КТП по программе 2100 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Кабузенко Инесса Валерьевна

2013-2014 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass.rar449.54 КБ

Предварительный просмотр:

п/п

Тема урока

Дата

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля

Элементы

дополнительного

(необязательного)

содержания

Домашнее задание

Раздел 1. Вещество и энергия (5 часов)

1

Введение

Урок введения новых знаний

Знать:

– что такое тело, природное явление; вещество; свойства твердых, жидких и газообразных веществ; энергия;

– роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле.

Уметь:

– применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;

– различать твердые тела, жидкости и газы;

– пользоваться бытовыми приборами для взаимопревращения воды, льда и пара

Текущий контроль

(устный опрос)

с. 2

2

Тела и вещества

Урок открытия новых знаний

Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 4, вопросы)

Тела естественные и искусственные.

Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе

с. 3–4

3

Из чего состоит вещество?

Комбинированный урок

Наблюдение разных состояний воды

Текущий контроль

(лабораторная работа

«Смеси»)

Вещество состоит из частиц. Атомы и молекулы – мельчайшие частицы вещества. Три состояния вещества: твердые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ

4

Что такое энергия?

Урок

открытия новых знаний

Текущий контроль

(тест 1)

Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловлен-ные действием энергии

с. 9–12,

№ 6

5

Превращение энергии

Урок рефлексии

Текущий контроль

(письменный опрос,

с. 14,

№ 2)

Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла. Энергия и вещество

с. 13–14

Раздел 2. живая оболочка планеты (6 часов)

6

Где обитают живые организмы?

Урок открытия новых знаний

Знать:

– что такое биосфера; – начальные сведения о круговороте веществ;

– значение кислорода для дыхания живых организмов и человека.

Уметь:

– приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

Текущий контроль

(устный опрос)

Человек и его связь с природой. Связь человека с компонентами природы. Оболочки Земли. Воздушная. Водная и каменная оболочки. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Живые и неживые компоненты биосферы

с. 15–18, № 4

7

Большой круговорот веществ

Комбинированный урок

– выделять звенья круговорота веществ;

– классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ

Знать:

– что такое биосфера; – начальные сведения о круговороте веществ;

– значение кислорода для дыхания живых организмов и человека.

Уметь:

– приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

– выделять звенья круговорота веществ;

– классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ

Текущий контроль

(тест 2)

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие большого круговорота веществ в  природе.

Жизнь – участник круговорота веществ. Стабильность условий на поверхности Земли и согласованность компонентов природы – заслуга жизни

с. 19–23, № 2, 3

8

Живые участники круговорота веществ

Урок рефлексии

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 27, вопросы)

Участники  круговорота веществ. Растения и их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные и их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии и их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений. Биосфера – единство живого и неживого

с. 24–28, № 5

9

Путешествие веществ через организм

Комбинированный урок

Текущий контроль

(письм. опрос, с. 31,  № 5, 6)

Участие живых организмов в круговороте веществ

с. 29–32, № 7

10

Обмен веществ

в организме. Горение и дыхание

Урок-обобщение

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 31, вопросы)

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Использование поглощенных веществ на обмен веществ, рост и размножение

с. 32–33

11

Как живые организмы запасают энергию Солнца?

Комбинированный урок

Текущий контроль

(письмен-ный опрос, с. 35, № 2, 3)

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами

с. 34–36, № 4

Раздел 3. экологическая система живой оболочки Земли (10 часов)

12

Жизнь экосистемы

Урок открытия новых знаний

Знать:

– основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);

– об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;

– что такое почва и какова ее роль в плодородии.

Уметь:

– выделять цепи питания в экосистемах;

– определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам

Текущий контроль

(устный опрос)

Экологическая система – ячейка биосферы. Круговорот веществ в экосистеме. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания

с. 37–40, № 3

13

Почва – важнейшая часть экосистемы

Комбинированный урок

Текущий контроль

(тест 3)

Почва, ее значение для жизни. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности. Их использование человеком

с. 41–43, № 4

14

Экосистема озера

Урок открытия новых знаний

Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 47, вопросы)

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озерные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера

с. 44–47,

№ 5

15

Экосистема болота

Урок открытия новых знаний

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни

Знать:

– основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);

– об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;

– что такое почва и какова ее роль в плодородии.

