«Дистанционные технологии в образовании»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Поддубная Инна Анатольевна

Целью данной работы является изучение методов дистанционного образования в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distantsionnye_tehnologii_v_obrazovanii.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Дистанционные технологии в образовании»

Поддубная Инна Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 7 г. Оленегорска Мурманской области


Содержание

Введение        3

1. Понятие дистанционного образования        4

2. Принципы дистанционного обучения        6

2. Формы дистанционного обучения        8

2. Методы дистанционного обучения        9

4. Тестирование как особый вид дистанционного обучения        12

Заключение        14

Список использованных источников        15


Введение

На современном этапе развития представить себе общество безинтернет-технологий просто уже нереально. Прогресс дошел до того, что обучаться можно посредством дистанционного обучения.

Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем.

Интерес, который вызвали возможности дистанционного образования в России, весьма парадоксален. Дело в том, что сама форма обучения, когда учащиеся и преподаватели не общаются между собой непосредственно в течение всего учебного курса, хорошо известна в России. Это существующее во многих вузах заочное обучение. Качество и эффективность заочного обучения в современном его виде вызывает серьезные нарекания. Поэтому становится актуальной проблема применения и развития дистанционного обучения.

Целью данной работы является изучение методов дистанционного образования в современном мире. Задачи: привести понятие дистанционного обучения, разобрать преимущества и недостатки, аргументировать основные принципы и формы дистанционного обучения, рассмотреть основные методы в зависимости от способа коммуникации преподавателей и обучаемых.

Для подготовки работы были использованы отечественные источники информации, педагогический энциклопедический словарь терминов и интернет-источники.


1. Понятие дистанционного образования

Термин «дистанционное образование» не восходит к какой-то особой технологии, скорее, он описывает способ обучения, который позволяет обучающему и обучающимся выйти за узкие рамки обучения в классе. Рассмотрим подробнее понятие дистанционного образования, а также спектр его возможностей.

Дистанционное обучение (ДО) — технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра[3].

Руководство обеспечивается разными способами, такими как обмен печатными материалами через почту и телефакс, аудиоконференция, компьютерная конференция, видеоконференция. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования изолированными сельскими учащимися, учащимися со специфическими требованиями или лицами, неспособными достичь поставленной цели другим способом.

Существенно, что польза от приобретения информации извне делает обучение на расстоянии предпочтительным для работающих взрослых тех, кто находит, что массовость и распорядок обучения для него неприемлем.

Можно определить дистанционное образование как образование, характеризующееся пятью основными моментами:

  • существование обучающего и обучаемого и, как минимум, наличие договоренности между ними;
  • пространственная разделенностьобучающего и обучаемого;
  • пространственная разделенность обучаемого и учебного заведения;
  • двунаправленное взаимодействие обучаемого и обучающего;
  • подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения.

По способу получения учебной информации различают: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени) и асинхронные системы (системы off-line).

Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.

Ученые выделяют следующие преимущества и недостатки дистанционного обучения:

Преимущества дистанционного обучения:

  • время и место обучения студент выбирает сам;
  • доступ к учебным материалам с помощью интернет из любой точки нашей страны;
  • учеба не будет мешать работе;
  • гибкие сроки обучения;
  • помогает снизить затраты на проезд к месту обучения и обратно;
  • можно проводить обучение большого количества человек.

Недостатки дистанционного образования:

  • рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения;
  • необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет;
  • одной из проблем обучения остается проблема установления личности пользователя при проверке знаний. Невозможно предугадать, кто выполнил работу;
  • для дистанционного обучения необходима самодисциплина;
  • высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения.

2. Принципы дистанционного обучения

Можно выделить такие специфические принципы дистанционного обучения:

Принцип интерактивности. Дистанционное обучение должно обеспечивать интерактивное взаимодействие между всеми его участниками.

Принцип открытости. Любой желающий должен иметь доступ к получению дистанционного обучения по его выбору.

Принцип гибкости. Ход учебного процесса можно приспосабливать к индивидуальным особенностям обучаемого, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию и давая возможность обучаться в удобное время.

Принцип адаптивности. Обеспечивается благодаря использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий, которые позволяют адаптировать дистанционный учебный процесс к особенностям обучающихся.

Принцип передаваемости. Заключается в возможности передачи образовательных текстов, аудио- и видеозаписей, телевизионных и компьютерных программ учебного назначения по всему миру.

Ориентация на потребителя. Дистанционное обучение расширяет доступ к получению образования для людей, которые по разным причинам не могут получить очное образование.

Принцип базовых знаний. Для начала дистанционного обучения пользователю необходимо владеть некоторыми начальными знаниями. Для этого в различных дистанционных курсах используется входной контроль.

