Профилактика зрения у детей на занятиях дополнительного образования
методическая разработка по теме

 

Одним из факторов ухудшения зрения школьников, является большая нагрузка на глаза во время уроков. Однако, глазную мышцу, как и любую другую, можно тренировать и укреплять. Как сохранить зрение школьнику?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_zrenie.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение

  1. Как сохранить зрение школьнику?            4
  2. Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова          7
  3. Образные упражнения для глаз            8
  4. Весёлая гимнастика для глаз          12

Заключение          15

Словарь                  16

Список используемой литературы          17

Список электронных ресурсов          18


Введение

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.

Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм.


1. Как сохранить зрение школьнику?

Одним из факторов ухудшения зрения школьников, является большая нагрузка на глаза во время уроков. Однако, глазную мышцу, как и любую другую, можно тренировать и укреплять. Как сохранить зрение школьнику?

Начало обучения в школе является настоящим испытанием не только для психики ребенка, но и для его организма. Часто в этот период  начинает страдать зрение.

Связано это с большой нагрузкой на глаза,  так как ребенок часто концентрируется на письме и чтении.

Как подготовить зрение своего ребенка к обучению к школе?

Можно выделить основные рекомендации врачей офтальмологов:

  1. Обязательно стоит соблюдать режим зрительной работы глаз. Для этого ребенок четко должен знать, как правильно сидеть за столом. Расскажите ему, что при этом необходимо следить за осанкой. Важно показать ребенку, на каком расстоянии должна находиться книжка при чтении и тетрадка во время письма – 35-40 см, длина руки от локтя до кончиков пальцев.
  2. Всегда необходимо следить за освещением в комнате, где занимается ребенок. Если есть возможность, поставьте письменный стол возле окна. В дневное время суток нужно включать основное освещение, в вечернее время – основное освещение и настольную лампу. Свет должен падать слева.
  3. Стоит ограничить просмотр телевизора. Детям в возрасте 6 -7 лет рекомендуется смотреть телевизор не больше 15-30 минут в день, на расстоянии 5 диагоналей экрана.
  4. Необходимо исключить нагрузку, связанную с работой на компьютере. Чем меньше ребенок будет работать за компьютером, тем меньше будет нагрузка на глаза.
  5. Обязательно делайте гимнастику для глаз. 5-10 минут в день достаточно для укрепления глазных мышц. Гимнастику делайте вместе с ребенком. И приучать ребенка к ней нужно в дошкольном возрасте.

При поступлении в школу необходимо обязательно посетить всех специалистов. Если у малыша наблюдается снижение зрения, то это должно быть указано в его медицинской карте. Специалист также посоветует лучшее место, где должен сидеть малыш в классе.

Обязательно нужно рассказать ребенку, что во время перемены нельзя сидеть за учебниками, читать книжки или журналы. Нужно дать отдохнуть глазам.

Чтобы не возникало проблем со зрением, необходимо помнить о пользе белковой пищи. Рацион ребенка должен быть не только вкусным, но и полезным и разнообразным. Акцент стоит делать на фрукты, овощи, мясо и рыбу.

Методика Э.С.Аветисова эффективна для профилактики зрительных расстройств, особенно для детей школьного возраста.

Она состоит из трех групп упражнений. Упражнения нужно делать не от случая к случаю, а каждый день. Договоритесь с ребенком о времени проведении гимнастики, лучше – перед выполнением домашних заданий, или в перерывах. Делайте зарядку вместе с детьми, так ребенок быстрее будет вовлечен в процесс. Распечатайте комплекс упражнений, и повесьте его на видном месте.


2. Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова

Как и любые другие мышцы, глазодвигательные мышцы нужно тренировать на растягивание и силу. Так как мышцы, окружающие глазное яблоко со всех сторон, способствуют выполнению его движений в разных направлениях, упражнения нужно подбирать такого же характера. Ниже приведены группы упражнений, направленные на развитие и укрепление зрения.

Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости):

Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4 раза.

Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Группа вторая (для укрепления мышц):

Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.

Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.

Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз.

Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.

Группа третья (для улучшения аккомодации). В этой группе упражнения выполняются из положения стоя:

Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.

Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз.

Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.


3. Образные упражнения для глаз

«Собираем урожай»

Ребята приехали на дачу собирать урожай. И.п. – основная стойка или сидя на стуле, руки на парте. Все упражнения сопровождаются движением глаз.

 «Капуста» - мягкие круговые движения глаз по кругу, глазами «рисуем» капусту. Ребята должны сорвать два кочана капусты, упражнение выполняем 2 раза.