Уметь:

– выделять цепи питания в экосистемах;

– определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам

Текущий контроль

(письмен-ный опрос. Карточки 1, 2, 3, 4, 5)

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью

замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Самоосушение болота

с. 48–51, № 5, 6

16

Экосистема луга

Урок открытия новых знаний

Дикорастущие и культурные растения родного края

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 55, вопросы)

Природные сообщества родного края.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и ее роль в сохранении и создании рельефа. Насекомые-опылители и растения – пример взаимовыгодного сотрудничества. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом

с. 52–55, № 8

17

Деревья – главные производители экосистемы леса

Урок открытия новых знаний

Деревья, кустарники, травы

Текущий контроль

(самост. работа 1

«Деревья, кустарники, травы»)

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Распространение семян растений (береза, дуб, малина)

с. 56–58, № 7

18

Потребители и разрушители лесной экосистемы

Урок рефлексии

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Взаимосвязь растений и животных

Текущий контроль

(письмен-ный опрос,

тест 4)

Значение лесных животных.

Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ

с. 59–62,

№ 4

19

Как природа залечивает раны?

Комбинированный урок

Знать:

– основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);

– об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;

– что такое почва и какова ее роль в плодородии.

Уметь:

– выделять цепи питания в экосистемах;

– определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 65, вопросы)

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить раны?

с. 63–66,

№ 4

20

Экосистема поля

Урок открытия новых знаний

Дикорастущие и культурные растения родного края

Текущий контроль

(лабораторная работа 1 «Культурные растения»)

Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Сезонная жизнь крестьян. Животные полей. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей.

с. 67–71,

№ 4

21

Аквариум – маленькая искусственная экосистема

Комбинированный урок

Текущий контроль

(графическая работа

«Обитатели аквариума»)

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты в аквариуме.

Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста

с. 72–76, № 5

Раздел 4. живые участники круговорота веществ (13 часов)

22

Растения – производители

Урок открытия новых знаний

Растения: разнообразие, внешнее строение (части растения), условия жизни (краткая характеристика)

Знать основные груп-пы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.

Уметь:

– проводить наблюдения за растениями и животными;

– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам

Текущий контроль

(письмен-ный опрос. Карточки 6, 7, 8, 9)

Растения и их роль на Земле. Освоение суши. Главное достоинство суши – обилие света. Сплошное распространение растений – зеленый покров планеты. Главный недостаток суши – нехватка воды и высыхание. Появление побега у высших растений и освоение вертикали в воздушной среде. Стебель, лист, корень – основные органы высших растений. Семя и его роль. Плод. Цветок – орган размножения

с. 1–5

23

Клетки – маленькие лаборатории

Урок открытия новых знаний

Текущий контроль

(лабораторная работа 2

«Части растений под микроскопом»)

Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Вода как исходная среда жизни растений. Цепочка клеток – ниточные водоросли

с. 6–7

24

Животные маленькие и большие

Комбинированный урок

Знать основные груп-пы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.

Уметь:

– проводить наблюдения за растениями и животными;

– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам

Текущий контроль

(устный опрос)

Животные и их роль на Земле. Появление одноклеточных и многоклеточных животных. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Первый скелет

с. 8–11,

№ 3

25

Маленькие

рыцари

Урок открытия новых знаний

Текущий контроль

(письмен-ный опрос, с. 14, № 3, 4)

Появление твердых покровов – защита от хищников. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц. Наружный скелет раков – «латы» рыцаря.

Насекомые и их многообразие

с. 12–17, № 6

26.

