Главные вкладки
Роль пространственных представлений в овладении чтением и письмом по системе Брайля
методическая разработка по чтению (1 класс)
В данной статье предоставлены работы по подготовке и обучению слепых обучающихся письму по системе Брайля с использованием специального прибора. Обращается особое внимание на сложные моменты в освоении прибора и грифеля, даются рекомендации по оптимизации процессов обучения.
Статья адресована студентам, педагогам, тифлопедгогам и всем тем, кто интересуется вопросами обучения слепых и слабовидящих детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель Данилова С.В.
ГБОУ «Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых»
Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
«РОЛЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ОВЛАДЕНИИ ЧТЕНИЕМ И ПИСЬМОМ ПО СИСТЕМЕ БРАЙЛЯ»
Одним из необходимых элементов подготовки слепых детей к обучению грамоте по системе Брайля является формирование навыков ориентировки на плоскости. Для подготовки к письму на приборе необходимо формировать такие пространственные понятия, как: «верх», «низ», «справа», «слева», «правая сторона», «левая сторона» парты, листа, прибора. Школьники должны научиться определять углы на листе бумаги и приборе: «правый верхний», «правый нижний», «левый верхний», «левый нижний». Это важно потому, что форма листа бумаги соответствует форме брайлевского прибора и форме клеточки на строчке прибора. При ориентировке в клетке прибора учащиеся будут использовать те же пространственные понятия, что и при ориентировке на листе бумаги.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Первый этап.
На первом этапе учитель проводит диагностику ориентировочной деятельности учащихся и, если это необходимо, формирует такие пространственные понятия, как «верх», «низ», «справа», «слева», «правая сторона», «левая сторона», «верхняя сторона», «нижняя сторона». Лучше это производить на плоскости парты.
Второй этап.
На втором этапе дети учатся ориентироваться на листе бумаги. Перед каждым учеником кладется лист брайлевской бумаги. Необходимо запомнить его правильное положение. Затем предлагаются следующие задания:
•положите правую руку на правую сторону листа;
•проведите правой рукой по правой стороне листа сверху вниз;
•положите левую руку на левую сторону листа;
•проведите левой рукой по левой стороне листа сверху вниз;
•найдите верхнюю сторону листа;
•проведите рукой по верхней стороне листа (это упражнение выполняется как правой, так и левой рукой);
•найдите нижнюю сторону листа;
•проведите рукой по нижней стороне листа (упражнение выполняется обеими руками поочередно);
•правой рукой покажите правый верхний угол;
•правой рукой покажите правый нижний угол;
•левой рукой покажите левый верхний угол;
•левой рукой покажите левый нижний угол.
Третий этап.
Третий этап — обучение ориентировке на закрытом приборе. Учитель знакомит школьников с прибором, объясняя, что на нем дети будут писать, показывает, как нужно правильно расположить прибор. Он должен лежать так, чтобы нижняя сторона была параллельна нижней стороне парты. Затем учитель предлагает взять прибор в руки и познакомиться с его длиной, шириной, толщиной, весом. После этого дети должны положить прибор правильно, не открывая его. Учитель объясняет, что у прибора есть корешок, эта сторона не открывается и должна быть с левой стороны, а с правой стороны на приборе есть небольшая «горочка», которая предназначена для его открывания.
Далее предлагаются следующие упражнения по ориентировке на приборе, которые частично повторяют упражнения на листе бумаги:
•правую руку положить на правую сторону прибора;
•провести правой рукой по правой стороне прибора сверху вниз и найти в середине «горочку», отметить, что эта сторона открывается;
•левую руку положить на левую сторону прибора;
•провести левой рукой по левой стороне прибора (еще раз отметить, что это корешок, эта сторона прибора не открывается);
•найти верхнюю сторону прибора и провести рукой справа налево;
•найти нижнюю сторону прибора и провести рукой слева направо;
•правой рукой найти правый верхний и правый нижний углы;
•левой рукой найти левый верхний и левый нижний углы.
Четвертый этап.
Четвертый этап — работа со строчками и клеточками. Учитель предлагает раскрыть прибор, приподнимая верхнюю часть указательным пальцем правой руки за «горочку». В раскрытом виде прибор напоминает открытую книгу. Учитель обращает внимание на то, что с правой стороны от корешка находится часть прибора, где расположены строчки с углублениями (ямочками), а с левой стороны — часть прибора, где расположены строчки с окошечками.
