Урок окружающего мира 4 класс
план-конспект урока (4 класс) на тему

Норинская Татьяна Александровна

Конспект урока по ознакомлению

с окружающим миром.

4 класс.

Учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_oznakomleniyu.docx136.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ознакомлению

с окружающим миром.

4 класс.

Учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова.

Тема урока: Лес и человек.

 Цели урока:

-сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;

-познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов;

-развивать познавательный интерес,  развивать речь, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, расширить кругозор учащихся;

-воспитывать уважение и любовь к природе, чувство долга и ответственности перед природными богатствами.

I.        Организационный момент

  • Доброе утро. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем. Садитесь.
  •  Я прочитаю отрывок из песни «Лесной марш»

Мы сами написали
В лесной зеленой книжке
О том, что есть у леса
Надежные друзья –
Такие же девчонки,
Такие же мальчишки,
Такие же счастливые,
Как ты и я!

- Почему я начала наш урок этим отрывком? (Этот отрывок о друзьях леса)

- А кто должен оберегать лес? (Это должны делать люди.)

 - Кто может сформулировать тему нашего урока?

Сообщаются тема и цели урока.

 -Тема нашего занятия - «Лес и человек»

II.        Проверка домашнего задания

1. Перед тем, как перейти к изучению новой темы, проверим домашнее задание. 

-Расскажите о тундре.

-Что вы можете рассказать о тайге?

-Назовите деревья, которые растут в тайге

-Какие животные обитают в тайге?

-А что можете рассказать о зоне широколиственных и смешанных лесов?

- Растительный мир лесов

2. Проводится конкурс рисунков: «Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес». Рисунки кратко комментируются. (на доске выставка рисунков)

-Ребята нарисовали рисунки, давайте по рисункам определим к какой зоне они относятся?

- по каким признакам узнали?

III. Работа над новой темой

1. Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес» читает Савватеев Михаил:  

Нет ничего милее  

Бродить и думать здесь.  

Излечит, обогреет,  

Накормит русский лес.  

А будет жажда мучить  

-То мне лесовичок  

Средь зарослей колючих  

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться

 -И видно все до дна.  

Течет вода-водица,  

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,  

Орехи и цветы,  

Душистая малина  

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну  

Я, не жалея ног,  

А если и устану

 -Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,  

Для них совсем он свой.

 Здесь где-то бродит леший  

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,  

И сердце не болит,  

Когда над головою,  

Как вечность, лес шумит.

- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом)

Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека.  

2.  Работа по учебнику, стр.106.   Определение роли леса в жизни человека.  

 -Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на стр. 106-107 - и вы узнаете, какую роль играет лес.

3.Работа в тетрадях.

- Откройте тетрадь на странице 50 и ответьте на первый вопрос : Какую роль играет лес в твоей жизни. (несколько человек зачитывают свои ответы)

4.1)   Так чем же является лес для человека? (открывается первая карточка - «место отдыха»).

Лес – настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздухе особые вещества – фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. На чистом воздухе хорошо и приятно отдыхать.

2)А почему лес называют «Аптекой» (открывается карточка - «аптека»).

Лес является кладовой различных богатств. Здесь растут ценнейшие породы деревьев, много лекарственных растений и трав.

3)  В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода (открывается карточка «источник чистой воды и пищи»).

4)   А как лес может обогреть человека?

-  Значит, лес для человека - это источник топлива (открывается карточка «источник топлива»).

5)  (открывается карточка «дом для растений, животных, грибов»).

- Как вы это понимаете?

6)  Чем является лес для воздуха?  

Лес – кислородный цех. В больших городах, необходимо большое количество деревьев, т.к. они поглощают вредные вещества, которые витают в воздухе

7)  Почему еще лес является защитником? (открывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почв»).

-   Как лес защищает водоемы?

-   Как же лес защищает почвы?  

Лес поддерживает полноводность рек, ручьёв, водоёмов.

Лес регулирует действие ветра, защищает почвы от влияния выдувания и развеевания. Сажают даже лесополосы, которые предотвращают выдувание почвы.

5. Всё сказанное вами верно, но теперь давайте обобщим наши знания. Посмотрите, какая у нас получилась схема.

Значение леса

1. Место отдыха

2. Аптека

3. Источник воды и пищи

4. Источник топлива

5. Дом для растений, грибов, животных

6. Защитник водоемов, воздуха, почв.

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Вывод: лес имеет большое значение, как в природе, так и в жизни человека.

IV. Закрепление пройденной темы

1). Тестовая работа «Природная зона лесов» (слайды 3-7)

- Давайте выполним небольшой тест. Внимание на экран.

1. Природная зона лесов состоит из:

  1. пяти частей;
  2. двух частей;  
  3. трех частей;

2. Самую большую территорию занимают:

  1. смешанные леса;
  2. хвойные леса;
  3. широколиственные леса;

3.В тайге растут:

  1. пихты, ели, лиственницы;
  2. дубы, сосны, ели;
  3. березы, липы, лиственницы;

4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

  1. овцебык, морж, розовая чайка;
  2. краснозобая казарка; кречет; стерх;
  3. аист; морж; тюлень;

5.Охрана лесов - это….

  1. обязанность государства;
  2. обязанность государства и долг каждого гражданина;
  3. забота самих обитателей леса;

2). Самопроверка. . Блиц - турнир «Я знаю лес» (учитель диктует, а затем учащиеся меняются листочками и проверяют по экрану, слайды 9-17)

-  Какой лес мы называем тайгой?

-  Какое дерево является символом России?  

-  Назови дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые».

-  Это животное умеет прыгать с дерева на дерево.

-  Кто является санитаром леса?

-  Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

-  Плодами, какого дерева являются желуди?

Выполняют на карточках по парам.

-  Узнайте хвойные деревья по веточкам и шишкам. Пронумеруй рисунки (1. Ель. 2. Сосна. 3.

Кедровая сосна. 4. Пихта. 5. Лиственница)

-  Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруй рисунки (1. Дуб. 2. Клён. 3. Липа. 4. Ясень. 5. Вяз).

3). Отгадайте загадки и разгадаешь кроссворд   (слайды 19-21)

1. Русская красавица, стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане (береза).

2. На большой цветной ковёр села эскадрилья, то откроет, то закроет расписные крылья (бабочки).

3. У меня ходули – не страшны болота, лягушат найду ли – вот моя забота (цапля).

4. Есть в реке работники: не столяры, не плотники, а выстроят плотину – хоть пиши картину (бобры).

5. Листья падают с осин,  мчится в небе острый клин (журавли).

6. На шесте весёлый дом, с круглым маленьким окном, чтоб уснули дети, дом качает ветер, на крыльце поёт отец - он и лётчик, и певец  (скворец).

7. Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти, нагнись: солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник)

8. С ветки на тропинку, с травки на былинку, прыгает пружинка - зеленая спинка (кузнечик)

9. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок – и остался стебелёк (одуванчик).

10. Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый (волк).

V. Итог.  Рефлексия

- Давайте подведём итог нашего урока.

-Попробуйте ответить на эти вопросы.

- Узнали ли вы сегодня что-нибудь новое для себя?

-Что показалось интересным?

 -Что запомнилось?

-О чем захотелось узнать побольше?

- Оценим себя и свои достижения по шкале (на доске приготовлены елочки по цветам лесных зон)

- Молодцы! Хорошо поработали на уроке.

VI. Домашнее задание

- Открыли дневники и записали домашнее задание

1) Учебник страница 103-109 читать , отвечать на вопросы

2) Тетрадь страница 51-52

- Спасибо огромное за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...