Проблемы преемственности в формировании важнейших жизненных компетенций в рамках школьного образовательного пространства.
статья по теме

 

Проблемы преемственности в формировании важнейших жизненных компетенций в рамках школьного образовательного пространства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы преемственности в формировании важнейших жизненных компетенций в рамках школьного образовательного пространства.

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию жизненных компетенций в частности. Идея формирования жизненных компетенций нашла выражение в концепции модернизации российского образования.

Компетенция может рассматриваться как ключевая если она:

а) обладает интегративной природой, т.е. вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким  сферам культуры и деятельности;

б) многофункциональна, т.е. овладение ею позволяет решать различные проблемы в повседневной жизни;

в) надпредметна и междисциплинарна, т.е. применима в различных ситуациях;

г) требует значительного интеллектуального развития;

д) многомерна, т.е.включает различные умственные процессы и интеллектуальные умения.

      Компетенцию необходимо рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить знания и предпринимать действия подходящие для решения проблемы в конкретных условиях её реализации. Если образовательная подготовка имеет целью формирование и развитие жизненных компетенций, то ребёнок, прошедший её, должен «уметь» :

- извлекать пользу из опыта;

-организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;

-организовать свои собственные приёмы обучения;

-уметь решать проблемы;

-самостоятельно заниматься своим обучением.

      Ключевыми словами в характеристике жизненных компетенций применительно к системе начального образования являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Искать: спрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию.

Думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать произведения искусства и литературы

Сотрудничать: уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязанности, приниматься за дело, включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовать свою работу.

Адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

      Приведу пример, как может происходить формирование ключевых компетенций младших школьников в процессе изучения некоторых математических понятий.

Тема: Меры длины.

.После ознакомления с единицами измерения длины, как сантиметр, дециметр, миллиметр даю самостоятельно выполнить следующие задания:

1.Измерить длину своей ступни, длину ступни мамы и т.д.

2.Рассказать, какие действия необходимо предпринять, чтобы определить длину своего шага. Удобно ли это сделать одному?

3.Определить длину руки от локтя до конца среднего пальца. Как называлась эта мера длины в древности?

4.Попытаться отыскать информацию о таких единицах измерения длины как фут и локоть.

5.Определить размер своей шапки, шапки сестры, брата и т.п.Выбрать подходящий инструмент для измерения.

      Для ответа на любой вопрос учащимся придётся воспользоваться помощью одноклассников, родителей, использовать справочную литературу, воспользоваться Интернетом и др. У детей формируется умение организовать свою работу, сотрудничать и работать в группе, а также пользоваться измерительными инструментами. Нахождение ответа хотя бы на один из вопросов показывает, что приобретение компетенций базируется как на опыте, так и на деятельности самих учащихся.

       При выполнении практической работы (измерение длины и ширины двери, парты, тетради)дети делятся на пары, выбирают самостоятельно нужные измерительные приборы, измеряют предметы, результаты записывают в тетрадь.

       Описанный процесс есть не что иное, как организаторская деятельность учащихся, их саморазвитие. Измеряя рост друг у друга дети вырабатывают такую компетенцию, как умение сотрудничать. Учащиеся извлекают пользу из практического опыта, учатся думать, организовывать взаимосвязь своих знаний, уметь включаться в работу.

        Это был лишь один из примеров формирования жизненных компетенций у младших школьников. Вся наша работа направлена на конечный результат – формирование компетентного человека , человека который способен брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовый расширить границы своих знаний и совершенствовать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс.

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

Формирование школьных компетенций в рамках образовательной программы "Перспективная начальная школа"

Презентация выступления на VII Республиканском научном семинаре "Современная школа и психология: перспективы сотрудничества"....

Экскурсия как средство формирования основных жизненных компетенций младших школьников с ОВЗ. Доклад подготовлен и заслушан на региональной научно-практической конференции

Благодаря хорошо организованным экскурсиям ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) познаёт действительность через функции анализаторов. Основное преимущество экскурсий — это наглядность, ...

Формирование необходимых жизненно важных навыков у детей младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности

Необходимость совершенствования работы  по формированию необходимых жизненно важных навыков у воспитанников начальной школы,  способствующих успешной социализации  личности, не вызывает...

Формирование навыков жизненной компетенции учащихся с тяжелой и умственной отсталостью на занятиях по программе внеурочной деятельности

встатье рассмотрены вопросывведения ребенка в сложную предметную и социальную среду через индивидуально дозированное и систематически планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социаль...

Формирование успешной социальной адаптации важных жизненных компетенций у обучающихся с РАС

Формирование успешной социальной адаптации важных жизненных компетенций у обучающихся с РАС Для повышения качества жизни детей с РАС необходимы два взаимодополняющих направления в работе. С одной...


 

Комментарии

Проблемы преемственности в формировании важнейших жизненных компетенций в рамках школьного образовательного пространства.