Федеральный государственный образовательный стандарт
статья на тему

Панкова Светлана Анатольевна

В документе указаны виды универсальных учебных действий( далее УУД), этапы формирования УУД, алгоритмы выполнения универсальных способов действий, а также схема проектирования урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon federalnyy_gosudarstvennyy_obrazovatelnyy_standart.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральный государственный образовательный стандарт

постулирует цели современного российского образования как развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, освоения и познания мира.

Именно по сформированности учебных действий можно и должно судить об образовательном результате: если успешно формируются УУД, значит идет процесс развития личности и достигаются цели образования. Усвоение нового знания необходимо организовывать с опорой на деятельностные технологии, способствующие развитию УУД. А применяя уже полученное знание для решения учебных и практических задач, нужно создавать ситуации для применения универсальных умений.

Универсальные учебные действия – это способы осуществления деятельности, обеспечивающие человеку готовность и способность учиться и самостоятельно строить свою жизнь.

Первое: по своей природе универсальное учебное действие – это способ, то есть понятный обучающемуся порядок, алгоритм осуществления того или иного действия(деятельности).

действие

процесс взаимодействия с каким-либо предметом, в котором достигается заранее

о п р е д е л е н н а я цель

способ

образ действий, прием, метод для осуществления, достижения чего-либо

алгоритм

понятные и точные предписания исполнителю совершить конечное число шагов, направленных на решение поставленной задачи

Объединяя три определения, мы получаем: универсальное учебное действие – это путь достижения цели, опирающийся на культурно выработанный способ, в основании которого лежит конкретный алгоритм, порядок шагов.

Получается, что для того чтобы целесообразно применять определенное универсальное действие, учащийся должен понимать его предназначение, различать его существенные и несущественные стороны, выделять обязательные и необязательные этапы выполнения.

Говоря иначе, сформировать УУД – значит передать ученику во владение и пользование различные способы действия регулятивного, коммуникативного, познавательного характера. Каждый из этих способов имеет определенный алгоритм своего выполнения. В опыте человека эти способы закрепляются как осознанные умения. Передавая их учащимся, педагог формирует у них новое универсальное умение: умение сравнивать, умение аргументировать, умение моделировать и т.д.

Второе: универсальные учебные действия не «привязаны» к конкретной учебной теме, учебному предмету и учебной деятельности. По своему масштабу они соотносимы с жизнедеятельностью человека в целом. УУД обеспечивают успешность деловой и межличностной коммуникации, адаптацию в новой ситуации поиска и осмысления новой информации, выполнение практического дела, мышление и творчество.

Третье: универсальные учебные действия обеспечивают эффективность осуществления деятельности человека. Свой смысл и назначение они приобретают только внутри определенной цели. Поэтому любой алгоритм осуществления УУД начинается с анализа цели и ответа на вопрос: зачем? Зачем и что мы должны сравнить? Для чего нам нужно это доказать? Для чего мы составляем план действий? Очень важно научить

детей всегда начинать с этого вопроса, так как только после получения ответа на него можно предельно точно выбрать аспект для сравнения объектов, основание для классификации, аргументы для защиты позиции и т.д.

Именно это важнейшее обстоятельство часто упускается при разработке заданий, направленных на развитие УУД. Так, задания на сравнение начинаются со слов: «Найди отличия между…», «Чем похожи между собой…», «Сравни между собой…».

В таких заданиях нет четкого указания на цель сравнения (что оно поможет нам понять про изучаемый объект?), а следовательно, задание не учит таким важным этапам сравнения, как определение точки зрения на объект, выявление существенных признаков. Предлагается лишь фрагмент способа сравнения, и в результате целостное умение не формируется.

Совокупность универсальных способов действия обеспечивает человеку, который ими владеет, эффективное осуществление деятельности на всех ее этапах: целеполагания, планирования, выбора рационального действия, контроля, оценивания и рефлексии. Ученик, овладевший универсальными учебными действиями, в процессе осуществления учебной деятельности может отвечать себе и другим на следующие вопросы:

- Для чего я это делаю?