Принцип идентификации. Идентификация обучающихся – часть общих мероприятий по безопасности. Каждый пользователь дистанционного курса имеет свой логин и пароль для доступа к обучению на курсе. Также осуществляется идентификация личности ученика с помощью видеоконференцсвязи.

Принцип индивидуализации. Обучаться на курсе дистанционного обучения можно в соответствии с индивидуальным темпом и индивидуальной образовательной траекторией.

Принцип регламентности обучения. Дистанционное обучение должно быть подчинено определенным временным регламентам, например, устанавливается последний срок сдачи обучаемыми тестов, контрольных заданий и т.д.

Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Применяемые в процессе дистанционного обучения средства информационных и коммуникационных технологий должны соответствовать целям обучения, способствовать наиболее эффективному их достижению[6].


2. Формы дистанционного обучения

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.

Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Данные занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников [1].

Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернета [2]. Для данных занятий используются специализированные образовательные веб-форумы – форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От первой формы занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач [1].

Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях(при наличии).


2. Методы дистанционного обучения

В зависимости от способа коммуникации преподавателей и обучаемых, выделяют методы дистанционного обучения:

Метод обучения посредством взаимодействия обучаемого, консультируемого либо репетируемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателей, репетиторов, консультантов, научных и технических руководителей (самообучение). Для осуществления этого метода преподавателями, репетиторами создаются и подбираются различные образовательные ресурсы: печатные, аудио- и видеоматериалы, а также учебные пособия, доставляемые по телекоммуникационным сетям (интерактивные базы данных, электронные издания и компьютерные обучающие системы).

Метод индивидуализированного преподавания и обучения, для которого характерны взаимоотношения одного учащегося, консультируемого студента или школьника, клиента, нуждающегося в научно-технических услугах, соискателя научной степени с одним преподавателем, репетитором, консультантом или научным и техническим руководителем (обучение «один к одному»). Этот метод может реализоваться в дистанционном обучении в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, факс, электронная почта, система Скайп.

Метод, в основе которого лежит изложение учебного материала преподавателем, при этом обучаемые не играют активную роль в коммуникации (обучение «один к многим»). Данный метод используется педагогом, репетитором, консультантом, когда обучаемых и консультируемых целая группа, они примерно одинаково подготовлены и для всех одинаков конечный результат. Например, это происходит при подготовке школьников репетитором к ЕГЭ, или же при консультировании студентов по различным дисциплинам. Этот метод, свойственный традиционной образовательной системе, получает новое развитие на базе современных информационных технологий. Так, лекции, записанные на аудио- или видеокассеты, читаемые по радио или телевидению, дополняются в современном дистанционном обучении так называемыми электронными лекциями, распространяемым по компьютерным сетям с помощью систем досок объявлений. Электронная лекция, которую готовят и подбирают преподаватели, репетиторы, консультанты может представлять собой подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалов, подготавливающих обучаемых к будущим дискуссиям.

Метод, для которого характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение «многие к многим»). Этот метод ориентирован на групповую работу студентов и представляет наибольший интерес для дистанционного обучения. Он предусматривает широкое использование исследовательских и проблемных способов обучения. Роль преподавателя при таком обучении сводится к тому, что он задает тему для студентов, школьников либо для соискателей научных степеней (ставит учебную задачу), а далее он должен создать и поддерживать такую благоприятную среду общения и психологический климат, при которых обучаемые могли бы работать в сотрудничестве. Преподаватель несет ответственность за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем.

Метод проектов предполагает комплексный процесс обучения, позволяющий обучаемому проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов обучаемых, умений самостоятельно формировать свои знания.

Метод проблемного обученияоснован на рассмотрении сложных познавательных задач, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В процессе проблемного обучения внимание учащихся фокусируется на важных проблемах, они стимулируют познавательную активность, способствуют развитию умений и навыков по решению этих проблем. Роль преподавателя сводится к наблюдению и поддержке, но не более.

Исследовательский метод обученияхарактерен наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, широкого использования арсенала методов исследования, использования научных методов обработки и оформления результатов. [5]


4. Тестирование как особый вид дистанционного обучения

Итоговые тесты занимают особое место в дистанционном обучении, потому что результаты итогового тестирования используются для принятия определенных управленческих решений, связанных с выставлением итоговых баллов, аттестацией, либо с переводом на очередную ступень обучения. Именно поэтому итоговые тесты нуждаются в тщательном обосновании их качества для повышения достоверности получаемой информации и принятия на ее основе корректных административных решений.

Тестирование должно быть простым и универсальным средством проведения контроля знаний по любому направлению, вне зависимости от тематики тестирования. Тестирование - это одновременно и метод, и результат педагогического измерения [6]. Тест состоит из тестовых заданий.

