Начальная школа - детский сад III-IV видов.
материал по теме

Рогинина Людмила Николаевна

  Комплексный подход к  лечению зрения у детей с нарушениями и их адаптация в среднем звене общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности комплексной коррекционной работы по лечению зрения  у детей с нарушениями и подготовке их к  дальнейшему  обучению  в среднем звене общеобразовательной школы».

 

    В нашей школе проходит комплексная работа по лечению зрения и подготовке их  дальнейшего обучения  в  среднем  звене. Тифлопедагоги совместно с врачом-офтальмологом и учителями разрабатывают специальные игры и упражнения, которые развивают не только ум и знания детей, но и зрение, зрительные функции. Это комплексное развитие осуществляется на специальных занятиях, в быту, на прогулке. Обязательное участие в этой работе принимают и родители. Родители, прежде всего, обязаны соблюдать режим ношения очков ребенком дома и обязательное ношение заклейки-окклюзии. Этот метод лечения дает очень хорошие результаты – по-разному, но уже через год, полтора, у детей повышается острота зрения, исправляется косоглазие неоперативным путем.

 Многим родителям кажется, что такие нарушения зрения как косоглазие, амблиопия не помешают ребенку полноценно учиться в школе. Однако, это не так. Даже если у ребенка неглубокое нарушение зрения, его восприятие окружающего мира отличается от восприятия детей с нормальным зрением. Например, дети с нарушениями зрения медленнее читают в школе, и требовать от них скорости чтения, как от зрячих, нельзя, часто путают похожие буквы: и – н – п.

 И родители обязательно должны предупредить об этом учителя.

 Поступающие к нам дети имеют разные нарушения зрения. Чаще всего в диагнозе отмечена амблиопия. Это говорит о том, что, возможно, ребенку не сразу надели очки, и он видит не настолько хорошо, насколько может видеть его глаз или глаза. В таких случаях на медицинских аппаратах детям повышают остроту зрения. В этот период и мы – педагоги подбираем такие игры, которые заставляют детей активно вглядываться, искать, находить, называть, подбирать геометрические фигуры, цвета, заданные величины. Например, покажи все красные фигуры (демонстрация пособия Блоки Дьенеша); отбери в коробку все треугольники; отложи в сторону только большие, только толстые фигуры и др. Хорошо развивает зрение и поиск ребенком различий между двумя рисунками (демонстрация картин из игры «Запоминай-ка». Развивает зрение и мышление, и позволяет нам, взрослым, понять: а что знает ребенок о предмете - такие задания, как «что перепутал художник?», «что художник забыл нарисовать?» - демонстрация картин из пособия Каше, Филичевой. Очень многие пособия мы изготавливаем сами, учитывая характер зрения и возможности детей. Например, «Какого цвета цифра 5…», «Какого цвета буква А…» - демонстрация пособий; «Найди две одинаковые по расположению предметов карточки», «спрячь картонкой только фрукты, только овощи» - демонстрация. И другие.

 Если у ребенка косоглазие, астигматизм или ребенок носит окклюзию, то  у него, естественно, нарушен зрительный контроль за движениями руки, детям сложнее рисовать, лепить, вырезать. Вы, наверное, это замечали. Для того, чтобы помочь детям, автоматизировать взаимодействие руки и глаз, мы используем различные упражнения, которые хорошо делать и дома. Это, прежде всего, обводка фломастером рисунков через прозрачную бумагу, кальку. Для этого подходят книжки-раскраски с четким контуром (показать). При этом важно учитывать возраст и возможности ребенка. Маленькому ребенку мы подбираем простые картинки – мяч, домик, огурец, морковка – демонстрация картинок. Детям старше – подбираются и книжки-раскраски сложнее, с изображением животных, детей, сюжетов (демонстрация). Такие задания ребенок может выполнять с вами и дома. Различные мозаики, конструкторы также развивают не только мышление детей, но и их зрительные функции, т.е. заставляют подбирать деталь строго по образцу, по размеру, по цвету, сравнивая с образцом зрительно, развивают самоконтроль – это правильно, а это неправильно. Часто у наших детей слабо развиты пальчики рук, кисти рук вялые. Мы выделяем обязательное время и на развитие мышц руки и мышц пальцев. Это различные нанизывания бус, и плетение, обыкновенные поролоновые губки развивают силу кисти (спрячь губку в кулачок), пособие «парк» тоже – демонстрация.

 Тифлопедагог занимается с теми детьми, которых выделяет для этого врач. Как правило, это дети с низкой остротой зрения: от 40% и ниже. Чаще всего такие дети не успевают все увидеть, все сделать на общем занятии. Просто потому, что хуже видят, чем другие дети. И им необходимы индивидуальные занятия. С теми детьми, у которых глубокие нарушения зрения (близорукость и дальнозоркость высокой степени, ретинопатия, атрофия зрительного нерва и другие заболевания) мы стараемся видеть и руками и глазами. Т.е. прежде всего, ощупываем, осматриваем каждый предмет, надавливаем на него, стучим им, нюхаем, пробуем, если это возможно, т.е. получаем о нем информацию всеми возможными способами. В этот период даем задания и родителям на дом. Не всегда мы в садике можем предоставить всю информацию детям. Например, изучая фрукты, даем родителям задание обязательно потрогать и попробовать и назвать и найти и показать фрукты, либо овощи. Различать сырую нечищеную, чищенную, вареную, жареную картошку, морковку; рассмотреть и послушать на улице по дороге домой или в детский сад автобус, грузовик, троллейбус, самолет и т.п. Находим дома, различаем кресло, стул, табуретка, диван и т.п.

 Как Вы, наверное, могли увидеть, в школе  идет работа по всем направлениям и позволяет детям не только лечить зрение, но и успешно учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОУ « Курьяновская начальная школа – детский сад»

МОУ « Курьяновская начальная школа – детский сад» начала свою историю существования с 1982г....

План работы методического объединения учителей начальных классов на 2011-2012 годы МОУ «Курьяновская начальная школа-детский сад»

План работы методического объединения учителей начальных классов на 2011-2012 годы МОУ «Курьяновская начальная школа-детский сад»...

Школьный портал МБОУ "Начальная школа-детский сад №1 компенсирующего вида"

Школьный портал МБОУ "Начальная школа-детский сад №1 компенсирующего вида"2016г.-2017г.2017г.-2018г....

Разные виды сочинений в начальной школе. (детские работы)

Сочинения играют особую роль в развитии речи младших школьников и являются наиболее трудной формой письменной монологической речи. Систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обог...