Проект "Помогите птицам"
методическая разработка (1 класс) по теме

 

Экологический мини – проект «ПОМОГИТЕ ПТИЦАМ»

ЦЕЛЬ. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

ЗАДАЧИ:

1)Передавать информацию об отдельных представителях животного мира (зимующие птицы);

2)Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе;

3)Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать связную речь;

4)Стимулировать познавательный интерес детей и родителей;

5)Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в трудную минуту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomogite_pticam.docx48.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                             «Детский сад комбинированного вида № 102»

   

                             Экологический мини – проект

                             «ПОМОГИТЕ ПТИЦАМ»

                                                                     Подготовили:

                                                        Кантович Надежда Ивановна,

                                                               родители и дети

                                                                   группы № 2

                                        Череповец,2011 г.

              ПОКОРМИТЕ ПТИЦ          (А. Яшин)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их -  не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

                     ФОЛЬКЛОР

*****

На дубочке, на дубочке

Тут сидят два голубочка.

У них шеи голубые,

У них перья золотые,

Красные кафтанчики,

Сизые карманчики.

На дубу они сидят,

Меж собою говорят

      Всё про Гуленьку,

      Всё про маленькую.

                       ******

Воробей, воробей,

Не летай на песок,

Не клюй песок,

Не тупи носок:

Пригодится носок

На овсяный колосок.

                          СНЕГИРЁК

Сел на ветку снегирёк,

Брызнул дождик, он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька!

                        ВОРОН

Ворон, ворон, кар – кар – кар!

На твоём дубу пожар.

Воронята плачут

И по веткам скачут.

А в гнезде твоя жена

Громко каркает одна.    

           ГДЕ ОБЕДАЛ, ВОРОБЕЙ?      

- Где обедал, воробей?

- В зоопарке у зверей,

Пообедал я сперва

За решёткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлём поел пшена,

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.                                                                                                            

                              (С. Маршак)

            Елена Александровна Благинина

                           *****

Голодно, холодно,

Галки, воробьи?

Голодно, голуби,

Гуленьки мои?

                  Прилетайте в гости,

                  Полны у нас горсти!

                  Клюйте, гостюйте,

                   Не пугайтесь, клюйте!

                    Гуль – гуль – гуль!

                         *****

            Евгения Фёдоровна Трутнева

                        ГАЛКА

Скоком – боком, боком – скоком

Ходит галка мимо окон,

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

    Владимир Александрович  Степанов

                             ВОРОБЕЙ

Сел на ветку воробей

И качается на ней.

Воробей качается –

Лето начинается.

                         ******

   Владимир Александрович Левин

             МОЙ ПРИЯТЕЛЬ ВОРОБЕЙ

За что люблю я воробья?

За то, что он

Такой, как я:

Когда приходят холода –

Не улетает никуда.

                        *****

           

   ПЕРВАЯ ПРОГУЛКА

Воробьиха

Воробьёнка

Выводила

Полетать.

По дороге

Потихоньку

Стала мама

Объяснять:

- Это – кошка.

Это – кошка!

Это – Лёшкино окошко.

Лёшка

Любит нас с тобой.

Лёшка

Кормит нас зимой.              

                                       (В.ЛЕВИН)

                    *****

                                          А. ДАДЬЯНОВ

                 ВОРОБЕЙ

Прыг – скок, прыг – скок

По дорожке, где песок,

Хватай крошки, не робей,

Ты ведь старый воробей!

Сердце ёкнуло в груди:

Зверь усатый впереди!

Зверь усатый, полосатый,

Зорко смотрит из засады.

Изогнулся неспроста

Весь от морды до хвоста,

Только ты, брат, не робей,

Ты ведь старый воробей!

                   *****

      Александр Александрович Блок

                           ВОРОНА

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась

                                      лохматой….

А уж в воздухе – вешние

                                     звоны,

Даже дух занялся у вороны……

Вдруг запрыгала вбок глупым

                                          скоком,

Вниз на землю глядит она

                                           боком:

Что белеет под нежною

                                          травкой?

Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые

                                          стружки……

Это всё у вороны – игрушки,

И уж так – то ворона довольна,

Что весна и дышать ей

                                       Привольно!..

                         *****

      Валентин Дмитриевич Берестов

                  СОВА И СИНИЦА

У совы у старой

Не глаза, а фары,

Круглые, большие,

Страшные такие.

А у птички, у синички,

У синички – невелички,

Глазки, словно бусинки,

Малюсенькие.

Но синичьи глазки

Смотрят без опаски

И на облако вдали,

И на зёрнышки в пыли,

Днём сова не видит –

Значит, не обидит.

Ночь вошла в свои права,

В путь пускается сова,

Всё

Глаза огромные

Видят ночью тёмною.

А синица не боится,

Потому что спит синица.

Крепко спит она в гнезде,

Не видать её нигде.

                               *****

          Агния Львовна Барто

                     СИНИЦА

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг – скок,  прыг – скок,

Завертелась, как волчок.