Первый шаг

из моря на сушу

Урок открытия новых знаний

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 20, вопросы)

Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Позвоночные с внутренним скелетом – крупнейшие животные суши. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных и развитие

с. 18–22, № 7

27

На суше – как дома

Урок открытия новых знаний

Рыбы, другие обитатели водоемов, особенность их оби-тания; понимание ценности рыб для жизни человека; охрана рыб

Знать основные груп-пы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.

Уметь:

– проводить наблюдения за растениями и животными;

– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 25, вопросы)

Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела

с. 23–26, № 6, 7

28

Пернатые изобретатели

Урок

открытия новых знаний

Птицы, особенности обитания; значение птиц для природы и жизни на Земле; охрана птиц

Текущий контроль

(устный опрос)

Птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособление к полету. Забота о потомстве у птиц. Мозг и органы чувств

с. 27–32, № 9

29

Наши братья

Урок открытия новых знаний

Особенности среды обитания, питания, строения животных

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 36, вопросы)

Звери – животные с постоянной температурой тела. Звери. Забота о потомстве у зверей. Мозг и органы чувств

с. 33–38, № 8

30

Осторожно, животные!

Комбинированный урок

Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира

Текущий контроль

(тест 5)

с. 39–43

31

Прирожденные

разрушители

Урок рефлексии

Понятие о грибах, их роли в природе; особенности строения, роста; значение для человека

Знать основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.

Уметь:

– проводить наблюдения за растениями и животными;

– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам

Текущий контроль

(письмен-ный опрос, с. 47,

№ 4, 5, 6)

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание). Грибы – разрушители древесины.

Дрожжи – тоже грибы, их роль в изготовлении хлеба.

Съедобные грибы и их взаимовыгодное сотрудничество с растениями (подберезовик и береза, подосиновик и осина)

с. 44–47, № 8

32

«Юные химики»

Комбинированный урок

Текущий контроль

(лабораторная работа 3

«Бактерии под микроскопом»)

Бактерии – универсальные разрушители веществ.

Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии – главные участники всех круговоротов

с. 48–51,

№ 5, 6

33

Как нам жить?

Комбинированный урок

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 55, вопросы)

Человечество и освоение всех ролей в биосфере. Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества

с. 52–55

34

Экскурсия в природу «Природа

и человек»

Урок-экскурсия

Участие в элементарной экологической деятельности

Текущий контроль

(устный опрос)

Раздел 5. твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 часа)

35

Живая связь времен

Урок введения новых знаний

Знакомство с понятием история

Знать понятия: родословное дерево,

Родина, государство, общество, закон, эра, христианство.

Уметь: 

– строить свое родословное древо, вести счет времени по векам и эрам;

– определять последовательность исторических событий

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 7, вопро-сы 1–4)

Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество – связь времен

с. 3–7 (учебник);

с. 2, № 3

(тетрадь)

36

Как люди считают время?

Урок открытия новых знаний

Знакомство с понятием век

Текущий контроль

(письмен-ный опрос, с. 3,

№ 6 – тетрадь)

Знакомство с понятием историческое время.

Представление о «реке времени». Исторический счет времени. Век и эра – точка отсчета времени. Принятая в современном летоисчислении «христианская» эра. Первичные представления о христианстве

с. 8–11 (учебник);

с. 4, № 8

(тетрадь)

37

С чего начинается Родина?

Урок рефлексии

Россия – наша Родина

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 17,

вопросы

1–6)

Наша Родина (дом, город, родной край, страна).

Общество, в котором мы живем. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством

с. 12–17 (учебник);

с. 5, № 9

(тетрадь)

38

Память о прошлом

Комбинированный урок

Углубление понятия история

Текущий контроль

(письмен-ный опрос, с. 6, № 11 – тетрадь)

История моей Родины

История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России

с. 18–21 (учебник);

с. 6, № 12

(тетрадь)

Раздел 6. времена древней руси. IX–XIII века (5 часов)

39

Когда на Руси появилось государство?

Урок открытия новых знаний

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, традиций людей в разные исторические времена. Древняя Русь

Знать понятия: ислам и христианство, храм, икона, монах, монастырь, летописи, князь, хан, Золотая Орда.

