит из 7 выставочных залов и интерактивного центра «Познай себя - познай мир».
В выставочном корпусе 7 этажей. На каждом этаже расположена новая тематическая выставка. Здесь расположены интерактивная экспозиция «Пройди путём эволюции», Творческая лаборатория «Бионикаклаб», Цифровой планетарий, «Мир под микроскопом». Летом из оранжереи можно выйти на крышу и там посетить выставку «Парк над городом».
В музее хранятся около 400000 предметов. В залах музея можно совершить путешествие в разные уголки планеты: в царство льда и холода, в жаркую пустыню, в тропические леса и даже на дно океана! Познакомиться с чудесными растениями и животными там обитающими.
Интересный факт!
Чарльз Дарвин – английский ученый-натуралист, который утверждал, что главное условие развития живой природы является естественный отбор – умение организмов приспосабливаться к новым условиям.
Рисунок 1. Схема залов и экспозиций Дарвиновского музея.
Белый медведь — самый крупный представитель семейства медвежьих и отряда хищных. Его длина достигает 3 м, масса до 1 т. Обычно самцы весят 400—450 кг, длина тела 200—250 см. Самки заметно мельче (200—300 кг, 160—250 см).
Морж — крупный морской зверь с очень толстой кожей. Верхние клыки чрезвычайно развиты и направлены вниз. Хотя некоторые тихоокеанские самцы могут весить до 2000 кг, большинство весят от 800 до 1700 кг. Самки весят меньше, в среднем 560 кг — 794 кг при длине от 2,2 до 3,6 м.
Обыкновенный тюле́нь - представитель семейства настоящих тюленей. Встречаются во всех морях примыкающих к Северному Ледовитому океану. Взрослые особи достигают 1,85 м в длину и 135 кг массы.
- В каком веке был основан Дарвиновский музей?
Ответ_________________________
2. Каким словом можно заменить выделенное в словосочетании слово: «… информация о ходе эволюции и многообразии жизни на Земле»
1) происхождения 2) развития 3) истории
- Используя схему (см. Рисунок 1) музея, запишите название зала, который необходимо посетить, если вы хотите увидеть движущихся динозавров.
_______________________________________________
- Выпишите из текста предложение, которое поясняет название музея.
____________________________________________________
____________________________________________________
- Установите соответствие (соедините):
1. Белый медведь | А) масса 560 кг, длина больше 2 метров |
2. Морж | Б) 1м 85 см в длину, масса - 135 кг |
3. Обыкновенный тюлень | В) длина достигает 300 см, масса до 10 ц |
Запишите в таблицу буквы под соответствующими цифрами.
1 | 2 | 3 |
- В прошлом году сотрудники Дарвиновского музея провели опрос. У посетителей спросили: «Какая, по Вашему мнению, главная цель у Дарвиновского музея?»
Результаты опроса представлены в таблице.
Результаты опроса посетителей
Варианты ответа |
1 группа- Дать возможность посетить интерактивные центры музея |
2 группа- Познакомить с ходом эволюции и многообразием жизни на земле |
3 группа - Проводить увлекательные интерактивные занятия |
С кем из посетителей Вы согласны? Обоснуйте свой выбор.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Трусишка Вася» М. Зощенко
Васин отец был кузнец. Он каждый день ездил в кузницу на своей лошади. А вечером он возвращался.
А сын его, шестилетний парнишка Вася, был любитель немного покататься. Отец, например, приезжает домой, слезает с телеги, а Васютка туда моментально влезает и едет до самого леса. А отец ему не позволял это делать. Когда Васютка влезал в телегу, лошадь на него глядела. И хвостом махала, — дескать, сойди, мальчишка, с моей телеги. Но Вася стегал лошадь прутом, ей было больно, но она бежала.
Вот вечером отец вернулся домой. Вася влез в телегу, стегнул лошадку прутом и выехал со двора. Едет он через лесок и хлещет своего черного конька, чтоб он пошибче бежал.
Вдруг кто-то как огреет Васю по спине!
