урок литературного чтения В.В.Лунин " Я и Вовка "
план-конспект урока по чтению (2 класс)
урок литературного чтения В.В.Лунин " Я и Вовка"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 762.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: В. В. Лунин «Я и Вовка»
Слайд 1
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: обучение навыкам оценки поступков героев в авторских произведениях на примере рассказа в. в. Лунина «я и Вовка».
Результаты:
личностные: освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление уважения, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям;
предметные: оценивать поступки героев произведения;
Метапредметные:
— регулятивные: контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении (слушании) произведения; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— коммуникативные: признавать возможность существования разных точек зрения; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— познавательные:находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; устанавливать причинно-следственные связи в сюжете художественного текста, при характеристике поступков героев.
_____________________ Слайд 2 | Самоопределение к деятельности Добрый день, ребята!: -Давайте настроимся на урок, посмотрим друг на друга улыбнемся. Проверим как мы сидим. |
_____________________ Слайд 3 | Речевая разминка— Разомнёмся. Давайте вместе хором прочитаем скороговорку, чётко проговаривая каждый звук. 1. Сначала сделаем это, выберем три любые интонации и попробуем прочитать каждое трёхстишие с одной из них. (Интонации на выбор: сердитая, удивлённая, насмешливая, т. д.) — Ребята, что значит «Не разлей вода»? (Близкие, неразлучные.) — Согласны ли вы с тем, что дружба проверяется поступками, а не словами? |
_____________________ Слайд 4 | Актуализация — Ребята, что за определение записано на слайде? Каких слов в нём не хватает? (Поступок, поступки.) — А мы можем как-нибудь иначе, не через поступки, узнать о том, каков человек, как он относится к окружающим? (Нет, мы не узнаем, каков человек внутри, пока он не проявит себя во внешнем мире. -А делает он это через поступки.) — Могут ли слова считаться поступками? Почему? (Нет. Поступками будут считаться не сами слова, а то действие, которое за ними стоит. Например: пожалел, оскорбил, обещал, обманул, рассказал.) — Может ли наше случайное падение на льду на другого человека считаться поступком? Почему? (Нет. Поступок — это всегда результат сознательно принятого решения, а не случайность и не стечение обстоятельств.) — Является ли намерение, желание что-то сделать поступком? Почему? (Нет, т. к. намерение никак не проявляется во внешнем мире.) |
____________________ Слайд 5 | Актуализация— Ребята, всё верно. Вот таким образом мы с вами определяем поступок. |
_____________________ Слайд 6 | Целеполагание — Ребята, что, по-вашему, написано на слайде? Что объединяет эти записи? (Это всё оценки, характеристики поступков.) — Всё верно, и сегодня эти слова помогут нам в нашей работе при чтении стихотворения В. В. Лунина «Я и Вовка». — Вы уже догадались, что будем мы изучать сегодня, какие цели перед собой поставим? |
_____________________ Слайд 7 | Целеполагание После обсуждения версий ребят учитель помогает сформулировать тему и цели урока. -Давайте определим цели нашего урока |
___________________ Слайд 8, 9 | Открытие нового знания. Ребята, с писателем Виктором Владимировичем Луниным вы уже знакомились на одном из уроков литературного чтения в 1 классе. Какие его произведения вы уже знаете? («Я видел чудо».) — Я предлагаю вам вспомнить его биографию. — Кто знает, какое большое историческое событие произошло 9 мая 1945 года? (Это дата победы в Великой Отечественной войне.) — Да. Виктор Владимирович родился всего за 3 дня до него. —— Знаете ли вы, какие обучающие книги он создавал для детей? (Стихотворную «Аз-бу-ку».) |
____________________ Слайд 10 | Открытие нового знания — Ребята, давайте прочитаем произведение В. В. Лунина «Я и Вовка». Слушайте внимательно и готовьтесь отвечать на вопросы. Произведение озвучивает учитель или хорошо, выразительно читающий ученик. Читают первую часть стихотворения. (Кино, поход, музей.) — Ребята, что произошло в этом отрывке произведения? (Рассказчик с Вовкой несколько раз договаривались о встрече, но Вовка бросал рассказчика и уходил с другими ребятами.) -Читают вторую часть стихотворения. (В школе.) — Ребята, что было дальше? (Рассказчик хотел, чтобы Вовка обратил на него внимание, но тот едва взглянул на него.) Читают стихотворение до конца. — Чем всё закончилось? (Вовка снова пригласил рассказчика, и он очень обрадовался.) — Понравилось ли вам произведение? — Какие чувства вы испытали после его прочтения? — Является ли оно поучительным? |
____________________ Слайд 11 | Открытие нового знания — А теперь прочитайте текст самостоятельно (про себя)
—— Все ли слова в нём вам оказались понятны? (Трын-трава— безразлично, всё равно, смольбой — с горячей просьбой.) |
