Технологическая карта занятия по обучению пересказу на примере рассказа К.Д. Ушинского "Четыре желания"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению в начальной школе по обучению пересказа на примере произведения К.Д. Ушинского "Четыре желания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по обучению пересказу литературного произведения

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Тема занятия: пересказ рассказа К. Ушинский «Четыре желания»

Возрастная группа: подготовительная

Цель занятия: понимание и запоминание текста для правильного пересказа

Задачи занятия:

Обучающая: послушать рассказ К. Ушинский «Четыре желания», понять, что каждое время года красивое по своему, учувствовать в беседе, высказывать свою точку зрения, восстановить последовательность рассказа и рассказать

Развивающая: произнести скороговорку с разной силой голоса, слушать внимательно, отвечать на вопросы полными предложениям

Воспитательная: ценить природу, понимать, что каждое время года прекрасно, слушать друг друга не перебивая, помогать друг другу, работать вместе и дружно

Дополнительные задачи:

Словарная работа:

Обогащение словаря: сенокос

Активизация словаря: библиотека, румяные, предложения,вывод

Планируемый результат занятия: дети поняли основную мысль рассказа, отвечали на вопросы полными предложениями, запомнили содержание и последовательность событий, пересказали его , сложили правильно 4 иллюстрации, которые состоят из 4 частей, правильно установили последовательность действий

Подготовительная работа: наблюдение на прогулке, как дети катаются на саночках с горки, Беседа «Время года», сюжетные картинки «Времена года», разработка вопросов к беседе по рассказу

Материалы и оборудование: рассказ К. Ушинского «Четыре желания», сундучок, письмо, иллюстрации Мити в каждое время года (4 картинки, каждая разрезана на 4 части)

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно- мотивационный этап

Создать интерес к занятию, подготовке детей к восприятию текста

- Ребята, какой сегодня замечательный день!

- Для начала встанем в круг! - Сколько радости вокруг!

- Мы все за руки возьмемся!

- И друг другу улыбнемся!

- Мы готовы поиграть!

- Можно смело начинать!

- Ребята, какие времена года вы знаете?

- Молодцы, правильно!

- Давайте, все дружно поиграем!

- Я сейчас вам буду говорить предложения, а вы должны будете правильно повторять за мной хором.

- Ма - ма – ма - наступила вновь зима

А теперь повторите очень тихо

- Ну – ну – ну - очень ждали мы весну

А теперь давайте громко

- Ра – ра – ра - на улице жара

А теперь давайте повторим шёпотом

- Ду – ду - ду – фрукты собирай в саду

- Молодцы, вы хорошо справились!

- Ребята, посмотрите!

Показываю детям сундучок!

- Как вы думаете, что в сундучке?

- Хорошо, я открываю сундучок

Открываю сундук

- Ребята что это?

Показываю детям картинки( 4 картинки, каждая разрезана на 4 части)

- Ребята, в сундучке еще письмо!

- Хотите узнать, что написали нам?

Приветствие

Вопросы

Похвала

Чистоговорки

Похвала

Привлечение внимания

Показ

Вопросы

Показ

Вопрос

Дети встают в круг, приветствуют друг друга

Улыбаются друг другу

- Зима, весна, лето, осень

- Давайте, поиграем!

- Хорошо, будем повторять

Смотрят на меня и повторяют чистоговорки

- Ма - ма – ма - наступила вновь зима

- Ну – ну – ну - очень ждали мы весну

- Ра – ра – ра - на улице жара

- Ду-ду-ду – фрукты собирай в саду

Смотрят внимательно, дети заинтересовались

Дети удивлены

- Подарок?

- Конфета?

- Игрушка?

- Давайте ее откроем и узнаем?

- Это части картинок!

- Да!

Дети заинтересованы к предстоящей деятельности

2.

Основной этап

Этап постановки

проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию, предложения детей

Зачитываю детям содержание письма

- Ребята, меня зовут Митя. Помогите мне, пожалуйста, восстановить иллюстрации поочередно из рассказа« Четыре желания». Мне нужно сдать в библиотеку книгу, но кто-то порвал картинки, без картинок книгу не примут!

- Ребята, в сундучок Митя вложил еще и книгу!

- И правда, в книге нет картинок, к рассказу вот беда!