После этого детям предлагается закрыть прибор и правой рукой найти правый верхний угол прибора, от него немного опустить руку вниз и найти первое прямоугольное отверстие на первой строчке. Это отверстие называется клеточкой. Затем учащиеся указательным пальцем правой руки очень медленно, переходя из клеточки в клеточку, проводят вдоль всей строки до конца справа налево и так же медленно, переходя из клеточки в клеточку, возвращаются на начало строки в первую клеточку. Если ребенок умеет считать, то можно сосчитать, сколько клеток на строке. Это же упражнение выполняется левой рукой.
Необходимо научить детей определять, сколько строчек на приборе. Для этого учащиеся проводят рукой по правой стороне прибора сверху вниз, считая первую клетку каждой строчки. Это упражнение так же выполняется левой рукой по левой стороне. Далее проводится ряд упражнений по нахождению второй, третьей и т.д. строк с проведением по ним правой и левой руками. Дети учатся находить нужную строку, не терять ее, что крайне необходимо во время письма. Кроме того, эти задания способствуют развитию тактильно-осязательной чувствительности, мелкой моторики, координации движений.
Пятый этап.
Пятый этап — знакомство с грифелем. Учитель показывает правильное расположение грифеля. Грифель держат в правой руке, вкладывая основание указательного пальца в выемку грифеля. Большой и средний пальцы должны прижимать грифель с боков, а безымянный и мизинец должны быть подогнуты. Грифель располагается перпендикулярно к плоскости прибора. От правильности удержания грифеля во многом зависит успешность обучения письму рельефно-точечным шрифтом. При наклонном положении грифеля учащиеся не смогут четко попадать в углубления шеститочия.
Шестой этап.
Шестой этап — обучение ориентировке в клеточке. Ученикам предлагается в правом верхнем углу прибора найти первую клеточку. Для этого нужно левой рукой найти правый верхний угол прибора и немного сместить руку вниз. Отметить, что клеточка имеет такую же форму, как прибор, только меньше. В этой маленькой клетке есть тоже верхняя, нижняя, правая и левая стороны и углы: правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний.
Поскольку ученики с трудом усваивают расположение точек в клетке, знакомство с их расположением осуществляется в приборе без бумаги. Учитель объясняет, что письмо рельефно-точечным шрифтом производится справа налево, так как при наколе рельефные точки оказываются внизу и прочитать их можно будет только после переворачивания листа бумаги. В каждом окошке-клетке можно наколоть грифелем 6 точек — 3 с правой стороны клетки и 3 с левой.
Изучение расположения точек начинаем с правого верхнего угла клетки. Без бумаги грифель легко фиксирует все точки (углубления в приборе). В верхнем правом углу клетки учащиеся находят первую точку, идя вдоль правой стороны клетки, чуть ниже находят вторую, а еще ниже в правом нижнем углу — третью. Таким образом, первая точка пишется в правом верхнем углу, третья точка — в правом нижнем углу, а вторая — между ними с правой стороны клетки.
От третьей точки (от правого нижнего угла) дети переходят в левый верхний угол той же клетки и фиксируют четвертую точку. Опускаясь по левой стороне, находят пятую, а затем шестую точку в левом нижнем углу. Учитель объясняет, что четвертая точка пишется в левом верхнем углу клетки, шестая — в левом нижнем углу, а пятая между ними с левой стороны клетки. Таким образом, ученики с помощью грифеля прощупывают каждую клетку строчки. При движении от точки к точке дети учатся приподнимать грифель, что необходимо для успешного перехода из одной клеточки в другую.
С первых же дней необходимо объяснить детям, что в процессе письма участвуют обе руки. Правая рука, удерживая грифель, будет накалывать точки, а левая рука будет ощупывать соседние клетки, помогая пишущей руке ориентироваться на строке и находить нужную для письма клетку. Необходимо отметить важную роль указательного пальца левой руки, который будет помогать правильно направлять грифель в клетке при письме.
Седьмой этап.
