Рабочая программа по окружающему миру УМПК "Школа 2100"
рабочая программа (3 класс) по теме

Рабочая программа по окружающему миру УМПК "Школа 2100" с предметными, личностными результатами и УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pz_moya_okruzhayushchiy_mir_3_kl.doc101 КБ
Файл tp_okr_mir_3_redaktsiya.docx66.61 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

                

УТВЕРЖДАЮ

        Директор МБОУ Видновcкой СОШ №2

              «___»__________2013г.  

_________/Т.А.Самохина/

Рабочая программа учебного курса

«Окружающий мир»

(базовый уровень)

для 3 класса А

Составитель: учитель начальных классов

МБОУ Видновской СОШ № 2

Ленинского муниципального района

Дронникова Елена Ивановна

2013 г.

г.Видное

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса  «Окружающий мир» для 3 А  класса составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и  авторской   программы учебного курса «Окружающий мир»  А.А.Вахрушева, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиана, С. В. Тырина (М.: Баласс, 2012)  

Общая характеристика  

Курс «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) пониманию окружающего мира, готовит их к освоению знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. 

Новизна данной программы заключается в том, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Деятельностный подход - основной способ получения знаний. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира.   При разработке данного курса используется традиционный для учебников Образовательной системы «Школа 2100» принцип мини - макса. Согласно этому принципу, содержание курса включает избыточные знания.

Окружающий мир как учебный предмет несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребёнка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связан с практической жизнью младшего школьника.

Особенности содержания предмета «Окружающий мир 

Одна из основных особенностей данного курса – системное введение понятий. Оно предполагает связь каждого нового понятия с ранее изученным, которая осуществляется на этапе актуализации знаний. Каждое понятие вводится постепенно, в несколько этапов. Средством воспитания, образования, развития личности школьника является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира, формирование оценочного, эмоционального отношения к нему. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни.

Также особенностями курса являются:

- интегрированный    характер    предъявления    естественнонаучных    и обществоведческих знаний

- расширение чувственного опыта и практической деятельности школьников (особое внимание)

- наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способностей и способов деятельности

- возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами. Учебный  предмет «Окружающий мир»  вносит существенный  вклад в формирование информационной культуры младших школьников. 

Курс «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Основное содержание Примерной основной образовательной программы по  окружающему миру и авторской программы для учащихся отражено в рабочей программе.

Основные цели и задачи

Специфика курса состоит в формировании целостной картины мира и создании фундамента для значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории.  Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук.

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Задачи:

  • формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
  • формирование у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа

В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 70 часов (из них 6 часов резервных), 2 часа в неделю.

Обоснование внесённых изменений

Авторское содержание программы полностью сохранено.

Мы добавили в рабочую программу работу с электронным оборудованием: цифровой лабораторией и цифровым микроскопом и беседы о безопасном поведении.

Количество контрольных работ

Программой предусмотрено проведение 4 контрольных работы:

  • по 1 части учебника «Окружающий мир. Обитатели Земли» - 2 работы;
  • по 2 части учебника «Окружающий мир. Моё Отечество» - 2 работы.

Рабочая программа реализует цели и задачи Образовательной программы школы.

Основное содержание

Раздел 1: «Обитатели Земли» (35 ч)

Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.

Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.

Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (9 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?

Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ (13 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».

Повторение пройденного материала – 2 ч.

Резерв – 1.

Раздел 2: «Моё Отечество» (35 ч)

Введение 1 час

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.

Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра – точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!

История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. IX – XIII века (6 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.

«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.

Времена Московского государства. XIV – XVII века (5 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства – Москва.

Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (4 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

Современная Россия (7 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.

Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.

Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.

Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.

Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные

праздники современной России (происхождение и традиции празднования). 

Резерв 4 часа.

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по курсу «Окружающий мир» и авторской программой курса.

Требования к уровню подготовки обучающихся

 по данной программе

Программа обеспечивает достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3−4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
  • по году определять век, место события в прошлом;
  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

 

№ п/п

Тема урока.

(страницы учебника, тетради)

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

План и сроки

прохождения

программы

Понятия

Предметные

результаты

УУД

П. – познавательные

Р – регулятивные

К-коммуникативные

Личностные результаты

Часть I. «Обитатели Земли» (35 часа)

Вещество и энергия (4 ч.)

1

Тела и вещества Работа с цифровой лабораторией «Разнообразие веществ» 

 

Что такое тела и вещества?

