ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока литературного чтения "Агния Львовна Барто «Веревочка» (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Дмитриенко Карина Евгеньевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока литературного чтения "Агния Львовна Барто «Веревочка» (2 класс) по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_barto.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заветинская средняя общеобразовательная школа №1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока литературного чтения

2 класс

Тема: Агния Львовна Барто «Веревочка».

Учитель: Дмитриенко К.Е.

МБОУ Заветинская СОШ №1

Технологическая карта урока открытия нового знания.

Учебный предмет: Литературное чтение

Класс: 2

Тема урока: Агния Львовна Барто «Веревочка».

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Агнии Львовны Барто.

Учебные задачи

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  3. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  4. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  5. Формирование широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
  6. Формирование установки в поведении на принятые моральные нормы;
  7. Формирование осознанного понимания чувств одноклассников, стремления прийти им на помощь;
  8. Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию (Регулятивные УУД).
  9. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в текст: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
  10. Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе (Коммуникативные УУД).

Направленные на достижение предметных результатов:

  1. Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).

Оснащение урока:

Материалы для учащегося: карточки с действиями алгоритма

Зрительный ряд: презентация, портрет А.Л. Барто.

Музыкальный ряд: музыкальная физминутка.

Задание для учащихся: стр. 39, стр. 40-42 (стих)

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (2 мин)

- Здравствуйте, ребята!

- На предыдущих уроках вы знакомились с замечательным разделом «Писатели детям». Герои каких стихотворений приходили на ваши уроки?

- Ребята, а у какого героя сбежали все тарелки, ложки и кастрюли?

- А о каком секрете вам рассказал Сергей Михалков?

- Кого из героев пристыдил хмурый кот?

- Ребята, может быть вспомним с вами эти стихи? Может кто-нибудь хочет прочесть эти стихи?

- Почему ты выбрал именно это стихотворение? Чем оно тебе понравилось?

Приветствуют учителя.

- Щенок, Дядя Степа, Федора, Хмурый Кот и т.д.

- У Федоры.

(Ответы детей)

(Ответы детей)

Дети по желанию читают стихи.

(Ответы детей)

КУУД: умение выражать свои мысли.

ЛУУД: смыслообразование.

ПУУД: подведение под понятие, выведение следствий.

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин)

- Ребята, чтобы прочитать стихотворение так, как хотел сказать писатель, нужно произносить слова отчетливо, грамотно и правильно, а поможет нам в этом речевая разминка.

[Слайд 2]

Речевая разминка.

Мячик.

Мячик прыгает цветной

Во дворе передо мной.

Этот мячик очень мил:

Стекол он еще не бил.

Г. Виеру

1) Прочитайте с веселой интонацией.

2) Прочитайте с грустной интонацией.

3) Чтение хором.

- Да, стихи этих поэтов хочется читать и перечитывать. Но в нашей литературе есть немало поэтов и писателей, стихи которых интересны разным поколениям.

Исполняют речевую разминку.

Читают речевую разминку с разной интонацией.

РУУД: планирование своей деятельности.

ПУУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

КУУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3. Этап локализации индивидуальных затруднений (2 мин)

[Слайд 3]

- И перевернув страницы учебника, мы встретим поэтессу с удивительным именем Агния. На этой странице есть статья Сергея Михалкова.

- Об Агнии Барто не мог не сказать свои слова поэт С. Михалков.

(Чтение статьи)

- Каким языком владеет Агния Барто?

- Что происходит с читателем, который узнает себя в стихах Агнии Барто?

- А здорово ли это – узнавать себя в стихах?

Слушают учителя.
- Агния Барто владеет языком, на котором говорят, думают и чувствуют дети.

- Читатель, узнавая себя в стихах Барто, и радуется, и негодует, а чаще смеется над своими слабостями.

Ответы детей

ПУУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

КУУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

#1069;тап целеполагания и построения проектов коррекции выявленных затруднений (2мин)

- А сейчас, ребята, у меня есть для вас сюрприз. Перед уроком я подошла к некоторым взрослым людям и попросила их продолжить строки из стихотворения.

