Применение нетрадиционных форм по обучению грамоте в национальной школе
методическая разработка (1 класс) на тему

Мотышева Оксана Унгувна

Такая форма обучения чтению актальна в национальных школах, где многие первоклассники не подготовлены к школе, а некоторые даже могут не знать русского языка. С помощью этого метода обучения грамоте, дети за короткий промежуток времени начинают читать, говорить по русски, успешно осваивают учебную программу. Такой метод применин учителю, знающего родной язык.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное образовательное учреждение

«Школа-интернат основного общего образования»

с.Халясавэй Пуровского района

ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

обобщение опыта

учителя начальных классов

МОТЫШЕВОЙ ОКСАНЫ УНГУВНЫ

Халясавэй

2012

Содержание

1. Условия возникновения опыта.

2. Актуальность темы.

3. Новизна опыта.

4. Теоретические аспекты методики.

5. Блоковое изучение звуков и букв

6. Система работы над графическими изображениями

7. Результативность

8. Работа над развитием речи и формированием читательской способности

9. Список литературы

10. Приложение

1. Условия возникновения опыта

Я работаю по общеобразовательной программе Школа России ФГОС НОО. Мною накоплен богатый материал, направленный на активизацию мыслительной деятельности  учащихся.  Опыт работы по теме: «Применение нетрадиционных форм по обучению грамоте в национальной школе» обобщён.

Целью сегодняшней программы развития является создание условий, которые способствовали достижению нового качества образования и обеспечивали выпускникам высокую конкурентоспособность.

В современных условиях это возможно достичь путём представления школьникам значительной степени свободы в образовательном процессе. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности, сознания, на воспитание творчества, активное участие ученика в процессе обучения. 

Поэтому в школах должен происходить постоянный поиск, цель которого найти новые формы  позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию  учащихся на всех этапах обучения. А поскольку с первого класса  я заметила, что развитие речи у моих учеников очень слабое. Все общаются на родном языке. Поэтому на уроках бывают  затруднения в разговорном плане. Они не могут  выразить свои мысли, построить правильно предложения, не понимают  домашнего задания, хотя очень стараются.  Поэтому я решила помочь им, взяв эту тему по самообразованию.

 

2. Актуальность темы

В связи с переходом начальной школы компьютеризации по ФГОС, считаю, что необходимость владеть навыками чтения, иметь читательские способности  наиболее актуально, тем более в национальной школе.  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

призван обеспечить выполнение следующей основной цели:

•         развитие личности школьника, его  способностей,  интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников.

3.Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что за короткий промежуток времени учащиеся научились читать по слогам, целыми словами.

О блоковом изучении звуков и букв узнала и переняла опыт  педагога новатора. В ходе работы  изменила некоторые части, элементы данной методической системы, что положительно сказалось в процессе усвоения материала учащимися. Апробировала  в 2011-2012 учебном году измененный вариант с учащимися 1 «б» класса, получила удивительные результаты.  В неподготовленном классе, где дети не умели читать, а некоторые даже не разговаривали на русском языке,   научились за месяц (октябрь) читать: по слогам, целыми словами. К концу учебного года дети показали в выполнении  техники чтения высокие результата.

Следует отметить, что особое  значение имеет знание учителем родного языка, т.к. без этого не будет связи с учеником, а значит и понимания.

4. Теоретические аспекты методики

Приоритетным достижением автора  данной методики профессора Эрдниева является создание им эффективной методической системы укрупнения дидактических единиц (УДЕ). Он обосновал эффективность укрупненного ведения новых знаний, позволяющего:

  • применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке;
  • устанавливать больше логических связей в материале;
  • выделять главное и существенное в большой дозе материала;
  • понимать значение материала в общей системе ЗУН;
  • выявить больше межпредметных связей;
  • более эмоционально подавать материал;
  • сделать более эффективным закрепление материала.

В качестве основного элемента методической структуры взято понятие  «математическое упражнение» в широком значении этого слова, как соединяющего деятельность ученика  и учителя, как элементарную целостность двуединого процесса «учения-обучения».  

Ключевой элемент технологии УДЕ- это упражнение-триада,  элементы которой рассматриваются на одном  занятии:

  • исходная задача;
  • ее обращение,
  • обобщение.