Какие аварии случаются на производстве? Как себя вести во время производственной аварии?  

 тела, вещества

  

Приводить примеры веществ

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

 04.09

  2

 Из чего состоит вещество.

 Работа с цифровой лабораторией «Тела, вещества, частицы»

 Из чего состоит вещество? Что такое стихийное бедствие? Как себя вести во время стихийного бедствия?

  Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости, газы

 06.09

3

Что такое энергия Производственные аварии  и стихийные бедствия

 

Что такое энергия? Что такое ЧС? Какие последствия ЧС бывают? Как себя вести после ЧС?

Как превращается энергия?

энергия

Приводить примеры движения под действием энергии

11.09

4

Превращение энергии. Поведение при чрезвычайных ситуациях

13.09

Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч.)

5

Где обитают живые организмы (Оболочка Земли) Виды травм

Где обитают живые организмы? Что такое травма? Какие бывают виды травм?

оболочка Земли

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого

Регулятивные УУД:

 Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: 

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

18.09

6

Большой круговорот веществ. Травмы во время игр

Что такое круговорот веществ? Как происходит большой круговорот веществ? Как оказать первую помощь, получившему травму во время игры?

круговорот веществ

20.09

7

Живые участники круговорота веществ (Роль живых организмов в экосистеме). Травмы на уроках труда и приусадебных участках.  Отравления

Какова роль живых организмов в экосистеме? Как оказать первую помощь, получившему травму на уроке труда или приусадебном участке?

25.09

8

Обмен веществ в организме. Работа с цифровой лабораторией «Организм человека»

Что такое обмен веществ?  Как происходит обмен веществ в организме? Первая помощь при отравлениях.

обмен веществ

Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами

27.09

9

Как живые организмы запасают энергию Солнца Соблюдение ПДД – залог безопасности пешеходов

Как живые организмы запасают энергию Солнца? Почему нужно соблюдать ПДД?

энергия

Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для живых организмов.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

02.10

10

Контрольная работа №1

Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни

04.10

Экологические системы – 9 часов

11

Жизнь экосистемы.                      Причины ДТП

Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма). Характеризовать роль каждого из экосистемы. Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

16.10

12

Почва – важнейшая часть экосистемы Движение пешеходов по тротуарам и обочине

Почему почва - важнейшая часть экосистемы? Как должны двигаться пешеходы  по тротуарам и обочине?

почва

Регулятивные УУД: 

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника, и дополнительных источников знаний об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения Коммуникативные УУД: Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное, составлять план

18.10

13

Экосистема озера Правостороннее движение транспорта и пешеходов

Из чего состоит экосистема озера? Правостороннее движение транспорта и пешеходов

экосистема озера

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности). Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности). Сравнивать и различать деревья и кустарники. Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме

23.10

14

Экосистема болота Работа с цифровой лабораторией «Экологическое равновесие»

Из чего состоит экосистема болота?

экосистема болота

25.10

15

Экосистема луга Перекрёстки и их виды

Из чего состоит экосистема луга? Какие бывают перекрёстки?

экосистема луга

30.10

16

Лесные производители Движение пешеходов за городом  

Кто такие лесные производители? Какова их роль? Как должны передвигаться пешеходы за городом?  

лесные производители

01.11

17

Потребители и разрушители Дорога и её составные части

Кто такие потребители и разрушители и какова их роль?

потребители и разрушители

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

06.11

18

Экосистема поля Дорожная разметка

Из чего состоит экосистема поля?

экосистема поля

08.11

19

Аквариум – маленькая искусственная экосистема Пешеходная и велосипедная дорожки

Чем аквариум похож на природную экосистему? Движение пешехода и велосипедиста.

аквариум

13.11

Живые участники круговорота веществ (13 ч.)

20

Растения-производители.         Дорожные знаки

Что такое растения-производители и какова их роль? Какие дорожные знаки мы видим каждый день, когда идём в школу, о чём они говорят?

растения-производители

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Определять части цветкового растения. Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности)

Регулятивные УУД: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.  Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное, составлять план

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

15.11

21

Животные маленькие и большие (Одноклеточные и многоклеточные животные) 

Чем различаются одноклеточные и многоклеточные животные? О чём рассказал светофор?

одноклеточные и многоклеточные животные

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных.

