"От звука к смыслу"
материал по чтению (1 класс)

Цуркану Людмила Юрьевна

Особенности тьюторского сопровождения обучающегося с ОВЗ на уроках литературного чтения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsurkanu_ot_zvuka_k_smyslu.docx441.74 КБ

Предварительный просмотр:

"От звука к смыслу": особенности тьюторского сопровождения обучающегося с ОВЗ на уроках литературного чтения

Мой тьюторант Валерий, ученик 2 класса, обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО), вариант , которая разработана специально для слабовидящих детей.

Необходимость тьюторского сопровождения была определена центральной психолого-медико-педагогической комиссией (ЦПМПК) при поступлении в 1 класс. Максим имеет среднюю степень слабовидения, нарушение слуха (состояние после двусторонней кохлеарной имплантации), общее недоразвитие речи (ОНР) 3 уровня, обусловленное нарушением слуха, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), неравномерность развития психических процессов.

У ребенка появилась возможность слышать шумы, звуки только в 4,5 года, после проведения операции. Как таковое речевое развитие началось только с 5 лет. Соответственно, при поступлении в школу, в 8 лет, он имел словарный запас около 1000 слов, где в большей степени преобладали существительные. Данный уровень является весьма низким, так как к этому возрасту средний показатель колеблется от 4000 до 6000 слов.

Речь у Максима ситуативная, односложная, присутствует эхолалия. Низкий словарный запас и особенности развития ребенка снижают его возможность воспринимать смысл устной и письменной речи.

Поэтому одним из важных моментов моего тьюторского сопровождения является помощь в усвоении материала на уроках литературного чтения, где в основном идет работа с анализом произведений.

В результате активного взаимодействия с родителями ребенка, школьным сурдопедагогом и учителем, была выстроена стратегия работы с таким учеником.

Рассмотрим особенности тьюторской работы на уроках литературного чтения на примере изучении рассказа Виталия Валентиновича Бианки «Первая охота» (1 класс).

  1. Использовать принцип опережающего обучения.

Накануне маму Валеры попросили прочитать текст вместе с ребенком и выявить, какие слова потребуют дополнительной лексической работы на уроке.

В тексте выделены слова, значения которых нужно объяснить всем ученикам в классе и те, которые нужно разобрать с Валерой.

Общие: ящерка, извернулась.

Для Валеры: охота, ящерка, подкрался, ухватился, извернулась, фыркнул, отращивает.

  1. Предварительная работа над словарем.

Ребенок читает на карточке наиболее сложные для него слова по следующей схеме:

под-крал-ся

подкра́лся

у-хва-тил-ся

ухвати́лся

из-вер-ну-лась

изверну́лась

о-тра-щи-ва-ет

отра́щивает

(использовать для слабовидящих детей: Arial 20, без курсива, в рамке)

  1. Подкреплять новые термины наглядностью (изображения, макеты).

Перед началом прочтения учитель разбирает со всем классом термины ящерка и извернулась. Дети изучают макет ящерицы, резко вращают ее, имитируя быстрый поворот.

Для Валеры отдельно готовлю карточки с изображением ящерки. Отдельно проговариваю, что ящерка - это маленькая ящерица.

(обращаю внимание, что изображения должны быть адаптированы под слабовидящих детей: фон бледно-зеленый, не зашумленный объектами; сами объекты реалистичные с четким контуром)

C:\Users\Андрей\Desktop\Работа_Грота\Ящерка.jpg

C:\Users\Андрей\Desktop\Работа_Грота\Бианки_Щенок\Щенок подкрался.jpeg

  1. Готовлю для Валеры карточку со словарем к рассказу (потом вклеиваем словарь в тетрадь). Разбираем их по ходу чтения. Подкрепляю карточками с изображениями.

Словарь по рассказу В. В. Бианки «Первая охота»

Слово

Значение

ящерка

маленькая ящерица

охота

искать и ловить животных

подкрался

тихо подошел

ухватился

схватить, поймать

извернулась

сделать быстрый поворот

фыркнул

шумный звук носом

отращивает

давать отрасти

  1. Использовать дополнительную наглядность для лучшего понимания сюжета рассказа.

Данные иллюстрации и та, что в учебнике, не подходят для слабовидящих детей, так как имеют большую зашумленность и у объектов нет четкого контура.

C:\Users\Андрей\Desktop\Работа_Грота\Бианки_Щенок\ C:\Users\Андрей\Desktop\Работа_Грота\Бианки_Щенок\

  1. При анализе текста:
  • Дублировать вопрос учителя. Перефразировать вопрос, если ребенок не понимает его смысл. Формулировать вопросы так, чтобы у ребенка был закрытый выбор.

Например: Назовите героев произведения. (Щенок или котенок главный герой?)

- Что произошло со щенком? (Щенок охотился на ящерку или отдыхал?)

-Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок поймал или не поймал ящерку?)

-Что случилось с хвостом ящерки? (Ящерка осталась с хвостом или убежала без хвоста?)

  • Обращать внимание на ученика, который отвечает.
  • Когда кто-то из учеников спрашивает или отвечает, повторять вопрос и ответ.
  • Не задавать вопросы, которые требуют краткого ответа «да/нет».

При закреплении материала даю послушать звук фырканья щенка. Прохожусь по изученным понятиям, как он их понял. Подключаю действия. Прошу, чтобы показал подкрадываться, изворачиваться, ухватиться за что-либо. После урока, на перемене, изучаем ящерицу с Максимом индивидуально. Уточняю, что потеряла ящерица? (Хвост)

Особенности тьюторского сопровождения обучающегося с ОВЗ на уроках литературного чтения:

1. Опережающее обучение.

2. Предварительная работа над словарем.

3. Визуализация учебного материала.

4. Лексическая работа.

5. Приемы сурдопедагогики.

6. Закрепление в школе и дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Эссе на тему: "Моё педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты"

«Моё педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты». Если учитель имеет только любовь к делу, ...

конкретный смысл умножения 2 класс

Данная папка содержит презентацию и конспект урока по теме "Конкретный смысл умножения" для 2 класса по УМК "Школа России"....

Конкретный смысл действия умножения

Урок построен на  основе традиционной программы "Школа России" с использованием новых технологий....

Конспект урока по чтению ТЕМА: Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука красной фишкой.

Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Использованы артикуляционная гимнастика, динамическая минутка, физминутка....

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...