«Морковка» -круговые движения глаз вверх – налево -вниз – направо – наверх. глазами «рисуем» морковку. Ребятам нужно сорвать пять морковок, упражнение выполняем 5 раз.

«Огурец» - полукруг вверху справа - налево, полукруг снизу слева – направо,

глазами «рисуем» огурец. Нужно сорвать три огурца, упражнение выполняем 3 раза.

«Полёт бабочки»

Сидя на стуле, руки согнуты к плечам, ладонями вперед, пальцы вместе –«крылышки». Руки – это «цветочки», глаза – «бабочка»

 «Бабочка» летит с правого цветка на левый – «рисуем» полукруг вверху справа – налево.

«Бабочка» порхает над цветком и садится на него – моргаем глазами пять раз.

 «Гусеница» ползет от правого к левому «цветку» - «рисуем» глазами полукруг снизу справа – налево. Повторяем в другую сторону – «рисуем» глазами полукруг снизу слева – направо.

Выглянуло «солнышко». Глазами« рисуем»лучи солнца– от носа, вправо – вверх, вправо – вниз. И в другую сторону ,влево – вверх, влево – вниз.

Игру можно повторить 2 – 3 раза.


4. Весёлая гимнастика для глаз

Мы уже писали о пользе гимнастики для глаз. Практический вопрос, как приучить ребенка к ежедневному выполнению глазной гимнастики?

Педагоги Солодянкина Светлана Сергеевна и Шмелева Людмила Леонидовна разработали веселый комплекс упражнений для дошкольников, с которого стоит начать приучать ребенка к гимнастике.

«Весёлая неделька» гимнастика для глаз:

Всю неделю по – порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

 Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!


Заключение

Глаза – зеркало души. А также зеркало состояния нашего организма. Опытный врач – офтальмолог способен по состоянию наших глаз узнать очень многое о состоянии нашего организма. Большинство заболеваний внутренних органов так либо иначе отражаются на состоянии наших глаз, которым к тому же, свойственно еще и уставать. Усталость глаз можно убрать как медикаментозными, так и народными средствами. Но, прежде чем использовать народные средства для снятия усталости глаз, необходимо пройти и медицинское обследование у врача – офтальмолога.


Словарь

Астигматизм – дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика или роговицы, в результате чего человек теряет способность к чёткому видению.

Офтальмолог – врач, получивший спец. подготовку по вопросам диагностики, лечения и профилактики заболеваний глаз.

Спазм аккомодации – это спазм глазной мышцы, из-за которого глаз перестает четко различать предметы, расположенные как вблизи, так и вдали.


Список используемой литературы

  1. Аветисов Э.С. Возвращение зрения. – М.: 1980.
  2. Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. Занятия физкультурой при близорукости. – М.: 1983.
  3. Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Сборник физкультурных упражнений для школьников: Учебно – методическое пособие для педагогов. – СПб.: 2004.

Список электронных ресурсов

http://www.debotaniki.ru/2011/02/gimnastika-dlya-glaz-shkolnika/

http://www.debotaniki.ru/2011/02/vesyolaya-gimnastika-dlya-glaz/

http://nmedicine.net/uprazheniya-dlya-glaz-podderzhat-vashe-zreniya-i-myshci-v-tonuse/

http://nmedicine.net/kak-snyat-ustalost-glaz/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно- нравственных, патриотических качеств у детей в условиях дополнительного образования.

Статья о работе СП ГБОУ СОШ "Оц" с.Богатое  Центра внешкольной работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения....

Создание условий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в учреждении дополнительного образования

В статье обозначена актуальность работы с детьми с признаками одаренности, рассмотрен опыт по выявлению и организации работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования "МБУДО &q...

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере работы творческого объединения «Я познаю мир», с проведением мастер-класса по изготовлению ангелочка из салфеток)

      В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается современное общество, является не развал экономики, не события в политической жизни страны, а разрушение ли...

«Духовно-нравственное развитие детей в условиях дополнительного образования»

Оглянуться не успеваешь, а мир уже поменялся. И вот, место человека созидания – занято человеком потребления. Материальное затмило духовное. Закон РФ «Об образовании» ст.9. п. 6 гово...

Формирование духовно-нрвственных ценностей у детей посредством изучения народного творчества на занятиях дополнительного образования МБОУ НШ "Перспектива"

Презентация пректа "Формирование духовно-нравственных ценностей у детей посредством изучения народного творчества на занятиях дополнительного образования МБОУ НШ "Перспектива""...

Методическое портфолио педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях дополнительного образования детей

Основными задачами в осуществлении педагогической поддержки одаренных детей являются: создание условий для развития одаренного ребенка; проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие мышле...