Реализация ФГОС по учебникам Перспектива
методическая разработка на тему

Бабилич Александра Александровна

Выступление на круглом столе для молодых специалистов в ИМЦ Красногвардейского р-на " Современной школе современный учитель" 13.12.2013

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта по средствам учебников « Перспектива».

1.Понятие «Технология» в профессиональной деятельности учителя.

Основным условием решения множества задач, стоящих сегодня перед школой для ее выхода на новое качество образования, признано проектирование и освоение современных образовательных технологий.

Понятие «технология» в гуманитарную область пришло из производства, которое вынуждено действовать с учетом природы материала, исходя из задач превращения определенного сырья в желаемый продукт. В целом смысл данного термина сводится к следующему: педагогическая технология – это воспроизводимый системный вариант организации учебного процесса с четкой организацией и достижением заданной цели.

В обобщенном виде перечень существенных признаков, с которыми сегодня связывают понятие «технология» применительно к сфере образования, можно представить так:

- системность и цикличность действий учителя;

- построение деятельности учителя в соответствии с закономерностями развития ребенка и образовательных процессов (обучение, воспитание, сопровождение и др.);

- логическая последовательность действий в условиях образовательного процесса;

- совместная деятельность учителя и учащихся по достижению запланированных  образовательных результатов;

- воспроизводимость профессиональных действий;

- гарантированность результата в заданном диапазоне условий.

Наиболее актуальными для учителей практиков являются следующие педагогические технологии: технологии обучения на основе системно – деятельностного подхода, технологии воспитания, технология оценивания планируемых результатов, технологические подходы к написанию учебных программ.

2. Системно-деятельностный подход – основа Федерального Госудорственного Образовательного стандарта.

Системно - деятельностный подход предпологает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося ( включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) и обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мативов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Основным результатом образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познавания и освоения мира.

Что бы сформировать у ученика основу умения учиться и способность к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе – необходимо использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Процент усвоения знаний возрастает по мере того, как учащиеся включаются в процесс обучения, проявляют активность, становятся субъектами учебной деятельности.

ФГОС ставит вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном системном переходе от былого «знаниевого» к деятельностному.

Деятельностный подход  к обучению младших школьников базируется на исследованиях , посвещенных особенностям мышления школьников, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.В.Занкова, В.В.Давыдова и др. Этот подход носит интегративный характер: в нем синтезированы не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций приемственности традиционной школы.

Системно-деятельностный подход  выступает как интегральный так как является междисциплинарным и позволяет осуществить интеграцию школьных дисцеплин, проектной, исследовательской, внеурочной деятельности. Системообразующим компонентом при этом является понятие «деятельность учащихся».

Принципиальным отличием технологии деятельностного обучения от традиционного, является то, что предложенная структура описывает деятельность, не учителя, а учащихся.

Деятельностный подход к обучению предпологает :

- Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели ( понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

- выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;

- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенных знания;

- формирование у школьников умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу;

- включение содержания обучения в контекст решения значимых

жизненных задач.

В практике обучения в начальных классах эти положения реализуются следующим образом:

Наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели.

В соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения новых знаний начинается с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться.

Созданию мотивов, определению целей учебной деятельности способствует технология проблемного обучения. Отсутствие достаточных знаний для разрешения проблемной ситуации создает необходимость их формирования. С этой целью могут быть использованы жизненные ситуации, которые следует объяснить с позиции изучаемого учебного предмета, задания предполагающие разные способы решения, разные варианты правильных ответов. В некоторых учебниках для создания проблемной ситуации используются диалоги героев, ошибки персонажей и т.п.

Для постановки учебной задачи через поблемную ситуацию могут использоваться следующие приемы:

- одновременное предъявление противоречивых фактов или точек зрения;

- столкновение мнений учеников или вопросом или практическим заданием;

- вопрос или практическое задание, сходное с уже знакомым, но которое не может быть выполнено с помощью известного алгоритма, правила ( или выполнено ошибочно);

- «невыполнимое» задание.

При организации проектной деятельности учащихся вопрос мотивации так же является очень важным. Проект предпологает решение проблемы (теоретической или практической) значимой для самих учащихся.

Выполение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний.

 Это условие тесно связано с первым: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются щаги для ее приобретения. Учиталь предлагает учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он совместно с учениками подводит итог этой работы.

Выявление и освоение учащимися способа действия для осознанного прменения знаний.

Выполнение детьми осознанных учебных действий  с учебным материалом. При этом наиболее эффективный путь, способность применять приобретенные знания в практике. При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителяя должны направляться на помощь детям, не в запоминании отделных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия.

Формирование у школьников умения контролировать свои действия.

Учитель должен показать учащимся, что важно не только констатировать факт верного или неверного выполнения задания, а выявить проблемные места, причины успеха или неудачи при выполнении задания. Более продуктивным является способ, когда учитель не исправляет ошибки, а только фиксирует их отсутствие или наличие ( в конкретном слове или задании на полях), а ученик в свою очередь находит их и справляет, руководствуясь правилом, алгоритмом, руководством учебника. Одним из важных моментов  при организации самоконтроля и самооценки является создание в процессе этой деятельности ситуации успеха для каждого ученика.

Включение содерания обучения в конекст решения важных жизненных задач.

На этом этапе фиксируется новое содержание, организуется рефлексия и самооценка учениками собственой учебной деятельности ( как я организовал деятельность, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно и т.п.) Соотносится поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Очнь важным становится вопрос: «Где я смогу использовать полученные знания, умения?».

В результате выполнения обозначенных условий организации деятельностного обучения в этот процесс эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки.

Характерными чертами современных образовательных технологий деятельностного типа являются: сотрудничество, диалогичность, деятельностно- творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения, сотворчество учителя и учащихся. Учитель не преподносит знания в готовом виде, но придает им контекст открытия.

Таким образом, деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

- от определения цели школьного обучения как усвоения суммы знаний, умений, навыков к определению цели как развитие умения учиться через формирование у учащихся универсальных предметных действий;

- от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;

- от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;

- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС НОО средствами системы учебников "Школа России": цели и задачи воспитания, социализации младших школьников.

В статье рассматриваются задачи формирования личностной, социальной, семейной культуры а так же три подхода к организации нравственного уклада школьной жизни....

ФГОС и его реализация в системе учебников УМК «Школа России».

Учебно-методический комплект (УМК) "Школа России" в качестве единого целого работает с 2001 года. Однако, учебники УМК были переработаны св сответствии с требованиями ФГОС и вновь отправлены на экспер...

Курсовая работа по программе "Инновационные педагогические технологии в реализации ФГОС". Дидактические характеристики и план урока технологии по теме "Человек и вода". Программа "Перспектива".

В курсовой работе показано, как в современной школе мы, учителя, которые привыкли ставить цели урока, реализуя ЗУН, учимся это делать, реализуя УУД....

Опыт работы с учебником в условиях реализации ФГОС НОО.

Опыт работы учителя начальных классов с учебниками в условиях реализации ФГОС....

«Актуальные вопросы обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС: достижения, опыт, перспективы»

Внеурочная    деятельность    обучающихся.Организация    внеурочной   деятельности    школьников   в  рамках  ...

«Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС» (посредством УМК «Перспектива», «Школа России»).

Проектная деятельность – универсальное средство развития человека.В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои зна...