-Что именно делаю и в каком порядке?

-Каким образом я это делаю?

-Верным ли путем я двигаюсь?

-Как я оцениваю то, что я сделал? Как я оцениваю то, как я это делал?

-Какие новые задачи передо мной встают теперь?

Итак, подведем итог: сформировать УУД – значит передать учащемуся способы осуществления деятельности на всех ее этапах, которые он смог бы осознанно и в системе применять для решения как учебных, так и жизненных задач.

Виды универсальных учебных действий

ФГОС предлагает такую типологию УУД, в соответствии

с которой все они могут быть разделены на три вида: регулятивные,

познавательные и коммуникативные.

К регулятивным УУД относятся: владение действиями, связанными с принятием и удержанием учебных целей, планированием, контролем, оценкой и рефлексией.

К коммуникативным УУД относятся: использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих и т.д.

К познавательным УУД относятся: владение способами решения проблем творческого и поискового характера; использования знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Таким образом, мы выделяем две группы УУД и два различных пути их формирования, которые необходимо освоить современному учителю для того, чтобы выйти на метапредметный образовательный результат.

УУД, относящиеся к первой группе (универсальные способы

действия), представляют собой «отточенные» в культуре способы выполнения действия того или иного вида: мыслительного, речевого, информационно-поискового и т.д.

Общая логика формирования таких способов следующая: сначала учащийся усваивает предлагаемый учителем образец выполнения задания, построенного на обобщенном способе действия, и постепенно учится различать в этом образце необязательные и важные элементы (условия). Одновременно учащийся начинает понимать, что этапы выполнения действия, заданные образцом, неслучайны, что при соблюдении порядка и иных важных требований он раз за разом приходит к правильному результату. То есть ученик выходит на понимание способа. Лишь овладев способом, научившись ориентироваться на его существенные стороны, усвоив слова, которые этот способ обозначают и описывают, ученик может сознательно встраивать его в учебную деятельность.

В целом, формирование универсальных способов проходит в четыре этапа

Первый этап – выполнение учебного действия, содержащего метапредметный способ, на основе многократных применений близких образцов, аналогий и т.д. Педагог предлагает учащимся задание, требующее для своего решения применение того или иного способа действия, которым ученик пока не владеет, не знает ни его алгоритма, ни названия. Он

выполняет задание, опираясь на предложенный учителем образец, близкую аналогию.

На этом этапе ученик в большинстве случаев не готов самостоятельно различать существенные и несущественные стороны выполняемого способа, может выполнить его только с опорой на образец на конкретном предметном материале. Например, неоднократно выполнив на уроке вместе с учителем сравнение объектов по цвету, размеру или форме, учащийся может самостоятельно выполнить сравнение по тем же аспектам и близким признакам на подобном материале в рамках той же предметной области.

Второй этап – выполнение учебного действия, построенного на метапредметном способе с помощью подводящих вопросов учителя. Педагог уже не задает образец выполнения, но помогает учащимся двигаться от одного этапа метапредметного способа к другому, задавая подводящие вопросы: зачем мы это делаем? Что получим в результате? Что именно нам нужно сделать?.. и так далее в соответствии с этапами выполнения способа.

В результате учащиеся, решая предметные задания, учатся ориентироваться на существенные стороны способа, который эти задания содержат. Пока способ «спрятан» для них в предметном содержании задания. В определенный момент учитель открывает его ученикам: дает название способа, помогает осознать основные этапы его осуществления, назначение. С этого момента он и его ученики готовы перейти к третьему этапу формирования УУД.

Третий этап – применение известного способа действия при выполнении учебной задачи. На этом этапе ученик ориентируется на назначение и существенные аспекты способа действия. Он учится видеть в конкретном задании общие закономерности осуществления способа, которые не зависят от предметного содержания и предмета вообще. Ученик узнает, как называется этот способ в общепринятой или специально введенной педагогом терминологии. Он также знает и может сознательно выполнить определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату, может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный предметный материал.