Васютка подскочил от удивления. Он подумал, что это отец его догнал и хлестнул прутом. Вася оглянулся. Видит — никого нету. Тогда он снова стегнул лошадь. Но тут, во второй раз, кто-то опять как ахнет его по спине!
Вася снова оглянулся. Нет, смотрит, никого нету. Что за чудеса в решете?
А надо вам сказать, когда Вася ехал через лес, в колесо попала большая ветка от дерева. Она крепко зацепилась за колесо. И как только колесо обернется, ветка, конечно, хлопает Васю по спине. А Вася это не видит - уже темно.
Вот ветка ударила Васю в третий раз, и он еще больше испугался. Он думает: «Ой, может быть, меня лошадь бьет. Может быть, она как-нибудь мордой схватила прут и тоже меня в свою очередь стегает». Тут он немного даже отодвинулся от лошади. Только он отодвинулся, а ветка хлесь Васю по затылку. Вася бросил вожжи и как закричит от страха. Лошадь повернула назад и пустилась со всех ног к дому. А ветка как начнет хлестать Васю еще чаще. Тут, знаете, не только маленький, но и большой может испугаться.
Лошадь скачет. Вася лежит в телеге и орет. А ветка его лупит — по спине, по ногам, по затылку.
Вася кричит:
— Ой, папа! Ой, мама! Меня лошадь бьет!
Но тут лошадь подъехала к дому и остановилась. Васютка лежит в телеге и сходить боится. Пришел отец распрягать лошадь, Васютка сполз с телеги. И тут он вдруг увидел в колесе ветку, которая его била. Вася отцепил ветку и хотел ударить лошадь. Но отец сказал:
— Оставь свою глупую привычку бить лошадь. Она умней тебя и сама хорошо понимает, что ей надо делать.
Вася пошел домой и лег спать. Ночью ему приснился сон, будто приходит к нему лошадь и говорит:
— Ну что, трусишка, покатался?
Утром Вася проснулся и пошел на речку ловить рыбок.
- Какие из утверждений верны?
А. Вася любил брать телегу без спросу и кататься на ней.
Б. Вася остановился в лесу и заметил ветку в колесе телеги.
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
8. Какое значение вкладывает автор во фразу «чудеса в решете»?
1) Неприятное происшествие
2) Что-то необычное, невероятное и странное
3) Интересный случай
9. Как можно заменить слово «пошибче» в предложении «И вот он едет через лесок и хлещет своего черного конька, чтоб он пошибче бежал».
1) чуть медленнее
2) очень быстро
3) страшно
4) больно
10. Чтобы пересказать текст и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположите пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очередности.
А. Слова отца
Б. Проказы Васи
В. Испуг и возвращение домой
Г. Удар
Укажи верный ответ.
- АГБВ 2) ВГБА 3) БГВА 4) БВГА
11. Закончите предложение в соответствии с содержанием текста.
На следующий день Вася пошёл на рыбалку, потому что ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
12. Запишите значения слов и словосочетаний.
Моментально - _________________________________________
Распрягать - ___________________________________________
Огреет (по спине) - _____________________________________
13. Какие слова точно характеризуют Васю?
1. Весёлый, беззаботный.
2. Непослушный, беззаботный.
3. Весёлый, послушный.
14. Объясните значение выражения: «Не балуй и бит не будешь»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
4 класс
2 вариант
ФИ ученика (цы) __________________________ класс______
Выполняя задания, либо обведи номер верного ответа,
либо запиши ответ в указанном месте.
Лоси́ный О́стров
Лоси́ный О́стров — национальный парк на территории Москвы и Московской области. Лесопарк известен с начала XV века. С 1983 года имеет статус национального парка Парк создан для сохранения природы и экологического просвещения населения. Общая площадь национального парка составляла 116 км².
В Лосином Острове произрастает более 500 видов растений. Фауна насчитывает более 280 видов животных. На территории Лосиного Острова обитают 70 лосей, 300 пятнистых оленей, 200 кабанов, 300 зайцев. Некоторые виды птиц и растительности внесены в Красную книгу.
