Собственный педагогический опыт
учебно-методический материал

Алина Сергеевна Королева

Опыт применения дистанционных педагогических технологий в работе с

детьми с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт 40.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа-интернат

основного общего образования

ЗАСЕДАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СЕКЦИИ

ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ,

В РАМКАХ АВГУСТОВСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ – 2020

Опыт применения дистанционных педагогических технологий в работе с

детьми с ограниченными возможностями здоровья

Королева Алина Сергеевна

МОУ школа-интернат

24.08.2020 г.

В настоящее время в связи с активным развитием и использованием в образовательной сфере новых информационных технологий дистанционное обучение все более выделяется и обретает самостоятельную жизнь. Дистанционное обучение, основанное на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, позволяет осуществить многоцелевые образовательно-профессиональные программы, доступные различным социальным группам и слоям населения; является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

На протяжении последних лет в системах образования различных стран проводятся работы по внедрению в практику технологий дистанционного, открытого образования, режимов удаленного обучения на расстоянии. Тысячи людей сегодня обучаются дистанционно, имея доступ к получению среднего профессионального и высшего образования, различных форм дополнительного образования и повышения квалификации.

Дистанционные технологии обучения (образовательного процесса) представляют собой совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. Использование дистанционных технологий предполагает специальную организацию образовательного процесса, базирующуюся на принципе самостоятельного обучения. В связи с введенным режимом  самоизоляции среда обучения характеризуется тем, что учащиеся, отдалены от преподавателя в пространстве, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации. Дистанционное обучение использует современные интерактивные информационные технологии: модульные, сетевые, ТВ технологии. В настоящее время все большую популярность завоевывает дистанционное обучение на базе Интернет-технологий. Телекоммуникационная среда Интернет обладает рядом специфических особенностей (открытость, доступность, вариативность, интерактивность и т. д.). Опыт организации дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями показывает успешность процесса обучения. При этом следует отметить, что новые технические и технологические средства сетевых коммуникаций могут предоставить принципиально новые методические возможности для дистанционного обучения детей с особыми потребностями в рамках общего образования.

Во-первых, предоставляется возможность выстроить индивидуальную траекторию продвижения для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей (ограничений) и индивидуального развития, организовать самостоятельное продвижение по темам курса успевающему ребенку и возможность возврата к запущенному материалу отстающему ребенку. Гибкость структуры учебного процесса позволяет учесть потребности и возможности каждого ребенка, его интересы и индивидуальный темп продвижения по изучаемому материалу. Основное достоинство дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, надлежащей настройки сервисов, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося.    

      Во-вторых, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости. Происходит компенсирование отсутствия некоторых функций.

В-третьих, дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Несмотря на физическую удаленность субъектов обучения друг от друга, существует реальная возможность взаимного общения детей в рамках курсовых и тематических совместных занятий как по вертикали (педагог - обучающийся), так и по горизонтали (между обучающимися, в режиме электронной почты, конференций, чата, виртуальных семинаров и т.п.).Безусловно, для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями необходимо учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации, появившегося в условиях современной информационной среды. Хочется отметить, что возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем либо уменьшается их значимость. Отличительной чертой дистанционного обучения детей с особыми потребностями является замена личностного, непосредственного взаимодействия c педагогом различными средствами опосредованной учебной коммуникации, предполагающей активное взаимодействие и реализуемой с помощью разнообразных электронно-коммуникативных систем: прямое диалоговое общение в режиме форума, чата, проведение общегрупповых занятий в режиме виртуальный класс, консультирование в режиме on-line.                                  В-четвертых, у ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.

В-пятых, дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы. При организации дистанционного обучения детей с особыми потребностями возникают и определенные трудности: ограничение возможности развития творческих способностей детей; ограничение информационных и иллюстративных возможностей педагога в учебном процессе; ограничение непосредственного эмоционального влияния педагога на ребенка с целью поддержки его интереса и учебной мотивации; вопросы технического и методического обеспечения процесса обучения.

Кроме того, обучая «особых» детей, необходимо учесть трудности каждого отдельно взятого ребенка. Трудности, которые испытывают дети с ограниченными возможностями в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Основная нагрузка при разработке дистанционных курсов по предметам ложится на педагога, который должен учесть все особенности обучающихся детей и с помощью тщательно продуманных методов обучения включать в познавательную деятельность разные психические структуры обучающегося, разные уровни его активности.