Характеризовать роль животных в природе и жизни людей. Описывать внешний вид, характеризовать особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Перечислять правила безопасного поведения при обращении с дикими и домашними животными

27.11

22

Маленькие рыцари (Членистоногие и ракообразные).         Сигналы светофора  

Кто такие членистоногие и ракообразные)?        О чём говорят сигналы светофора

членистоногие и ракообразные

29.11

23

Первый шаг из моря на ушу (Рыбы и земноводные) Сигналы водителей

Рыбы и земноводные как виды животного мира. О чём говорят сигналы водителя?

рыбы и земноводные

04.12

24

На суше – как дома ( Пресмыкающиеся) Переход улиц и дорог

Кто такие пресмыкающиеся? Как переходить улицы и дороги?

пресмыкающиеся

06.12

25

Пернатые изобретатели (Птицы) Обязанности пассажиров

Птицы как вид животного мира. Какие обязанности должен выполнять пассажир?

птицы

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

11.12

26

Наши братья (Млекопитающие) 

В чём сходство и различие  человека с классом млекопитающих? Почему бывает одностороннее и двустороннее движение?

млекопитающие

13.12

27

Осторожно: животные (Дикие и домашние) 

Чет различается жизнь домашних и диких животных? Как  переходить улицу при высадке из общественного транспорт?

дикие и домашние животные

18.12

28

Прирождённые разрушители (Грибы).         Средства защиты органов дыхания.

Какова роль грибов жизни людей и в природе? Как защитить органы дыхания от вредных веществ?

грибы, разрушители

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

20.12

29

Экскурсия в краеведческий музей.

Что такое краеведение? Что хранит краеведческий музей?

музей, экспонат

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера. Оценивать влияние современного человека на природу. Оценивать свою личную роль в охране природы

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные УУД:

25.12

30

Экскурсия в лес, луг. озеро      Ориентирование в лесу

Как ориентироваться в лесу?

ориентирование

27.12

31

Как нам жить в дружбе с природой (Охрана природы человеком).  

Как нам жить в дружбе с природой? Как охранять и заботиться о природе?

10.01

32

Контрольная работа №2

15.01

Повторение (2 ч.)

33-34

Повторение пройденного. Часы по выбору учителя

17.01,22.01

35

Резерв

Часть II. «Моё Отечество» (35 часов)

1

Введение. Отправляемся в путешествие

Знакомство с новым направлением курса «Окружающий мир» - обществознанием. Начало формирования представления об истории нашей страны с помощью учебной модели «Река времени российской империи»

обществознание

24.01

ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА (4 ч.)

2

Живая связь времён (Родословная человека)

 

Что такое «поколение»? Как появлялись имена и фамилии?  Что такое родословие? Как составляется родословное древо?

поколение, родословное древо

Практическая работа

Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях (Н), а также о судьбе (П) представителей разных поколений.

Объяснять личное значение («для меня») понятий  «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество» (Н).

Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру) (Н); соотносить годы с конкретными веками (П).

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края (П).

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные УУД: Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

29.01

3

Как считать время (Век и эра)

Как считают время? (Исторический счёт времени).

век и эра

31.01

4

С чего начинается Родина (Общество, в котором мы живём). Беседа «Встреча с незнакомым человеком»

С чего начинается Родина? Что такое малая родина и большая Родина?

общество, родина, Родина, власть, армия, полиция

05.02

5

Память о прошлом (История-наука о прошлом человечества)

Что изучает история? Что такое исторические источники? Что хранят исторические музеи?

история, исторические источники, экспонаты, исторические музеи

07.02

ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР

ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX – XII века (6 ч.)

6-7

Когда на Руси появилось государство (Создание Древнерусского государства)

Что такое государство? Когда на Руси появилось Древнерусское государство?  В чём разница между понятиями «территория страны»и «страна» (в значении «государство») ?

государство, территория страны, страна

культура, культурное богатство. Культура, ремесленник, купец, икона, монах, монастырь, кочевники, рыцари. Золотая Орда

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П).

Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий.

Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П).

Регулятивные УУД: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Коммуникативные УУД: Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное, составлять план Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

12.02

14.02,

8

«Золотые ворота» в Древнюю Русь (Культурное богатство Древней Руси)

Что такое культура? Какова роль древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и культурных центров?

26.02

9

За землю Русскую! (Защита Русской  земли)

Кто угрожал Земле русской? Кто встал на защиту Земли русской?

