"Береги природу или Красная книга" - методическая разработка урока
методическая разработка (2 класс) по теме

Прохорова Елена Александровна

«В отличие от нас животные не властны над своим будущим. Их будущее, само их существование – в наших руках… работа по их спасению не терпит проволочки. Есть много животных, которым наша помощь необходима сейчас. Через десять, даже пять лет будет поздно – они исчезнут с лица Земли».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx42.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

Тема  «Береги природу или Красная книга»

Цель:     формирование бережного отношения к природе.

Задачи:  1.познакомить обучающихся с Красной книгой;

              2.расширять и углублять знания о животных и растениях, встречающихся в нашей      местности;

                3. воспитывать бережное отношение к природе.

Формируемые УУД:

 а) личностные: умение бережно относиться к растениям, животным, окружающему миру;

б) познавательные: умение работать с различными источниками информации; умение искать и выделять необходимую информацию;

в) регулятивные: умение сравнивать свой результат с эталоном; способность к мобилизации сил, к преодолению  трудностей;

г) коммуникативные: умение общаться и находить пути решения в парах.

 Предметные умения:

- Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные; животные: звери, бабочки, насекомые.

- Характеризовать особенности диких и домашних животных, видовые признаки.  

- Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

- Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Метапредметные умения:

 - Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

- Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях.

 Оборудование: компьютер, проектор, учебники, рабочие тетради, толковые  словари.

Презентация «Красная книга».

                                                   

   Ход урока. 

1.Организационный момент.

Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

В таинственный мир природы.

2.Проверка  домашнего  задания.

  (Мини-выставка  рисунков  домашних  животных,  двое-трое  учеников рассказывают  о  своих  питомцах по плану)

ПЛАН

  1. Порода
  2. Кличка
  3. Внешний вид
  4. Особенности характера
  5. Твоё отношение к животному

- А как вы думаете, люди  должны  заботиться  только  о  домашних  животных?  Почему?

3. Актуализация знаний, постановка проблемы.

Учитель:

- Эпиграфом к нашему уроку могут послужить слова Джеральда Даррелла: «В отличие от нас животные не властны над своим будущим. Их будущее, само их существование – в наших руках… работа по их спасению не терпит проволочки. Есть много животных, которым наша помощь необходима сейчас. Через десять, даже пять лет будет поздно – они исчезнут с лица Земли».

- Как понимаете эти слова?

 - Как  можно  помочь  животным,  которые  живут  в  дикой  природе?

-  Например,  птицам?

 - А зверям  в  лесу  вы можете чем-нибудь  помочь?

 - Вы  не  можете, но  есть  специальные люди – лесники, которые  следят  за  сохранностью  животных: они подкармливают  птиц, оленей и лосей; следят, чтобы на них не охотились в период размножения. Раньше, когда таких людей не было, животные, птицы и растения уничтожались постоянно и многие совсем исчезли с Земли.

 - Для того, чтобы  остановить это, люди создали необычную книгу. Знаете ли вы, что это за книга?

- Как вы думаете, какая будет тема урока?

  1. Сообщение  темы и целей урока. Введение в тему.

 - Сегодня мы будем говорить о необычной книге. Цвет переплета у этой книги красный.

 - Где вы встречались с красным цветом?  (Светофор)

 - Вспомните, что показывает красный цвет светофора?  (Сигнал тревоги, опасности.)

-  Как вы считаете, почему цвет переплёта книги красный?

 - Правильно. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».

 - Ребята, посмотрите на слайды “Сохраним удивительный мир животных”.   Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли, а некоторые из них уже исчезли.  И, если мы не защитим растения и животных, они погибнут. Спасение их не возможно без запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.

5. Изучение материала.

Учитель:

- Кто из вас знает  полное название  книги?
- Полностью она называется так: « Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений» - « Красная книга». Её обложка красного цвета. И он выбран не случайно. Ведь красный цвет - сигнал тревоги, опасности. Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих видов животных и растений. В « Красную книгу» занесены те животные и растения, которых на Земле осталось очень мало, и она нам как - бы говорит: охраняйте, люди, растения и животных, оберегайте, а если надо, то и помогайте им!
Красную Книгу называют Документом совести человека. 

Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.   

