Обучение детей отгадыванию загадок
статья

Романюк Ирина Юрьевна

Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их отгадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Обучение детей отгадыванию загадок».

    Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках , звуках, движении и изменении.

    Развитие общей сенсорной культуры, развитие внимания, памяти, наблюдательности ребёнка является основой для той мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок.

    Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых идёт речь в загадке.

    Наблюдения, систематически проводимые в природе и  окружающей жизни, лежат в основе работы по обучению детей отгадыванию загадок.

    Наблюдая различные группы предметов и явлений, необходимо выделять существенные для каждой группы признаки, связи, зависимости. Знакомя детей с различными предметами, созданными руками человека, следует отмечать особенности внешнего вида, материалы, из которых они сделаны, назначение, способ использования предметов. Рассказывая о транспорте, обращают внимание детей на внешний вид (у автомобиля – колёса, кабина, кузов, фары и др.; у самолёта – фюзеляж, крылья, хвост, моторы и др.), на характер движения (автомобиль едет по дороге, поезд по рельсам, пароход плывёт по воде, самолёт летит в воздухе), на звучание (самолёт гудит, мотоцикл трещит). На назначение (транспорт служит для перевозки людей, грузов). Знания, приобретённые детьми во время таких наблюдений, являются основой для отгадывания различных загадок о транспорте:

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

                                Два блестящих огонька. (Автомобиль)

Два колёсика подряд,

        Их ногами вертят,

        А поверх торчком

        Сам хозяин крючком. (Велосипед)

             Что за птица:

             Песен не поёт,

           Гнёзд не вьёт,

                     Людей и груз везет? (Самолёт)

    При рассматривании птиц, животных, насекомых и наблюдении за ними внимание детей обращается на части тела (голова, ноги, крылья, хвост, клюв и др.), особенности их строения, образ жизни, повадки (где живёт, чем питается, как передвигается, как защищается и др.). Рассматривая, например, гуся, отмечают, что у него длинная шея, крепкий длинный клюв, красные лапы, между пальцами перепонки; гусь может летать, громко гоготать, а если его рассердить, то он шипит и щиплется. Знание этих особенностей поможет ребёнку отгадать различные загадки про гуся:

Длинная шея,

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

Шипит, гогочет,

            Ущипнуть меня хочет.

  Я иду, не боюсь.

    Кто же это? (Гусь)

    Нужны знания, специально подводящие ребят к отгадыванию загадок определённого содержания. Можно понаблюдать за тем, как птицы вьют гнёзда (например, как делают гнездо ласточка, грачи), муравьи сооружают муравейник, паук плетёт паутину, чтобы сделать вывод, что птицы, насекомые строят свои домики без рук, без инструментов. Такой вывод является основой для отгадывания загадок: «Без рук, без топорёнка построена избёнка» (гнездо); «Мужички без топоров срубили избу без углов» (муравьи, муравейник); «Висит сито, не руками свито» (паутина).

   Есть много явлений природы, которые с течением времени не остаются неизменными. Загадки о таких явлениях построены на основе обобщённых выводов человека по результатам длительных наблюдений: «Зимой лежал, а весной в реку побежал» (снег); «В шубе летом, а зимой – раздеты» (деревья); «В сенокос – горька, а в мороз – сладка. Что за ягодка» (рябина).

    Чтобы дети могли самостоятельно отгадывать подобные загадки, нужна специально организованная система наблюдений, позволяющая увидеть явление в разные периоды его развития, в изменении и составить о нём более полное представление. Так в течение нескольких суток по утрам дети наблюдают за небосводом, и тогда им становится понятным смысл загадки «Сестра к брату в гости идёт, а он от неё прячется» (солнце, месяц).

    На протяжении всего лета ребята следят за созреванием плодов сливы, после чего они могут самостоятельно отгадать и объяснить загадку:

             Было зелёное платье – атласное,

                        Нет, не понравилось, выбрала красное,

Но надоело также и это –

      Платье надела синего цвета.