Тестовое задание - учебная ситуация, для которой тестируемый должен выбрать вариант ответа или же сформулировать такой вариант. Классификация тестов проводится по различным признакам. Также существует классификация тестов по форме:

• Задание закрытой формы - тестовое задание, при выполнении которого испытуемый выбирает заключение из нескольких предложенных правдоподобных вариантов, из которых лишь один ответ является правильным.

• Задание на соответствие - тестовое задание, при выполнении которого необходимо установить правильное соответствие между элементами двух множеств: объектов (субъектов, процессов) и их атрибутов (свойств, характеристик, структур и т.п.).

• Задание на установление правильной последовательности - тестовое задание, при выполнении которого необходимо установить правильную последовательность операций, действий, событий.

• Задание открытой формы - тестовое задание, при выполнении которого испытуемый самостоятельно формулирует заключение или подставляет пропущенное слово (слова).

Преимущества тестирования:

  • определяется объем изучения материала как для каждого экзаменующегося, так и для всей группы в целом;
  • тестирование занимает намного меньше времени у экзаменующегося.
  • тестирование даёт объективную картину знаний по предмету;
  • тестирование психологически нагружает студента меньше;
  • благодаря использованию компьютерных технологий результаты тестирования можно представить в виде удобных отчётов, сводок по успеваемости как по конкретному студенту, так и по результатам всей группы;
  • тестирования можно проводить по любым дисциплинам, удалённо и без участия преподавателя по конкретной дисциплине

Тестирование, как и всякое средство измерения и контроля, имеет свои недостатки. Тест имеет определенную точность и определенную погрешность. Возможна и фальсификация результатов тестирования. Тестируемый, проходящий по несколько раз один и тот же тест, может получить лишь поверхностные знания по предмету и в дальнейшем находить и получать ответы простым перебором возможных вариантов.


Заключение

Дистанционное обучение – это особый вид обучения, главной особенностью которого является интерактивность взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наличие преподавателя при этом не обязательно, так как дистанционное обучение – процесс самостоятельного изучения материала. При дистанционном обучении реализуется личностно-ориентированный подход к обучению, происходит максимальная индивидуализация обучения. Дистанционному обучению свойственны как общепедагогические дидактические принципы обучения, так и специфические принципы. Использование новых информационных и телекоммуникационных технологий позволяет осуществить взаимодействие участников дистанционного обучения независимо от их местонахождения с помощью электронной почты, чата, форума, видеоконференции, вебинара, онлайн-семинара.

Методической особенностью дистанционного обучения является то, что усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных учебными программами, осуществляется не в традиционных формах обучения (лекция, уроки, семинары и т.д.), а путем самостоятельной работы обучаемого с помощью различных средств – носителей информации. В центре процесса дистанционного обучения находится не преподавание, а учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками. При этом обучающийся должен не только владеть навыками работы с компьютером, но и способами работы с учебной информацией, с которой он встречается в процессе дистанционного обучения.


Список использованных источников

  1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное
    обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб.заведений / М.: Издат. центр
    «Академия», 2009. 192 с.
  2. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред.Е. С. Полат. – М.: Академия, 2006.
  3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - 3-е изд., стер. - Москва : Большая российская энциклопедия, 2009. - 527 с
  4. Дистанционные образовательные технологии. [Электронный ресурс] –  Режим доступа: https://helpiks.org/5-91099.html
  5. Лугин В.Г. Формы и методы Дистанционного обучения. [Электронный ресурс] –  Режим доступа: http://repetitmaster.ru/forms-and-methods-remote-education.html
  6. Полат Е.С. Модели дистанционного обучения.[Электронный ресурс] –  Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/modeli-distancionnogo-obucheniya-polat-es

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

В современном школьном образовании применение дистанционных технологий с каждым годом находит все большее применение в педагогической практике. Дистанционное обучение было востребовано в разные и...

Организация рабочего места педагога и ученика при реализации дистанционных технологий обучения

Подготовка к on-line занятию. Как расположить несколько окон на экране компьютера во время онлайн-занятия. Принцип наглядности на онлайн-занятии во время онлайн-занятия. Воспр...

ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Образование и воспитание детей – инвалидов начальных классов с применением дистанционных технологий....

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...

Успешные практики дистанционного и «смешанного» образования. Урок в виртуальном классе образовательной платформы «УЧИ.РУ».

В статье автор делится технологией проведения урока в виртуальном классе образовательной платформы "УЧИ.РУ"....

Статья Дистанционные технологии в современном образовании

В статье рассмтрены особенности, преимущества, принципы, методы и формы дистанционного обучения....

Использование дистанционных технологий в обучении детей с ОВЗ в начальном общем образовании

Использование дистанционных технологий в обучении детей с ОВЗ в начальном общем образовании...