         Вот присела на минутку,

         Почесала клювом грудку,

         И с дорожки – на плетень,

         Тири – тири, тень – тень – тень.

                             ******

     Николай Михайлович Рубцов

                    СОРОКА

Скачет сорока по ельничку,

Бьёт хвостом по метельничку.

Холодно сороке без шубки скакать,

Плачет сорока,

Да негде взять.

                   *****

            Александр Андреевич Прокофьев

                         СНЕГИРИ

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей!...

        Прилетели, прилетели!

        Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос

Им рябинку принёс;

       Хорошо угостил,

       Хорошо подсластил

Зимним вечером поздним

Ярко – алые грозди.

                 *****

Ирина Петровна Токмакова

               ГОЛУБИ

Голуби, голуби,

Раз, два, три….

Прилетели голуби,

Сизари.

Сели и нахохлились

У дверей.

Кто накормит крошками

Сизарей?

                   *****

             Агния Львовна Барто

                            СНЕГИРЬ

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне,

Я видал такую птицу,

Что теперь не спится мне.

Ярко – розовая грудка,

Два блестящих крыла….

Я не мог ни на минутку

Оторваться от стекла.

Из-за этой самой птицы

Я ревел четыре дня.

Думал, мама согласится –

Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка

Отвечать всегда не то:

Говорю я ей про птичку,

А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,

Что дерусь я во дворе,

Что поэтому я должен

Позабыть о снегире.

Я ходил за мамой следом,

Поджидал её в дверях,

Я нарочно за обедом

Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши

Я послушно надевал.

До того я был хорошим –

Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,

Не вертелся за обедом,

Я спасибо говорил,

Всех за всё благодарил.

Трудно было жить на свете,

И, по правде говоря,

Я терпел мученья эти

Только ради снегиря.

До чего же я старался!

Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку,

Погрожу ей кулаком

И скорей иду в сторонку,

Будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась:

- Что с тобой, скажи на милость?

Может, ты у нас больной –

Ты не дрался в выходной!

И ответил я с тоской:

- Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,

Повозился я не зря:

- Чудеса! – сказала мама

И купила снегиря.

Я принёс его домой.

Наконец теперь он мой!

Я кричал на всю квартиру:

- У меня снегирь живой!

Я им буду любоваться,

Будет петь он на заре…

Значит, снова можно драться

Завтра утром во дворе?

                ВОРОНА И РАК

                   (К. Ушинский)

Летела ворона над озером; смотрит, рак ползёт – цап его! Села на вербу и думает закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит:

- Ай, ворона, ворона, знал я твоего отца и мать, что за славные были птицы!

-Угу, - говорит ворона, не раскрывая рта.

- И сестёр, и братьев твоих знал – отличные были птицы!

 -Угу, - говорит ворона.

- Да хоть хорошие были птицы, а всё же далеко до тебя.

- Ага! – каркнула ворона во весь рот и уронила рака в воду.

                              *****

               ВОРОН И СОРОКА

Пёстрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел молча.

- Что ты молишь. Куманёк, или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю? – спросила, наконец, сорока.

- Плохо верю, кумушка, - отвечал ворон. – Кто так много болтает, как ты, наверно, много врёт.

                                           (К. Ушинский)            

                  ГОЛУБИ

                                ( К. Ушинский)

  Голуби - голубчики, мохноногие воркунчики, на крыше сидючи, друг на друга глядучи, целуются, милуются, друг другом любуются, носики обчищают, пёрышки выправляют.

   Вот по полю полетели, пшенички поклевали, зобики набили, деткам кашу приготовили.

   А в гнёздышке детки, бесперые голубятки, лежат – пищат, кушать хотят, носики раскрывают, мягкой кашки поджидают.

                     

       

    Георгий Афанасьевич Ладонщиков

                           ГАЛЧАТА

Все галчата чёрные,

Быстрые, проворные,

С чёрными носами,

С острыми глазами.

Поднимают ссору,

Распушили спинки,

Скачут по забору,

Точно по пружинке.

 

                  ПТИЧЬЯ КЛАДОВАЯ

                                        ( В. Сухомлинский)

   Ранней осенью в степи не умолкало птичье щебетанье. Птички слетались на сжатое поле, клевали зёрнышки. А на опушке леса стояла Рябина. На ней созрели красные гроздья ягод. Стоит Рябина и удивляется: почему к ней не летят птицы.

    Летел Дрозд. Рябина спрашивает:

- Дрозд, почему ты не хочешь отведать моих ягод?

- Обожди, Рябинушка, твои ягоды пригодятся на самое трудное время. На твоих ветках – наша  птичья  кладовая.

    Выпал снег. Белым ковром покрылись поля. Занесло сугробами траву. Дни и ночи поёт свою заунывную песню холодный ветер.

    Рано утром проснулась Рябина от птичьего щебетанья. Видит – прилетели к ней дрозды и дятлы.

