Упражнения по формированию навыка чтения в 1 классе.
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Постникова Оксана Ивановна

Многие дети в 1 классе плохо читают по слогам. Это может быть вызвано недостаточно сформированными умениями: - различать графический облик буквы, - читать прямой открытый слог. С целью развития этих умений нужно с ребенком выполнять различные задания и упражнения.  1. «Последний слог в слове за тобой» Взрослый называет  слог. Ребенок должен добавить такой слог, чтобы получилось слово. Например: ко… (- ни, - зы, - тик)

 2. «Цепочка слогов» Взрослый называет слово. Ребенок делит слово на слоги, определяет последний слог и придумывает слово, которое начинается с такого же слога. Например: школа – лаки – кино – нога  и т.д.

 3. «Эхо» Взрослый произносит слово (выделяя ударный слог), ребенок повторяет только ударный слог, как эхо. Например: школа – шко, дорога – ро.

 4. «Пять слов» Ребенку предлагается назвать пять слов на определенный звук.  Можно усложнить данное задание: называть каждый раз новое слово с последнего звука предыдущего. Например: торт, танк, корм, море, енот

 5. «Запрещённый звук» Взрослый последовательно называет слова, ребенок повторяет только те из них, в которых отсутствует названный взрослым звук (либо в которых имеется названный звук). Например: (в которых есть звук с) сом, кот, лист, рот, место, лес, очки, весна

6. «Звук заблудился» Взрослый читает стихотворный текст. В каком-то из слов он заменяет один из звуков. Ребенок должен правильно произнести искажённое слово и назвать звук, который "заблудился” - попал не в своё слово. На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.

7. «Найди лишнюю букву» На карточке записаны несколько строчек одной и той же буквы (по 4 в каждой строке). Среди четырёх букв есть одна, которая отличается от остальных размером, цветом или графикой.Ребенок анализирует буквенный материал, находит лишнюю букву, объясняет, почему она лишняя, обводит её кружочком. В В в В Б Б Б Б А а А А Т т Т Т

8. «Полубуковка» Взрослый показывает элемент буквы. Ребенок называет буквы, которые содержат этот элемент. Например: Л, К, Н, Е, П, Р, Т, Ч, Ф и др.

 9. «Не проморгай» Ребенку дают карточку с печатным текстом. Он должен подсчитать, сколько раз в тексте встречается определённая буква. Например: Потерял в лесу фонарик светлячок,     Обыскал он каждый кустик и сучок. - Сколько раз встречается буква С? (5 раз)

10. «Четвёртый лишний» На карточке записаны несколько слогов-слияний. В каждой строчке записаны три одинаковых слияния и одно, отличающееся от остальных цветом, размером, шрифтом. Ребенок прочитывает их вслух, находит лишнее слияние, объясняет, почему оно лишнее. ВА  ВА  ВА  ва ву  ву  ВУ  ву ТА  ТА  ТА ТА

 11. «Выбирай любую букву» Взрослый выставляет карточки гласных букв на наборном полотне и просит ребенка прочитать их. Затем на столе выкладывает несколько согласных.  Ребенку дается задание найти определенный согласный, подставить его к гласной и прочитать слог.     А       О       У       И        Е       Я      М С Н Л П Найди букву Н. Прочитай слоги, подставляя букву Н к гласным. Ребенок читает: НА, НО, НО, НИ, НЕ, НЯ

 12. «Составь предложение» На карточке печатными буквами написано слово. Ребенок читает его и составляет с ним предложение. КОШКА (Кошка пьет молоко.)

 13. «Кто здесь живёт?» На столе вразброс разложены карточки с названиями животных и их жилья. Ребенок читает слова на карточках и пытается соединить их по смыслу. берлога нора дупло белка медведь лиса

14. «С кочки на кочку».IВзрослый, передвигая указку по слоговой таблице, показывает разные слоги. Ребенок читает указанные слоги. ТЫ ШО ВЫ ЛО ТА ПА ЛИ ГИ РА СЫ РЫ ХО ЖИ МЕ ВИ ЛЕ МЫ СА КИ КА ГО ПА БА РЕ ГА КО ВЕ ДЫ ЛЮ ЦА СО ПО МУ НО НЯ ПИ БЕ СИ РО ВО ЯБ МО

15. «Договори слово» Взрослый показывает слог в слоговой таблице. Ребенок читает его, придумывает слова, начинающиеся с него. Затем можно дать дополнительное задание набрать эти слова из кассы букв, либо написать печатными буквами в тетради в клетку. ВЫ ЛО ТА ПА РА СЫ РЫ ХО ВИ ЛЕ МЫ СА ГО ПА БА РЕ ВЕ ДЫ ЛЮ ЦА МУ НО НЯ ПИ РО ВО ЯБ МО Гора, город, годы, горох, голубь.