Уметь:

– ориентироваться в образной исторической карте;

– определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории:

Текущий контроль

(тест 1)

Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племен. Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче

с. 24–31 (учебник);

с. 9, № 16

(тетрадь)

40

«За землю Русскую!»

Комбинированный урок

Текущий контроль

(письмен-ный опрос; карточки 1, 2, 3, 4, 5)

Защита русской земли. Набеги степняков-кочев-ников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский

с. 32–38 (учебник);

с. 10, № 18 (тетрадь)

41

Древняя Русь – страна городов

Комбинированный урок

времена Древней Руси;

– различать следы исторического прошлого в современной действительности

Текущий контроль

(схемы-сравнения городов Древней Руси)

«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города

с. 39–45 (учебник);

с. 11, № 20

(тетрадь)

42

«Золотые ворота» в Древнюю Русь

Урок рефлексии

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 53, вопросы

1–5)

Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города.

Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица

с. 46–53 (учебник);

с. 13,

№ 23, 24

(тетрадь)

43

«Слово о погибели Русской земли»

Комбинированный урок

Текущий контроль

(устный опрос)

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Золотая Орда. Первичное представление об исламской религии. Русские земли под властью З. Ор

с. 54–63 (учебник);

с. 15, № 28

(тетрадь)

Раздел 7. времена московского государства. XIV–XVII века (5 часов)

44

От Древней Руси к единой России

Урок открытия новых знаний

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, традиций людей в разные исторические времена Российского государства

Знать понятия: великий государь, царь.

Уметь:

– ориентироваться в образной исторической карте;

– определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства;

– различать следы исторического прошлого в современной действительности

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 7, вопросы

1–5)

Время создания Московского государства – время борьбы, жестокости и спра-ведливости. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублева. Освобождение от Ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орел. Московское государство – наследник Древней Руси

с. 3–7 (учебник);

с. 18, № 33

(тетрадь)

45

Земля и люди Московского государства

Комбинированный урок

Текущий контроль

(тест 2)

Московское государст-

во – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства Москва

c. 8–14 (учебник);

с. 19, № 34

(тетрадь)

46

Москва златоглавая

Урок рефлексии

Текущий контроль

(письмен-ный опрос;

карточки 6, 7, 8, 9)

Московский Кремль – памятник времен Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного

с.15–19 (учебник);

с. 22, № 41

(тетрадь)

47

«Хуже грозного царя только междуцарствие»

Комбинированный урок

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 25, вопросы

1–5)

Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского

с. 20–25

48

Смутное время. Становление новой династии

Урок-обобщение

Тематический контроль

Освобождение Москвы и спасение Отечества

с. 23, № 43

(тетрадь)

Раздел 8. времена российской империи. XIII–начало XX века (7 часов)

49

Петр Великий

Урок открытия новых знаний

Знать понятия: император, чиновники, крепостное право.

Уметь:

– ориентироваться

в образной исторической карте;

– определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 31,

вопросы 1–4)

Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург

с. 27–31 (учебник);

с. 25, № 45

(тетрадь)

50

Эпоха преобразований

Урок-обобщение

Тематический контроль

(тест 3)

Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг

с. 26,

№ 46, 47

(тетрадь)

51

Власть и народ Российской империи

Комбинированный урок

Знать понятия: император, чиновники, крепостное право.

Уметь:

– ориентироваться в образной исторической карте;

Текущий контроль

(письменный опрос, с. 27,

№ 50 – тетрадь)

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец

А. В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве

с. 32–35 (учебник);

с. 27, № 49

(тетрадь)

52

Как Россия у Европы «училась»

Комбинированный урок

– определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства;

– различать следы исторического прошлого в современной действительности

Текущий контроль

(графическая работа «Достижения российской культуры XIX в.»)

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет».