- Вот теперь и птичья кладовая понадобилась, - защебетал Дрозд. – Угощай нас, Рябинушка, своими ягодами.

                                       *****

                ЧИСТОГОВОРКИ

До – до – до – у птицы есть гнездо.

Ри – ри – ри – на ветке снегири.

                            ******

            Наталья Игоревна Романова

                    УМНАЯ ВОРОНА

     Когда я теперь по улице иду, я на птиц, которые на заборах сидят или по дорожкам бегают, смотрю внимательно. Поэтому ворону, про которую сейчас расскажу, я сразу приметила. Она была необычная. Вороны вообще от других птиц отличаются. Они как «учёные» среди них. Голова большая, клюв важный. И ходят они, а не прыгают, как воробьи.

   У вороны, которую я заметила, показалась мне, крыло подбито. И вдруг я вижу – из подвала выходит кошка. У кошки глаза хитрые, всё она видит, всё понимает.

    Сейчас, думаю, и я увижу, как птицы с кошками на воле живут.

    Вот рядом с кошкой воробьи прыгают, но кошка на них внимания не обращает. Конечно же, ведь эта кошка дворовая, она не то, что мой Котька – зря за птицами гоняться не будет. Она знает, что, сколько рядом птиц ни прыгает, поймать их всё равно очень трудно.

    Другое дело – ворона с подбитым крылом. Эту ворону поймать можно. Смотрю, кошка к земле припала и нала красться. Только ворона кошку тоже видит, и вот что она придумала: ворона прямо ко мне идёт, мол, защити, не дай в обиду, прогони кошку. Тут кошка поняла, что я ей не позволю ворону поймать, красться перестала и сделала вид, будто и не нужна ей вовсе ворона.

    Видно, все кошки умеют на себя безразличие напускать! Ведь мой Котька точь – в – точь такой же безразличный вид делал, когда хотел, чтобы я его с кенаром Ванечкой вдвоём оставила.

     А ворона на дерево начала забиться. Прыг, прыг, крыло больное мешает, но тихо, спокойно всё выше и выше…. Забралась на дерево, удобно среди ветвей устроилась и сидит там, дремлет. Во сне все болезни проходят. Может, и ворона, когда проснётся, уже здоровой будет.

                         СКОРОГОВОРКИ

Три свиристели

Еле – еле свиристели.

               ***

Проворонила ворона воронёнка.

              ***

Хитрую сороку

Поймать морока.

А сорок сорок –

Сорок морок.

             ***

Дятел на дубу сидит, дятел дерево долбит.

           ***

Три сороки – тараторки

Тараторили на горке.

           ***

                            ЗАГАДКИ

  1. Чёрный жилет, красный берет,

Нос – как топор, хвост – как упор.

  1. Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

  1. Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.

      ( дятел)

  1. Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

  (сорока)

  1. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

  1. Пусть я птичка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода –

Прямо с севера сюда.

        (снегирь)

  1. Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает.

 (воробей)

  1. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

 (синица)

             *****

Дидактические игры

  1. « Да – нет»
  2. «Кого не стало?»
  3. «Давайте отгадаем»
  4. «Один – много»
  5. «У кого кто?»
  6. «Сколько?»

            ******

Пальчиковая гимнастика

        «КОРМУШКА»

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

(На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

Всем хватило зёрнышек.

( Опять сжимают и разжимают кулачки.)

                            ( Н. Нищеева)

Экологический мини – проект «ПОМОГИТЕ ПТИЦАМ»

ЦЕЛЬ. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

ЗАДАЧИ:

1)Передавать информацию об отдельных представителях животного мира (зимующие птицы);

2)Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе;

3)Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать связную речь;

4)Стимулировать познавательный интерес детей и родителей;

5)Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в трудную минуту.

Участники проекта: воспитатель, родители и дети.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

1этап. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ОПРЕДЕЛЕНЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.

Проблема исследования.

При работе по теме «ЗИМА» мы с детьми читали стихотворение «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ»  А. ЯШИНА. У детей сразу возникло много вопросов: «Какие птицы живут у нас зимой? Как мы можем помочь птицам выжить? Какой корм нужен птицам?» и другие.

Гипотеза исследования.

     В процессе совместного обсуждения воспитателя и детей, бесед с родителями было решено организовать выставку кормушек, сделать необходимую подборку научной информации о зимующих в нашем городе птицах, подобрать стихи и литературные произведения о них.

     В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети  с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

- Расширить представления о зимующих птицах;

-Установить взаимосвязь в живой и неживой природе;

-Оказывать посильную помощь птицам.

Результаты исследования.

  1. Выставка – конкурс кормушек
  2. Выставка - книг " зимующие птицы"
  3. Сочинение стиха – приглашения для птиц
  4. Составление меню для птиц

2этап. Организация исследования в рамках экологического мини – проекта.

  1. Сбор, анализ и систематизация информации о зимующих птицах.