16. «Найди слог» Ребенку  предлагается найти в слоговой таблице: "Какой слог находится между слогами МЕ и ЛЕ?” Ребенок отыскивают нужный слог и читает его. ТЫ ШО ВЫ ЛО ЛИ ГИ РА СЫ ЖИ МЕ ВИ ЛЕ КИ КА ГО ПА ГА КО ВЕ ДЫ СО ПО МУ НО БЕ СИ РО ВО

17. «Глаз – фотограф» На наборном полотне устанавливаются 4-5 карточек с буквами. Взрослый показывает наборное полотно 2-3 сек. и убирает его. Ребенку предлагается назвать буквы в том же порядке. П А Т К Н

18. «Читатель – молния» На карточке написаны в столбик 4-5 слов, которые закрыты другим листом. Взрослый на 4-5 сек. открывает лист и снова закрывает его. Ребенок должен назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны. КРОТ КОШКА СЛОН БЕЛКА ЛИСА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_po_formirovaniyu_navyka_chteniya_v_1_klasse.docx13.95 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения по формированию навыка чтения в 1 классе.

Многие дети в 1 классе плохо читают по слогам. Это может быть вызвано недостаточно сформированными умениями: - различать графический облик буквы, - читать прямой открытый слог. С целью развития этих умений нужно с ребенком выполнять различные задания и упражнения.  1. «Последний слог в слове за тобой» Взрослый называет  слог. Ребенок должен добавить такой слог, чтобы получилось слово. Например: ко… (- ни, - зы, - тик)

 2. «Цепочка слогов» Взрослый называет слово. Ребенок делит слово на слоги, определяет последний слог и придумывает слово, которое начинается с такого же слога. Например: школа – лаки – кино – нога  и т.д.

 3. «Эхо» Взрослый произносит слово (выделяя ударный слог), ребенок повторяет только ударный слог, как эхо. Например: школа – шко, дорога – ро.

 4. «Пять слов» Ребенку предлагается назвать пять слов на определенный звук.  Можно усложнить данное задание: называть каждый раз новое слово с последнего звука предыдущего. Например: торт, танк, корм, море, енот

 5. «Запрещённый звук» Взрослый последовательно называет слова, ребенок повторяет только те из них, в которых отсутствует названный взрослым звук (либо в которых имеется названный звук). Например: (в которых есть звук с) сом, кот, лист, рот, место, лес, очки, весна

6. «Звук заблудился» Взрослый читает стихотворный текст. В каком-то из слов он заменяет один из звуков. Ребенок должен правильно произнести искажённое слово и назвать звук, который "заблудился” - попал не в своё слово. На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.

7. «Найди лишнюю букву» На карточке записаны несколько строчек одной и той же буквы (по 4 в каждой строке). Среди четырёх букв есть одна, которая отличается от остальных размером, цветом или графикой.Ребенок анализирует буквенный материал, находит лишнюю букву, объясняет, почему она лишняя, обводит её кружочком. В В в В Б Б Б Б А а А А Т т Т Т

8. «Полубуковка» Взрослый показывает элемент буквы. Ребенок называет буквы, которые содержат этот элемент. Например: Л, К, Н, Е, П, Р, Т, Ч, Ф и др.

