Открытый урок обучения грамоте в 1 классе "Формирование навыка различения звуков (с) и (ш) при чтении.
план-конспект урока (1 класс) на тему

Паршина Елена Алексеевна

Открытый урок проведён в соответствии с ФГОС НОО. В ходе урока формировались коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные УУД учащихся. Особый акцент был сделан на развитие коммуникативных УУД(парная, групповая работа, тактильное взаимодействие при проведении физминуток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_s_i_sh.doc680.5 КБ
Файл kartochki_slogov.docx13.88 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

Урок 54

Тема: Упражнения в чтении. Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении. Обучение выборочному списыванию.

Цель: формирование коммуникативных УУД.

Задачи:

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений;

формируем умение списывать с печатного образца;

– формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

– формируем умение наблюдать над значением слова.

Оборудование: схемы предложений, картинки, плакаты с надписями, раздаточные карточки, поезд, воздушный шар, кружочки и треугольники, запись птичьих голосов, учебник, пропись.

Символы:

                 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний. Повторение

 

   

-У нас сегодня на уроке гости! Повернитесь к ним и подарите свои улыбки!

(На доске расставлены в ряд картинки с изображением совы, сосны, стула, шара, доски, крысы)

- Назовите предметы, изображенные на картинках в указанном порядке и постарайтесь запомнить их. А сейчас закройте глаза (в это время делается перестановка картин). Откройте глаза. Что изменилось?

- Какой звук в словах, обозначающих названия данных предметов, одинаковый?

- Какой предмет “лишний”? Почему?

- В “лишнем” слове какой звук первый?

– Давайте вспомним отрывок из рассказа «Заколдованная буква», который мы с вами недавно читали.

-Что у нас вызвало смех?

-Почему ребята неправильно произносили слово шишки?

– Как вы думаете, какая будет тема урока?

- Чему будем учиться сегодня на уроке? (учиться выделять различать звуки с и ш в словах) А ещё будем учиться работать в парах и группах.

а) Работа со звуками:

- Сегодня к нам на урок прилетел необычный гость. Отгадайте его имя. Для этого вернемся к картинкам. Найдите среди них такую, в названии предмета которой 1 слог , 3 звука. (Воздушный шар)

- Шар предлагает вам отправиться в путешествие по сказочному лесу. Чтобы попасть в этот лес, нам нужно купить билет на автобус. Нам дадут билет, если вы дружно, в паре, правильно сделаете звуковой разбор слов на листочках, которые лежат у вас на партах.

Сначала давайте вспомним правила работы в паре:

  • Один говорит, другой внимательно слушает.
  • Свое несогласие высказывай вежливо.
  • Если не понял, переспроси.
  • Работать должны оба.
  • Во время работы в паре говори тихо.
  • Показать знаком, что задание выполнено.

-Теперь, когда мы вспомнили правила работы в паре, попробуем применить их при выполнении следующего задания.

-Выполняем звуковой разбор слов. Готовые работы крепим на доску.

-Проверили, исправили. Сколько ошибок покажите на пальцах. Какой паре было легко работать? Какой паре было трудно работать? В чём были затруднения? Звуковой разбор слов

- Молодцы! Вы справились с заданием и в награду нам дают билет.

- Шар полетит вперед и покажет дорогу.

- Отправляемся в путешествие и по дороге будем учить правила поведения в природе.

- Вот приехали на полянку звуков. Посмотрите, здесь отдыхали наши звуки. Наигрались, набегались, даже, свои шляпки и башмачки потеряли. Сидят и плачут, вещи свои найти не могут. Давайте, поможем им. (Учебник, страница 88) На листочках найдите схему человечков и раскрасьте башмаки и дорисуйте шляпки. К доске пойдет 1 ученик и оденет человечка с буквой с. Второй ученик разбирает звук (ш)

- Посмотрите на человечков, все ли правильно надели?

- Почему у человечка с буквой ш оба башмака синие? (Он всегда твердый.)

- Чем они похожи?

- Чем отличаются? (ш всегда твердый, ш шипит, с свистит) Различение звуков

- Они так обрадовались и говорят вам “Спасибо!”. Вместе улыбнемся.

- (Логопедические упражнения) “Улыбка”, “Бублик”.

- Посмотрите вокруг, что натворили наши звуки? (Разбросали банки, разбили бутылки, оставили мусор после себя.)

- Что мы им скажем? (Ответы детей. Убираем мусор.)

- 1 правило поведения в лесу НЕ СОРИ! (плакат)

- Едем дальше. Вот приехали на опушку леса. Что такое опушка? (край леса)

- Сделаем остановку на опушке, послушаем пение птиц (включить магнитофон) и поиграем.

- Я буду называть птиц, если услышите в названии птицы звук (ш), хлопайте, если звук (с), прыгайте, если этих звуков нет, быстро убегаем.

- Синица, зяблик, кукушка, свиристель, дятел, коршун, сова, тетерев.(Выключить магнитофон.)

- Вот смолкли птичьи голоса. Почему перестали петь птицы?

