о десятибалльной системе
статья на тему

исследования по работе творческой группы (2-3 классы) ,работающие по 10балльной системе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл desyatiballnaya_sistema.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Десятибалльная система оценивания «за» и «против».

Задачи, поставленные перед современной школой, результаты развития МОУ «Лицей № 15», несовершенство оценочной системы – все это предопределило выбор темы экспериментальной работы и создание творческой группы учителей начальной школы для работы над темой: «Десятибалльная система оценивания учебных достижений обучающихся, как условие получения нового образовательного результата». Группа функционирует с 2011 года, с 2013-2014 учебного года в работе участвуют педагоги и обучающиеся 2-3 классов, работающие по десятибалльной системе оценивания 1-2 год соответственно.

 «5-балльная» шкала оценивания существует в России с 1944 года и является ранговой, расставляющей учащихся по местам:

«5» - первое место «по успеваемости», отличники

«4» - второе место – хорошисты

«3» - третье место – троечники и т.д.

В итоге сформировался культ оценки (оценка успеваемости), а должен быть культ знаний (оценка обученности).

Попробуем вывести парадоксы «пятибалльной» шкалы оценок:

  • Почему оценки убывают от 5 к 1?
  • Почему существуют отрицательные оценки(1 и 2)?
  • Поему оценки 1 и 2 фактически запрещено ставить в журнал и аттестат?
  • Почему наказывают оценкой?
  • Почему по каждому предмету разработаны свои критерии оценки?
  • Почему содержание балльной оценки нечетко и неразличимо? (даже для педагога)
  • Почему нельзя выводить итоговую оценку как среднюю арифметическую текущих?

В пятибалльной системе продвижение вперед для многих остается нереализованным: слишком уж велика разница между «3» и «4», «4» и «5». Преодолеть эту разницу не всякому ребенку под силу, так и остается он вечным троечником.

Рассмотрим «десятибалльную» шкалу оценивания (разработана В.П.Симоновым в 1978., предложена практикам в 1998):

  • Более достоверная шкала;
  • Возможность установить тенденции обученности;
  • Единая шкала по всем предметам для всех классов;
  • Нет второгодников и неуспевающих;
  • Охарактеризовано понятие «содержание балльной оценки»;
  • Оценка – сильный мотивирующий фактор, т.к. делает оценивание открытым для всех;
  • Шкала оценок увеличивающаяся, т.е замеряет степень прироста знаний (при обучении знания прибывают, а не убывают).

Именно десятибалльная система не тормозит развитие школьника, не сужает его возможности, и, это путь, позволяющий успешно применять технологию научения не палкой, а успехом. Ученик, получив «5» баллов, может оставаться довольным: ведь это все равно «4», и, самое интересное, что учитель дает ему такую возможность. Но постепенно ребенок понимает, что у меня «5» баллов, а у другого «6» или даже «7». Это психологи называют рефлексией. Способность к рефлексии своей деятельности помогает человеку двигаться вперед в своём развитии, видеть это движение, планировать его на уровне своих возможностей.

Работа с родителями и на начальном этапе, и в последующем заключается в предоставление родителям информации о новой системе оценивания, информации о ходе эксперимента и изучения их мнения о 10-балльной шкале оценивания. Для этого проводились родительские собрания, консультации психолога и  анкетирование. На родительских собраниях обсуждались вопросы «за» и «против» десятибалльной системы.

Результаты анкетирования родителей на тему «Ваше отношение к десятибалльной системе оценивания» представлены в гистограмме №1:

 

Вывод: родители обучающихся 3 классов согласны с преимуществом десятибалльной системы, видят ее успешность,  понимают ее положительный аспект, чувствуют психологический комфорт детей при этой системе оценивания. Родители обучающихся 2 классов знакомятся с десятибалльной системой оценивания. На данном этапе 68% родителей довольны системой оценивания;  такой результат говорит об удовлетворенности десятибалльной системой оценивания, о ее принятии, как системы, позволяющей ребенку комфортней  чувствовать себя в школе.

В течение 1 и 2 четверти 2013-2014 учебного года в 3А (экспериментальном) и 3В (контрольном) классах проводилось психологическое исследование на выявление влияния десятибалльной системы оценивания на взаимоотношения между учениками и учителем.

Психологическое исследование проводилось с помощью наблюдения за обстановкой в классе и последующим анкетированием обучающихся и учителей.

В результате:

  • Десятибалльная система оценивания позволяет более точно определить успехи учащихся в обучении за счет тщательной градации отметок, то есть, при выставлении баллов, у школьников возникают меньше вопросов к учителю по поводу оценивания их работы на уроке;
  • Благодаря четким показателям, характеризующим степень обученности учащихся в области каждого учебного предмета при использовании десятибалльной шкалы, обучающие лучше понимают требования учителя к предмету, а значит шансы получения высоких баллов повышается, что снижает степень непонимания между учителем и учащимся;
  • Использование десятибалльной системы оценивания исключает возможность прибегать к помощи суррогатной шкалы, когда баллы дополняются значками "плюс" или "минус". Это позволяет показать истинный уровень обученности школьника, что способствует выработать у учащихся, а так же их родителей адекватный уровень притязаний.

Таким образом, исследование показало, что использование десятибалльной системы оценивания способствует созданию благоприятного психологического климата в структуре взаимодействия учитель-ученик, а так же ликвидированию конфликтов между учителями и родителя по поводу объективности оценивания работы школьников. Все это положительно влияет как на весь процесс обучения, так на повышение уровня мотивации на достижение, успех каждого ученика.

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ № 15

ЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

Доклад

на заседании творческой группы

по теме: «Десятибалльная система «за» и «против»

Подготовила:

психолог-педагог

Шкарупа Г.Н

Саратов 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.

Программа  модернизации  российского  образования, осуществляемая  в  настоящее  время, базируется  на  наиболее  интересных  идеях  и  прак...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...