Например, ученик знает, что при сравнении он должен ответить себе на следующие вопросы:

1) зачем мне необходимо сравнивать эти предметы? (цель и объекты сравнения);

2) по каким признакам я их сравниваю? (выделение признаков сравнения);

3) есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (сопоставление);

4) что я узнал, сравнивая объекты? (вывод).

Четвертый этап – применение способа в контексте учебной деятельности. Ученик уже готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации. Ученик также выстраивает саму деятельность, поскольку владеет представлениями о ее структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности.

Так, если целью детского мини-проекта является получение информации о свойствах предмета (объекта), то у учащегося есть несколько способов достижения этой цели. Он может проанализировать отдельные элементы данного предмета и на основании этого сделать вывод о свойствах целого.

Также он может сравнить данный предмет с другими известными ему и на основании этого сделать вывод о его свойствах. Или он может пойти по дедуктивному пути: посмотреть, к какому понятию относится этот предмет, на основании чего сделать вывод об интересующих его свойствах и достичь цели мини-проекта. То есть на этапе применения УУД учащийся может самостоятельно выбрать оптимальный для данных условий способ достижения цели из тех, что ему известны.

Покажем на примере одной и той же практической задачи, как может разворачивается деятельность учителя и учащихся на разных этапах формирования универсального учебного действия «сравнение».

1 Формулирование цели сравнения. (Зачем я сравниваю?)

2 Выявление объекта сравнения. (Что именно я сравниваю?)

3 Определение аспекта сравнения. (С какой точки зрения я сравниваю?)

4 Определение признаков для сравнения и выявление сходства и различий объектов по выделенным признакам. (По каким признакам я сравниваю? Что общего и что различного в объектах наблюдаю?)

5 Формулирование вывода относительно поставленной цели сравнения. (К какому результату я прихожу?)

Важно подчеркнуть, что формирование универсальных способов начинается с приходом детей в школу, продолжается все четыре года, но не заканчивается в четвертом классе. За начальный период обучения важно пройти два первых этапа овладения универсальными способами, а для ряда УУД – выйти на третий этап. Для этого в течение всех лет обучения в начальной школе должна быть выстроена система работы по поэтапному формированию УУД: от освоения способа через образец до применения осознанного способа в контексте конкретной учебной задачи.

Далее, в средней школе, должна будет в системе осуществляться работа по усложнению осваиваемых учащимися способов и наращиванию их числа, а также по переводу учащихся на четвертый этап владения метапредметными умениями.

Алгоритмы выполнения универсальных способов действий. Разработка заданий.

Каждый универсальный способ имеет свою структуру, свой алгоритм осуществления.

Знание данных способов и умение переводить их в подводящие вопросы для учащихся – важнейшая составляющая педагогического профессионализма.

При разработке содержания самого задания педагогу важно придерживаться следующей последовательности:

 Сначала четко фиксируется место задания в структуре урока и его цель:

-Для чего сейчас необходимо прибегнуть к тому или иному метапредметному способу?

-Какой результат планируется получить?

После того как задана цель, определяется, на какой вывод должны выйти учащиеся в случае правильного применения способа. Важно убедиться, что цель и вывод находятся в полном соответствии друг с другом. Отсутствие цели и содержательный разрыв между целью и выводом – одни из самых частых нарушений.

Важно помнить, что метапредметный способ превращается в универсальное учебное действие только при наличии цели его применения. В ситуации отсутствия цели сделать логичный вывод невозможно.

 Далее важно продумать работу с поставленной целью таким образом, чтобы учащимся в нужном порядке были предъявлены для осмысления и решения все этапы алгоритма, по которому осуществляется то или иное универсальное учебное действие. Иначе говоря, нужно добиться соответствия между этапами выполнения учебного задания и этапами алгоритма, по которому осуществляется то или иное УУД.