-Чтение различных энциклопедий: «ПТИЦЫ", «ЖИВОТНЫЙ МИР», «АТЛАС ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ»

-Подбор загадок, считалок, чистоговорок, скороговорок, пословиц, поговорок.

-Рассматривание и чтение познавательной литературы.

-Организация конкурса – выставки кормушек.

-Составление рассказа по серии картинок «У нас под окном…»

-Рассматривание картины «КОРМУШКА»

-Сочинение стиха – приглашения для птиц, заучивание его наизусть.

- Организация выставки – книг по теме.

- Организация наблюдений за птицами, подкормка.

3 этап. Презентация результатов исследования.

  1. Выставка – книг «Они остались зимовать»
  2. Выставка – конкурс кормушек «ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ»
  3. Приглашение для птиц.

     

        ВОРОНА, ГОЛУБЬ, ГАЛКА,

        СНЕГИРЬ, СИНИЦА, ВОРОБЕЙ,

        ПРИЛЕТАЙТЕ ПОСКОРЕЙ!

        ПОЛОЖИМ ЗЁРЕН ВКУСНЫХ

        В ГОТОВЫЕ КОРМУШКИ.

        БУДЕТ ВАМ И ЗАВТРАК, И ОБЕД,

        ЧТО СПАСЁТ ОТ РАЗНЫХ БЕД.

         ДОЖИВЁТЕ ДО ВЕСНЫ,

         БУДЕМ РАДЫ МЫ И ВЫ!!!

  1. Торжественное развешивание кормушек.

                    Хороводная игра

                             ВОРОБЕЙ

(координация речи с движением, развитие творческого               воображения, подражательности)

СРЕДИ БЕЛЫХ, ГОЛУБЕЙ

СКАЧЕТ ШУСТРЫЙ ВОРОБЕЙ.

(Дети идут по кругу, изображая голубей; в центре один ребёнок – он скачет, как воробей.)

ВОРОБУШЕК – ПТАШКА,

СЕРАЯ РУБАШКА.

ОТКЛИКАЙСЯ, ВОРОБЕЙ,

ВЫЛЕТАЙ-КА, НЕ РОБЕЙ.

( Дети встают лицом  в круг, идут приставным шагом. «Воробей» пытается « вылететь» из круга; «голуби», взявшись за руки, не пускают его.)

                       Подвижная игра

                            СНЕГИРИ

( работа над темпом и ритмом речи, координация речи с        движением)

ВОТ НА ВЕТКАХ, ПОСМОТРИ,

В КРАСНЫХ МАЙКАХ СНЕГИРИ.

(По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на строку.)

РАСПУШИЛИ ПЁРЫШКИ,

ГРЕЮТСЯ НА СОЛНЫШКЕ.

( На первое слово каждой строки – частое потряхивание руками, на второе один хлопок по бокам.)

ГОЛОВОЮ ВЕРТЯТ,

УЛЕТЕТЬ ХОТЯТ.

(По 2 поворота головы на каждую строку.)

-КЫШ! КЫШ! УЛЕТЕЛИ!

ЗА МЕТЕЛЬЮ! ЗА МЕТЕЛЬЮ!

(Дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.)

                                 МЕНЮ

                          Понедельник

  1.      Хлебные крошки

                                 Вторник

  1.             Пшено

                                   Среда

  1.              Семена подсолнечника

                                    Четверг

  1.             Пшеничная крупа

                                    Пятница

  1.   Пшеничная крупа, кусочки сала – лакомство для синичек.

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                                                                         «                               « Детский сад комбинированного вида № 102»

                                               ПРОЕКТ

     

                  ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ

                                             

                                           

                                              Подготовили:

                                                     Кантович Надежда Ивановна,

                                                               родители и дети

                                                                    группы №2

                         

                                    Череповец, 2011 г.

                Проект «ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»

                    Вторая младшая группа

ЦЕЛЬ. Формирование целостной картины мира, расширение                                кругозора.

ЗАДАЧИ.

  1. Передавать информацию об отдельных представителях животного мира.
  2. Расширять представления о животных нашего леса.
  3. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе
  4. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать связную речь.
  5. Стимулировать познавательный интерес детей и родителей.
  6. Воспитывать желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

         ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задачи        исследовательской работы.

  Проблема исследования.

При разучивании пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке» у детей возникли различные вопросы: «Кто ещё живёт в лесу? Что едят лесные звери? Как они зимуют? У кого какой дом?» и многие другие.

              Гипотеза исследования.

В процессе совместного обсуждения детей и воспитателя, бесед с родителями было решено: для того чтобы получить ответы на вопросы, интересующие детей, нужно сделать подбор  по теме «ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ».

         В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

  1. Расширить представления о лесных обитателях.
  2. Стремиться узнать как можно больше о животных наших лесов.
  3. Установить взаимосвязь в живой и неживой природе.

Результаты исследования.

  1. Выставка семейных мини – проектов
  2. Выставка поделок
  3. Фриз «Лесные звери»
  4. Тематический альбом
  5. Выставка – книг

2 этап. Организация исследования в рамках проекта.