Методы обучения реализуются путем выполнения упражнений и объективируются в знаниях. При этом не одно только количественное разнообразие методов и упражнений важно само по себе. Лишь набор определенных упражнений, сконструированных на основе принципа укрупнения, в четной их последовательности обеспечивает прочность и сознательность усвоения знаний.

Для того чтобы вводить блоковое изучение звуков и букв в национальных школах, по моему мнению надо начинать изучение русского языка с устного курса - наиболее верный путь. На разговорных уроках большое внимание уделяется работе над трудными звуками и звукосочетаниями русского языка. Артикуляция  таких звуков объясняется на родном языке учащихся, т.к. объяснение артикуляции детям трудно понять на русском языке. К родному языку необходимо обращаться и при заучивании наизусть стихотворений, песен и других текстов. Родной язык учащихся следует использовать и при усвоении грамматических явлений русского языка. С помощью родного языка можно довести до сознания учащихся смысл этих явлений. На устный курс следует отвести весь сентябрь, так как дети попадают совершенно в иную среду от их привычного жизненного уклада в тундре.

Задачи устного курса состоят в следующем:

  • научить детей воспринимать на слух несложную русскую речь, заложить основы правильного русского произношения звуков, звукосочетаний, слов, правильного интонирования русских предложений;
  • создать у учащихся определенный словарный и фразеологический запас, который позволил бы вести обучение грамоте;
  • выработать у учащихся навыки построения небольших повествовательных и вопросительных предложений, для чего необходимо научить детей простейшим случаям согласования и управления;
  • научить детей слушать, понимать и говорить на русском языке в пределах лексики и грамматических конструкций, определенных программой;
  • выработать умение составлять небольшие рассказы по сюжетным картинкам и личным наблюдениям.

Следующий этап подготовки к блоковому изучению звуков и букв включает в себя все основные традиционные ступени обучения грамоте по общеобразовательной программе.

5. Блоковое изучение  звуков и букв

Моя задача состоит в том, чтобы у детей сформировались прочные, углубленные знания, привить интересе к предмету, ввести ученика в мир знаний, используя различные формы и методы работы.

Итак, по Плехановой К.А. выделено следующее блоковое изучение звуков и букв.

БЛОК №1.   а, о, и, у, ы

Учтено одинаковое их свойство и особенность в механизме чтения- раскрываем рот, тянем, возможность сочетаться друг с другом: ау, иа …

Одинаково дольше звуки легко поются, ничего не мешает выходу изо рта воздуха. Противопоставление по форме (на что похож?) позволяет одновременно изучать звук, букву и их схематическое изображение. Появляется красный домик: а, о, и, у, э, ы демонстрационная и индивидуальная на каждого ученика. Это могут быть не обязательно домики, здесь все зависит от фантазии и творчества самого учителя.

БЛОК № 2.   м, л, р, н, й

Звонкие непарные согласные, появляются через противопоставление: длинный- короткий, рот раскрывается, не раскрывается, легко, трудно. Появляется синий домик. Отмечается прямое и обратное сочетание каждой буквы блока №2 с блоком №1.

БЛОК № 3.  х, ц, ч, щ

Глухие непарные согласные через противопоставление звонко- глухо, длинно- коротко, всегда твердый- ц, всегда мягкие ч, щ. повторение блоков №1, №2.

БЛОК № 4.

Парные звонкие и глухие согласные через противопоставление по глухости и звонкости и через одинаковые признаки: короткие, труднопроизносимые согласные, ( ж, ш всегда мягкие).

При изучении звуков и букв использовала таблицу, разработанную Хованской Е.Г., которую заполняла по мере прохождения блоков. Она имеет ряд преимуществ:

  • компактность при большом объеме информации;
  • пролонкерованности использования заложенного в ней учебного материала;
  • многофункциональности (обучение, воспитание, развитие);
  • нетрадиционности использования общепринятых условных обозначений;
  • соответствии программным требованиям альтернативных учебников.

Эту таблицу учителя начальных классов в нашей школе используют для осознанного и прочного усвоения фонетических знаний.  Изучение Блока №4 прошло на удивление легко, хотя звонкие и глухие согласные считаются нашими национальными ошибками. Четвертый домик ж  з д г в б

ш с т к ф п  

БЛОК №5.  е, е, ю, я

Происходит через проблемный вопрос.

