ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО КЛАССОВ
статья на тему

Главным источником развития навыков смыслового чтения  является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим нам миром. В широком смысле слово читать   умение объяснять, истолковывать мир: читать по звёздам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д. Нас интересует чтение в узком смысле слова. Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО КЛАССОВ

Арабули Ирина Алексеевна, п. Горячий ключ, Омский район, Омская область, МКОУ «Горячеключевская СОШ, Омского района, Омской области», учитель начальных классов, arabirina@mail.ru

«Чтение – вот лучшее учение»

А.С.Пушкин

        «В России уменьшается  доля «читающего населения» - такое мнение высказал президент Российского книжного союза, Сергей Степашин.

По исследованиям работников библиотек – 90% людей приходят в библиотеку за книгами для учёбы или работы. Такое прагматическое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности. Нельзя не читать художественную литературу, иначе вырастут люди без души и эмоций.

Книги читают по-разному. Кто-то видит в книге глубокий смысл, кто-то считает её пустой, кто-то заумной, кто-то видит все нюансы смыслов, все оттенки чувств, читает между строк, слышит музыку слов, ощущает их вкус и запах. Кто-то с первого прочтения понимает текст, а кому-то нужно многократно объяснять.

Главным источником развития навыков смыслового чтения  является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим нам миром. В широком смысле слово читать   умение объяснять, истолковывать мир: читать по звёздам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д. Нас интересует чтение в узком смысле слова. Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

        Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная  программа поддержки и развития чтения» рассчитанная на 14 лет, до 2020 года.

        Такой подход нашёл отражение в нормативных документах, которые отражают государственный заказ образованию и определяют его содержание. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные  результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

        Особая роль в изменении сложившийся ситуации отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать   читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно – эстетического воспитания и необходимого условия социализации личности.

        Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях.

        Читательская компетентность неразрывно связана с понятием «квалифицированный читатель». «Квалифицированный читатель», по определению новых Федеральных стандартов, читатель, который не только хорошо владеет русским языком, то есть языковой компетенцией, не только имеет навык литературоведческого анализа текста, но и обладает способностью к рефлексии над языковым материалом и литературным фактам.

        В качестве  условий  реализации  программы  приобщения  школьников  к  чтению выступают:

- создание позитивного имиджа чтения и повышение его престижности;

- формирование мотивирующей среды культуры чтения;

- формирование межпредметного (междисциплинарного) подхода;

- формирование эстетического вкуса;

- обеспечение хорошей осведомлённости школьников о возможном круге чтения и обеспечение учащихся текстами.

        В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение учащегося к чтению, выступают педагогические технологии. К наиболее эффективным технологиям, применяемыми учителями начальных классов, можно отнести:

  1. ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами понимания и оценки информации. Учебный процесс  строится на взаимодействии личности и информации. Урок содержит три фазы: вызов, осмысление, рефлексия. Стратегии ТЕХНОЛОГИИ позволяют всё обучение проводить на основе принципов сотрудничества. Совместного планирования и осмысления.
  2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. Технология включает в себя три этапа работы с текстом. Первый этап: работа с текстом до чтения: АНТИЦИПАЦИЯ (предугадывание предстоящего чтения) – определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста. Второй  этап: работа во время чтения текста: после первичного чтения текста, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного. При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментированное чтение. Третий этап: работа с текстом после чтения: коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями. Творческие задания, опирающиеся на какую – нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).
  3. ПРОЕКТНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ. На основе изучаемого произведения и его анализа, учащиеся как – бы примеряют сюжет на себя и проводят исследование по теме художественного произведения, где главными героями становятся они сами.
  4. ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

Учитель на уроке преподносит содержание предмета так,чтобы ученики встали в позицию исследователей,захотели делать открытия с использованием других информационных источников. И на основе этих открытий создавали свои творческие работы.

5.        ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Применение групповой работы на уроках чтения удачно можно использовать в инсценировании произведений. Группам раздаются отрывки из изучаемых произведений костюмы, готовят выступление.

В качестве контрольно-измерительных материалов можно использовать тестовые задания,составленные на основе ФГОС  с учётом содержания образовательного стандарта и требований к уровню подготовки учащихся, проверяющих читательскую компетентность учащихся.

Читательская компетентность учащихся начальной школы-это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определённую букву среди других, соотносить её со звуком, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.

Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова,словосочетания,предложения,маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.

Под навыком чтения подразумевают:

  1. Умение правильно прочитывать слова.
  2. Понимать смысл текста.
  3. Выразительно читать.
  4. Выдерживать оптимальный темп чтения.

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника.

Учителю, с одной стороны,следует предложить ребёнку высокохудожественные произведения,способные затронуть душу и ум, с другой-обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать,на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребёнка-читателя,какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику,прежде, чем стать настоящим читателем. Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:

6-7 лет,когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной степени привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки-(«малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

            8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребёнок 8-9 лет чувствует себя комфортно и свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребёнка тем, что помогают познать этот независимый от него мир, а также понять, как в нём можно и нужно действовать.

9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно- к сказочным, фантастическим.

Цель работы учителя в этом направлении: формирование читательской компетентности.

Задачи:

Научить:

-осознанно,правильно,выразительно читать,

-извлекать из текстов интересную и полезную информацию,

-самостоятельно выбирать книги для чтения,

-работать с разными источниками информации(словарями,справочниками, в том числе и на электронных носителях),

-высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении,

Этапы формирования читательской компетентности младших школьников:

-подготовительный- 1 класс,

-начальный- 2 класс,

-основной- 3 класс,

-заключительный- 4 класс.

Подготовительный этап- это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке(заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.

Формирование интереса к чтению книг идёт двумя путями: во время уроков литературного и внеклассного чтения и во внеурочное время.

Начальный этап- это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, то есть овладевали умение сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закрепляются навыки техники и выразительности чтения. А на уроках внеклассного чтения дети учатся применять приобретённые умения при самостоятельном чтении книг.

Третий, основной этап- 'это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя,  умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.

Задача учителя на основном этапе обучения состояла в том,  чтобы предельно расширяя для детей возможный круг чтения,увлекая детей чтением всё новых и новых книг, обучить их приёмам отыскания и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме.

На данном этапе самостоятельный выбор и чтение детских книг были обязательными для учащихся во внеурочное время. Однако цель самостоятельного чтения от урока до урока детям по — прежнему предлагал учитель, указывая признаки книг, предпочтительных при выборе. Естественно, что в процессе самостоятельного чтения детских книг дома и работы  ними под руководством учителя на уроке учащиеся опирались на все знания, умения и навыки по чтению, приобретённые к моменту деятельности с книгой, и таким образом закрепляя их.

Заключительный этап — это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.

Ни на одной из предшествующих ступеней обучения читательской самостоятельности такой формулировки не было и не могло быть, так как наличие читательских интересов — это не просто активная познавательная направленность детей на книгу — объект, который вызывает у юных читателей положительные эмоции, а желание действовать с книгой: рассматривать её, листать, читать.

Являясь предметом исследования, «детское чтение» сознаётся, как научная категория. Оно может быть определено .

 как совокупность книжных источников (Детское чтение для разума и сердца), предназначенных для детей

Чтение даёт возможность  ребёнку актуализировать свои потребности и способности в диалогическом существовании.

Библиографический список

1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования.

2.М.С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах-М.:Просвещение, 1997.

  1. Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения//начальная школа-1994.-№6.
  2. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика.-М.:Просвещение,2006
  3. Калашникова.Т.В. Как воспитать у детей интерес детей к чтению.//Начальная школа.-2005.-№7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы,упражнения,методики формирования навыка чтения у младших школьников

В материале изложены приёмы,упражнения,методики,используемые мною, при формировании навыка чтения у младших школьников.Формирование у младших школьников навыка чтения-одна из основ фундаментального об...

Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении

В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...

Формироване навыка чтения у младших школьников

Информация для родителей начальной школы....

Выступление по теме: «Формирование компетентностного подхода у младших школьников»

Выступление  на круглом столе по теме:«Формирование компетентностного подхода у младших школьников»...

Работа по самообразованию "Формирование интереса к чтению у школьников младших классов"

Работа по самообразованию воспитателя гпд  "Формирование интереса к чтению у школьников младших классов"...

Мастер-класс «Психологические особенности формирования смыслового чтения у младших школьников»

Мастер-класс "Психологические особенности формирования смыслового чтения у младших школьников" Цель занятия - понять, что же влияет на процесс чтения. Почему одни дети хорошо читают и понима...