Докучные сказки. План урока
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Краткий план-конспект урока по литературному чтению по теме "Докучные сказки"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ
– Поднимите руки те из вас, кто любит сказки.
– Все вы любите сказки. Их вам в детстве рассказывали бабушки, мамы. А вы знаете, что сказки появились очень давно? Они создавались самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.
И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней...». Продолжите. (Намёк, добрым молодцам урок.)
– Что такое сказка?
– Проверим, насколько хорошо вы знаете сказки.
1. «Было у мельника три сына, и оставил он им в наследство мельницу, осла и кота…» («Кот в сапогах».)
2. «…Говорит им царь такое слово:
– Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите в разные стороны, на чей двор стрела упадёт, там и сватайтесь…» («Царевна-лягушка».)
3. «Случилось солдату идти через деревню. Зашел он в одну избу, поздоровался и говорит хозяйке:
– Хозяюшка, дай-ка мне чего-нибудь поесть!
У хозяйки было много всякой еды, но она говорит:
– Нет у меня ничего! Сама ещё ничего не ела сегодня!.. » («Каша из топора».)
4. «…Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его себе в гости:
– Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!» («Лиса и журавль».)
– Кто написал эти сказки?
– Какая сказка «лишняя»? («Кот в сапогах».)
– Почему? (Эта сказка авторская.)
– К какой группе мы отнесём все остальные сказки? (Русские народные.)
– У русских народных сказок есть свои отличия. Какие?
– Виды сказок: бытовые, о животных, волшебные.
– Что объединяет сказки? (добро всегда побеждает зло)
Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок. Наверно, это не случайно. Но какие сказки мы знаем? В основном уже записанные собирателями, обработанные писателями. А живые-то, настоящие народные сказки, есть они? Есть великое множество самых различных сказок для детей – весёлые байки, прибаутки, сказки о животных, докучные сказки.
– Что же это за докучные сказки и почему эти сказки получили такое название?
– «Докучная» от слова «докучать», то есть надо-едать. Докучная – надоедливая, бесконечная, на-водящая скуку и уныние.
– Толковый словарь В. И. Даля объясняет: «Докучная сказка – коротенький рассказ, без большого смысла, конец которого переходит в начало, и повторяется одно и то же».
Докучная сказка – сказка, в которой много раз повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. В них много песенок, игры.
Докучные сказки можно рассказывать сколько угодно, они бесконечны.
За что же им такая честь? Что в них такого привлекательного?
Игра. Игра звуками, игра смыслом, полезная забава.
Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…
– А следующая докучная сказка немножко похожа на предыдущую: ворона, как и медведь, тоже то мокнет, то сохнет.
Едем дальше. Едем дальше.
Видим мост, Видим мост,
На мосту ворона сохнет. Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост, Хвать её за хвост,
Шасть под мост – Шасть её на мост –
Пусть она помокнет! Пусть она обсохнет!
Едем дальше…
– Легко ли запомнить докучную сказку? Почему легко?
– Какие вы знаете законы докучной сказки?
• Сюжет движется по кругу.
• Элементы сказки повторяются.
• Сказка бесконечная.
– Как вы думаете, для чего русский народ сочинял докучные сказки?
Предлагает прочитать докучные сказки по учебнику
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению "Докучные сказки"
В условиях современного развития общества личностная успешность определяется мобильностью, умением неординарно подойти к решению проблемы, самостоятельно получать новую информацию, необходимую в насто...

Методическая разработка урока по литературному чтению "Докучные сказки"
Методическая разработка создана в соответствии с ФГОС второго поколения, включает все основные этапы урока сдомашним заданием, повторением жанров устного народного творчества; знакомство с понятием "п...

ЗАКОНЫ ДОКУЧНОЙ СКАЗКИ. «СКАЗКА ПРО БЕЛОГО БЫЧКА»
Урок литературного чтения в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа"...

Технологическая карта урока литературного чтения "Законы докучной сказки", ПНШ
Технологическая карта урока литературного чтения "Законы докучной сказки", ПНШ...

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему "Докучные сказки"
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему "Докучные сказки" (программа "Школа России")...

Учебно-методический комплект к уроку литературного чтения "Законы докучной сказки"
Законы докучной сказки...

Литературное чтение. Тема урока: "Законы докучной сказки. «Сказка про сороку и рака»"
Урок литературного чтения в 1 классе по теме: Законы докучной сказки."Сказка про сороку и рака". УМК ПНШ Учебник "Литературное чтение", автор Н.А. Чуракова....