Седьмой этап — работа на приборе с листом бумаги. Ученикам предлагается:
•правильно положить прибор, чтобы его корешок находился с левой стороны;
•с правой стороны от прибора положить лист бумаги вертикально (так, чтобы высота листа была больше его ширины);
•открыть прибор, тогда слева будет находиться часть прибора с окошечками, а справа — с углублениями;
•обратить внимание на 4 шпенька, которые находятся на правой половине прибора (2 вверху и 2 внизу), отметить, что эти шпеньки помогут зафиксировать лист бумаги в приборе;
•взять в руки лист бумаги и положить его на правую сторону прибора так, чтобы левая сторона листа совместилась с корешком прибора, а верхняя сторона совместилась с верхней стороной прибора;
•придерживая правой рукой лист бумаги так, чтобы он не сдвинулся, левой рукой закрыть прибор;
• нажать на верхнюю и нижнюю части прибора с правой и левой сторон обеими руками, зафиксировать лист бумаги в приборе; при этом учащиеся должны услышать характерное щелканье прокола бумаги на шпеньках.
Упражнения по ориентировке на приборе требуют неоднократных упражнений. Только после этого можно переходить непосредственно к письму.
Важные методические рекомендации:
воспроизведение точек.
При письме правая рука выполняет основные накалывающие движения, а левая — контролирующую роль, прослеживает строку. Причем все пальцы левой руки участвуют в ориентировке на строке. Указательный палец левой руки не только находит нужную клетку, но и помогает правой руке правильно поместить шило грифеля в клетке при накалывании нужной точки, придерживаться направления строки. Письмо производится справа налево, при этом левая рука передвигается впереди правой.
На первом этапе написания точек очень важно комментирование, проговаривание действий. Овладение письмом рельефно-точечным шрифтом нужно начинать с угловых точек: первой, третьей, четвертой и шестой. Учитель предлагает написать первую точку. Дети вспоминают, что первая точка пишется в правом верхнем углу. Ученики берут приборы и грифели. Левой рукой находят первую строчку и помещают туда указательный палец. Правая рука помещает шило грифеля в правый верхний угол этой клетки. Это не всегда получается сразу. Особое внимание учитель обращает на роль указательного пальца левой руки. Именно он помогает поместить шило грифеля правильно. Указательный палец левой руки как бы заполняет все пространство клетки и фиксирует грифель в углу. Можно сказать детям: «Зафиксируйте грифель в углу». Грифель по отношению к пальцу должен находиться справа у ногтя. Далее учащиеся нажимают на грифель и прокалывают точку.
Важно напомнить детям, что грифель должен находиться в вертикальном положении. Не нужно зажимать грифель. Усилия прилагаются только при наколе точки. Грифель не убирается из клетки до тех пор, пока не будет найдена следующая клетка. Это необходимо для того, чтобы ученик мог вернуться в клетку, где написан последний знак в случае потери ориентировки. Тогда он возвращает указательный палец левой руки к грифелю и начинает движение к следующей клетке снова. Если знак пишется через клетку, то учитель должен прокомментировать: «Пропускаем клеточку». Дети, сосредоточившись на процессе письма, часто это забывают. После нахождения нужной клетки грифель переносится в нее, и ученик повторяет необходимые действия. Письмо в каждой клеточке требует очень больших усилий. Ребенок быстро устает. Поэтому рекомендуется как можно скорее переходить на письмо через клеточку. Необходимо еще раз отметить, что ориентировка на строке производится не только указательным пальцем, а всеми пальцами левой руки. При правильном накалывании точек слышится характерное щелканье. После того, как дети освоили написание первой точки, переходим к написанию третьей.
Дети вспоминают, что третья точка пишется в правом нижнем углу. Учитель объясняет, что нужно поставить грифель в правый верхний угол, но не накалывать первую точку, а передвинуть грифель вдоль правой стороны, вдоль стеночки, и зафиксировать в правом нижнем углу. Нажимом на грифель производится накалывание третьей точки. Опять обращается внимание на роль указательного пальца левой руки. Он легко прижимает грифель к стеночке клетки и, после продвижения в нижний угол, помогает его зафиксировать. В дальнейшем в процессе обучения необходимость комментария и напоминания роли указательного пальца левой руки отпадает. У учащихся вырабатывается автоматизм написания, движения руки при нахождении нужной точки становятся стереотипными.
После освоения написания первой и третьей точек проводятся упражнения по написанию комбинации из первой и третьей точек. Также можно проводить диктанты, где учитель называет поочередно точки или их комбинацию, а учащиеся пишут нужный знак.
Надо отметить, что при написании комбинаций точек ученики интересуются, какая это буква, и усваивают ее. Это облегчает в дальнейшем процесс овладения грамотой.