Очевидно, что в данном случае этапы выполнения задания подстраиваются под этапы осуществления УУД.

Еще одна частая ошибка – пропуск по умолчанию в работе с учащимися этапов алгоритма, которые педагогу кажутся самоочевидными. Например, если аспект анализа объекта заложен в название темы, он и не упоминается педагогом. Или признаки для сравнения настолько привычны, что они автоматически заносятся в таблицу без анализа их связи с аспектом сравнения объектов. Такие нарушения в работе с заданиями

могут не отразиться на учебном результате, но не приведут к осознанию учащимися метапредметных способов решения проблемных ситуаций.ъ

 

Вторая группа УУД -структурные элементы учебной деятельности. Этапов формирования УУД этой группы (структурные элементы учебной деятельности) так же, как и в предыдущем случае, четыре: целеполагание, планирование, выполнение, контроль и оценка, рефлексия

На первом этапе учитель сам ставит цель урока, сам осуществляет планирование и определение этапов урока, объясняет назначение конкретных заданий, которые учащимся предстоит выполнять самостоятельно, затем контролирует и оценивает их действия по заранее определенным критериям. Проводит рефлексию способов действия, которые освоили учащиеся. Учащиеся вместе с учителем проходят через ситуацию деятельности, но их самостоятельность минимальна – на этапе выполнения предложенного учителем действия.

На втором этапе учитель ставит цель урока, сам организует планирование и определение этапов урока, объясняет назначение конкретных заданий, но учащиеся не только самостоятельно их выполняют, но и осуществляют контроль и оценивание результата. Рефлексию осуществляет учитель.

На третьем этапе учащимся передается еще и этап планирования порядка действий в соответствии с целью, поставленной учителем на урок. Целеполагание и рефлексия остаются за учителем.

На четвертом этапе учитель создает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно определяют на ее основе цель, порядок действий и осуществляют все следующие этапы учебной деятельности по решению проблемной ситуации.

В задачи начальной школы входит прохождение первого и второго этапов, в ряде случаев при помощи учителя дети уже в третьем, четвертом классах способны планировать этапы урока в соответствии с целью, но в полном объеме УУД, связанные с целеполаганием, планированием и рефлексией учебной деятельности, развиваются в основной школе.

 Урок как инструмент развития универсальных учебных действий

Урок, выстроенный в соответствии с требованиями развивающего образования, характеризуется несколькими важными особенностями, которые и создают условия для развития универсальных учебных действий, прежде всего – организационных (регулятивных).

Первый шаг в создании образовательной ситуации, которая будет работать на формирование УУД, – это предъявление учащимся в ходе урока всех его этапов:

- цели деятельности на уроке и предполагаемого результата;

-критериев оценивания результата;

-объяснение плана (почему именно это мы будем делать и в такой последовательности);

-объяснение принципов и способов контроля и оценивания и т.д.

Прозрачность деятельностной ситуации, осознание детьми логики развертывания урока – это первое и главное условие. Далее учитель начинает постепенно передавать учащимся для самостоятельного осуществления этапы деятельности на уроке. И тем самым формировать у них различные универсальные учебные действия.

 Степень самостоятельности учащихся в осуществлении учебной деятельности постепенно нарастает.

В целом, проектирование такого урока осуществляется на основе следующей схемы:

 Сначала педагогом определяются собственные педагогические цели на этот урок и описываются конкретные педагогические результаты, на которые необходимо выйти.

Прописываются предметные, метапредметные и личностные результаты.

Далее педагог начинает разрабатывать логику урока для учащихся, фиксируя цели учащихся на этот урок (они могут по формулировке совсем не совпадать с формулировкой педагогической цели, но для педагога будет очевидным, что ее достижение позволит достичь педагогического результата), достигаемый ими результат и весь путь достижения, которым и является данный урок.