    Наблюдая за изменением реки во все времена года, дети легко отгадывают загадку «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала».

    Но иногда даже многократные наблюдения в естественных условиях не помогают составить полного представления о явлении. Чтобы отгадать загадки «В огне не горит, в воде не тонет»; «На дворе горой, а в избе водой», надо произвести соответствующие опыты со льдом и снегом. Они явятся ключом к отгадке.

    Наряду с наблюдениями и опытами знания о признаках и свойствах предметов дети получают и закрепляют на занятиях и в дидактических играх. Так, можно проводить дидактические игры по классификации предметов на основании какого–либо признака: «Кому что нужно?» (подбираются предметы, необходимые портнихе, плотнику, садовнику, дворнику и др.); «Что для чего нужно?» (что нужно для уборки дома, для того, чтобы накрыть на стол, для умывания и др.); «Что из чего сделано?» (подбираются предметы по виду материала – металлические, деревянные, стеклянные и др.). Знания о предметах, усвоенные детьми на этих занятиях и в играх, помогают отгадать загадки о предметах домашнего обихода: «Дом – стеклянный пузырёк, а живёт в нём огонёк»; «Днём он спит, а как проснётся, ярким пламенем зажжётся» (электрическая лампочка); орудиях труда: «Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать гору, строить дом» (лопата); бытовой технике: «Он охотно пыль вдыхает, не болеет, не чихает» (пылесос); мебели: «Под одной шапкой четыре брата стоят» (стол) и др., т.е. загадки, в которых отражены такие признаки, как материал, части предмета, способ применения.

    Очень много загадок построено на знании таких качеств и свойств предметов, которые постигаются в процессе неоднократных действий с ними. Поэтому в разных видах деятельности – в труде, игре – следует знакомить детей с названиями предметов и их частей, с материалами, из которых они сделаны.

    Пользуясь различными орудиями труда, дети отмечают, например, какая тяжёлая головка у молотка, видят, как с каждым его ударом всё глубже уходит в доску гвоздь, как «поёт» и «визжит» при работе пила. Отмечая это, они легко отгадывают загадки про молоток и другие предметы: «Сам худ, голова с пуд» (молоток); «Бьют Ермилку по затылку, он не плачет, только носик прячет» (гвоздь).

    Играя с мячом, дети устанавливают: он упругий, чем сильнее удар, тем выше он подпрыгивает; у волчка всего одна ножка, и он «не умеет» на ней стоять, зато «весело поёт», когда крутится.

    Знание этих особенностей помогает отгадать загадки о мяче, волчке: «Бьют его, а он не плачет, только выше, выше скачет»; «Одноногий Ивашка, расписная рубашка, петь, плясать  мастак, а стоять – никак.

    Таким образом, фактические знания об окружающем, приобретённые детьми во время наблюдений, занятий, игр, труда, подготавливают ребёнка к пониманию содержания загадок, их логической основы и тем самым облегчают отгадывание. Эти знания необходимо выразить в точном, а иногда и образном слове. В ходе наблюдений надо побуждать детей к поискам нужных слов, обозначающих увиденное.

   

   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате

В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ « ПЛАНЕТА ЗАГАДОК»

Программа дополнительного образования по окружающему миру призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в стр...

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

программа обучения детей с ОВЗ"Сенсомоторное развитие детей с ОВЗ"

Программа рассчитана на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья сенсорной моторике,способствующей коррекции мелкой моторики рук,развитию мышления,памяти,внимания....

Презентация"Роль педагога в обучении детей с ОВЗ" Статья "Роль педагога в обучении детей с ОВЗ"

В представленной презентации и статье к ней, предложенной  для учителей начальных классов, имеющих в своих классах   детей с ОВЗ,  показаны некоторые виды работ на уроках и во внеу...

Обучение детей отгадыванию загадок

Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их отгадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и з...