Доклад На тему "Взаимодействие педагога с родителями во время дистанционного обучения"
материал (1 класс)

Тонкова Елена Павловна

    Переход к режиму самоизоляции привел к необходимости поиска новых форм организации образовательного процесса, которые подходят для обучающихся с расстройством аутистического спектра. Наиболее незащищенной категорией обучающихся по дистанционной системе являются дети с ментальными нарушениями, в том числе с расстройствами аутистического спектра (РАС). Смена формы обучения сопровождается серьезными изменениями в жизни ребенка с РАС, которые практически всегда очень тяжело им переносятся. Во-первых, аутичному ребенку трудно без предварительной подготовки прервать привычный для него образ жизни, в котором большую часть времени занимала школьная среда. Во-вторых, ребенку с РАС может быть трудно быстро включиться в большой объем занятий в домашней обстановке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminar_tonkova_e.p._15.10.2020.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа

 Павловский Посад Московской области

Доклад

На региональный семинар

На тему "Взаимодействие педагога с родителями во

время дистанционного обучения"

Подготовила учитель начальных классов

Тонкова Елена Павловна

2020 год

      Меня зовут Тонкова Елена Павловна, я являюсь учителем начальных классов. Год назад я начала вести 1 класс. У меня в классе обучаются дети с расстройством аутистического спектра и   Тяжелыми множественными нарушениями развития. В классе 8 детей -инвалидов из них 4 с РАС и 4 с ТМНР. В начале первого класса дети очень тяжело переносили адаптацию к школе, т.к. многие не посещали дошкольные учреждения и им было нелегко привыкнуть к новым условиям. Но благодаря налаженному режиму дня и отдыха общим требованиям со стороны родителей и педагогов, удалось облегчить этот непростой период у детей. Положительный настрой родителей на совместную работу с учителем в жизни играет важную роль в воспитании и обучении в школе.

    Переход к режиму самоизоляции привел к необходимости поиска новых форм организации образовательного процесса, которые подходят для обучающихся с расстройством аутистического спектра. Наиболее незащищенной категорией обучающихся по дистанционной системе являются дети с ментальными нарушениями, в том числе с расстройствами аутистического спектра (РАС). Смена формы обучения сопровождается серьезными изменениями в жизни ребенка с РАС, которые практически всегда очень тяжело им переносятся. Во-первых, аутичному ребенку трудно без предварительной подготовки прервать привычный для него образ жизни, в котором большую часть времени занимала школьная среда. Во-вторых, ребенку с РАС может быть трудно быстро включиться в большой объем занятий в домашней обстановке.

Для родителей переход на удаленное обучение ребенка с РАС стал также непростым испытанием: ведь организовать учебную среду для особенного ребенка дома многим из них было нелегко. Данная задача сложна и для педагогов, так как им приходится контролировать процесс занятий, не в живом общении, а опосредованно.

В школе учитель общается одновременно со всем классом, проявляется фронтальная форма организации обучения, с малыми группами класса - групповая форма, с отдельными учениками - индивидуальная.  Во время дистанционного обучения я старалась совмещать все эти формы, но на первый план выходила индивидуальная работа Основной особенностью дистанционного обучения является акцент на индивидуальную особенность обучающегося с РАС и его самостоятельную работу, что вызывает наибольшую трудность у младших школьников. Родителям приходится активно включаться в образовательный процесс и учиться помогать ребенку в  освоении образовательной программы в новых условиях.

Переход на дистанционное обучение заставил в быстром темпе и эффективно решать в дистанционном формате как вопросы самого образовательного процесса, так и вопросы организации его с помощью родителей. Родителей особенно интересовало:

  • подбор способов мотивации ребенка к учебной деятельности;
  • формирование учебного поведения в домашних условиях;
  • способы преодоления нежелательного поведения;
  • выстраивание взаимоотношений с ребенком в новой роли («родитель-учитель», «родитель-тьютор»). 

Задачи родительской поддержки зависят от содержания и формы дистанционной работы, т. е. от того, учится ли ребенок дистанционно, постоянно общаясь с учителем в онлайн-режиме, или же он преимущественно получает задания, которые предполагают использование компьютера, а учитель, главным образом, осуществляет контроль и оценку выполнения этих заданий.  В своей работе проводила онлайн уроки и консультации, на которых объясняла родителям чем и как заниматься с ребенком. В данной форме практиковала фиксирование фрагментов домашних уроков на видео и дальнейшее обсуждение сильных и слабых моментов с педагогом.

В первую очередь было проведено дистанционное собрание на платформе ZOOM. Я обратила внимание родителей на то, что согласно санитарным правилам и нормам время непрерывной работы за компьютером для обучающихся первых – вторых классов составляет не более 10 минут. После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления .

2. Также родителям были представлены в электронном виде дидактические материалы и Рекомендации по организации дистанционного обучения, советы психолога, комплекс упражнений по гимнастики глаз и пальчиковая гимнастика.

3. Было разработано индивидуальное расписание согласно СИПРу с каждым ребенком и родителем в период дистанционного обучения с соответствием с САНПиН.

В рамках дистанционного обучения использованы  различные варианты передачи информации:

• рассылка методических, аудио-, видеоматериалов по почте;

• компьютерные программы WhatsApp, Viber.

Данные программы позволяют получать и отправлять файлы, фото и писать сообщения.

         Таким образом, постоянная педагогическая поддержка и взаимодействие педагога и родителей детей с РАС в условиях дистанционного обучения необходимы и направлены на положительную адаптацию обучающихся с расстройством аутистического спектра и к процессу обучения в условиях дистанционного обучения.

 Перед родителями и педагогами остро встал вопрос какие дидактические пособия можно использовать при работе с ребенком. И здесь нам очень пригодился опыт мамы моего ученика Дубни Елены Вячеславовны, которая самостоятельно изготовила ряд методических пособий для занятий с сыном. Она предоставила нам некоторые свои работы. Я предлагаю вам их для ознакомления.

И завершая свое выступление могу сказать, что этот новый и непростой период , мой класс прошел успешно о чем свидетельствуют входящие мониторинги. Во время дистанционного обучения при грамотно организованной работе с родителями происходит:

  • сближение родителя и ребенка за счет повышения продуктивности совместного времяпрепровождения;
  • после периода интенсивной работы под контролем педагога родителю впоследствии будет легче обучать ребенка дома и помогать ему выполнять домашние задания;
  • ускорение процесса адаптации к домашнему режиму для родителя при условии, что он заинтересован в организации учебной деятельности и в ее результате.