Изучение мягкого знака (ь), разделительного твердого знака (ъ) проводится через смыслоразличительную функцию согласных, противопоставленных по твердости/мягкости (кон-конь) и «преграду».

Групповая передача букв с учетом одинаковых их свойств и особенностей в механизме чтения (возможность или невозможность группы букв сочетаться с другими буквами) помогает учащимся сознательно, без перегрузки их восприятия, памяти и мышления овладеть механизмом чтения в более короткие сроки. Так как создаются благоприятные условия, при которых начинает срабатывать принцип аналогии и система взаимосвязанного повторения. Буквы первого блока сочетаются с буквами второго блока при чтении слогов, слов, а буквы третьего блока с первым и т.д.

При работе с блоками активно используется применение родного языка, который способствует успешному запоминанию звуков и букв, что и было доказано на  практике.  

Появляется резерв свободного времени, которое используется для достижения трех целей, что актуально в современной школе с переходом на ФГОС:

  1. скорейший вывод каждого ученика к чтению; развитие устной и письменной речи;
  2. формирование школьника как личности;
  3. добиться того, чтобы навык чтения как можно быстрее стал средством обучения, саморазвития.

6. Система работы над графическими изображениями

На уроках письма использовала  следующие графические изображения:

  • обводят букву на заранее заготовленных карточках;
  • самостоятельно изображают букву  без границ ее ширины и высоты по элементам на четвертинках листа;
  • повторяют и изображают  буквы через лесенки;
  • украшают фигуры лисы буквой л, бабочку буквой б, грибочки буквой г, и т.д.;
  • работают в тетрадях через обведение карандашного показа с соблюдением ширины и высоты буквы;
  • достраивают буквы нужными элементами;
  • работают с пластилином;

Задания можно разнообразить и расширить, по усмотрению учителя, смотря из  методической копилки.

7. Результативность

В настоящее время всё более очевидным становится, что изменение приоритетных целей школьного образования в сторону общего развития школьников влечёт за собой изменение в подходе к определению результативности в обучении. Становится яснее и психологическая аксиома о неравномерном развитии каждого, отдельно взятого человека. Исходя из сказанного,  можно говорить о следующих преимуществах блокового изучения звуков и букв:

  1. расход учебного времени против годовых норм сокращается более чем на 20%.  Появляется у  учителя время устранить некоторые пробелы в усвоении материала, которые выявляются    у  учащихся, и позволяет учителю привести знания учащихся практически к одинаковому уровню;
  2. значительно увеличивается объем усваиваемого материала;
  3. активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие внимания, памяти;
  4. связь с традиционной системой.

Проанализировав свою работу по блоковому изучению звуков и букв, сделала следующие выводы:

  1. ученики успешно осваивают программу, учатся с большим интересом;
  2. знания, даваемые блоком, лучше воспринимаются и усваиваются учащимися;
  3. большая помощь в связи, с введением компьютеризации в учебную деятельность младших школьников в области чтения.

 Итоговая проверка результатов техники чтения в 1 классе в конце учебного года показала следующие результаты: выше нормы читают – 10/10; норма – 2/2; ниже – 2/2. Средняя обученность учащихся по предмету показала 86%. По результатам апробации этой методики можно сделать вывод, что она способствует повышению качества знаний младших школьников по предмету.

Эту методическую систему и отдельные ее элементы теперь успешно применяют в своей практической деятельности учителя нашей школы  подготовительного и первых классов в новом учебном году (2012/2013).

8. Работа над развитием речи и формированием читательской способности

Во 2 классе  продолжаю работу по предмету, теперь над развитием речи и формированием читательской способности младших школьников.

В устной речи, как речи звучащей, большую роль играет интонация. Устная речь протекает в условиях непосредственного обобщения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная, в процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла - мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи. В основе высказывания ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив, то есть желание сообщить другим о своих впечатлениях, о виденном и пережитом. Именно такой речевой мотив порождается ситуацией живого общения с детьми. В процессе живого общения, высказывания детей должны быть свободными по форме, это могут быть слова, фраза, развернутое сообщение.

Требование полных ответов иногда от учащихся является целесообразным и обязательным, но это требование должно быть ограниченно определенными учебными ситуациями.