_____________________ Слайд 12 | Открытие нового знания — Ребята, давайте в парах. Кто-то из вашей пары возьмёт роль журналиста, а кто-то — роль автора стихотворения «Я и Вовка». — Задача журналиста — написать заметку с анализом стихотворения. Для этого он берёт у автора интервью. Задача автора — приготовиться отвечать на вопросы журналиста по анализу стихотворения. — Итак, ребята, с чего каждый начнёт работу? (Журналист будет составлять вопросы для анализа, а автор будет готовиться на них отвечать.) (Приготовить листочки) |
_____________________ Слайд 13 | Открытие нового знания -Давайте, ребята вспомним о правилах работы в парах (Читают дети ) |
_____________________ Слайд 14 | Открытие нового знания — Ребята, пришло время собрания всех журналистов и авторов. — Журналисты, какие вопросы вы задали на интервью? (ответ детей) — Помогут ли эти вопросы понять о чем это стихотворение?(Ответ детей) |
_____________________ Слайд 16 | Сверяемся с целями — Удалось ли нам достичь первой цели? |
_____________________ Слайд 17 | Обучающая физкультминутка — Давайте зарядка для глаз. Я буду называть поступки человека. Если этот поступок характеризует человека как настоящего друга, то удивляемся, если нет — то сердито.. — Интересуется вами, помогает, обманывает, уделяет вам время, грубит, бросает, доверяет, заступается, насмехается, делится, заботится, ударяет, обзывается, сочувствует. |
Слайд 18 | Первичное применение — Ребята, какую информацию мы будем искать в тексте, чтобы оценить поступки героев? (ответ детей) — Что лежит в основе любого поступка, ему предшествует? (Ответ: Намерение, желание, побуждение.) — Правильно. Любой поступок — это результат нашего выраженного намерения. - Как мы помним: если действие получается случайно, то это не поступок. — Что ещё влияет на наши поступки ещё до того, как мы их совершаем? (Наше мнение, отношение к людям, ситуации.) — Верно. В стихотворении В. В. Лунина отношение героев к кому или к чему нас будет интересовать? (Отношение мальчиков друг к другу и отношение к дружбе вообще.) — Нам также будет важно перечислить и оценить поступки героев стихотворения. (Ответ детей) |
_____________________ Слайд 19 | Первичное применение( подпишите листы) — Ребята, для проведения оценки поступков героев заполните, пожалуйста, таблицу. Слева в ней указаны имена главных героев. Сверху — критерии для анализа поступка и его оценки. Результаты сопоставления записывайте внутри ячеек, напротив имени того героя, которого рассматриваете. |
_____________________ Слайд 20 | Первичное применение — Ребята, примерно такой результат заполнения таблицы у вас получился? — Как вы думаете, действительно ли Вовка считает Витьку другом? В тексте об этом недостаточно информации. Что мы можем предположить? (Вовка либо врёт Витьке, либо не понимает, что такое дружба и как должен вести себя настоящий друг.) — Что общего и различного в намерениях героев стихотворения? (У них обоих возникает желание сходить куда-то. Но Вовка, в отличие от Витьки, не стремится общаться с ним в классе.) — Как вы думаете, почему Вовка готов идти вместе куда-то, но не общается с Витькой в классе? Попробуем предположить. (Вероятно, Вовка обращается к Витьке, когда у него просто нет других вариантов. А в классе много других детей, кроме Витьки.) — Похожи ли мнения героев стихотворения? (Нет. У Витьки верные представления о том, как можно и как нельзя поступать, а Вовка считает, что можно вести себя как хочешь, не считаясь с другими.) — Почему, если Витька знает, как поступает настоящий друг, он всё равно продолжает считать Витьку другом? Попробуем предположить. (Он видит это противоречие и даже начинает сомневаться в дружбе. Но очередное приглашение развеивает эти сомнения.) — Как вы считаете, поменяет ли своё поведение Вовка, пойдут ли они на каток? (Даже если один раз и сходят, в дальнейшем Вовка наверняка будет вести себя по-старому. В тексте нет никаких предпосылок