- Правило №2 НЕ ШУМИ! Будете шуметь, распугаете птиц и они перестанут петь свои чудесные песни. Выделение звуков в словах

б) Работа с буквами:

- Приехали в рощу слогов. (небольшой лиственный лес)

-Здесь выросли необычные грибы. Давайте их рассортируем на 2 группы, прочитаем и дополним слоги до слов.

Работать будем в группах. Сначала вспомним правила работы в группах.

  • Говорить тихо и спокойно
  • Соблюдать очередность: Пока один говорит – остальные слушают
  • Внимательно слушать выступающего члена группы
  • Не перебивать выступающих членов группы
  • Делиться своими идеями и мнениями

ИС         ШИ         

АШ         СА         

ШУ     СО

ОШ         УС            

-Каждая группа выставляет на доске свой столбик грибов со слогами.

-Дополните слоги до слов. Работа со слогами

- Правило №3 ОСТОРОЖНО! Почему мы должны соблюдать в лесу осторожность? (Ответы детей, знакомство со съедобными и ядовитыми грибами)

       Работа в «Букваре».  1   2   5

- Отправляемся дальше. Едем по просеке слов. Здесь наши человечки решили поиграть в прятки и заблудились. Просека - полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев.

Выполняем задание с помощью сигнальных карточек.

 Дифференцированная работа в паре.

– Просмотрите на предложения внизу страницы.

– Можно ли их назвать текстом? Почему?

- Те, у кого кружочки, вы читаете друг другу 4 предложения и пересказываете.

- Те, у кого треугольники, просто читаете правильно все слова в предложении друг другу.

- Слушайте друг друга внимательно и проверьте правильность чтения.

- Какая пара читала без ошибок?

-Кто допускал ошибки? Сколько, покажите на пальцах.

– Как звали ослика?

– Кого пас Прошка?

– А что было в крынках?

– Кого нашла лиса?

– С чем была окрошка?

– Что делал старик?

– У кого была пустышка?

    2. Работа в прописи.   7   2

1) – Посмотрите в прописи на с. 6.

– Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?

Проверка умения читать текст.

– Как вы думаете, о чём будет текст?

– Прочитайте текст на с. 6.

– Приготовьтесь подписать имена детей под рисунками.

– Сколько девочек, мальчиков?

– Какую ошибку можно допустить, записывая имена?

– Подпишите имена детей.

Проверка.

– Отметьте уголком первую букву каждого имени.

– Какие буквы потребовались?

2) Проверка умения списывать с печатного образца.

– Прочитайте первые два предложения текста.

– Подготовьтесь к самостоятельному списыванию. Какие правила нужно будет помнить при записи предложений?

Дети называют все правила записи предложения: подсчёт количества слов, оформление предложения, известные орфограммы…

– Спишите предложения без ошибок.

Самопроверка.

– Перечитайте предложения.

– Сравните их с образцом.

– Получилось ли у вас выполнить задание?

– Нашли ли у себя ошибки?

– В чём испытали затруднения?

– В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились сегодня с заданиями в прописях.

- И последнее правило НЕ ГУБИ! Не рви цветы, не ломай ветки, не разрушай муравейники. Берегите нашу природу!

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ТООУ

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

4) формируем умение работать в группе.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

ТООУ

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Итог

-Вот и подошло к концу наше путешествие по сказочному лесу. Что нового вы на нем узнали? Что лучше запомнилось и понравилось?

– Какие новые слова узнали на уроке?

– Какие задания вам больше всего понравилось выполнять?  4

– Что повторили?

– Что нового узнали?

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Как бы оценили своё настроение после урока?

– Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.

ТООУ



Предварительный просмотр:

ИС

УШИ

СА

ИС

УШИ

СА

УС

ИСА

СО

УС

ИСА

СО

АШ

АШИ

ШИ

АШ

АШИ

ШИ

ОШ

ЫСУ

ШУ

ОШ

ЫСУ

ШУ

ИС

УШИ

СА

ИС

УШИ

СА

УС

ИСА

СО

УС

ИСА

СО

АШ

АШИ

ШИ

АШ

АШИ

ШИ

ОШ

ЫСУ

ШУ

ОШ

ЫСУ

ШУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте. Тема: "Формирование навыка различения звуков С, Ш."

Урок  учителя начальных классов совместно с педагогом-логопедом.Задания педагога-логопеда выполняют коррекционную функцию, способствуют развитию фонематического восприятия, направлены на эмоциона...

Урок обучения грамоте. Тема: «Буквы Щ щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения».

УМК "Школа России" Конспект урока обучения грамоте. Презентация к уроку....

Отзыв на открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классе на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»

Отзывна открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классена тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»...

Открытый урок обучения грамоте 1 класс школа 8 вида Тема: «Звук и буква «Чч». Чтение слов и предложений».

ОГКОУ «Фурмановская школа VIII вида»     Открытый урок обучения грамотеТема: «Звук и буква «Чч». Чтение слов и предложений».     Подготовила и провела...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...