1 ученик: 1948 год. Ученые всего мира создали международный союз охраны природы.    По заданию этого союза ученые: биологи, экологи, стали изучать каким представителям нашей планеты помочь в первую очередь, составили списки и издали их в виде книги. Назвали ее «Красная книга фактов». Это была первая Красная книга.

2 ученик:  Эта книга советует, рассказывает какие растения и животные редкие, призывает изучать и предупреждает об их исчезновении. Первую Международную Красную книгу составляли 14 лет. Она хранится в Швейцарии.

Учитель:

- В 1966 году Красная книга была издана в необычном виде. Она состояла из разноцветных страниц. В красной книге есть классификация растений и животных. Посмотрите, на какие группы они разделены.

Подготовленные дети рассказывают мини – доклады.

Ученик 1. (вылетает страничка книги) Исчезающие виды – это быстро сокращающиеся виды животных или растений, которые уже невозможно спасти без вмешательства человека. Сведения об исчезающих видах поместили на красных страницах.

Ученик 2. Сохраняющиеся – это виды, встречающиеся в количествах, достаточных для выживания, но их численность сокращается. Сведения о сокращающихся видах поместили на желтых страницах.

Ученик 3. Редкие – это виды, которые не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко. Сведения о редких видах поместили на белых страницах.

Ученик 4. Неопределенные – это виды, которые мало изучены учеными. Сведения о них поместили на серых страницах.

Ученик 5. Восстанавливающиеся – это те растения и животные, которых удалось спасти в результате мер по их охране. Сведения об этих растениях и животных поместили на зеленых страницах.

Учитель:

- В нашей стране  такая книга вышла в 1978 году, позже выяснилось, что в защите нуждаются большее количество видов. В 1984 г. (6 лет спустя) выходит втрое издание    в двух томах: (1 том – растения, 2 том – животные).

С тех пор Красная книга много раз переиздавалась. Как вы думаете почему? ( Ответы детей)

3 ученик:

Земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

Учитель:
- Может быть, они плачут о том, как с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Давайте же познакомимся ближе с ними, посмотрим в их добрые, доверчивые глаза, полюбуемся ими и, может быть, сами станем чуточку добрее, мудрее, красивее.

- Учитель:

- Послушайте рассказ:

Пошли раз ребята гулять в лес, и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а учительница стала их ругать:
- Зачем, - сердится,- ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики - нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти жёлтые купальницы, и…

Учитель:

- Как вы думаете, почему учительница отругала ребят? (Ответы детей)

Учитель:

- Послушайте продолжение рассказа и сравните со своими ответами.
- Но почему?- чуть не плачут ребята.- Они же такие красивые.
- Вот-вот, красота их и губит. Кто ни увидит - всякий сорвёт. Оттого цветов этих и стало так мало, и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту.
- Работа с учебником. Найдите и выпишите названия растений, занесённых в Красную книгу. Работа в парах.

Учитель:

Не только цветы, но и насекомые, птицы,
Рыбы, звери в души людям смотрят,
Вы их жалейте, люди, не обижайте зря.
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море,
И земля без зверей - не земля.
Многие известные нам птицы, животные, рыбы, насекомые исчезают с Земли каждый год, каждый день, каждый час. Природа создала животное вовсе не для того, чтобы оно нравилось или не нравилось человеку. Закон равновесия.

Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека.

Учитель:

- На почту школы пришли разноцветные конверты, посмотрим от кого они.

Зелёный  конверт от насекомых,

Голубой конверт от птиц,

Красный  конверт от зверей. В этих конвертах, я думаю, что вы уже догадались, наши друзья передали свои вопросы, на которые мы с Вами будем отвечать.

 - Итак, с какого конверта мы с вами начнём? Догадайтесь:
- Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт.

Ученики:

- Это жук.
Учитель:

- К какой группе животных мы отнесём жука?
Ученики:

- Это насекомое.
Учитель: 

- Назовите отличительные признаки насекомых.
Ученики:

- Тело разделено на 3 части: голову, грудь и брюшко, 6 ног, 1 пара усиков.
Учитель:

- Посмотрим, какой вопрос приготовили нам «Насекомые».

Есть среди насекомых те, которые  находятся под защитой? (работа с учебником)

Учитель: 

- И последний вопрос.

Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет
Ученики: 

- Это бабочка.