  1. Сбор, анализ и систематизация информации по теме:

-Чтение энциклопедий «Дикие животные», «Животный мир», «Кто живёт в лесах России?»

- Поиск информации в интернете, оформление семейных мини – проектов.

- Подбор загадок, считалок, чистоговорок, скороговорок,

поговорок и пословиц о лесных зверях.

-Рассматривание и чтение познавательной литературы.

-Чтение художественных произведений о лесных животных.

- Рассматривание картин по теме: «Лиса с лисятами», «Купание медвежат», «Три медведя» и другие.

- Картотека пальчиковых и подвижных игр.

             2)Творческая познавательная деятельность:

-Лепка « Ежиха с ежатами», «Угощение для зайчат. Морковка».

- Рисование (книжка – раскраска) «Угощайся, зайка».

-Объёмная аппликация «Заяц».

-Составление описательных рассказов с использованием схем.

-Заучивание стихов о лесных обитателях.

- Изготовление фриза «Они живут в лесу».

3 этап. Презентация результатов исследования.

  1. Выставка семейных мини – проектов «Вот они – звери лесные».
  2. Выставка – книг «
  3. Выставка – книг «Кто там спрятался за ёлкой?»
  4. Выставка поделок.
  5. Познавательно - музыкальный досуг «Путешествие в лес».

                                            ЗАГАДКИ

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну конечно, это …..(БЕЛКА)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы – другого цвета.  

                                 (ЗАЯЦ)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост – краса.

Кто это?

                             (ЛИСА)

В густом лесу под ёлкой,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой.

                          (ЁЖ)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

                           (ВОЛК)

На овчарку он похож:

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

                            (ВОЛК)

Зимой спит,

Летом ульи ворошит.

                            (МЕДВЕДЬ)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.

                            (МЕДВЕДЬ)

То рыжая, то серая,

А по названью белая.

                            (БЕЛКА)

И по соснам, и по елям

Быстро бегает она,

Видит, шишки, где поспели,

Где грибная целина.

                            (БЕЛКА)

Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

                              (ЛОСЬ)

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами – кисти – рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь!

                                (РЫСЬ)

В лесу живёт,

Кур в деревне крадёт.

                              (ЛИСА)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

                               (ЗАЯЦ)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы?     (ЗАЯЦ)

Серый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки – ни одной.

                          (ЁЖ)

То рыжая, то серая,

А в лапках –

Шишка спелая.

                       (БЕЛКА)

Маленький, беленький,

По лесочку прыг – прыг,

По снежочку тык – тык.

                          (ЗАЯЦ)

В клубок свернётся,

Взять не даётся.

                           (ЁЖ)

                               СЧИТАЛКИ

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф – паф! Ой – ой – ой!

Умирает зайчик мой.

Принесли его домой –

Оказался он живой!

                      ******

Ёжик – ёжик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок,

Встал в кружок

И ну считать,

Нам водилку выбирать.

                         ******

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами щёлк, щёлк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.

                           ******

                   СЧИТАЛКА

Серый зайка

Вырвал травку,

Положил её

На лавку.

Кто травку

Возьмёт

Тот и вон

Пойдёт.

                     ******

                   

      СКОРОГОВОРКИ

Волк на лужайке – задрожали зайки.

                     ****

Кабан в корыто

Залез копытом.

                      ****

У ежа – ежата, у  ужа – ужата.

                      ****

В живом уголке

Жили ежи да ужи.

                      ****

Белый снег,

Белый мел,

Белый заяц

Тоже бел.

А вот белка

Не бела,

Белой даже

Не была.

              ****

                        ЧИСТОГОВОРКИ

Ва – ва – ва – в лесу выросла трава.

Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.

Жи – жи – жи – здесь живут ежи.

Жу – жу – жу – молоко дадим ежу.

Не – не – не – шишки на сосне.

Са – са – са – в лесу бегает лиса.

Су – су – су – было холодно в лесу.

                       ПОГОВОРКИ

Человек без Родины – соловей без песни.

                             ***

И птица свою сторону любит.

                              ***

                   ЛОСЬ И ЛОСЁНОК

Пугливый лосёнок

      От страха дрожит,

Безрогий лосёнок

       За лосем бежит.

Но лось никого

       Не боится в лесу:

Уйдёт он от волка,

        Проучит лису.

Он грозно и прямо

         Наставит рога,

Не пятясь, не прячась,

          Пойдёт на врага.

В обиду лосёнка

           Не даст никому.

И верит лосёнок

            Отцу своему.

                              ( А. Бродский)

                          *******

                           

                             ВОЛЧОНОК

                                  Отрывок

Очень скучно мне, волчонку, одному!

Почему со мной не дружат, не пойму,

Ни козлята, ни телята,

Ни зайчата, ни лисята.

Почему?

                        ( Е. Серова)

                               *******

                       ЁЖИК

- Что ж ты, Ёж, такой колючий?

- Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

                                  ( Б. Заходер)

                              *******

                     ЛИСА И КРОТ

- Славный домик,

Милый Крот,

Только больно

Узкий вход!

 - Вход, Лисичка,

В самый раз:

Он не впустит

В домик вас!

                    ( Б. Заходер)

                     *******

Есть в лесу под ёлкой хата,

Там уснули медвежата,

А меньшой не хочет спать,

Маме стал надоедать.

Капризуля косолапый

Просит:

             «Ужин мне состряпай,

Принеси скорей сюда

Мёду, рыбки из пруда».

«Баю – баю, надо спать,-

Напевает сыну мать.-

Ты уснёшь, и сон придёт –

Всё в корзине принесёшь!»

                                ( П. Воронько)

                                *******

                 

                            ПРЕЖДЕ И ТЕПЕРЬ

ЗАЙЧИШКА – ТРУСИШКА

ЖИЛ В ЧАЩЕ ЛЕСНОЙ.

ЗАЙЧИШКА – ТРУСИШКА

ДРОЖАЛ ПОД СОСНОЙ

ПОД ЛИПОЙ, ПОД ЁЛКОЙ

ОТ СТРАХА ДРОЖАЛ,

ОТ СЕРОГО ВОЛКА

ЕДВА УБЕЖАЛ.

А НЫНЕ ЗАЙЧИШКА

УЖЕ НЕ ТРУСИШКА:

АРТИСТОМ РАБОТАЕТ

В ЦИРКЕ ЗАЙЧИШКА.

ВОТ МАРШ РАЗДАЁТСЯ;

ДИВЯТСЯ КРУГОМ:

ЗАЙЧИШКА НЕСЁТСЯ

НА ВОЛКЕ ВЕРХОМ!

НИЧУТЬ НЕ БОИТСЯ,

А ВСЁ ЖЕ И САМ

ПОРЯДКОМ ДИВИТСЯ

ТАКИМ ЧУДЕСАМ!

                            ( С. Погореловский)

                         ЗАЯЦ – ПОРТНОЙ

Серый заяц под сосной

Объявил, что он портной.

И портному через час

Медвежонок сдал заказ.

- Будет ваш заказ готов

До январских холодов!

Заяц режет, заяц шьёт.

А медведь в берлоге ждёт.

Срок прошёл. Пришёл медведь.

А штаны нельзя надеть.

                             ( С. Михалков)

                          *******

                     МИШКА

Замело снежком дорогу,

Ни травинки не видать….

Мишка топает в берлогу:

Кто куда, а Мишка – спать.

Ляжет спать он в декабре,

А когда проснётся –

Будет март уж на дворе,

Оттепель начнётся…               (И.Воробьёва)

                              БЕЛЬЧАТА

                      Финская песенка

Видишь – ушки беличьи торчат,

Возле белки четверо бельчат.

Ветка да иголки над гнездом –

На сосне такой уютный дом!

                                 *******

                                            Е. ГОЛОВИН

ЗАЯЦ В МЕХ ОДЕЛСЯ БЕЛЫЙ,

СТАЛО ЗАЙЧИКУ ТЕПЛО.

НОСИТ БЕЛЫЙ МЕСЯЦ ЦЕЛЫЙ

ПРО ЗАПАС ГРИБЫ В ДУПЛО.

                                *******

                             Валентин Дмитриевич Берестов

Мишка, Мишка, лежебока!

Спал он долго и глубоко,

Зиму целую проспал

И на ёлку не попал,

И на санках не катался,

И снежками не кидался.

Всё бы Мишеньке храпеть.

Ах, ты, Мишенька – медведь!

                       Владимир Александрович Степанов

                            МЕДВЕДЬ

По завалам, по оврагам

Ходит зверь хозяйским шагом.

Любит он душистый мёд

Да малину с веток рвёт.

                                *******

         НА ПОЛЯНКЕ

                             ( Г. Ладонщиков)

На полянке у пенька

Зайцы пляшут трепака,

Пляшут, веселятся,

Топать не боятся.

Рады ясному деньку,

Рады старому пеньку,

Клёнам и ромашкам,

Птицам и букашкам.

Что им не резвиться,

Коль полно кислицы,

Если нет поблизости

Волка и лисицы.

                        *******

                    ЗАЯЦ – БАРАБАНЩИК

                         (В.Берестов)

За уши зайца

Несут к барабану.

Заяц ворчит:

- Барабанить не стану!

Нет настроения,

Нет обстановки,

Не вижу морковки.

                            *******

                    УВИДАЛ МОРКОВКУ

                                       (Гиви Леванович Чичинадзе)

- Что ты, зайчик,

Опустил головку,

Загрустил, мой миленький,

О чём?

- Увидал морковку -  

А морковка

Вышита на фартуке

Моём!

                                  *******

           Генрих Вениаминович Сапгир          

                     ЁЖ

В траве живой

Колючий мяч

Щетинится и ёжится.