к изменению поведения.) — Как вы считаете, поменяет ли своё поведение Витька? (Такое возможно. Ведь он уже начинал сомневаться в Вовке. Но это может продолжаться очень долго, если Вовка всё же будет иногда уделять ему внимание.) — Какие чувства вы испытываете по отношению к обоим героям? — Как бы вы поступили на месте Витьки? |
____________________ Слайд 21 | Открытие нового знания — Итак, какой вывод мы можем сделать на основе проделанной работы? (Ответ детей). |
_____________________ Слайд 22 | Закрепление — Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Прочитайте задания |
_____________________ Слайд 23 | Проверка Учитель может организовать самопроверку или взаимную проверку в парах. Например: — Ребята, предлагаю каждому проверить работу своего соседа по парте до сверки с ответами. Для этого вам необходимо обменяться тетрадями и не оценивать работу соседа, а определить в ней два положительных момента . |
_____________________ Слайд 24 | Закрепление — Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. |
_____________________ Слайд 25 | Проверка Учитель может организовать самопроверку или взаимную проверку в парах. Например: — Ребята, предлагаю каждому проверить работу своего соседа по парте до сверки с ответами. Для этого вам необходимо обменяться тетрадями и не оценивать работу соседа— Поясните свою точку зрения. Открытие нового знания — Ребята, давайте обобщим все заданные вопросы и сделаем анализа стихотворения.— Главная мысль стих-я: дружба. Идея стихотворения: дружба проявляется не на словах, а в поступках. Герои стихотворения. Витька и Вовка — главные герои, они одноклассники. У них разные взгляды на то, что такое дружба, разные поступки, разное отношение к друг другу. Автор противопоставляет их друг другу. Сюжет стихотворения. Автор описывает несколько повторяющихся эпизодов, в которых Вовка бросает Витьку, и один эпизод, когда он просто избегает его. В конце сюжет как бы закольцовывается. Вовка снова приглашает Витьку провести время вместе, и тот соглашается. Предыдущий опыт отношений ничему не учит его. К концу стихотворения в отношениях мальчиков ничего не меняется. Отношение к героям стих-е: ученик описывает свои эмоции, выражает отношение к главной мысли стихотворения, его героям. |
Слайд 26 | Подведение итогов — Давайте подведём итоги. Всех ли целей нам удалось сегодня достичь? — Что было самым сложным для вас? — Что было самым интересным? |
_____________________ Слайд 27 | Рефлексия. Оценка эмоционального состояния детей Давайте ,дети «Солнышко» — всё получилось (один палец); «Солнце с тучкой» — не всё удалось на уроке (два пальца); «Тучка» — ничего не получилось (три пальца). |
_____________________ Слайд 28 | Домашнее задание : творческое задание ( Раздать рабочие листы) Вы ,сегодня все отлично поработали, я вас благодарю за урок. Все оценки передам учителю |
Слайд 29 Спасибо за урок! До свидание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во 2 классе. А. Барто "Вовка - добрая душа"
Представлен план-конспект к открытому уроку по творчеству А. Л. Барто, на котором созданы условия для знакомства учащихся с новым стихотворением А. Барто, для развития навыка выразительного чтения, ос...

Учебно-методический комплект по литературному чтению УМК "Школа России" (технологическая карта урока "А.Л. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа»" + учебная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2а...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«В.Лунин «Я и Вовка»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «В.Лунин «Я и Вовка»Цели урока: познакомить с произведением « Я и Вовка»Планируемые результатыПредметные: узнать о творчестве В. Лунина; познакомиться с...

Конспект-презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме "А.Л.Барто "Вовка-добрая душа"
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме А.Л.Барто "Вовка-добрая душа" с использованием электронных ресурсов....

Конспект урока литературного чтения "В.Лунин "Я и Вовка"
Литературное чтение, 2 класс, "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению "В.Лунин "Я и Вовка" "
Конспект урока "В.Лунин "Я и Вовка" " 2 класс (Школа России)...

Урок литературного чтения "Я и Вовка" 1 класс
Цель урока: воспитывать дружеские отношения в общении и поведении детей.Задачи:образовательные: познакомить детей с автором и его произведением, способствовать формированию у учащихся целостного предс...


























