урок литературного чтения В.В.Лунин " Я и Вовка "
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Брянская Татьяна Борисовна

урок литературного чтения В.В.Лунин " Я и Вовка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок литерурного чтения762.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В. В. Лунин «Я и Вовка»

Слайд 1

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: обучение навыкам оценки поступков героев в авторских произведениях на примере рассказа в. в. Лунина «я и Вовка».

Результаты:

личностные: освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление уважения, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям;

предметные: оценивать поступки героев произведения;

Метапредметные:

— регулятивные: контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении (слушании) произведения; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

— коммуникативные: признавать возможность существования разных точек зрения; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— познавательные:находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; устанавливать причинно-следственные связи в сюжете художественного текста, при характеристике поступков героев.

_____________________

Слайд 2

Самоопределение к деятельности

Добрый день, ребята!:

-Давайте настроимся на урок, посмотрим друг на друга улыбнемся.  Проверим как мы сидим.

_____________________

Слайд 3

Речевая разминка— Разомнёмся. Давайте вместе хором прочитаем скороговорку, чётко проговаривая каждый звук.

1. Сначала сделаем это,

выберем три любые интонации и попробуем прочитать каждое трёхстишие с одной из них. (Интонации на выбор: сердитая, удивлённая, насмешливая, т. д.)

— Ребята, что значит «Не разлей вода»? (Близкие, неразлучные.)

— Согласны ли вы с тем, что дружба проверяется поступками, а не словами?

_____________________

Слайд 4

Актуализация

Ребята, что за определение записано на слайде? Каких слов в нём не хватает? (Поступок, поступки.)

А мы можем как-нибудь иначе, не через поступки, узнать о том, каков человек, как он относится к окружающим?

(Нет, мы не узнаем, каков человек внутри, пока он не проявит себя во внешнем мире.

-А делает он это через поступки.)

Могут ли слова считаться поступками? Почему? (Нет. Поступками будут считаться не сами слова, а то действие, которое за ними стоит. Например: пожалел, оскорбил, обещал, обманул, рассказал.)

Может ли наше случайное падение на льду на другого человека считаться поступком? Почему? (Нет. Поступок — это всегда результат сознательно принятого решения, а не случайность и не стечение обстоятельств.)

Является ли намерение, желание что-то сделать поступком? Почему? (Нет, т. к. намерение никак не проявляется во внешнем мире.)

____________________

Слайд 5

Актуализация— Ребята, всё верно. Вот таким образом мы с вами определяем поступок.

_____________________

Слайд 6

Целеполагание

— Ребята, что, по-вашему, написано на слайде? Что объединяет эти записи? (Это всё оценки, характеристики поступков.)

— Всё верно, и сегодня эти слова помогут нам в нашей работе при чтении стихотворения В. В. Лунина «Я и Вовка».

— Вы уже догадались, что будем мы изучать сегодня, какие цели перед собой поставим?

_____________________

Слайд 7

Целеполагание

После обсуждения версий ребят учитель помогает сформулировать тему и цели урока.

-Давайте определим цели нашего урока

___________________

Слайд 8, 9

Открытие нового знания. 

Ребята, с писателем Виктором Владимировичем Луниным вы уже знакомились на одном из уроков литературного чтения в 1 классе. Какие его произведения вы уже знаете? («Я видел чудо».)

— Я предлагаю вам вспомнить его биографию.

— Кто знает, какое большое историческое событие произошло 9 мая 1945 года? (Это дата победы в Великой Отечественной войне.)

— Да. Виктор Владимирович родился всего за 3 дня до него.

—— Знаете ли вы, какие обучающие книги он создавал для детей? (Стихотворную «Аз-бу-ку».)

____________________

Слайд 10

Открытие нового знания

— Ребята, давайте прочитаем произведение В. В. Лунина «Я и Вовка». Слушайте внимательно и готовьтесь отвечать на вопросы.

Произведение озвучивает учитель или хорошо, выразительно читающий ученик.

Читают первую часть стихотворения. (Кино, поход, музей.)

 Ребята, что произошло в этом отрывке произведения?

(Рассказчик с Вовкой несколько раз договаривались о встрече, но Вовка бросал рассказчика и уходил с другими ребятами.)

-Читают вторую часть стихотворения.

(В школе.)

— Ребята, что было дальше?

 (Рассказчик хотел, чтобы Вовка обратил на него внимание, но тот едва взглянул на него.)