- Ну, покажись, дружок,

Не прячь

Свою смешную рожицу!

Но ёжик фыркает,

Бормочет –

Со мной знакомиться не хочет.

                              ********

                   ЁЖИК

                                            ( Б.ЗАХОДЕР)

- ЧТО Ж ТЫ, ЁЖ, ТАКОЙ КОЛЮЧИЙ?

- ЭТО Я НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ:

ЗНАЕШЬ, КТО МОИ СОСЕДИ?

ЛИСЫ, ВОЛКИ И МЕДВЕДИ!

                               *******

            Платон Никитович Воронько

                    ХИТРЫЙ ЁЖИК

Хитрый ёжик – чудачок

Сшил колючий пиджачок:

Сто булавок на груди,

Сто иголок позади.

Ходит ёж в саду по травке,

Натыкает на булавки

Грушу, сливу – всякий плод,

Что под деревом найдёт,

И с подарочком богатым

Возвращается к ежатам.

                                    *******

 

Все говорят, что я похож на папу –

Такой тёмно – бурыё, такой косолапый.

Но только и папа похож на меня –

Такой же охотник до мёду, как я!

                                              ( М.Масленникова)

                         *******

- Мишка, мишка,

Что с тобой?

Почему ты спишь

Зимой?

- Потому, что

Снег и лёд

Не малина

И не мёд!

                             (В.Орлов)

                                 *******

Эта рыжая плутовка

И коварна, и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

И мышами поживиться

Любит шустрая лиса.

                          ( Г.А.Ладонщиков)

                              *******

                                 ЗАЙЧИК

Длинноухий озорник

В огород ходить привык.

Он по грядкам прыгать стал,

Всю капусту потоптал,

Мы за ним – он скок – поскок

С огорода наутёк.

                            ( Г.Бойко)

                      *******

У ежей подрос ежонок –

Замечательный ребёнок.

Но боятся мама с папой

Малыша потрогать лапой.

                              (В.Орлов)

                                         *******

                          А КТО В ДУПЛЕ

В сосне дупло,

В дупле – тепло.

А кто в дупле

Живёт в тепле?

А живёт там белочка,

Белочка – карелочка,

Непоседа – егоза,

Словно бусинки глаза!

                               (А. Прокофьев)

                                    ********

                                ФОЛЬКЛОР

Волк, волчок,

Шерстяной бочок,

Через ельник бежал,

В можжевельник попал,

Зацепился хвостом,

Ночевал под кустом.

                  ******

Тень – тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери на плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

- Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

 - Поди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

- У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

-Могу я песни петь!

                              *******

 Жили – были зайчики

На лесной опушке,

Жили – были зайчики

В беленькой избушке.

Мыли свои ушки,

Мыли свои лапочки,

Наряжались зайчики,

Надевали тапочки.

                             *******

Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела.

Себе – двое,

Мужу – трое

И детишкам

По лаптишкам.

                      *******

                                    *************

                     СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ,

                      ПРОДАЁТ ОНА ОРЕШКИ:

                      ЛИСИЧКЕ – СЕСТРИЧКЕ,

                      ВОРОБЬЮ, СИНИЧКЕ,

                      МИШКЕ ТОЛСТОПЯТОМУ,

                      ЗАИНЬКЕ УСАТОМУ,

                       КОМУ В ПЛАТОК,

                       КОМУ В ЗОБОК,

                       КОМУ В ЛАПОЧКУ.        

                     ********************

   

                         

                         

     

СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  1. БЕЛКА И ВОЛК. Л.Толстой
  2. ВОЛК И КОЗА (басня). Л.Толстой
  3. ВОЛК И СОБАКА. Л.Толстой
  4. ЛИСА. Е.Чарушин
  5. БЕЛКА. Е.Чарушин
  6. ВОЛЧИШКО. ВОЛК. Е.Чарушин
  7. ЗАЯЦ. ЗАЙЧАТА. Е.Чарушин
  8. ЁЖ. Е.Чарушин
  9. БАРСУК. Е.Чарушин
  10. МЕДВЕДИЦА И МЕДВЕЖАТА. Е.Чарушин
  11. ЁЖ И ЗАЯЦ. К.Ушинский
  12. ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА. К.Ушинский
  13. МЕДВЕЖАТА. Ю.Дмитриев
  14. КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ. В.Бианки
  15. ЛИС И МЫШОНОК. В.Бианки
  16. МЕДВЕЖОНОК. Г.Снегирёв
  17. ВЕЧЕРНЯЯ ПЕСЕНКА. В.Орлов
  18. ЁЖ.    Соколов – Микитов
  19. ТОП. Г.Снегирёв
  20. ЗАЯЦ И ВЕДРО (сказка). В.Сухомлинский
  21.  МЕДВЕДЬ И СОЛНЦЕ (сказка). Н.Сладков
  22. КАК ЁЖИК ШУБУ МЕНЯЛ (сказка). А.Суконцев
  23. ЁЖ (сказка). А.Н.Толстой
  24. ПОД ГРИБОМ (сказка). В.Сутеев
  25. КРАСНАЯ ШАПОЧКА (сказка). Ш.Перро
  26. ЛЕСНОЙ МИШКА И ПРОКАЗНИЦА МЫШКА.