Одной из главных достопримечательностей парка является Бумажная просека. Она была прорублена в незапамятные времена для перевозки леса, который шел на изготовление бумаги. Сейчас это хорошо заасфальтированная широкая дорога.
Уникальным объектом Лосиного Острова является Лосиная биостанция. Здесь посетителям предоставляется возможность потрогать и покормить самых крупных копытных Подмосковья. Также на территории парка открыты для посещения дендрарий, Конный двор, Музей «Русский быт». Посещаемость национального парка весьма высока: в среднем 10 000 человек ежедневно.
Рисунок 1. Схема парка Лосиный остров.
Лось - млекопитающие, самый крупный представитель семейства оленевых. Длина тела самца до 3 м, высота в холке до 2м, масса 360—600 кг. Самки меньше. У самцов огромные рога. Рога лось сбрасывает ежегодно в ноябре — декабре и ходит без них до апреля — мая. Часто лося называют сохатым из-за рогов, своей формой напоминающих соху.
Пятнистый олень — млекопитающее из семейства оленевых. Длина тела 160—180 см, высота в холке 95—112 см, масса — 75—130 кг. Летом окраска красно-рыжая с белыми пятнами, зимой тускнеет. Питается травянистыми растениями, опавшими желудями, орехами и плодами.
Каба́н, или вепрь, или ди́кая свинья́, -всеядное парнокопытное нежвачное млекопитающее из рода кабанов. Длина тела до 175 см, высота в холке до 1 м. Вес взрослого кабана обычно не превышает 100 кг, хотя может достигать 150—200 кг.
- В каком веке Лосиный остров получил статус национального парка?
Ответ_________________________
2. Выпишите из текста имя прилагательное со значением «единственный, неповторимый»
_______________________________________________
- Используя схему (см. Рисунок 1) парка, запишите число, которым обозначено место – исток реки Яузы.
_____________
- Выпишите из текста предложение, которое поясняет почему лося называют «сохатый».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Установите соответствие:
1. Лось | А) масса 1 ц, длина больше 1м 75 см |
2. Кабан | Б) 1м 80 см в длину, масса - 75 кг |
3. Пятнистый олень | В) длина достигает до 300 см, масса может быть 6 ц |
Запишите в таблицу буквы под соответствующими цифры.
1 | 2 | 3 |
- Сотрудники национального парка «Лосиный остров» провели опрос. У посетителей спросили: «Какая, по Вашему мнению, главная цель создания парка «Лосиный остров»?»
Результаты опроса представлены в таблице.
Результаты опроса посетителей
Варианты ответа |
1 группа- Прийти и подышать свежим воздухом |
2 группа- для сохранения природы и экологического просвещения населения. |
3группа - Погулять и покормить белочек |
С кем из посетителей Вы согласны? Обоснуйте свой выбор.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
М. Зощенко
«Самое главное»
Мальчик Андрюша был трусливым. Он боялся всего. Но больше всего боялся мальчишек. И мама этого мальчика очень грустила, что у неё трусливый сынок.
Мама мальчика сказала ему:
— Ах, плохо, что ты всего боишься! Только храбрецы хорошо живут на свете. Все любят и уважают их. А трусливых никто не любит.
Мальчик Андрюша так ответил своей маме:
— С этих пор, я решил быть храбрым человеком.
И Андрюша пошёл погулять. Мальчишки играли в футбол. Мальчишки эти, обыкновенно, задевали Андрюшу. Но сегодня Андрюша не убежал. Он крикнул:
— Эй, мальчишки! Сегодня я не боюсь вас!
Мальчишки удивились, что Андрюша так смело им крикнул. Один из них — Санька — сказал:
— Сегодня Андрюшка что-то задумал против нас. Давайте лучше уйдём, а то нам попадёт от него.
Но мальчики не ушли. Один дёрнул Андрюшу за нос. Другой сбил ему кепку с головы. Третий мальчик ткнул Андрюшу кулаком. И Андрюша с рёвом вернулся домой.
Дома Андрюша сказал маме:
— Мама, я сегодня был храбрый, но из этого ничего не получилось.