При написании четвертой точки ученики вспоминают, что она пишется в левом верхнем углу. Учитель предлагает детям поставить грифель на первую точку, но не накалывать ее, а вдоль верхней стеночки клетки передвинуть грифель влево и зафиксировать верхний левый угол. После этого производится накалывание четвертой точки. Указательный палец левой руки помогает проконтролировать продвижение грифеля и зафиксировать его в углу. Теперь грифель находится у ногтя с левой стороны.
После того как усвоено написание первой, третьей и четвертой точек, можно перейти к написанию шестой точки. Ученики вспоминают, что четвертая точка пишется в левом нижнем углу. Учитель говорит детям, что для того, чтобы написать шестую точку, необходимо поставить грифель в левый верхний угол, на место четвертой точки. Но четвертая точка не прокалывается, а грифель вдоль левой стеночки от четвертой точки спускается вниз до левого нижнего угла и фиксируется в этом углу. Далее производится накалывание шестой точки.
Особые трудности вызывает у детей написание второй и пятой точек. Ученик должен так произвести движение грифеля, чтобы он оказался в середине, между первой и третьей или четвертой и шестой точками.
При написании второй точки учитель предлагает детям поставить грифель на место первой точки, но не производить накалывание.
Затем произвести движение грифеля вдоль стеночки клетки, но так, чтобы не дойти до правого нижнего угла, до третьей точки. Грифель должен остановиться в середине между первой и третьей точками. Нужно напомнить, что необходимо идти вдоль стеночки клетки. Если на этот момент у детей уже сформировано двигательно-пространственное ощущение расстояния от первой до третьей точки, то написание второй точки не вызовет особых проблем. Но некоторые дети нуждаются в индивидуальной помощи. Можно объяснить, что в данном случае помощь может оказать указательный палец левой руки. Для этого надо, чтобы он закрыл правый нижний угол клетки. Подвести от первой точки вдоль правой стеночки к пальцу грифель, и он окажется тогда в середине правой стороны. Если место найдено правильно, то вторая точка легко прокалывается.
При написании пятой точки ученикам предлагается поставить грифель на место четвертой точки, но не прокалывать ее. Нужно очень незначительным движением (так же как и при написании второй точки) сдвинуть грифель вдоль левой стеночки клетки до середины и наколоть пятую точку. При необходимости можно сказать, что для облегчения написания пятой точки можно прикрыть указательным пальцем левой руки левый нижний угол и подвести грифель вдоль левой стеночки к пальцу, а затем произвести накалывание пятой точки.
По мере изучения написания точек постоянно проводятся упражнения в написании шеститочия и его элементов. Многократные тактильно-двигательные повторения, упражнения написания комбинаций точек вырабатывают прочный тактильно-двигательный рефлекс и помогают более твердому усвоению геометрии клетки.
Ученики учатся правильно переходить с одной строки на другую, без пропуска строк и накола одной строчки на другую. Для этого учитель объясняет детям, что после того, как строка закончилась, надо левой рукой, не торопясь, переходя из клеточки в клеточку, вернуться на начало строки и перейти на новую строчку. В дальнейшем это умение автоматизируется и ученики не испытывают трудности перехода на новую строку.
Стандартный брайлевский прибор с грифелем. Прибор в развернутом виде.
Прибор с заправленной в него бумагой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте как этап овладения чтением и письмом
Период обучения грамоте в 1 классе к курсу начального обучения по программе "Школа России"...
"Как помочь ребенку в овладении чтением и письмом"
Как помочь ребенку в овладении чтением и письмом...

Как помочь ребёнку в овладении чтением,счётом, письмом.
Рекомендации, как можно заниматься с первоклассником...

Трудности школьников в овладении чтением и письмом
В статье рассматриваются основные ошибки при овладением чтением и письмом младшими школьниками, предлагаются игры на развитие фонематического слуха и даются советы родителям....
Трудности овладения чтением и письмом
Краткая нформационная листовка для родителей о дисграфии и дислексии....

«Как помочь ребёнку в овладении чтением и письмом»
Буклет «Как помочь ребёнку в овладении чтением и письмом»...

Роль пространственного восприятия в обучении чтению и письму
Для учителей-логопедов, учителей начальных классов, родителей младших школьников. Какая связь между пространственным восприятием и обучением чтению и письму....