- Ребята, как мы поможем Мите?

- А как мы соберем их последовательно, мы не знаем как все было?

- Какие вы у меня догадливые, молодцы!

Проблемная ситуация

Наводящие вопросы

Похвала

Слушают внимательно

- Нужно собрать картинки!

- Нужно прочитать рассказ

Дети введены в проблемную ситуацию

Этап ознакомления с материалом

Прочитать рассказ

- Я недавно прочитала этот рассказ, он мне очень понравился, в рассказе говориться о мальчике Мите, который в любую погоду способен увидеть хорошее, выбрать себе занятие по душе. Мне нравится его положительный настрой, его добрые отношения с отцом. Митя любит природу, он близок к ней. Природа отдает великое даром — свежий воздух, солнце, красоту. Надо ценить природу и уметь видеть в ней прекрасное

- А вы хотите узнать, какие желания были у мальчика в разные времена года?

Присаживайтесь на стульчики, ножки вместе, спинка прямая и слушаем меня внимательно!

Выразительное чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

- Вам понравился рассказ?

- Какие слова вам были не понятные в рассказе?

- Ребята сенокос - это когда косят траву и высушивают, когда трава высыхает, ее называет сено, зимой сеном кормят животных

- Ребята, как назывался рассказ?

- Кто автор рассказа « Четыре желания»?

- Кто был главным героем в рассказе? Как его звали?

- Какой Митя в рассказе, как вы его можете описать?

- О чем говориться в этом рассказе?

-Чем Мите понравилась зима?

- Давайте мы с вами сейчас поиграем в игру «Внимательные ушки»

- Я буду начинать предложение. А вы его закончите

- Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:…

- Правильно, молодцы!

- Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик ловил…

- Правильно!

-Ребята, давайте представим, что мы на рыбалке ловим рыбу, а она от нас уплывает!

- Представили?

- Теперь встаньте возле своих стульчиков, аккуратно никого не задеваем! Смотрим на меня и повторяем движения за мной

Физминутка «Рыбки»

- Рыбки плавали, ныряли (волнообразные вертикальные движения ладошками)
- И плескались на воде (волнообразные горизонтальные движения ладошками)
- То сойдутся, разойдутся, (горизонтальные сходящиеся и расходящиеся движения)
- То зароются в песке. (приседают с круговыми движениями ладоней)

- Молодцы! Справились с заданием!

Поза внимательного слушателя

Выразительное чтение

Вопросы

Объяснение

Беседа

Игра «Закончи предложение»

Похвала

Динамическая пауза

Объяснение

Показ

Выполнение

Похвала

- Да, хотим узнать

- Да!

- Сенокос

- Рассказ называется «Четыре желания»

- Автор рассказа «Четыре желания» К. Ушинский

- Главным героем рассказа был Митя

- Митя весёлый и добрый мальчик, озорной, любит играть

- В рассказе говориться о том, что Мите нравились время года, каждое чем- то своим

- Мите понравилась зима, тем, что можно катался на саночках и на коньках

- Давайте!

- Что за прелесть эта весна!

- Рыбу и набрал ягод, кувыркался в душистом сене

- Давайте!

- Да!

Дети повторяют движения

Дети внимательно и с большим интересом прослушали рассказ «Четыре желания»

Все дети участвовали в беседе ,отвечали полными предложениями

Этап практического решения проблемы

Пересказ рассказа

- Присаживайтесь на стульчики, ножки вместе, спинка прямая и слушаем меня внимательно

- Ребята вы внимательно слушали рассказ?

- Ваши друзья и близкие не слышали рассказ «Четыре желания», как им будет приятно когда они услышат его, познакомятся с ним.

- Каждый из вас сможет научиться пересказывать этот рассказать и вы с радостью расскажите его кому захотите!

-Ушки слушают внимательно!

Повторное чтение

- Ребята, как вы понимаете пословицу «От осени к лету назад поворота нету»?

- Да, правильно! Молодцы!

- А теперь ребята, кто хочет пересказать рассказ?

- Хорошо, Саша, мы все тебя внимательно слушаем

- Молодец!

- Саша, с кем ты поделишься рассказом?

- Хорошо, ему будет интересно!

- Маша, давай теперь послушаем тебя

- Умничка Маша!