28.02 05.03

10

«Слово о погибели Русской земли» (Разорение и гибель Древней Руси). Пожарная безопасность

07.03

11

От Древней Руси к единой России (Создание Московского государства)

Как создавалось Московское государство? Кто стоял у власти? (Эпоха усиления Московского княжества и формирования вокруг него единого Московского государства)

времена Московского государства, Куликовская битва, Великий государь

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам (П).

12.03

ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV – XVII века (5 ч.)

12

Земля и люди Московского государства Использование средств защиты органов дыхания

Жизнь и быт Московской Руси

Московское государство, Куликовская битва, Великий государь

Практическая работа

Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом (устным или письменным) (П).

Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом» (П).

Описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о   достопримечательностях родного города (села), городов России, Санкт-Петербурга, Москвы) свои эмоции (Н); свои чувства и личные впечатления от увиденного (П).

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры (Н). Принять посильное участие в их охране (П).

Регулятивные УУД: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Коммуникативные УУД: Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное, составлять план Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

14.03

13

Москва златоглавая (Кремль – памятник времён Московского государства).

Личная безопасность

Образ Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства. Личность Ивана Грозного, его деятельность.

Московский Кремль, царь, собор Василия Блаженного. памятник, исторические памятники

Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах (Н), традициях и порядках (П) родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками.

Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н).

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

19.03

14

«Хуже грозного царя только междуцарствие» (Смутное время)

Что такое Смутное время? (Обстановка Смуты, нарушение привычного порядка в Московском государстве XVII века)

междуцарствие, Смутное время

21.03

15

Повторение по разделу ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV – XVII века

26.03

16

 

Контрольная работа по разделу «Времена Московского государства»

28.03

ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.  XIII – начало XX века (5 ч.)

17

Пётр Великий

Становление России как империи.  Образ Пётра Великого как царя   – реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной личности.

реформа

власть, Российская империя

Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н).

Регулятивные УУД: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Коммуникативные УУД: Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное, составлять план Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

09.04

18

Власть и народ в Российской империи

Кому принадлежала власть в Российской империи? Чем общество и государственное уст века принципиально отличается от того, в котором мы живём сейчас? Государственное устройство России   XVIII века

11.04

19

Как Россия у Европы «училась» (Достижения российской культуры во времена империи)

Как Россия у Европы «училась»? В чём самобытность русской культуры? Значение преобразований Петра Первого на развитие культуры.

16.04

20

«Гроза двенадцатого года» (Отечественная война 1812 года)

Какая опасность нависла над Россией в 1812 году? Почему независимость России оказалась под угрозой? Как русский народ защищал свою страну?

государство, демократия, крепостное право

18.04

21

Император-освободитель (Время правления Александра II)

Что такое крепостное право? Кто отменил крепостное право? Как отмена крепостного права повлияла на развитие России, на культуру России?

Объяснять значение понятий «государство», «демократия». Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран

23.04

ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ РОССИИ. 1917 – 1991 годы (4 ч.)

22-23

Россия в огне (Распад империи).

Какие коренные изменения произошли в жизни нашей страны в 1917 году? В чём причины и последствия революции?

революция, Гражданская война, советская власть, большевики, СССР, времена Советской России и СССР

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П).  

Регулятивные УУД: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Коммуникативные УУД: Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное, составлять план Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

25.04

24

«К светлому будущему» (Образование советского государства)

Как жили люди до ВОВ? (Трудности и победы на пути к справедливому государству).

Коммунистическая партия, комсомольцы, пионеры, колхоз, советское государство

30.04

25

«Вставай, страна огромная» (Вторая мировая и Великая Отечественная война) «Через тернии к звездам»

Образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю жителей нашей страны несколько десятилетий назад; образ войны, в которой народ вновь, как в былые времена, сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма. (Разрушительные последствия распространения фашизма в Германии)

Послевоенная история нашей страны, достижения и противоречия в развитии государства

Вторая мировая война,  Великая Отечественная война, битва за Москву, Сталинградская битва, фашисты

космос, космонавт

07.05

 

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (7 ч.)

26

Я – гражданин России (Преобразование СССР в СНГ)

Как начался современный этап развития нашей страны? (Связь современной России с предшествующими эпохами). Символы современной России, основные законы, права и обязанности гражданина России

гражданин, Конституция, Содружество Независимых Государств, гражданские права и обязанности, символы: герб, флаг, гимн

Объяснять значение понятий  «государство», «демократия» (Н), а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан (П).

