2. Культура России
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

2. Культура России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._kultura_rossii.docx157.79 КБ

Предварительный просмотр:

Шаблон для разработки конспекта воспитательного мероприятия

ФИО:

Класс: 3

Направление воспитательной работы: эстетическое воспитание

Целевые ориентиры: проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре

Тема воспитательного мероприятия: «Культура России»

Цель воспитательного мероприятия (для учителя): воспитание ценностного отношения к культуре русского народа и России посредством беседы, развитие умения анализировать работы отечественных авторов, описывающих русскую культуру, расширение представлений о культуре России и русского народа в картинах, музыке и стихотворениях отечественных авторов посредством беседы и выполнения заданий.

Задачи:

Образовательные: расширять представления о культуре России и русского народа в картинах В. Е. Маковского: «Рыбачки», «Кормление индюшек», «Крестьянский обед», «Девочка с гусями», русской народной песне «Во поле береза стояла» и танце «Березка», стихотворении отечественного автора А. П. Еремина «Русский народ» посредством беседы и выполнения заданий

Развивающие: развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение, творческие умения при выполнении заданий, развивать умение работать в парах для достижения общего результата, слушать друг друга и аргументировать собственную точку зрения, развивать умение планировать и оценивать работу, определять тему воспитательного мероприятия посредством беседы.

Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к культуре русского народа и России, стремление к ее изучению и сохранению посредством высказывания эмоционально-ценностных суждений.

Характеристика этапов воспитательного мероприятия

Этап воспитательного мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы и приемы работы

Средства воспитания (включая указание слайдов презентации, интерактивное оборудование), средства воздействия

Форма организации деятельности (Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая)

Вводный

-1 сл. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на места! Не забывайте о правильной посадке!

-Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в мир культуры нашей страны – России. А что же называют культурой

2 сл. Культура – это совокупность достижения людей в области искусства, промышленности, производства.

-Какой же бывает культура?

-По мнению известного литературоведа А. А. Сорокина культура бывает отечественной и мировой. Чем они отличаются?

-Верно! Отечественная культура – это культура наших Российских художников, композиторов, поэтов …

-А мировая? Верно!

-3 сл. Что же относится к культуре нашей страны?

-Верно!
Это декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, музыка, литература, архитектура, кинематограф.

-Сегодня мы с вами и отправимся в путешествие в мир искусства, о чем мы будем говорить, определим тему нашего мероприятия?

-Какие произведения известных авторов о культуре русского народа вы знаете?

-Составим план урока, значит, что нам необходим узнать?

-Чему научиться?

-Что оценить?

-Верно! Приступим к работе!

Приветствуют

Высказывают предположения

Высказывают предположения

Высказывают предположения

- те произведения, которые созданы зарубежными авторами

Высказывают предположения

- о культуре России

- мы не знаем

- узнать о произведениях известных авторов о культуре русского народа вы знаете

- научиться анализировать и различать их

- оценить свою работу

Дидактическая беседа, разъяснение, постановка проблемного вопроса, наглядный метод, демонстрация, словесный метод, беседа, здоровьесберегающая технология – напоминание о правильной посадке, игровая технология – форма игры-путешествия

Оборудование: компьютер, проектор, презентация

Средства воспитания: речь учителя через убеждение

Средства воздействия: убеждение (во время беседы с педагогом)

Ф

Основной

4 сл. Как же описывали нашу Родину и ее жителей в своих картинах отечественные авторы?

-Ответим на этот вопрос!

-Во многих своих картинах Владимир Егорович Маковский описывал жизнь простого народа, рассмотрим несколько его картин

5 сл. Что на них изображено? Какая общая тема их объединяет?

6 сл. Чем славится крестьянский народ и русская культура в целом? Трудишься ли ты? Расскажи об этом.

-Важен ли труд в жизни человека? Почему?

-Какие пословицы о труде вы знаете, расскажите о них, Что они означают?

-Какое настроение у героев данных картин? Рады ли они трудиться? Почему? Как вы это определили?

-С помощью чего автор передает это настроение?

-Узнаем кто был самым внимательным, для этого выполним интерактивное задание на планшетах, какие правила работы с планшетами вы знаете?

-Отсканируйте код с помощью камеры планшета. Установите соответствия между картиной В. Е. Маковского и ее названием, выполнив интерактивное задание, на кнопку «завершить» пока не нажимаем

Проверим вашу работу (педагог открывает задание на интерактивной панели и устанавливает соответствия вместе с детьми)

-Поднимите руки те, кто верно выполнил здание! Молодцы! Отложите планшет в сторону.

Динамическая пауза для глаз

-7 сл. А как же русский народ описывается в русских народных песнях и танцах. Ответим на этот вопрос!