[Слайд 4] (Просмотр видеоролика)

- Ребята, посмотрите, это ведь совсем взрослые люди, чьи дети уже давно учатся в школе. Может быть они не помнят имя поэтессы, но стихи-то живут, их помнят, как хранит и помнит русская литература имя русской детской писательницы Агнии Львовны Барто.

- Во время проведения этого опроса, я поняла, что к скольким бы людям не обращалась, услышала бы знакомые строки Агнии Барто.

Смотрят видеофрагмент.

Участвуют в диалоге с учителем.

РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

ПУУД: - структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

КУУД: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

5. Этап реализации построенного проекта (8мин)

- Посмотрите на следующую страницу: какие-то шарики, игрушки. Кто вспомнит эти строки Агнии Барто?

- Ой, бедный мишка! Ребята, а что же с ним случилось?

- А что же зайчик? Что с ним случилось?

- А лошадка? Что с ней?

- На этой странице живут герои только 3 стихов. Но ведь их намного больше.

- А у меня в руках книга Агнии Львовны Барто. И на какой бы странице я не открыла эту книгу, то я знаю, что меня ждут добрые герои. Ну, вот, например, это стихотворение.

Зачитываю стихотворение.

Ответы детей.

- Ему оторвали лапки и уронили на пол.

- Его оставили мокнуть под дождем.

- Девочка ее причесывала.

Слушают стихотворение.

ПУУД: - поиск и выделение необходимой информации;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

КУУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (2 мин)

[Слайд 5]

Агния Львовна Барто – русская писательница. Родилась в семье ветеринарного врача. Мечтала стать балериной. В балетном училище начала писать стихи. Первая книжка молодой поэтессы вышла в свет в 1925 г.

В стихотворениях Агния Барто часто изображала детские портреты. Не идеализируя детей, она безгранично верила в их «человечность». Однажды какой-то мальчик, позвонив писательнице по телефону, сказал с обидой:

- Зачем вы про меня написали? Это все неправда!

- Почему ты решил, что это про тебя?

- Так в классе говорят.

- А тебе сколько лет?

- Десять.

- А я эти стихи написала пятнадцать лет назад, когда тебя и на свете не было…

Годы идут. Нет уже с нами Агнии Львовны Барто. Но стихи ее читают, любят, а в героях узнают себя или своих друзей.

Слушают рассказ учителя и участвуют в диалоге с ним.

ПУУД: - поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- постановка и формулирование проблемы.

РУУД: - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

КУУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Физминутка (2 мин)

- А теперь, ребята, я предлагаю вам немного подвигаться.

[Слайд 6]

Физминутка.

Выполняют физминутку.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

- А теперь вернемся к теме нашего урока. Открываем учебники на странице 40. Автор учебника предлагает нам познакомиться со стихотворением «Веревочка». Как вы можете предположить, о чем это стихотворение?

- Так как же нам узнать, о чем это стихотворение?

- Верно.

Читаю стихотворение.

- Вам понравилось стихотворение?

- Ребята, а какое настроение стихотворения?

- Перечитаем начало стихотворения. В каких словах звучит весеннее настроение?

- Какая же она, весенняя Москва?

- Ребята, давайте рассмотрим, как художник проиллюстрировал это стихотворение. Давайте посмотрим в левый верхний угол: тут нарисована поющая птичка. А как понять, что она поет?

- Вот если вернуться к этим трем первым четверостишьям, какими словами передается атмосфера Москвы?

- А где мы слышим этот шум в стихотворении?

- Раз стало тепло, дети выбежали на улицу. Весной дети вспоминают свои игры. А о какой игре говорит поэт в 4 четверостишье?

- А сколько это: 10 раз по 10? Это много? А это возможно столько раз прыгать?

- А как называет автор детей в 5 четверостишье?

- А раз чемпионы, то они скачут не только много, но и по-разному.

- Среди чемпионов всегда есть тот, кто делает лучше всех. А каково имя чемпионки в нашем стихотворении?

- А что, вот так вот можно скакать целых пол часа?

- Вот так Лидочка! А кто-нибудь из вас смог бы посоревноваться с Лидочкой? Желающие, выходите. Представьте, что у вас в руках скакалка.

- А покажите, как это прямо, боком и с прискоком.

- Отлично! Целая команда!

- Ребята, а какие есть еще весенние игры?

