Консультация для педагогов «Первые дни шестилеток в школе»
консультация на тему

Якуткина Валентина Дмитриевна

Публикуемый материал консультации для педагогов «Первые дни шестилеток в школе» раскрывает основные проблемы детей-шестилеток в школе, содержит дельные советы по их преодолению. Кроме того обращено внимание на перемену, которая при правильной организации и проведении способна повысить активность детей на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakutkina_na_ns._portal.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Первые дни шестилеток в школе»

Самочувствие детей в школе во многом зависит от межличностных отношений. Стимулом зарождения благоприятных отношений в любой группе незнакомых людей является организация их совместной деятельности на основе принципа темпа и разнообразия: чем больше видов деятельности, шире их разнообразие, чем чаще они меняются, тем быстрее люди раскрываются друг перед другом и легче идет их знакомство.

Поэтому, чтобы быстрее познакомить детей друг с другом, учитель должен, прежде всего, последовать этому принципу и организовать разнообразную, быстро меняющуюся и насыщенную индивидуальными занятиями деятельность класса: проводить сюжетные игры по темам самообслуживания, правилам поведения, соревнования по подвижным играм на переменах, художественные конкурсы. При таком разнообразии деятельности появляется возможность каждого ребенка представить в выгодном свете, похвалить, отметить его способности.

Привлекая класс к эмоциональному отклику на успехи товарищей, учитель формирует, таким образом, благоприятную нравственно-психологическую атмосферу для начального этапа жизни коллектива.

В классе создается своеобразная карта, где изображен класс, нарисованы парты, в них сделаны прорези, в которые вставлены фотографии детей с именами и фамилиями. Такая карта поможет учителю и ученикам быстро запомнить имена детей. В дальнейшем фотографии детей, отсутствующих по болезни, помещается в специальный карман с изображением доктора Айболита, а фотографии тех, кто отсутствует по неизвестной причине,- в карман со знаком вопроса или изображение сыщика. Такой экран помогает приучить детей заботиться о своих одноклассниках, навещать больных, передавать по телефону или через родителей задания, справляться о здоровье.

Подобным образом можно оформить стенд с распределениями обязанностей, отражающий, какое поручение имеет каждый ребенок. Когда первоклассники будут знать друг друга по именам, характер знакомства можно углубить за счет игр-упражнений, включающих сенсорные процессы: слух, зрение, осязание.  

В первом классе перед учителем шестилеток стоит задача развития навыков самообслуживания, так как приобретенные к концу дошкольного детства навыки еще недостаточно освоены и прочны. Для поощрения ребят, поддержания у них желания  совершенствовать умения и навыки самообслуживания можно использовать разнообразные награды, призы, подарки.

Но отношение малышей к подаркам тоже надо воспитывать. Они должны понимать и ценить больше то, что сделано своими руками. То, во что вложена выдумка и собственный труд, всегда значительно дороже, чем купленное в магазине.

Послеурочная работа с детьми требует постоянной регуляции нравственного поведения. Назидательные разговоры и оценки взрослыми поступков ребенка далеко не всегда достегают желаемой цели.

Школьная перемена таит в себе не меньше проблем, чем урок. Ведь от того, насколько глубоко дети смогут переключиться с учебной деятельности на другую - динамичную, игровую, творческую зависит снятие физического и умственного напряжения, повышение эмоционального тонуса организма, а значит, сохранение работоспособности на уроках и здоровья ребенка в целом.

Однако повседневная практика школы показывает, что разумное педагогическое руководство отдыхом детей на перемене зачастую заменяется формализованными приемами поддержания дисциплины и разбора конфликтов, неизбежно возникающих при этом.

Суть организации перемены заключается в создании специальной игровой среды, которая время от времени целенаправленно меняется педагогом. Воспитанников на перемене ждут скакалки и кегли, веселые картинки, яркие детские книжки и журналы, доска с цветными мелками и специально приспособленные для рисования на стене большой лист бумаги, шахматы и шашки, игровые строительные материалы. Такая среда стимулирует появление самостоятельных игр шестилеток, делает перемену радостной, долгожданной. Из всего многообразия игр шестилетки выбирают подвижные игры. Когда учитель играет вместе с детьми, не боится, что это снизит его авторитет-это хорошо. Учитель готовит старших ребят к организации игр с малышами: подбирают игры, разучивают правила, дают им основы методики проведения игр, систематически анализируют проведение игры. Присутствие педагога необходимо еще и потому, что в процессе игры между детьми возникают конфликты, малыши могут столкнуться друг с другом, упасть, во всех подобных ситуациях педагог должен разобраться сам.

Организация прогулки требует особого внимания педагога в первые недели школьной жизни малышей. Шестилетки не обладают достаточным двигательным опытом: прыгать через скакалку, играть в классики или в футбол. Дети мало знакомы и им трудно самостоятельно наладить совместную игру. Требуется активная позиция педагога как организатора детских игр.