Читают стихотворение до конца.

— Чем всё закончилось?

(Вовка снова пригласил рассказчика, и он очень обрадовался.)

— Понравилось ли вам произведение?

— Какие чувства вы испытали после его прочтения?

— Является ли оно поучительным?

____________________

Слайд 11

Открытие нового знания

— А теперь прочитайте текст самостоятельно (про себя)

  • Давайте еще раз прочитаем стихотворение вслух.

—— Все ли слова в нём вам оказались понятны? (Трын-трава— безразлично, всё равно, смольбой — с горячей просьбой.)

_____________________

Слайд 12

Открытие нового знания

— Ребята, давайте в парах. Кто-то из вашей пары возьмёт роль журналиста, а кто-то — роль автора стихотворения «Я и Вовка».

— Задача журналиста — написать заметку с анализом стихотворения. Для этого он берёт у автора интервью. Задача автора — приготовиться отвечать на вопросы журналиста по анализу стихотворения.

— Итак, ребята, с чего каждый начнёт работу? (Журналист будет составлять вопросы для анализа, а автор будет готовиться на них отвечать.) (Приготовить листочки)

_____________________

Слайд 13

Открытие нового знания

-Давайте, ребята вспомним о правилах работы в парах

(Читают дети )

_____________________

Слайд 14

Открытие нового знания

— Ребята, пришло время собрания всех журналистов и авторов.

— Журналисты, какие вопросы вы задали на интервью? (ответ детей)

— Помогут ли эти вопросы  понять о чем это стихотворение?(Ответ детей)

_____________________

Слайд 16

Сверяемся с целями

— Удалось ли нам достичь первой цели?

_____________________

Слайд 17

Обучающая физкультминутка

— Давайте зарядка для глаз. Я буду называть поступки человека. Если этот поступок характеризует человека как настоящего друга, то удивляемся, если нет — то сердито..

Интересуется вами, помогает, обманывает, уделяет вам время, грубит, бросает, доверяет, заступается, насмехается, делится, заботится, ударяет, обзывается, сочувствует.

Слайд 18

Первичное применение

— Ребята, какую информацию мы будем искать в тексте, чтобы оценить поступки героев? (ответ детей)

— Что лежит в основе любого поступка, ему предшествует? (Ответ: Намерение, желание, побуждение.)

— Правильно. Любой поступок — это результат нашего выраженного намерения.

- Как мы помним: если действие получается случайно, то это не поступок.

— Что ещё влияет на наши поступки ещё до того, как мы их совершаем? (Наше мнение, отношение к людям, ситуации.)

— Верно. В стихотворении В. В. Лунина отношение героев к кому или к чему нас будет интересовать? (Отношение мальчиков друг к другу и отношение к дружбе вообще.)

— Нам также будет важно перечислить и оценить поступки героев стихотворения. (Ответ детей)

_____________________

Слайд 19

Первичное применение( подпишите листы)

— Ребята, для проведения оценки поступков героев заполните, пожалуйста, таблицу.

Слева в ней указаны имена главных героев. Сверху — критерии для анализа поступка и его оценки. Результаты сопоставления записывайте внутри ячеек, напротив имени того героя, которого рассматриваете.

_____________________

Слайд 20

Первичное применение

— Ребята, примерно такой результат заполнения таблицы у вас получился?

— Как вы думаете, действительно ли Вовка считает Витьку другом? В тексте об этом недостаточно информации. Что мы можем предположить?

 (Вовка либо врёт Витьке, либо не понимает, что такое дружба и как должен вести себя настоящий друг.)

— Что общего и различного в намерениях героев стихотворения?

(У них обоих возникает желание сходить куда-то. Но Вовка, в отличие от Витьки, не стремится общаться с ним в классе.)

— Как вы думаете, почему Вовка готов идти вместе куда-то, но не общается с Витькой в классе? Попробуем предположить.

(Вероятно, Вовка обращается к Витьке, когда у него просто нет других вариантов. А в классе много других детей, кроме Витьки.)

— Похожи ли мнения героев стихотворения? (Нет. У Витьки верные представления о том, как можно и как нельзя поступать, а Вовка считает, что можно вести себя как хочешь, не считаясь с другими.)

— Почему, если Витька знает, как поступает настоящий друг, он всё равно продолжает считать Витьку другом? Попробуем предположить. (Он видит это противоречие и даже начинает сомневаться в дружбе. Но очередное приглашение развеивает эти сомнения.)