Учитель:

- Бабочки. Эти прекрасные существа, как живые цветы, являются украшением нашего мира. Человечество также давно познакомилось с ними, а на заре истории даже приписывало им сверхъестественное происхождение. Древние люди считали, что бабочка - это душа, освободившаяся от тела, и потому во многих языках слово "бабочка" происходит от слова "душа".

Физкультминутка – летающая бабочка - проследить глазами за ней.

Учитель:

-Дети подготовили доклады об исчезающих бабочках. Послушаем.

Павлиний глаз

Крылья расписаны столь необычно, что его нельзя спутать ни с одной бабочкой в мире. Эта замечательная бабочка интересна и тем, что цвета её окраски изменяются, если на только что сформировавшуюся куколку воздействовать повышенными или пониженными температурами Свое название бабочка получила из-за причудливых пятнышек в нижнем углу крыльев, которые схожи с формой глаза. Вообще, цвет Павлиньего глаза изменяется от ярко-красного до насыщенного коричневого цвета. Все это художественно разбавлено черным цветом с красивыми узорами и полосами.

Ночью Павлиний глаз очень напоминает летучую мышь, нежели бабочку. На грани исчезновения.

Аполлон
Дневная бабочка, занесена в Красную книгу. Бабочка обладает яркой красивой окраской, ее хорошо видно на открытой местности. Аполлона легко узнать по крупным крыльям с черными и красными пятнами. Аполлон – настоящая «неженка», бабочке требуются хорошие условия внешней среды, чтобы выжить.

Адмирал

Это ярко окрашенная бабочка, живет в теплых районах, но весной мигрирует на север, а осенью – иногда – обратно. Эту большую бабочку легко отличить по яркому темно-коричневому с красным и черным рисунку крыльев. Бабочка может вылетать и в солнечные зимние дни.

Учитель:

 - Молодцы. Переходим к следующему, зелёному конверту.

Этот вопрос с пометкой: «А знаете ли вы?»

- Что некоторые зверьки из семейства беличьих умеют летать? Как называется это животное?  

 Ученики: Обыкновенная летя́га, или белка-летяга. 

Учитель:

- К какому классу животных вы отнесёте семейство беличьих?

Ученики:

- К классу млекопитающих.

Учитель: следующий вопрос.

- Назовите отличительные признаки класса млекопитающих.

Ученики:

- Тело млекопитающих  покрыто шерстью или волосяным покровом, млекопитающие выкармливают своих детёнышей молоком, температура тела не зависит от окружающей среды.

Физкультминутка.

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки —

Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся. (Дети садятся за парты.)

Учитель:

- А есть ли животные из этого семейства, которые охраняются Красной книгой?

Ученики:

- Это белые медведи. Они у нас не обитают. В наших лесах можно встретить только бурый медведь.

Учитель:

- Ребята, а медведи к какому виду животных относятся?

Ученики: 

- Млекопитающие.

Учитель:

- А есть ли животные  этого вида, которые охраняются Красной книгой?

- Учитель: 

- Мы переходим к следующему конверту. Отгадайте кто же это?

Днём слепа, ночью зряча,        
Мышей ловит, а не кот.

Ученики:

- Сова

Учитель:

- К какому классу животных вы отнесете сову?
Ученики:

- Сова  относится к классу птиц.
Учитель: 

- Вопрос  из голубого конверта.
Назовите ещё отличительные признаки птиц.
Ученики:

 - У птиц 2 ноги и пара крыльев, тело покрыто перьями, температура тела не зависит от окружающей среды.

Учитель:

- Ребята, а какие птицы находятся под защитой Красной книги? (сообщение учеников)

Дальневосточный аист.

 Вымирающий вид. Птица из семейства аистовых, родственный белому аисту вид, однако этот аист немного крупнее, имеет более мощный клюв, чёрного цвета, ноги имеют более яркий красный цвет. Вокруг глаз у аиста неоперенная область красной кожи. Птенцы дальневосточного аиста белые с красновато-оранжевым клювом, в то время как птенцы белого аиста имеют чёрный клюв. Занесён в Красную книгу России. На сегодняшний день популяция дальневосточного аиста насчитывает около 3000 особей.

Белая чайка

Это небольшая приполярная птица семейства чайковых. Гнездится колониями, чаще на скалах. По земле чайка передвигается хорошо, плавает, но на воду садится неохотно. Обитает в высоких широтах Арктики и циркумполярных областях Северной Америки и Евразии. Требует охраны.