А. С. Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи

с. 36–40 (учебник);

с. 28, № 52

(тетрадь)

53

«Гроза двенадцатого года»

Комбинированный урок

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 44, в. 1–5)

Отечественная война 1812 года – угроза существованию России

с. 41–44

54

Отечественная война 1812 года

Урок-обобщение

Тематический контроль

(графическая работа

«Личности войны 1812 г.»)

Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага.

М. И. Кутузов

с. 29, № 54

(тетрадь)

55

Император-освободитель

Комбинированный урок

Текущий контроль

(устный опрос)

Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновленной империи

с.45–48 (учебник);

с. 31, № 57

(тетрадь)

Раздел 9. времена советской россии и ссср. 1917–1991 годы (5 часов)

56

Россия в огне

Урок открытия новых знаний

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, традиций людей в разные исторические времена СССР

Знать понятия: революция, Гражданская война, советы, коммунистическая партия, СССР.

Уметь:

– ориентироваться в образной исторической карте;

– определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена советской России и СССР;

– различать следы исторического прошлого в современной действительности

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 12, вопросы 1–5)

Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николой II. Революция 1917 года.

В. И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование СССР

с. 4–12 (учебник);

с. 34,

№ 60, 61

(тетрадь)

57

«К светлому будущему»

Комбинированный урок

Текущий контроль

(тест 4)

Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистическая партия. Попытка строительства справедливого общества. Правление

И. В. Сталина

с. 13–18

(учебник);

с. 35, № 64

(тетрадь)

58

«Вставай, страна огромная…»

Комбинированный урок

Текущий контроль

(устный опрос)

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом

с. 19–24

59

Великая Отечественная война

Урок-обобщение

Тематический контроль

(самост. работа)

Герои Великой Отечественной войны

с. 36,

№ 66, 67

(тетрадь)

60

«Через тернии к звездам»

Комбинированный урок

Текущий контроль

(письменный опрос;

карточки 10, 11, 12, 13, 14)

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране

с. 25–28

(учебник);

с. 38,

№ 70

(тетрадь)

Раздел 10. современная россия (10 часов)

61

В каком государстве мы живем?

Урок открытия новых знаний

Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственная символика России

Знать понятия: СНГ, демократия, конституция, гражданин, Президент, Государственная Дума, символы государства, федерация, государственные праздники.

Уметь:

– ориентироваться в образной исторической карте;

– определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: современная Россия

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 9, вопросы

1–5)

Важнейшие события, происходящие в современной России. Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия  – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление госуд. символов

с. 4–9

(учебник);

с. 41, № 72

(тетрадь)

62

Я – гражданин России!

Урок рефлексии

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, традиций людей в разные исторические времена. Российская Федерация.

Конституция России. Права граждан России

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 12, в .1–4)

Понятия о гражданстве. Права и обязанности граждан. Права р-ка

с. 10–12

(учебник);

с. 42, № 74

(тетрадь)

63

Власть народа

Комбинированный урок

Текущий контроль

(тест 5)

Что такое демократия? Представления об избирательной системе

с.13–17

(учебник);

с. 45, № 80

(тетрадь)

64

Кто в государстве самый главный?

Комбинированный урок

Знать понятия: СНГ, демократия, конституция, гражданин, Президент, Государственная Дума, символы государства, федерация, государственные праздники.

Уметь:

– ориентироваться в образной исторической карте;

– определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: современная Россия

Текущий контроль

(письменный опрос, с. 46, № 82 – тетрадь)

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Гос. Дума –собрание избранных народом представителей, которое создает законы

с. 18–21

(учебник);

с. 47, № 83

(тетрадь)

65

Народы России

Комбинированный урок

Россия на карте

Текущий контроль

(графическая работа «Народы России»)

Народы, населяющие Россию: обычаи, характерные особенности быта.