Мама сказала:
— Глупый мальчик. Недостаточно быть только храбрым, надо быть ещё сильным.
Тогда Андрюша взял бабушкину палку и пошёл во двор. Но мальчишек уже не было. Там гуляла собака. Размахивая палкой, Андрюша сказал:
— Попробуй только залай на меня — получишь по заслугам.
Собака начала лаять. Андрюша ударил собаку, но та забежала сзади и порвала Андрюшины штаны. Андрюша побежал домой. Утирая слёзы, он сказал своей маме:
— Мама, я сегодня был сильный и храбрый, но из этого ничего не получилось.
Мама сказала:
—Недостаточно быть храбрым и сильным. Надо ещё иметь смекалку.
Андрюша сказал своей маме:
— С этих пор я буду всякий раз думать, когда что-нибудь случится.
Андрюша вышел на улицу. Мальчишки купались в реке. Санька стал кричать:
— Спасите, тону!
Андрюша крикнул:
—Я тебя сейчас спасу!
Андрюша хотел броситься в воду, но потом подумал: «Я плохо плаваю. Поступлю умней - сяду в лодку и подплыву к нему». Андрюша вскочил в лодку, он не умел грести. А в этот момент по реке плыла другая лодка с людьми. Эти люди спасли Саню. Они догнали лодку Андрюши и подтянули к берегу. Андрюша пошёл домой и сказал своей маме:
— Мама, я сегодня был храбрый, умный и сильный, но у меня ничего не вышло.
Мама сказала:
— Глупый мальчик! Я забыла тебе сказать самое главное.
Недостаточно быть храбрым, умным и сильным. Надо ещё иметь знания. Кто много знаем, тот умеет грести. Чтобы это знать, надо учиться.
— С этих пор я буду всему учиться», - сказал Андрюша.
7.Какие из утверждений верны?
А. Андрюша хотел стать храбрым и умным
Б. Андрюша сам виноват в том, что собака порвала ему штаны.
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
8. Какое значение вкладывает автор во фразу «иметь смекалку»?
1) Иметь длинную и тяжёлую палку
2) Долго думать и принимать решение
3) Быстро соображать
9. Как можно заменить слово «обыкновенно» в предложении «Мальчишки эти, обыкновенно, задевали Андрюшу».
1) по-дружески
2) обычно
3) зло
4) весело
10. Чтобы пересказать текст и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположите пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очередности.
А. Смекалка
Б. Сила
В. Храбрость
Г. Умение учиться
Укажи верный ответ.
- ВБАГ 2) ВГБА 3) АВГБ 4) БВГА
11. Закончите предложение в соответствии с содержанием текста.
Андрюша хотел быть храбрым, сильным и ____________________________________________________________________________________________________________.
12. Запишите значения слов и словосочетаний.
Потешаются - ______________________________
Боялся, как огня -___________________________________
Взяли на буксир- ___________________________________________________
13. Какие слова точно характеризуют Андрюшу?
1)Сильный, смелый.
2)Трусливый, умный.
3)Трусливый, глупый.
14. Объясните значение выражения: «Учёба и труд к победам приведут»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология обучения и осмысленному чтению в начальной школе
Технология обучения и осмысленному чтению в ...

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.
Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литерат...

Рекомендации по проверке у школьников навыков осмысленного чтения
Рекомендации по проверке у школьников навыков осмысленного чтения...

Статья " Работа над осмысленным чтением"
Статья о работе над осмысленным чтением. Как формировать осмысленное чтение, при помощи каких методов....

Статья "Формирование осмысленного чтения у начинающего читателя"
Проблемы формирования смыслового чтения лежат в основе обучения.Без понимания прочитанного невозможна успешность ребенка не только как ученика, но и становление его как личности....
карточка для совершенствования навыков осмысленного чтения
В данной разработке представлен дидактический материал - карточка для совершенствования навыков осмысленного чтения...
Использование Элементов техники скорочтения на уроках литературного чтения в начальной школе как средства формирования навыка осмысленного чтения.
Данные упражнения позволят сформировать навык осмысленного чтения...



