Исходя из своего, пока небольшого, опыта работать дистанционно, можно сделать несколько выводов:

1.Для образования в любой форме нужен мотив. Дистанционное образование поначалу может привлекать некоторой новизной. Но оказывается, что дальше требуются такие нешуточные качества как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека.

2.Значит, для  младшего среднего школьного возраста дистанционное образование нужно осуществлять в особой среде, например, игровой. Такую среду создают задания и конкурсы с одной стороны, и серьезные игры – с другой.

3.Родители или другие значимые для ребенка взрослые обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность деятельностью ребенка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам.

С чего же начинается применение дистанционных педагогических технологий в практике применительно к урокам физической культуры?

Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому в период дистанционного обучения мной активно применялись электронные презентации, ссылки интернет источников и учебников на заданную тему,  что  позволило эффективно решать эту проблему.

Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам, поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Мной были использованы такие виды как: онлайн занятие с детальным показом и объяснением с помощью таких инструментов связи, как www.skype.com.ru, https://zoom-com.ru/ , https://web.whatsapp.com/ ;  записи упражнений, видео материалы, картинки, ссылки на обучающие интернет ресурсы (Онлайн-школа “Фоксфорд”, Учи.ру, Яндекс.школа )

Другой формой использования  дистанционных технологий было применение тестирующих программ. Компьютерные тесты могут содержать неограниченно большое количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования. Тесты используются на любом этапе обучения. Компьютерные тесты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даётся несколько вариантов ответа. Например, в  библиотеке МЭШ (Московской Электронной школы) есть множество тестов, кроссвордов и интерактивных приложений по разным темам для учащихся 5-9 классов. В игровой форме дети преодолевают любые сложности и повышают мотивацию к учебе. Также я активно пользовалась информацией представленной на сайте РЭШ («Российской электронной школы», https://resh.edu.ru ), где представлен учебный материал для детей 1-11 классов. На сайте ученик может изучить цели и задачи урока, собрать мозаику по изучаемой теме, посмотреть видеоролик, пройти различные вариации тренировочных заданий (найти слова, разгадать кроссворд, выбрать правильный ответ, восстановить последовательность действий, собрать из частей изображение, соединить последовательно точки), решить тренировочные задания.

Часто мной были использованы презентации, включающие собственные фотографии упражнений, схемы и картинки, так как такой формат может содержать большой теоретический материал, который, тем не менее, легко усваивается из-за неординарной формы ее подачи. Сама презентация, являясь, по сути, конспектом урока может быть использована как средство самообучения и самостоятельной работы. Наличие визуального ряда информации позволяет закрепить в памяти. Также за период дистанционного обучения в рамках  недели «Не сиди дома без дела, тренируй фигуру - тело» мной было проведено спортивное занятие, в котором прияли участье воспитанники 1-6 классов и онлайн мастер-класс для всех учащихся школы. Еще я с удовольствием приняла участье в онлайн – книжной выставке «Советуем почитать» со своей подборкой литературы для детей разного возраста. Поддерживала связь и отвечала на вопросы родителей и учеников при помощи телефонной связи и смс сообщений.

Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя  они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве временного либо дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных – необходимая потребность своевременного и будущего времени.

Таким образом, исходя из своего опыта работы, я считаю, что при организации и проведении дистанционного урока физкультуры у меня получилось успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.

 

Преимущества и недостатки дистанционного образования.

Преимущества ДО:

  • Свободный график

Ребенок  сам решает, в какое время учиться. Сам составляет  себе расписание занятий и может легко подстроить его под темп своей жизни. Учится с той скоростью, которая удобна ему;

  • Учёба в удобной атмосфере

Обучаясь дома, ребенок сам выбирает не только расписание занятий и их темп, но и атмосферу в которой эти занятия будут проходить. Главное, не расслабиться от чрезмерного комфорта;

  • Технологичность

В процессе обучения, ребенок использует современные высокие технологии и параллельно приобретаешь навыки, которые будут полезны  в будущем.

Но у каждой монеты две стороны. Кроме преимуществ, у дистанционного образования есть ряд недостатков.