          Латышская сказка

  1. КАК ЛИСИЧКА БЫЧКА ОБИДЕЛА.

          Эскимосская сказка

  1. ЛИСА – НЯНЬКА.  Финская сказка
  2. ТИГР И ЛИСА.

   Таджикская сказка

  1. ЛИСА И МУРАВЕЙ.

   Киргизская сказка

  1. Русские народные сказки:

ТЕРЕМОК

ЗАЯЦ – ХВАСТУН

МАША И МЕДВЕДЬ

КОЗЛЯТКИ И ВОЛК

ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА

КОЛОБОК

ЛИСА И СОБАКИ

ЛИСА И КУВШИН

ЛИСА И ЖУРАВЛЬ

ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И СЕРЫЙ ВОЛК

ЛИСА, ЗАЯЦ И ПЕТУХ

КОТ, ЛИСА И ПЕТУХ

СНЕГУРУШКА И ЛИСА

  1. МЕДВЕЖЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ (фольклор)

                            Докучная сказка

ПРИШЕЛ МЕДВЕДЬ К БРОДУ,

БУЛЬТЫХ В ВОДУ!

УЖ ОН МОК, МОК, МОК,

УЖ ОН КИС, КИС, КИС.

ВЫМОК,

ВЫКИС,

ВЫЛЕЗ,

ВЫСОХ.

ВСТАЛ НА КОЛОДУ –

БУЛЬТЫХ В ВОДУ!

УЖ ОН МОК, МОК, МОК…….

               ЗАИНЬКА, ПОХОДИ!   (игра)

Заинька, походи,

Серенький, походи,

Вот так, вот сяк походи.

              Заинька, подбодрись,

              Серенький, подбодрись,

              Вот так, вот сяк подбодрись.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк топни ножкой.

              Заинька, попляши,

              Серенький, попляши,

              Вот так, вот сяк попляши.

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, вот сяк поклонись.

                                 *******

               Мини – этюд

   

                   ЕЖАТА

Педагог. Представьте, что  вы в лесу. Я – мама ежиха, а вы – мои маленькие ежата. Вы спите, согнувшись в клубочек, спрятав носик в лапки. Вдруг из-за высоких деревьев показался тёплый лучик солнышка, пригрел вас. Вы открыли свои чёрные, как бусинки, глазки. Посмотрели влево, потом вправо на раскрывающую лепестки ромашку, потом вниз на зелёную травку, наконец, вверх на птичку, которая вовсю уже распевала песенку…. Вы вынули свой носик из-под лапки и стали принюхиваться и пыхтеть.                Потом развернулись и потянулись. Умылись росой, попили из маленького зелёного листика. Какая прохладная, чистая вода! Ежата даже облизнулись. Посмотрели в лужицу. Увидели, что их спутались, и расчесались.

    А вот мама-ежиха с вкусным завтраком. Ежата обрадовались, подбежали к мамочке, обняли её: «Как мы любим тебя, мама!»

                                       *******

                                      ЗООПАРК     (игра)

Дети выполняют движения по представлению, главное как можно точнее передать его и изобразить их повадки.

К нам приехал зоопарк,                                                                             Занял он ближайший парк.                                                                              Очень много там зверей,                                                                           Приходи смотреть скорей.

Мишка, Мишка, Михаил,                                                                                 Всех сегодня удивил.                                                                                      Косолапит при ходьбе,                                                                                                      Да ещё сопит во сне.

Белка рыжая умна,                                                                                          Ловко прыгает она.                                                                                                      На народ и не глядит,                                                                                   Семечки лишь шелушит.

Ёжик свернулся в клубочек,                                                                                      Не видно его среди кочек.                                                                            По дорожке он покатился,                                                                           Быстроте я его удивился.

Волк всё рыщет,                                                                                                      Что-то ищет.                                                                                                            Не привык он жить в неволе,                                                               Посочувствуй его доле.

Ну, а рыжая плутовка,                                                                                      Носится по клетке ловко,                                                                     Улыбается хитро,                                                                                          Насмехается мудро.

В зоопарк мы поиграли,                                                                                        И немножечко устали.      

Дидактические игры

  1. «Один – много»
  2. «У кого кто?»
  3. «Кто где живёт?»
  4. «Кто что ест?»
  5. «Какой?»
  6. «Собери картинку»
  7. «ДА-НЕТ»
  8. Загадки-движения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

Конспект урока по окр миру в 1 классе "Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц"

Конспект урока по окружающему миру о птицах по программе "Гармония"...

К внеклассному занятию ко Дню птиц."Чудо - птицы"

Данная презентация составлена ко Дню птиц. Ее можно применить и на уроках окружающего мира в начальной школе....

«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

«Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...