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные УУД:  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

16.05

27

Власть народа (Что такое демократия?)

Кому принадлежит власть в России? Что такое демократия?) Что такое демократические способы управления?

демократия, референдум, выборы органов власти

Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран (Н). Объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз) (П).

Описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона (Н); а также предлагать объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации (П).

21.05

28

Контрольная работа по разделу «Современная Россия»

23.05

29

 

Кто в государстве самый главный  (Государственная власть в России) Народы России

 

Методы управления в современных демократических государствах. Два значения термина «народ». Разнообразие культур и обычаев народов, населяющих Россию.

Президент, правительство, Государственная дума, народ

Практическая работа

Демонстрировать своё уважение (вставать) при прослушивании гимна России и гимнов других стран (Н). Участвовать в коллективном исполнении гимна России (П).

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П).  

Практическая работа

Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.  

Подготовить иллюстрированный текст (лист, эл. презентация, видеофильм) о культурном богатстве одного или нескольких народов России (Н). Активно знакомиться (задавать вопросы, формулировать своё мнение) с материалами о народах России, представленными другими школьниками (П).

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

28.05

30

 

Наш общий дом (Государство Российская Федерация) Как нам жить? (Что значит быть гражданином России?)

Что такое «федерация»? Образ России как единого государства. Какие праздники называют государственными? Общегосударственные проблемы современной России и возможные пути их решения.

федерация, Совет Федерации, россияне, государственные праздники

Создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации. Участвовать (в активной роли) в праздновании местных и государственных праздников (Н). Самостоятельно выбирать активную роль в подготовке и проведении местных и государственных праздников (П).

Описывать свои эмоции (Н), чувства и личные впечатления (П), от участия в подготовке и проведении местных и государственных праздников.

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н).

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные УУД:  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

30.05

31-35

Резервные уроки по выбору учителя  

 

Перечень учебно-методического обеспечения  

Литература для учителя

  1. Е. В. Сизова, Д. Д. Данилов, М. Е. Турчина. Методические рекомендации для учителя к разделу «Обитатели Земли», 3  класс. -М.: «Баласс», 2013.
  2. Е. В. Сизова, А. А. Вахрушев, О. А. Родыгина.. Методические рекомендации для учителя к разделу «Моё Отечество», 3 класс.  -М.: «Баласс», 2013.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
  4.  Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
  5. Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

Литература для учащихся

  1. А.А.Вахрушев, Д. Д. Данилов, О.В.Бурский,  А.С.Раутиан. «Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли”). Учебник в 2-х частях. Часть 1.- М.: «Баласс», 2013
  2. А.А.Вахрушев,  Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, С. В. Тырин.  «Окружающий мир. 3 класс. («Моё Отечество»). Учебник в 2-х частях. Часть 2.- М.: «Баласс», 2013
  3.    Д. Д. Данилов, С. С. Кузнецова,  Е. В. Сизова. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»  («Моё Отечество»). 3 класс - М.: «Баласс», 2013;
  4. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский,  О.А.Родыгина. «Проверочные и контрольные  работы к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли”). 3 класс. - М.: «Баласс», 2013.
  5. Е. В. Сизова, Н. В. Харитонова.  «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество»).  3 класс. - М.: «Баласс», 2013.
  6. Р. Н. Бунеев и др. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Проверочные работы. 3-4 классы. - М.: «Баласс», 2013.

Информационные образовательные ресурсы

  • Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык, математика, окружающий мир. 3 класс. (1DVD). 2009
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Технические средства

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. Настенная доска  с набором приспособлений для крепления картинок.
  3. Компьютер.
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Интерактивная доска.
  6. Цифровая лаборатория.
  7. Цифровой микроскоп.
  8. Документ-камера.
  9. Видеофильмы, соответствующие тематике программы  
  10. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы  

СОГЛАСОВАНО

Протокол  заседания ШМО

учителей начальной школы

от «30» августа 2013 г. № ___.

Руководитель ШМО  _______ /Мареева О.Н./

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР: ______ /Мордвинова И.Н./

«30» августа 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру ( " Школа 2100")

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ( " Школа 2100")...

Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100

Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100...

Рабочая программа по окружающему миру "Школа 2100" 2 класс

Рабачая программа по окружающему миру Программа "Школа 2100", автор Вахрушев для 2 класса в соотвествии с ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....