— Как вы считаете, поменяет ли своё поведение Вовка, пойдут ли они на каток? (Даже если один раз и сходят, в дальнейшем Вовка наверняка будет вести себя по-старому. В тексте нет никаких предпосылок к изменению поведения.)

— Как вы считаете, поменяет ли своё поведение Витька? (Такое возможно. Ведь он уже начинал сомневаться в Вовке. Но это может продолжаться очень долго, если Вовка всё же будет иногда уделять ему внимание.)

— Какие чувства вы испытываете по отношению к обоим героям?

— Как бы вы поступили на месте Витьки?

____________________

Слайд 21

Открытие нового знания

— Итак, какой вывод мы можем сделать на основе проделанной работы? (Ответ детей).

_____________________

Слайд 22

Закрепление

— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Прочитайте задания

_____________________

Слайд 23

Проверка

Учитель может организовать самопроверку или взаимную проверку в парах. Например:

— Ребята, предлагаю каждому проверить работу своего соседа по парте до сверки с ответами. Для этого вам необходимо обменяться тетрадями и не оценивать работу соседа, а определить в ней два положительных момента

.

_____________________

Слайд 24

Закрепление

— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах.

_____________________

Слайд 25

Проверка

Учитель может организовать самопроверку или взаимную проверку в парах. Например:

— Ребята, предлагаю каждому проверить работу своего соседа по парте до сверки с ответами. Для этого вам необходимо обменяться тетрадями и не оценивать работу соседа— Поясните свою точку зрения.

Открытие нового знания

— Ребята, давайте обобщим все заданные вопросы и сделаем анализа стихотворения.—

Главная мысль стих-я: дружба.

Идея стихотворения: дружба проявляется не на словах, а в поступках.

Герои стихотворения. Витька и Вовка — главные герои, они одноклассники. У них разные взгляды на то, что такое дружба, разные поступки, разное отношение к друг другу. Автор противопоставляет их друг другу.

Сюжет стихотворения. Автор описывает несколько повторяющихся эпизодов, в которых Вовка бросает Витьку, и один эпизод, когда он просто избегает его. В конце сюжет как бы закольцовывается. Вовка снова приглашает Витьку провести время вместе, и тот соглашается. Предыдущий опыт отношений ничему не учит его. К концу стихотворения в отношениях мальчиков ничего не меняется.

Отношение к героям стих-е:

 ученик описывает свои эмоции, выражает отношение к главной мысли стихотворения, его героям.

Слайд 26

Подведение итогов

— Давайте подведём итоги. Всех ли целей нам удалось сегодня достичь?

— Что было самым сложным для вас?

— Что было самым интересным?

_____________________

Слайд 27

Рефлексия. Оценка эмоционального состояния детей

Давайте ,дети

«‎Солнышко» — всё получилось (один палец);

«Солнце с тучкой» — не всё удалось на уроке (два пальца);

«Тучка» — ничего не получилось (три пальца).

_____________________

Слайд 28

Домашнее задание : творческое задание

( Раздать рабочие листы)

Вы ,сегодня все отлично поработали, я вас благодарю за урок. Все оценки передам учителю

Слайд 29                                         Спасибо за урок! До свидание!    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе. А. Барто "Вовка - добрая душа"

Представлен план-конспект к открытому уроку по творчеству А. Л. Барто, на котором созданы условия для знакомства учащихся с новым стихотворением А. Барто, для развития навыка выразительного чтения, ос...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«В.Лунин «Я и Вовка»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «В.Лунин «Я и Вовка»Цели урока: познакомить с произведением « Я и Вовка»Планируемые результатыПредметные: узнать о творчестве В. Лунина; познакомиться с...

Конспект-презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме "А.Л.Барто "Вовка-добрая душа"

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме А.Л.Барто "Вовка-добрая душа" с использованием электронных ресурсов....

Конспект урока литературного чтения "В.Лунин "Я и Вовка"

Литературное чтение, 2 класс, "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению "В.Лунин "Я и Вовка" "

Конспект урока "В.Лунин "Я и Вовка" " 2 класс (Школа России)...

Урок литературного чтения "Я и Вовка" 1 класс

Цель урока: воспитывать дружеские отношения в общении и поведении детей.Задачи:образовательные: познакомить детей с автором и его произведением, способствовать формированию у учащихся целостного предс...