 Я преследую определенную цель: «Научить школьника правильно строить предложения, то есть не пропускать слова, в каждой последовательности, правильно согласовывать их друг с другом, правильно произносить слова».

Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо; ввести учащегося в роль увлекательного рассказчика; умеющего передать замысел простыми словами, в которые вслушиваются с таким напряженным вниманием слушатели.

Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины героев, о которых он читает, представить себе  места, тех людей, о которых говорит. Надо все время поощрять ребенка к высказываниям, вызывать его на разговор,  так как его самостоятельная монологическая речь еще не развита.

Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие стихи, способствующие выработке чистоты звука.

Правильно произноси звуки. Какой звук часто повторяется?

Резиновую Зину купили в магазине,

Резиновую Зину в корзину положили,

Резиновая Зина упала из корзины,

Резиновая Зина измазалась в грязи.

Отгадывание загадок. Например, тема: «Буква Ж, ж, звук (ж)».

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда сижу,

Если в воздухе – кружусь

тут уж вдоволь нажужжусь /жук/.

Учим скороговорки, так как они вырабатывают чистоту звука, которые вносят эмоциональную развязку на урок.

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щеки.

Щенок жалобно пищит,

Тащит он тяжелый щит.

Следующая ступень развития речи – слоговый анализ слов, похож на рабочий мир: слоги слова, как дети любят прятаться, устраивать розыгрыши, шутить, превращаться. Это умственные задачи сложного порядка, когда ребенок задумывается над словом, его строением. В процессе такой деятельности у детей формируются свойства речевого контроля и самоконтроля, очень важного для развития связного высказывания. Есть упражнения, которые направляют внимание детей на самостоятельное произнесение слов, помогают понять им деление слов на слоги и определить ударный слог.

1. Договори последний слог.

Я начну, а вы заканчивайте,

Часть любую добавляйте,

Можно «сы», а можно «са»

Бу - …., ве - …, но - …, ли - …, ко - ….

2. Назови слова, которые по звучанию похожи на данные словосочетания.

Кры – кру – кра – идет игра.

Бо - бу – бы – стоят столбы.

До – ду – да – гудят провода.

Ма – мо – му – гири подниму.  

Вербальный уровень общения – основной в системе образования в школе, а следовательно, если мы хотим, чтобы наши ученики нас понимали, то должны, говоря доступным для них языком, поднимать их на более высокий лексический уровень. Проблему развития семантического понимания считают самой важной в обучении. Если мой ученик не понимает значения слов, он не может сделать то, что от него требуется. Его внимание сразу отключается.

Раскрытие смысла прочитанного текста- это очень трудно, надо работать коллективно. Какие тексты использовать? Пословицы, басни, сказки, притчи. Приведу  пример работы с пословицами: запись, объяснение смысла, заполнение пропущенных орфограмм, собрать пословицы из перепутанных частей, исправить «неправильные» пословицы, составлять модель пословиц и придумать свою, озаглавить текст пословиц, закончить текст пословиц, нарисовать иллюстрации, составить рассказ по пословице.

Необходимо обращать внимание на читательское воображение.

Воображение- непременный спутник чтения, нечто само собой разумеющееся. Как работать над воображением? Надо уметь представлять что читаешь, быть героем, или находиться в самом тексте. Можно нарисовать или пересказать прочитанное, выполнение творческих заданий. Это придумывание своего героя или своего сюжета. Можно слушать закрыв глаза лежа на партах и включить «мысленный экран», на маленьких текстах.

         Если использовать все эти виды работы на уроках чтения- изменится наша методика, ученики каждый год переходя из класса в класс, будут вспоминать уроки понимание текста.

За это время многое изменилось в моих учениках. Дети выросли, много общаются между собой, с друзьями, со взрослыми и в частности со мной, как с учителем, с классным руководителем. Делятся своими впечатлениями, более свободно могут высказывать свое мнение, по сравнению, когда они пришли  в первый класс. На уроках, не только чтения, но и в остальных, использую выше названые методы работы по развитию речи. Конечно, на одних только уроках невозможно охватить такую обширную тему.

Мои ученики с удовольствием посещают библиотеки, ищут книги, помогают друг другу. Вырабатывается хорошая читательская способность.

Эту работу провожу систематически, каждый раз изменяя задания – это могут быть составления кроссвордов о животных, растениях, по произведениям писателей, сочинения.

