"От звука к смыслу"
материал по чтению (1 класс)
Особенности тьюторского сопровождения обучающегося с ОВЗ на уроках литературного чтения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 441.74 КБ |
Предварительный просмотр:
"От звука к смыслу": особенности тьюторского сопровождения обучающегося с ОВЗ на уроках литературного чтения
Мой тьюторант Валерий, ученик 2 класса, обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО), вариант , которая разработана специально для слабовидящих детей.
Необходимость тьюторского сопровождения была определена центральной психолого-медико-педагогической комиссией (ЦПМПК) при поступлении в 1 класс. Максим имеет среднюю степень слабовидения, нарушение слуха (состояние после двусторонней кохлеарной имплантации), общее недоразвитие речи (ОНР) 3 уровня, обусловленное нарушением слуха, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), неравномерность развития психических процессов.
У ребенка появилась возможность слышать шумы, звуки только в 4,5 года, после проведения операции. Как таковое речевое развитие началось только с 5 лет. Соответственно, при поступлении в школу, в 8 лет, он имел словарный запас около 1000 слов, где в большей степени преобладали существительные. Данный уровень является весьма низким, так как к этому возрасту средний показатель колеблется от 4000 до 6000 слов.
Речь у Максима ситуативная, односложная, присутствует эхолалия. Низкий словарный запас и особенности развития ребенка снижают его возможность воспринимать смысл устной и письменной речи.
Поэтому одним из важных моментов моего тьюторского сопровождения является помощь в усвоении материала на уроках литературного чтения, где в основном идет работа с анализом произведений.
В результате активного взаимодействия с родителями ребенка, школьным сурдопедагогом и учителем, была выстроена стратегия работы с таким учеником.
Рассмотрим особенности тьюторской работы на уроках литературного чтения на примере изучении рассказа Виталия Валентиновича Бианки «Первая охота» (1 класс).
- Использовать принцип опережающего обучения.
Накануне маму Валеры попросили прочитать текст вместе с ребенком и выявить, какие слова потребуют дополнительной лексической работы на уроке.
В тексте выделены слова, значения которых нужно объяснить всем ученикам в классе и те, которые нужно разобрать с Валерой.
Общие: ящерка, извернулась.
Для Валеры: охота, ящерка, подкрался, ухватился, извернулась, фыркнул, отращивает.
- Предварительная работа над словарем.
Ребенок читает на карточке наиболее сложные для него слова по следующей схеме:
под-крал-ся | подкра́лся |
у-хва-тил-ся | ухвати́лся |
из-вер-ну-лась | изверну́лась |
о-тра-щи-ва-ет | отра́щивает |
(использовать для слабовидящих детей: Arial 20, без курсива, в рамке)
- Подкреплять новые термины наглядностью (изображения, макеты).
Перед началом прочтения учитель разбирает со всем классом термины ящерка и извернулась. Дети изучают макет ящерицы, резко вращают ее, имитируя быстрый поворот.
Для Валеры отдельно готовлю карточки с изображением ящерки. Отдельно проговариваю, что ящерка - это маленькая ящерица.
(обращаю внимание, что изображения должны быть адаптированы под слабовидящих детей: фон бледно-зеленый, не зашумленный объектами; сами объекты реалистичные с четким контуром)
- Готовлю для Валеры карточку со словарем к рассказу (потом вклеиваем словарь в тетрадь). Разбираем их по ходу чтения. Подкрепляю карточками с изображениями.
Словарь по рассказу В. В. Бианки «Первая охота»
Слово | Значение |
ящерка | маленькая ящерица |
охота | искать и ловить животных |
подкрался | тихо подошел |
ухватился | схватить, поймать |
извернулась | сделать быстрый поворот |
фыркнул | шумный звук носом |
отращивает | давать отрасти |
- Использовать дополнительную наглядность для лучшего понимания сюжета рассказа.
Данные иллюстрации и та, что в учебнике, не подходят для слабовидящих детей, так как имеют большую зашумленность и у объектов нет четкого контура.
- При анализе текста:
- Дублировать вопрос учителя. Перефразировать вопрос, если ребенок не понимает его смысл. Формулировать вопросы так, чтобы у ребенка был закрытый выбор.
Например: Назовите героев произведения. (Щенок или котенок главный герой?)
- Что произошло со щенком? (Щенок охотился на ящерку или отдыхал?)
-Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок поймал или не поймал ящерку?)
-Что случилось с хвостом ящерки? (Ящерка осталась с хвостом или убежала без хвоста?)
- Обращать внимание на ученика, который отвечает.
- Когда кто-то из учеников спрашивает или отвечает, повторять вопрос и ответ.
- Не задавать вопросы, которые требуют краткого ответа «да/нет».
При закреплении материала даю послушать звук фырканья щенка. Прохожусь по изученным понятиям, как он их понял. Подключаю действия. Прошу, чтобы показал подкрадываться, изворачиваться, ухватиться за что-либо. После урока, на перемене, изучаем ящерицу с Максимом индивидуально. Уточняю, что потеряла ящерица? (Хвост)
Особенности тьюторского сопровождения обучающегося с ОВЗ на уроках литературного чтения:
1. Опережающее обучение.
2. Предварительная работа над словарем.
3. Визуализация учебного материала.
4. Лексическая работа.
5. Приемы сурдопедагогики.
6. Закрепление в школе и дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»
Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...
Эссе на тему: "Моё педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты"
«Моё педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты». Если учитель имеет только любовь к делу, ...
конкретный смысл умножения 2 класс
Данная папка содержит презентацию и конспект урока по теме "Конкретный смысл умножения" для 2 класса по УМК "Школа России"....
Конкретный смысл действия умножения
Урок построен на основе традиционной программы "Школа России" с использованием новых технологий....

Конспект урока по чтению ТЕМА: Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука красной фишкой.
Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Использованы артикуляционная гимнастика, динамическая минутка, физминутка....

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.
Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...