Единство и равноправие всех народов России

с. 22–26

(учебник);

с. 49, № 86

(тетрадь)

66

Наш общий дом

Урок рефлексии

Города России: название, достопримечательности, расположение на карте

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 30, вопросы 1–5)

Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Р Ф

с. 27–30

(учебник);

с. 50, № 88

(тетрадь)

67

Сокровища российской культуры

Урок-обобщение

Текущий контроль

(устный опрос)

Достояние Российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение куль-турных богатств России

с.31–35

(учебник);

с. 51, № 90

(тетрадь)

68

Наши праздники

Комбинированный урок

Государственные праздники

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 40, вопросы 1–4)

Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования)

Мы рекомендуем изучать учебники 3-го класса последовательно друг за другом. Оба они опираются на материал 2-го класса, поэтому их можно изучать в любой последовательности. Изучать каждый по часу в неделю нецелесообразно (одночасовой предмет плох, путаница с названием предмета окружающий мир и т.п.).
А вот в 4-ом классе все не так просто. Мы бы рекомендовали изучать в начале часть 1, а потом часть 2. Но весной детей контролируют почти всюду по природоведению. Получается изучаем "Человек и человечество", а пишем о природе. Поэтому пока мы рекомендуем в 1-ой четверти "Человек и природа" о теле человека, во 2-ой - 3-ей четвертях - "Человек и человечество", в 4-ой четверти - "Человек и природа" (2-я половина о взаимоотношениях человека и природы).
А.А. Вахрушев, вице-президент Образовательной системы "Школа 2100"

Окружающий мир

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развернутое тематическое планирование составлено на основе:

– учебной программы: Окружающий мир (авторы А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин, Е. Э. Белицкая, Н. В. Иванова, 2008).

На изучение учебного предмета «Окружающий мир» отводится 68 часов в учебный год (2 часа в неделю).

  • 1 четверть  -  18 часов
  • 2 четверть  -  14 часов                 68 часов
  • 3 четверть  -  20 часов                          
  • 4 четверть  -  16 часов

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. и др. Окружающий мир. Обитатели Земли: учебник-тетрадь для 3 класса. – В 2 частях. – М.: Баласс, 2008.

2. Данилов Д. Д., Тырин С. В. Мое Отечество. Вводный курс истории и обществознания: учебник для 3 класса. – В 4 частях. – М.: Баласс, 2085.

3. Данилов Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество». 3 класс. – М.: Баласс, 2009.

4. Вахрушев А.А., и др. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Обитатели Земли» 3 класс. – М.: Баласс, 2009.

5. Сизова Е.В., Харитонова Н.В.  Проверочные и контрольные работы к учебнику «Моё Отечество» 3 класс. – М.: Баласс, 2009

К концу 3-го класса учащиеся должны знать:
– что такое тело;
– что такое вещество; свойства твердых, жидких и газообразных веществ;
– что такое энергия;
– элементарные сведения о круговороте веществ;
– значение кислорода для дыхания живых организмов и человека;
– роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле;
– основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);
– об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;
– что такое почва и какова ее роль в плодородии;
– основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.

– Родина, общество, государство, закон;
– культура;
– история, времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, Современная Россия;
– демократия (конституция, гражданин, выборы, президент, Государственная дума);
– государственные символы России.


Учащиеся должны
уметь:

– применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;
– различать твердые тела, жидкости и газы;
– приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
– выделять звенья круговорота веществ;
– классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
– определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам;
– уметь проводить наблюдения за растениями и животными;
– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
– узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
– отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
– объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
– по году определять век, место события в прошлом;
– отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу;
– объяснять свое отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе 2100

Представлена рабочая программа по русскому языку 3 класс ( программа 2100) , где также есть календарно- тематическое планирование....

Рабочая программа по физической культуре программа 2100. 1 класс.

Единое построение программ Образовательной системы «Школа 2100» помогает сформировать сравнительно полную картину мира и позволяет придать творческий, исследовательский характер процессу изучения пред...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса, образовательная программа "2100"

      Рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы.   Книга 2. Программы отдельных учебных предметов, курсов для начальной школы ...

Рабочая программа по математике 4 класс, программа 2100

Рабочая программа по математике 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по русскому языку , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по русскому языку, 4 класса, прграмма 2100....

Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа  по литературному чтению, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по окружающему миру, 4 к ласс, программа 2100....