 Дрофа

Крупная птица семейства дрофиных, внешним видом несколько напоминает небольшого страуса. Распространена главным образом в степных и полупустынных районах Евразии. Охраняется.

Учитель:

- И последний вопрос из этого конверта.

- Какую пользу приносят наши пернатые друзья?

Ученики:

- Птицы не только помогают нам в борьбе с вредными насекомыми, но и украшают лес звучной песней летом.

- Послушайте «Звуки леса» и скажите, голоса каких птиц услышали?

- Представьте, как уныло стало бы в лесу, если пропали бы все птицы?

- Нередко зимой в лесу можно найти в дуплах мёртвых птичек. Они погибают не от холода, а из-за отсутствия пищи. Как мы можем им помочь?

- Правильно. Нужно  подкармливать птиц в трудную зимнюю пору. Так мы спасём их от голодной смерти.
Учитель:

- В Красную книгу мира уже занесено большое количество животных и растений. Но записать животное или растение в Красную книгу – ещё не значит их сохранить. Это только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не сохраняет, а только устанавливает виды, требующие охраны и предупреждает нас об их исчезновении.

Учитель:

- Ещё раз назовите причины, по которым эти животные стали редкими.

Прочитайте вывод на стр.88-91.

Работа в тетради на печатной основе.

(Выполнение заданий №   46  на стр. 33). Проверка.

Учитель:

- В чем заключается природоохранительная деятельность человека?

Ученики:

- В создании питомников, заказников, заповедников

Учитель:

- Что такое заповедник? Найдите в словарике толкование этого слова.

Ученики: 

- Заповедник - закрытая для посещения территория, где редкие растения и животные охраняются государством.

Учитель:

- А как мы с вами можем помочь природе? (ответы детей)

Ученики:

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

- Соглашаетесь ли с поэтом? Почему?

- Почему человек в ответе за всё живое на планете Земля?

 - Как вы думаете, почему человек в ответе не только за тех, кого приручил?

Ученики:

 - Человек – самое разумное существо на планете Земля. Он строит корабли, осваивает Луну, готовится полететь на Марс, т.е. он хозяин природы, однако нельзя забывать о том, что только в содружестве с природой человек сохранит планету Земля для будущих потомков.

Учитель:

- Прочтите высказывание, вставив пропущенное слово.

Я - ________ природы

Учитель:

- Правильно: «Я - часть природы. Чтобы вырасти счастливыми, окруженными разными животными, растениями, чтобы улыбалось солнышко, надо уметь дружить с природой».

Учитель:

- А сейчас постарайтесь ответить на вопросы  которые перед вами.

- Книга называется Красной потому….

- На уроке я узнал(а)…

6. Рефлексия.

Учитель:

- Кому на уроке было интересно и легко поднимите улыбающийся смайлик, кто затруднялся и кому было не интересно - поднимите смайлик со слезками.

Молодцы.

7. Задание на дом.
Учитель:

 - Откройте дневники и запишите задание на дом:

- Составить свою страничку в Красную книгу (работа над созданием проекта)

Оценки.

8. Орг. момент.

Учитель: 

- Закончить наш урок я хотела бы словами Евгения Евтушенко, которые вы уже слышали, но вспомнить их не помешает никому.

«Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей

Внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя

Спасибо за активную работу на уроке.

Учитель:

- Урок закончен.

                                                Урок окружающего мира

                        Тема: Красная книга.

                                       2класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Береги природу или Красная книга" - методическая разработка урока

«В отличие от нас животные не властны над своим будущим. Их будущее, само их существование – в наших руках… работа по их спасению не терпит проволочки. Есть много животных, которым наша помощь необход...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Урок по окружающему миру по теме "Царства природы. Растения Красной книги."

На уроке показывается  влияние человека на природное сообщество; даётся представление о Красной книге Ростовской области; расширяются  знания детей о  растениях, встречающихся в Ростовс...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе по теме: "Красная книга"

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе по теме: "Красная книга" УМК "Школа России"....

Методическая разработка урока "По страницам Красной книги Ставропольского края"

Методическая разработка урока "По страницам Красной книги Ставропольского края"...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Красная книга»

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Красная книга»...