[Слайд 7] Салочки

[Слайд 8] Лапта

[Слайд 9] Мяч

[Слайд 10] Игры

- Это старинные русские игры. В них играли не только ваши бабушки, но и бабушки ваших бабушек. Я предлагаю вам с приходом весны выйти на улицу и поиграть в эти веселые и подвижные игры.

Открывают учебник на странице 40.

Ответы детей.

- Прочитать стихотворение.

- Веселое, весеннее, задорное, радостное и т.д.

- В слове деньки.

- Шумная.

- У нее раскрыт клювик.

- Шум.

Ответы детей.

- Прыжки на скакалке, «веревочка».

- Это 100 раз. Да, возможно.

- Чемпионы, мастера.

- Лида.

- Да, можно.

- Да, мы можем посоревноваться с ней!

Дети выходят к доске.

Дети демонстрируют прыжки.

- Салки, догонялки, лапта, мяч и т.д

ПУУД: - осознанное и произвоьное построение речевого высказывания в устной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.

РУУД: - контроль в форме сверения с работами одноклассников;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в работу в случае с расхождением с истиной.

КУУД: - учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами.

8. Этап включения в систему знаний и повторения (9 мин)

- Ребята, посмотрите на Лиду такой, как изобразил ее автор. Вы такой себе ее представляете? А она похожа на кого-нибудь, кого вы знаете?

- Ребята, на рисунке есть одна деталь, которая указывает на то, что она много и долго прыгала. Что это? Найдете?

- И вот на страницы стихотворения врывается весна. Ученики идут с книжками, тетрадками. А им не скучно?

- Какими словами заканчивается стихотворение?

- Конечно же им не скучно! Ведь на улице весна и всем на душе радостно.

- Вот такое вот стихотворение «Веревочка». Но ведь здесь нам автор рассказывает и про весну, тогда почему его автор назвал «Веревочка»?

[Слайд 11]

- Эту картину весны, наверное, подсмотрела сама Агния Барто, когда проходила мимо. Мимо шли люди, усталые, с работы и с магазина. И одна пожилая женщина остановилась рядом с Агнией Барто и о чем-то задумалась. Подумайте в парах, о чем задумалась эта женщина?

- А что делают ласточки на страницах стихотворения, ведь в самом стихотворении не говорится о ласточках?

- Зачем поэтесса написала это стихотворение? У нее ведь есть и так много добрых и веселых стихотворений.

Ответы детей.

- Красные щеки.

- Нет.

- «Сколько хочешь радуйся, Скачи на все лады».

Ответы детей.

Работа детей в парах.

Ответы детей.

Ласточки – это символ весны. Художник хотел показать, что время года в стихотворении – весна.

Ответы детей.

ПУУД: - структурирование знаний;

- осознанное построение речевого высказывания.

РУУД: - контроль;

- коррекция в случае расхождения с истиной;

- оценка деятельности.

КУУД: умение выражать свои мысли.

9. Этап рефлексии учебной деятельности (6 мин)

[Слайд 12]

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).

[Слайд 13]

Рефлексия

Выберете и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

Записывают домашнее задание.

Проводят рефлексию своей работы на уроке.

ЛУУД: определение личной значимости урока.

РУУД: осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «Песенка Винни-пуха» 2 класс, УМК "Школа России"

Предмет: литературное чтениеТема урока: «Песенка Винни-пуха»Цели урока: познакомить учащихся с «Песенками Винни-Пуха» Б. Заходера; учить читать стихотворения с помощью различных интонаций и темпа чтен...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: "Федина задача" (3 класс)

Цели деятельности учителя: формировать навык осознанного и выразительного чтения; познакомить детей с биографией Н.Н. Носова и произведением «Федина задача».Планируемые результатыПредметны...

Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения Г. Сапгир "Лошарик" 1 класс

Надеюсь этот материал поможет вам в проведении урока...

Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе

Учебный предмет: литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1аАвтор учебника: Букварь /Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева /М.: «Баласс», 2011Тема урока: К.Ушинский. Наше Отечество.Тип урока: ...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.Барто «Веревочка»

Цель урока: формирование читательской компетенции: анализ стихотворного текста, подготовка к выразительному чтению;Задачи урока:Дидактические: знать жанровые особенности стихотворенияуметь прогнозиров...