В процессе сценирования начала урока важно обратить внимание на следующие моменты:

Выделение этапов урока. При создании урока четко выделяйте этапы учебной деятельности. Попробуйте отказаться от привычной структуры урока или четко соотнесите ее с этапами деятельности. Для самих себя пропишите переходы с одного этапа на другой. Детям всю эту «кухню» можно будет не озвучивать, но вы сами должны точно знать, где заканчивается один этап деятельности и начинается другой и какая между ними связь.

Этап актуализации знаний. Если он проходит до постановки проблемы, задания этого этапа должны четко выводить детей на проблему. Если этот этап проходит после проблематизации, задания должны помогать вспомнить все, что необходимо, чтобы решить данную проблему.

Постановка проблемы. Есть разные способы постановки проблемы: разрыв в знаниях (невозможность ответить на поставленный вопрос), отсутствие способа решения предложенной задачи, отсутствие аргументов в защиту своего мнения, практическая задача, которую нужно решить, применив теоретическое знание. В любом случае, проблема – это противоречие, «белое пятно», разрыв, неопределенность. Убедитесь,

что вы действительно поставили перед учащимися учебную проблему. Проверьте себя: вытекает ли из данной проблемы  цель урока?

Цель урока чаще всего формулируется через действие или в виде проблемного вопроса, на который нужно найти ответ. Цель обязательно нужно записать и сформулировать «образ результата». Чаще всего это осуществляется через вопрос: «Как мы поймем, что достигли цели?».

Критерии оценивания. Ваши дети смогут самостоятельно оценить друг друга или себя, а также примут вашу оценку как объективную в том случае, если они в начале урока узнали, по каким критериям их будут оценивать. В некоторых случаях критерии могут вводиться в конце урока, одновременно с оцениванием, но это скорее исключение. Спросите самих себя, а вы сами понимаете, по каким критериям и как будете оценивать детей после этого урока?

Цель – задачи – план урока. Из поставленной цели должен логично вытекать вопрос: «Что мы должны для этого сделать?» (это и есть задачи), а далее – «В каком порядке и как

мы будем это делать?» (это план). И задачи, и план обязательно нужно проговаривать с детьми, желательно – фиксировать в виде символического пути (вопросов, шагов, таблицы, схемы и др.), который нужно сегодня пройти, чтобы прийти к результату. Уровень самостоятельности детей в этих вопросах вы регулируете сами. В конце урока к целям, задачам, к плану и его выполнению нужно вернуться обязательно. Это ведь и есть обучение итоговому контролю!

План урока-исследования не может быть прописан заранее в деталях, поскольку учащиеся должны пройти путь доказательства самостоятельно. Примерный план такого урока может выглядеть так:

1. выдвинуть предположения относительно …

2. сформулировать критерии истинности гипотез

3. проверить все выдвинутые гипотезы и выбрать самую обоснованную

4. разработать общий способ … (изучить теорему…)

5. применить общий способ для …

6. ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Заключение

Образование – это развитие. Это выращивание в обучающемся качеств и способностей, которые помогают ему развиться в культурного человека. Человека, владеющего способами мышления, коммуникации, практического действия на основе тех ценностей и смыслов, которые заложены в культуре. Люди разные, их возможности различны, но цель – развитие и выращивание – универсальна для всех, получающих образование. В том курсе, который взяла современная российская школа, заложен большой развивающий потенциал. Без его реализации идеи инклюзивного образования не смогут пустить

глубоких корней в практике работы педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».

Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...

Доклад «Психологическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях»

Среди новых задач педагога-психолога в связи с внедрением ФГОС можно выделить следующие:Обеспечение преемственности в  психологическом   сопровождении  формирования детей дош...

План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного станда

Дорожная карта - как наглядное средство введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в МБОУ «СШ№21»Алибекова Мадинат Исаевнаучитель физической культуры МБОУ «СШ№21»г. Нижнева...