Я считаю это хорошая подготовка к следующей ступени обучения. Надеюсь, они так же добросовестно будут относиться к литературе и другим предметам.

 Конечно, не все станут идеальными читателями, но они многому научатся. Они научатся всматриваться, вдумываться, вчувствоваться в текст, затем вбирать, впитывать интересное и нужное, главное - влюбляться в чтение, книгу.  

8. Список литературы

  1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н. Подготовка ребенка к школе. – М.: Просвещение, 2002.-19 с.
  2. Акимова М.К., Козлова В.П. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. – М.: Просвещение, 2002.- 217 с..
  3. Махмутов М.И. Нетрадиционные уроки.// Начальная школа – 1994.- №2.- С. 12-14.
  4. Селевко Г.К. Современные  образовательные технологии; 1998.
  5. Модылевская Г.И.  Нестандартные формы уроков // Начальная школа.- 1997. – С.17-19.
  6. Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.-347 с.
  7. Беседы с учителем «Первый класс»; 1998.
  8. Тамбиева Д.М. Устный курс русского языка; 1973.
  9. Бабкина Н.В. Особенности развития младших школьников// Начальная школа.- 1998.- №5. – С.24-42.
  10. Гальперин П.Я., Запорожец А.В. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе //Вопросы психологии. – 2003. - №5.- С. 20-34.
  11. Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников//Начальная школа. 2001.-129 с.
  12. Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе.
  13. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.
  14. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать.

Приложение 1.

Приложение 2.

Блоки с 1-5

а, о, и, у, э, ы

м, л, р, н, й

        

х, ц, ч, щ

        

ж, з, д, г, в, б

ш, с, т, к, ф, п

        

        

е, е, ю, я

        

Приложение 3.

а

у

о

э

ы

м

ма

му

мо

мэ

мы

н

на

ну

но

нэ

ны

л

ла

лу

ло

лэ

лы

р

ра

ру

ро

рэ

ры

й

ай

ой

эй

ца

цу

цо

цы

ча

чу

чо

ща

щу

що

ха

ху

хо


ба

бу

бо

бэ

бы

 ва

ву

во

вэ

вы

га

гу

го

да

ду

до

ды

за

зу

зо

жа

жу

жо

па

пу

по

пы

фа

фу

фо

ка

ку

ко

та

ту

то

тэ

ты

са

су

со

сэ

сы

ша

шу

шо


я

ю

е

е

и

м

мя

мю

ме

ме

ми

н

ня

ню

не

не

ни

л

ля

лю

ле

ле

ли

р

ря

рю

ре

ре

ри

й

ей

ий

це

ци

че

чи

ще

ще

щи

хе

хи

         

бя

бю

бе

би

вя

ве

ве

ви

ге

ги

дя

де

де

ди

зе

зе

зи

же

жи

пя

пю

пе

пе

пи

фе

фе

фи

ке

ки

тя

тю

те

те

ти

ся

сю

се

се

си

ши

       


Приложение 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование традиционных и нетрадиционных форм при обучении русскому языку в начальных классах.

В статье рассматривается вопрос о традиционных и нетрадиционных формах обучения русскому языку  в начальной школе....

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Нетрадиционные формы организации обучения окружающего мира.

    Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Специально подбираемые к тому или иному уроку игры, а также разнообразные нетрадиционные уроки: урок-КВН, ...

Нетрадиционные формы организации обучения окружающего мира. 2 часть

Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Специально подбираемые к тому или иному уроку игры, а также разнообразные нетрадиционные уроки: урок-КВН, урок-путешествие, уро...

Рабочая программа по обучению грамоте в национальных классах по УМК "Перспектива"

Рабочая программа по обучению русской грамоте в национальных классах по УМК "Перспетива" составлена на основе рабочей программы по обучению чтению по УМК "Перспектива". В национальных классах на обуче...

Нетрадиционные формы работы с родителями учащихся начальной школы

Семья – это сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту творческую красоту, функция школы, - по словам В.А. Сущинского, - всегда будет сводит...

Особенности нетрадиционных форм урока бурятского языка в начальной школе

Чтобы повысить интерес к изучению бурятского языка, мною предлагается использование нестандартных форм организации учебной деятельности на уроках  в начальной и  средней школе. Данная работа...