Влияние недоразвития фонематического слуха и недоразвития речи на успеваемость младших школьников.
материал на тему

Текстовое сопровождение презентации "Влияние недоразвития фонематического слуха и недоразвития речи на успеваемость младших школьников".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orehova_i.v.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Орехова Ирина Владимировна

(МБОУ СОШ № 5 г. Армавир, учитель начальных классов)

Секция: «Актуальные вопросы гуманитарного образования»

Тема «Влияние недоразвития фонематического слуха и  недоразвития речи на успеваемость младших школьников»

(Презентация PowerPoint)

Слайд 1

Влияние недоразвития фонематического слуха и  недоразвития речи на успеваемость младших школьников – актуальная современная проблема.

Слайд 2

Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка.

Слайд 3

Известные учёные доказали, что недоразвитие фонематического слуха и недоразвитие речи значительно влияет на общее развитие ребёнка.

Слайд 4

   Фонематический слух включает:

  • способность слышать есть данный звук в слове или нет;
  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Слайд 5

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

     

Слайд 6

Работа по предупреждению и устранению фонетико-фонематического недоразвития и недоразвитие речи должна начинаться в раннем дошкольном возрасте еще задолго до начала обучения  грамоте.

Слайд 7

Поэтому вопрос о выявлении детей с ФФН в раннем дошкольном возрасте и ранняя коррекция нарушений речи является актуальным вопросом на сегодняшний день.

Слайд 8

Отставание в развитии фонематического слуха и речи – серьёзные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму.

Слайд 9

Упражнения включают задания на распознание:

  • звучащих инструментов;
  • звучащих предметов;
  • действий предметов.

Слайд 10-11

Для обучения детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу можно рекомендовать следующие приёмы:

1) выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук;

2) выделение последнего звука анализируемого слова и придумывание детьми слов с этим звуком:

а)  чтобы этот звук был первым в придуманном слове,

б)  чтобы этот звук находился в середине слова,

в)  чтобы этот звук был последним в слове;

3)  подбор слов, начинающихся на определенный звук;

4)  подбор слов, заканчивающихся на определенный звук;

5)  определение второго звука в слове, придумывание с ним слов:

а)  если в слове второй звук  гласный,

б)  если в слове второй звук  согласный;

в) определение третьего звука (гласный и согласный) в слове, придумывание  слов, в которых этот звук стоит в начале, в середине, в конце (Маша – шапка, мишка, карандаш; волк – лес, пила, стол);

      7)  придумывание слов на первый, второй, третий звуки анализируемых слов;

  1. придумывание слов из определённого количества звуков:

а)  оканчивающихся на гласный звук (луна, окно, игры),

б)  оканчивающихся на согласный звук (аквариум, эскалатор, дом);

9)  придумывание слов из двух-трёх звуков с называнием их в той последовательности, в какой они следуют в слове;

10)  определение количества гласных и согласных звуков в словах, состоящих из трёх, четырёх, пяти звуков; придумывание слов на указанный звук:

а)  которые бы начинались со второго гласного звука (лапа – астра, аквариум; аист – индюк, иголка),

б)   которые бы начинались со второго согласного звука (гуси – солнце, стол; утка – кукла, кот),

в)  которые бы начинались с третьего согласного звука (книга – гуси, гитара);

11)  придумывание слов из трёх звуков, в котором второй и третий известны (ом – дом, кот, сом, лом);

12)  нахождение одинаковых и разных звуков в словах мак и рак и т.д.

Игровые приёмы:

  •  Перепрыгни через скакалку столько раз, столько звуков в названном слове;
  •  покажи столько пальцев на руке, сколько звуков в  анализируемом слове;
  •  пройди столько шагов, сколько согласных звуков в слове кукла.
  •  пусть подойдёт к столу тот , в имени которого столько звуков, сколько раз ударили в барабан (3 – Ира, 4 – Саша и т. д.);
  •  игра «Начало слова за тобой» (назови первый звук  слов с ак – рак, лак, бак и т. д.)
  •  найди и опусти в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук гласный у (кукла, жук, Буратино и т. д.);
  •  игра «Конец слова за тобой» (добавь третий звук слова: ма  - мак, мал; ко – кот, ком, кол и т. д.)
  • В результате занятий по звуковому анализу слов совершенствуется не только фонематическое восприятие ребёнка, но и значительно пополняется словарный запас.

Слайд 12-13

 8 % учащихся с  низким уровнем готовности к обучению остались на том же уровне после периода обучения грамоте. 5% учеников с низким уровнем готовности к обучению показали средний уровень обученности после периода обучения грамоте.  

9% учащихся с недостаточным уровнем готовности к обучению показали высокий уровень обученности по окончанию периода обучения грамоте.

Слайд 14

Сопоставление результатов диагностики готовности первоклассников к обучению грамоте и их успеваемости – подтверждение актуальности данной проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Проблема успеваемости младших школьников как результат отсутствия сотрудничества семьи и школы»

В статье описывается взаимодействие учителя и родителей. а так же его результаты, которые могут быть разными в зависимости от степени сотрудничества. Приводятся примеры решения некоторых задач, имеющи...

Развитие фонематического слуха на начальном этапе обучения младших школьников

В данной статье изложены разноообразные методы и приёмы, позволяющие развивать фонематический слух  у учащихся начальной школы...

Проблемы влияния тревожности на учебную успеваемость младших школьников

В настоящее время увеличилось число  тревожных детей, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью. О возрастании тревожности и страхов у детей свид...

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ....

Причины плохой успеваемости младших школьников

о причинах плохой успеваемости младших школьниковвлияние высших психических функций на процесс обучения...

«Влияние недоразвития фонематического слуха и недоразвития речи на успеваемость младших школьников»

Комментарии к слайдам презентации к выступлению на тему: «Влияние недоразвития фонематического слуха и недоразвития речи на успеваемость младших школьников»....

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....