 9. «Не проморгай» Ребенку дают карточку с печатным текстом. Он должен подсчитать, сколько раз в тексте встречается определённая буква. Например: Потерял в лесу фонарик светлячок,     Обыскал он каждый кустик и сучок. - Сколько раз встречается буква С? (5 раз)

10. «Четвёртый лишний» На карточке записаны несколько слогов-слияний. В каждой строчке записаны три одинаковых слияния и одно, отличающееся от остальных цветом, размером, шрифтом. Ребенок прочитывает их вслух, находит лишнее слияние, объясняет, почему оно лишнее. ВА  ВА  ВА  ва ву  ву  ВУ  ву ТА  ТА  ТА ТА

 11. «Выбирай любую букву» Взрослый выставляет карточки гласных букв на наборном полотне и просит ребенка прочитать их. Затем на столе выкладывает несколько согласных.  Ребенку дается задание найти определенный согласный, подставить его к гласной и прочитать слог.     А       О       У       И        Е       Я      М С Н Л П Найди букву Н. Прочитай слоги, подставляя букву Н к гласным. Ребенок читает: НА, НО, НО, НИ, НЕ, НЯ

 12. «Составь предложение» На карточке печатными буквами написано слово. Ребенок читает его и составляет с ним предложение. КОШКА (Кошка пьет молоко.)

 13. «Кто здесь живёт?» На столе вразброс разложены карточки с названиями животных и их жилья. Ребенок читает слова на карточках и пытается соединить их по смыслу. берлога нора дупло белка медведь лиса

14. «С кочки на кочку».IВзрослый, передвигая указку по слоговой таблице, показывает разные слоги. Ребенок читает указанные слоги. ТЫ ШО ВЫ ЛО ТА ПА ЛИ ГИ РА СЫ РЫ ХО ЖИ МЕ ВИ ЛЕ МЫ СА КИ КА ГО ПА БА РЕ ГА КО ВЕ ДЫ ЛЮ ЦА СО ПО МУ НО НЯ ПИ БЕ СИ РО ВО ЯБ МО

15. «Договори слово» Взрослый показывает слог в слоговой таблице. Ребенок читает его, придумывает слова, начинающиеся с него. Затем можно дать дополнительное задание набрать эти слова из кассы букв, либо написать печатными буквами в тетради в клетку. ВЫ ЛО ТА ПА РА СЫ РЫ ХО ВИ ЛЕ МЫ СА ГО ПА БА РЕ ВЕ ДЫ ЛЮ ЦА МУ НО НЯ ПИ РО ВО ЯБ МО Гора, город, годы, горох, голубь.

16. «Найди слог» Ребенку  предлагается найти в слоговой таблице: "Какой слог находится между слогами МЕ и ЛЕ?” Ребенок отыскивают нужный слог и читает его. ТЫ ШО ВЫ ЛО ЛИ ГИ РА СЫ ЖИ МЕ ВИ ЛЕ КИ КА ГО ПА ГА КО ВЕ ДЫ СО ПО МУ НО БЕ СИ РО ВО

17. «Глаз – фотограф» На наборном полотне устанавливаются 4-5 карточек с буквами. Взрослый показывает наборное полотно 2-3 сек. и убирает его. Ребенку предлагается назвать буквы в том же порядке. П А Т К Н

18. «Читатель – молния» На карточке написаны в столбик 4-5 слов, которые закрыты другим листом. Взрослый на 4-5 сек. открывает лист и снова закрывает его. Ребенок должен назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны. КРОТ КОШКА СЛОН БЕЛКА ЛИСА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.

В докладе приведена система упражнений, которые можно использовать на уроках  для формирования навыка чтения целыми словами....

Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами

Необходимость овладения детьми навыком чтения как залогом успеха всего дальнейшего обучения понятна каждому учителю. Как же помочь детям? Система тренировочных упражнений решает эту задачу. Только не ...

Приёмы,упражнения,методики формирования навыка чтения у младших школьников

В материале изложены приёмы,упражнения,методики,используемые мною, при формировании навыка чтения у младших школьников.Формирование у младших школьников навыка чтения-одна из основ фундаментального об...

Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении

В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами

Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?Для решения этой задачи я вела работу в следующих...

Презентация для логопедического занятия «Упражнения по формированию навыка чтения» для учащихся 2-4 класса.

Представленные здесь задания предназначены для логопедических фронтальных и  индивидуальных занятий. Они помогают в формировании у учеников навыка чтения и развивают познавательные процессы. Кром...

Упражнения для формирования навыка чтения у обучающихся 2 класса с ОВЗ

Предлагается 5 видов упражнений на развитие осознанного навыка чтения....