Отчёт по самообразованию
материал по чтению (1 класс)

Отчёт по самообрахованию на тему "Формирование грамотной речи первоклассников через знакомство с народными сказками о животных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

учителя начальных классов школы №55

Федяниной Ирины Юрьевны

на тему «Формирование грамотной речи первоклассников через знакомство с народными сказками о животных»

Школьное обучение формирует у детей основы общения и их культурную идентичность. Грамотная разговорная речь — это не просто умение говорить без ошибок; это способность излагать свои мысли, правильно формировать предложения, активно участвовать в диалоге и выражать свои эмоции.

Для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками.

Сказка – это один из основных жанров устного народного творчества, эпическое, преимущественно художественное прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Народные сказки о животных представляют собой богатый источник лексики, фразеологии и образного мышления, что делает их идеальным материалом для работы над разговорной речью детей.    Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом.

Сказки о животных восприняли формы вымысла из анимистических и антропоморфических представлений и понятий людей, приписывавших животным способность думать, говорить и разумно действовать.

     В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционная черта лисицы - хитрость, поэтому речь идет о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.

Народные сказки о животных – это кладезь для развития грамотной речи у детей младшего школьного возраста. Благодаря своей доступности и увлекательности, эти истории легко воспринимаются юными слушателями. Яркие образы, простые сюжеты и понятные примеры из жизни зверей делают сказки близкими и интересными для первоклассников.

Работа со сказками предполагает активное участие детей: они задают вопросы, высказывают свои мнения, что способствует развитию как разговорной речи, так и критического мышления. Эффективны различные методы работы: чтение вслух, пересказ, ролевые игры и творческие задания. Эти приемы не только обогащают словарный запас, но и формируют умение четко выражать свои мысли, строить связные высказывания и участвовать в диалогах.

Примеры таких известных сказок, как «Колобок» и «Три медведя», знакомы каждому ребенку, и именно они могут стать прекрасным материалом для работы над речью. В «Колобке» мы видим, как персонаж сталкивается с различными животными, и каждый из них представляет собой определенный характер. «Три медведя» иллюстрируют различные ситуации, где проявляются качества и черты персонажей, что помогает детям лучше понимать, как действовать в аналогичных жизненных обстоятельствах.

Эффективными приемами формирования грамотной речи посредством использования сказок о животных являются:

        -  отбор материала по принципам: доступности, наглядности, занимательности и динамичности;

        - донесение до детей сказки как произведения искусства, раскрывая ее замысел, поражая слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к переживаниям автора,

       - осуществление специальной подготовки новой сказки для восприятия;

      - использования разнообразных методов и приемов работы со сказкой.

Сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.

Список используемых источников

  1. https://vk.com/doc190935714_617999206?hash=ee88e111050e73858c&dl=47725cf34514028a49
  2. https://multiurok.ru/files/opyt-raboty-skazka-kak-sredstvo-razvitiia-rechi-u.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию

Отчёт по самообразованию...

Отчёт по самообразованию по воспитательной работе 2 класс

Тема самообразования:"Формирование здорового образа жизни"Цель работы: создание условий для общего оздоровления детей.Задачи:1.Способствовать расширению кругозора.2.Содействовать формированию первонач...

отчёт по самообразованию "Приёмы и методы работы на уроках чтения"

В данном материале содержится отчёт по самообразованию. Показаны некоторые приёмы и методы работы на уроках чтения....

Отчёт по самообразованию Плеховой Н. П.

В своём отчёте я рассказала, что мы успели сделать, работая по теме: "  Применение проекта для развития и реализации творческих способностей учащихся младшего школьного возраста"....

Отчёт по самообразованию на тему Активизация познавательного интереса на уроках математики

В отчёт входит доклад по теме "Активизация познавательного интереса на уроках математики" и презентация....

Отчёт по самообразованию

Отчёт по самообразованию  "Развитие творческих способностей через внедрение проектной деятельности в начальной школе, как средство формирования УУД в условия фнедрения ФГОС НОО"...

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов по теме "Развитие креативности и интеллекта младших школьников в условиях перехода на новые стандарты"...