Вы наверняка не раз слышали русскую народную песню «Во поле береза стояла» Закройте глаза, представьте то, о чем поет русский народ, опишите то, что вы представили.

-Попробуем пропеть данное музыкальное произведение еще раз все вместе

-Какое настроение передают авторы песни? С помощью чего?

-Любят ли они свою Родину? Почему? Чем восхищаются? Благодаря чему вы это определили?

8 сл. О чем поется в песне? А почему береза- это символ России?

Оказывается Берёза является символом России потому, что среди многочисленных видов деревьев, растущих в нашей стране, берёза - это единственное дерево, имеющее кору белого цвета. Белый же цвет, символизирующий чистоту, очень хорошо сочетается с искренним и хлебосольным характером нашего народа.

Попробуйте изобразить то, о чем поет русский народ на рисунке, используя краски. Какие правила при работе с акварелью вы знаете?

Проверьте и оцените работы друг друга с помощью сигнальных карточек, поднимите карточку зеленого цвета, если рисунок выполнен аккуратно и он описывает то, о чем поется в песне, красный – если есть несоответствия. Молодцы! Вы справились с заданием!

9 сл. Я предлагаю вам немного отдохнуть, но в необычной форме. Какой самый известный русский народный танец вы знаете? Посмотрим как он исполняется

Обратите внимание на костюмы русских красавиц, что их отличает от других народов?

-Какие движения они используют в танце?

10 сл. Совместно с одноклассниками я предлагаю вам поучаствовать в этом танце

-Что вам особенно понравилось в этом танце? Какие элементы запомнились?

-Молодцы! Присаживайтесь на места и не забывайте оп правильной посадке!

-Как же описана культура нашего народа в стихотворениях отечественных поэтов?

11 сл. Для ответа на этот вопрос предлагаю вам послушать выразительное чтение стихотворения (педагог читает выразительно стихотворение)

-Затруднения в определении значения каких слов у вас возникли?

-Для определения их значения предлагаю вам поработать в парах, какие правила работы в парах вы знаете?

-Для этого продолжим работы с планшетом, отсканируйте код и попробуйте определить значения слов установив соответствия.

-Самостоятельно проверьте свою работу (педагог открывает задание на интерактивной панели)

-Что в своем стихотворении автор называет душой?

- Что такое оплот?

-Что означает слово ведать?

-Какое значение имеет слово удел?

-Что такое завет?

- Нетление – это …

-Поднимите руки те, кто верно определили значение всех слов.

-Молодцы! Вы справились с заданием!

12 сл. Вернемся к тексту стихотворения и проанализируем его. Прочитайте его еще раз внимательно по себя. О чем рассказывает автор?

-Чем он восхищается?

-Как автор относится к русскому народу и Родине? Найдите строки, подтверждающее это в тексте

-13 сл. Предлагаю вам продолжить работу в парах, не забывайте о правилах совместной работы. Попробуйте найти в тексте стихотворения прилагательные, которые характеризуют русский народ в стихотворении на карточке 1 (см. Приложение 1) подчеркните эти слова

-Проверим, что у вас получилось, используя документ-камеру, какие правила работы с ней вы знаете?

- … и … подойдите к документ-камере, проверим вашу работу, остальные поменяйтесь работами с соседними парами (учитель контролирует обмен карточками для взаимопроверки)

-Какие слова вы подчеркнули?

-Какие прилагательные вы бы могли добавить к этому стихотворению?

Проверьте работы друг друга, напротив каждого верно выделенного прилагательного поставьте +

Верните работы друг другу. Поднимите руки те, кто верно подчеркнул все прилагательные, а кто допустил 1, 2 ошибки. Молодцы!

Какое настроение передает автор? Как вы это определили?

-Молодцы! Наше путешествие подходит к концу, мы возвращаемся домой

- мы не знаем

Перечисляют

- тема русского труда

- трудом

Рассказывают

Да, потому что труд украшает человека

- без труда не выловишь и рыбку из пруда (для успеха нужно потрудиться)

Человек рожден для труда (человек трудится всю жизнь)

- воля и труд дивные всходы дают (хорошо влияют на человека)

- радостное и веселое, потому что труд приносит им радость

- с помощью ярких красок и эмоций, которые изображены на лицах людей

Перечисляют правила работы с планшетами

Выполняют задание

Выполняют динамическую паузу для глаз

- мы не знаем

Слушают и описывают

-поют

- теплое, душевное, родное и любимое – они показывают, что любят свою родину с помощью ласковых слов, медленного мотива

- да, потому что это место в котором они Родились, они восхищаются красотой природы России

- благодаря словам из песни и ее темпу

- о березе как символе России

- мы не знаем

Озвучивают правила работы

Создают рисунки, демонстрируют и оценивают работы друг друга с помощью сигнальных карточек

- березка

- русские головные уборы - кокошник, платки, красные платья в пол и веточка березы в руках

- русские хороводы, плавные поднятия рук с помощью которых они восхищаются символом России – березой

Участвуют в танце повторяя движения по видео

- хоровод и др.