Недостатки ДО:

  • Отсутствие личного контакта с преподавателем

Исчезает эмоциональная составляющая. Передача знаний уже безличностна;

  • Мотивация и самоконтроль

В домашней обстановке легко расслабиться, прежний запал перегорает и обучающийся теряет интерес к учёбе. Нужно иметь самодисциплину и мотивацию, что бы обучаться самостоятельно и без постоянного контроля. А на такое способен далеко не каждый;

  • Нехватка практики

К сожалению, “удалённый обучающийся” зачастую лишён регулярных практических занятий, что не идёт на пользу качеству получаемого образования;

  • Техническая зависимость

Для постоянного доступа к источнику знаний, учащийся должен быть хорошо оснащён технически. Как минимум надо иметь ноутбук и доступ в интернет. К сожалению, это не все могут себе позволить.

Деятельность учителя осуществляется мною в проекте в следующих направлениях:

·ведение электронного журнала (выставление оценок и размещение заданий);

·ведение дистанционных уроков;

·подготовка учащихся к итоговому контролю по какой-либо теме, а также непосредственно контроль освоения знаний по теме;

·взаимодействие с учениками и родителями по телефону и смс.

Важным направлением работы с сайтом для меня стал опыт проведения дистанционных уроков по физической культуре с использованием сайта «Электронный дневник».При кажущейся трудности в разнообразии форм подачи учебного материала мной активно используется раздел Файлы, в который может загружаться материал для изучения: текстовые документы, мультимедийные презентации, аудио- и видеофайлы, иллюстрации. Но дистанционное обучение – это не только получение материала учащимися, необходима и обратная связь, отслеживание и оценивание результатов работы учеников. Некоторые задания даются для выполнения в электронном виде и затем отсылаются учителю в личном сообщении. Возможно оформление работы в виде текстового документа и размещение в разделе Файлы. Также один из вариантов выполнения задания – ответ на вопрос в разделе Форум.

 Когда в первый раз слышишь фразу «компьютер на уроке физкультуры», то у многих возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Теперь для меня совершенно очевидно, что без ИКТ невозможно обойтись:

-на уроках физкультуры они дают возможность организовать прохождение теоретического материала в доступной и наглядной форме.

-при проведении внеклассных мероприятий: спортивных викторин, конкурсов, игр по станциям и т.п.

-при подготовке к оценочному зачету для развития критического мышления, решения проблемных задач, самостоятельной работы с информацией.

-при разработке учебных проектов, способствующих развитию интеллектуальных и творческих возможностей школьника, самовыражению и навыков совместной работы.

-при работе с учениками, имеющими ограниченные физические возможности.

Во время работы можно использовать:

-Учебные презентации, кроссворды, ребусы, мультимедиа и т.п.;

-Консультирование учеников по Еmail-почте, обмен материалами;

-Форумы, где выкладываются ссылки, теоретический материал, задаются вопросы, организуется дискуссия и т. д.

Таким образом, исходя из своего опыта, я считаю, что нам и в дальнейшем при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование информационно-коммуникационных технологий и включение дистанционного образования, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.

Список литературы

1.Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2009.                                                                                                                          2. Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович А.В., Назарова Л.С., Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., 2007.                                               3. Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование. - 2006. - №1.                                                                                           4.Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2008.   5.Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1 / Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д., 2007.                                                                                                                                       6. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. – 2003. – № 3.                            7.Мелешкина М. С. Дистанционные технологии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья как социализирующий фактор // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 95–99. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771190.htm.                                                                                                          8. Насырова Э.Ф., Муллер О.Ю.Технологии работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях дистанционной формы реализации дополнительных общеразвивающих программ: учебно-методическое пособие.– Сургут, 2019. – 57 с.                                            9. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. – М.: ИНФО, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме "Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Обобщен опыт работы по использованию терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми младшего и младшего школьного возраста....

педагогический опыт.Педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"

педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"...

Форма распространения собственного педагогического опыта. Тема представляемого педагогического опыта

Форма распространения собственного педагогического опыта.Тема представляемого педагогического опыта...

ПК 4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области начального общего образования.

ПК  4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической  литературы,  самоанализа  и  анализа  деятельности  других педагогов,  оцениват...