- Маша, кому ты расскажешь рассказ?

- Хорошо, мама рада будет послушать

- Ребята, давайте все вы сегодня все кому-нибудь расскажите рассказ « Четыре желания»

- Теперь встаньте возле своих стульчиков, и аккуратно никого не задеваем, присаживаемся за столы! Ножки вместе, спинка прямая и смотрим на меня ,повторяем движения за мной

Времена года»

Круглый год

Круглый год, круглый год!

(Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.)

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим -

Идет за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными

(на каждое время года). Повторяют другой рукой).

- Ребята, вы послушали замечательный рассказ, Саша и Маша пересказали его теперь вы сможете собрать иллюстрации к книге последовательно?

- Хорошо, на каждом столе у вас лежат картинки из 4 частей их нужно сначала соединить правильно, а потом выложить последовательность действий по рассказу К. Ушинского « Четыре желания»

Поза внимательного слушателя

Уточнение

Совет

Повторное чтение

Напоминание

Вопрос

Пословица

Указание

Напоминание

Пальчиковая гимнастика

Вопрос

Объяснение

Выполнение

-Да

.

- Смысл данной пословицы в том, что все сезоны года идут чередом и в природе все закономерно. Вслед за летом идет осень, за осенью зима ,после зимы весна, после весны лето, и так каждый год повторяется

- Я (Саша)

Пересказ Саши

- Я расскажу своему брату Вове

- Я тоже хочу пересказать ( Маша)

Пересказ Маши

- Я расскажу маме

- Хорошо, мы расскажем

Дети присаживаются за столы

Дети повторяют движения

- Да, конечно сможем

- Мы поможем Мите!

Дети собирают картинку из 4 частей

Дети пересказали рассказ « четыре желания»

3.

Заключительный этап

Подвести итоги занятия, анализ результатов

Помочь детям осознать основную идею

- Все собрали?

- Сейчас подойду к каждому столу и посмотрю, как вы меня внимательно слушали!

- Какие все молодцы! Вы все меня внимательно слушали, все правильно разложили иллюстрации!

- Ребята мы смогли помочь Мите?

- Как?

- Да, ребята, благодаря вам Митя сдаст книгу в библиотеку! Спасибо вам большое за помощь! Молодцы!

- Ребята, вам понравился рассказ?

- Что больше всего понравилось?

- Как назывался рассказ?

- Молодцы!

- Кто автор рассказа?

- Хорошо

- Что автор хотел передать через этот рассказ, что вы поняли, когда слушали и пересказали его?

- Замечательно!

Контроль выполнения задания

Подведение итогов

Благодарность

Рефлексия

Вопросы

Повторение

Похвала

- Все! Мы выполнили! Собрали и выложили последовательность действий!

- Да!

- Мы правильно собрали иллюстрации к книге, теперь Митя сможет сдать книгу в библиотеку!

- Мы рады были помочь Мите!

- Да!

- Мне понравился отец Мити, который придумал записывать пожелания сына в свою записную книжку, с тем, чтобы позже наглядно показать ему, что каждое время года прекрасно по-своему

- « Четыре желания»

- К. Ушинский

- Рассказ Ушинского «Четыре желания» учит радостно относиться к жизни, ценить все хорошее, что есть в каждом времени года

Дети делают вывод , высказывают свое мнение и отношение к рассказу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по математике по теме "Решение примеров в несколько действий со скобками." 2 класс

Тип урока:  урок  рефлексииФормы работы: Фронтальная, индивидуальная, парнаяТехнология системно-деятельностного подхода...

Конспект фронтального занятия по обучению пересказу.

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....

Технологическая карта урока математики по теме: "Решение примеров и задач в пределах 20".

Данный материал будет полезен учителям школы психолого-педагогической поддержки....

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Технологическая карта урока математики 1 класс"Решение примеров и задач в пределах 7"

Урок математики в 1 классе по обозначенной теме направлен на формировпание и развитие всех видов учебной деятельности личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.Чтобы достичь планируемы...

Технологическая карта занятия по обучению грамоте "Закрепление буквы "З" и звуков "з", "з"" (1 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: рефлексия Цель урока: обобщение знаний обучающихся буквы "З" и звуков "з", "з"Задачи урока:Дидактические1. Закрепить знание о звуках "з" и букве...