Высказывают предположения

- мы не знаем

Перечисляют

Перечисляют правила совместной работы

Выполняют задания

- внутренний мир человека, его переживания и чувства

- защита и опора

- знать что-то

- участь, судьба

- наказ или наставление

- отсутствие тления

Проверяют и поднимают руки

- про о, что русский народ и его культура – это часть России

- силой, сплоченностью и душой русского народа

- душа есть у Руси-России, душа ее – русский народ

Озвучивают правила работы

- сильный, угнетенный

Проверяют

- уверенный, родной и горделивый

Поднимают руки

- гордость за свою страну и готовность ее защищать

- по строкам стихотворения, по главным прилагательным и глаголам, описывающим русских народ

Дидактическая беседа, разъяснение, решение проблемного вопроса, наглядный метод, демонстрация, словесный метод, беседа, здоровьесберегающая технология – напоминание о правильной посадке, правила т/б, динамическая пауза, игровая технология – форма игры-путешествия, практический метод при выполнении заданий, опора на жизненный опыт, методы развития творческих умений, прием «Ролевая маска» (дети пробуют себя в роди художников, танцовщиков, певцов), методы формирования мотивации, поощрение и создание ситуации успеха, методы контроля и оценки, самооценка и взаимооценка

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, документ-камера, планшет, интерактивная доска, рефлексивные карточки, дидактический материал, ручка

Средства воспитания: речь педагога, выразительное чтение, прослушивание, просмотр и анализ произведений искусства, музыкотерапия, организация совместной работы

Средства воздействия: убеждение (через речь и выразительное чтение педагога), заражение (эмоциями, передаваемыми авторами), подражание (дети пробуют себя в роли творческих людей)

ФПИ

Заключительный

14 сл. Наше путешествие подходит к концу, мы возвращаемся домой.

-Давайте вспомним, ответ на какой вопрос мы не смогли дать в начале занятия?

-Сможем ли теперь мы ответить на этот вопрос? Как?

- Смогли ли выполнить первый пункт плана?

-Какие отличительные черты России и русского народа вы запомнили из данных произведений?

-Чему научились?

-С помощью чего авторы передают всю красоту России и русского народа?

-Что нам осталось сделать?

-Для этого воспользуйтесь рефлексивными карточками. Поднимите зеленую карточку, если вы узнали для себя что-то новое и у вас получилось выполнить все задания.

Красную – если остались какие-то вопросы или возникли затруднения.

-Отлично! Молодцы! Вы хорошо поработали. Приберите рабочие места, до свидания!

-Какие произведения известных авторов о культуре русского народа вы знаете?

- да, мы узнали о культуре России и русского народа в картинах В. Е. Маковского: «Рыбачки», «Кормление индюшек», «Крестьянский обед», «Девочка с гусями», русской народной песне «Во поле береза стояла» и танце «Березка», стихотворении отечественного автора А. П. Еремина «Русский народ»

-да

- сила, стойкость, трудолюбие, забота, русские песни и танцы

- анализировать и различать их

- с помощью слов, красок, эмоций людей на фотографиях, темпа мелодии и ее мотива, движений в танцах

- оценить свою работу

Оценивают работу

- до свидания

Дидактическая беседа, разъяснение, решение проблемного вопроса, наглядный метод, демонстрация, словесный метод, беседа игровая технология – форма игры-путешествия, методы контроля и оценки, самооценка

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, рефлексивные карточки

Средства воспитания: речь учителя через убеждение

Средства воздействия: убеждение (во время беседы с педагогом)

ФИ

Приложение 1

В парах попробуйте найти в тексте стихотворения прилагательные, которые характеризуют русский народ. Проверьте свой результат с помощью документ камеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России. Урок изо во 2 классе

       Любовь к нагрудным украшениям была велика в Древней Руси. Среди них особо жаловали бусы. Они выполнялись из цветного камня, стекла, золота. Золотые укр...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...

Культура России XVIII века(барокко в Петербурге)

Урок окружающего мира в 4 классе....

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России"

На уроке используются различные виды деятельности: словарная работа, беседа, комментированное чтение, выразительное чтение, устный рассказ, самостоятелная творческая работа учащихся. Урок сопровождает...

План-конспект урока по программе "Культура России и родного края" по теме "Народные танцы".

Данный материал содержит план-конспект урока по внеурочной деятельности по программе "Культура России и родного края" по теме: "Народные танцы".  2 классПлан-конспект открытого занятия по: КУЛЬТУ...

Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."

В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья....