Внеурочная деятельность Мы и окружающий мир
рабочая программа (2 класс) на тему

Едунова Татьяна Александровна

"Перспективная начальная школа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир»,  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы внеурочной деятельности

С.Н. Ямшинина, «Программы по учебным предметам», М.:  Академкнига/Учебник , 2011 г. Проект  «Перспективная начальная школа».

Социальное направление представлено занятиями научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» .Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Программа представляет собой вариант организации деятельности младших школьников (1–4 классы) в школьном научном сообществе (научном клубе) «Мы и окружающий мир». Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными блоками, изучаемыми в начальной школе «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения», позволяющие ученику овладеть практическими навыками по изучению окружающего мира.

Цель деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» — формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.

Форма организации внеурочной деятельности: школьное научное сообщество.

Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная

Начиная со второго класса идет непосредственная деятельность школьного научного сообщества. Переписка может осуществляться через почтовое письмо. В web-клуб можно присылать задания, расположенные в корпусе учебника, а также задания, выполненные ребенком в рамках деятельности школьного научного сообщества.

По результатам переписки в течение 4 лет самым активным учащимся высылаются сертификаты участника научного клуба «Мы и окружающий мир», а педагогам — сертификаты организатора внеурочной деятельности.

Продолжительность: в течение учебного года аудиторное

или внеаудиторное занятие 1 раз в неделю. Объем часов в год: 34 ч —2класс.

               Учебно- тематический план программы.

Тема 1 . Научный клуб младшего школьника. Удивительное
рядом!
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа.
Живая и неживая природа. Где и как найти ответы на вопросы
(энциклопедия, атлас, Интернет и т.п.).
Тема 2. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Вода. свойства воды». Учебник «Окружающий мир»
(2 класс, часть 1, с. 59–60).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Олимпиада проводится в два этапа: 1 этап — практическая
часть. Опыт «В любом растении есть вода», «Какая вода чистая».
2 этап — ответы на вопросы олимпиады. Подведение итогов, отчет.
Тема 3. Для чего растениям солнце. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Жизнь и значение растений».
Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 1, с. 70–71).
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в парк, сад. Наблюдения за растениями. Значение солнца в жизни растений.
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — защита мини-проекта, олимпиада «Жизнь и значение растений в жизни человека».
Тема 4. Красная книга. растения нашего края. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «размножение растений». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 1, с. 85–86).
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в парк, сад. способы размножения растений нашего края.
Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — защита мини-проекта «размножение растений», олимпиада «Дыхание, питание и размножение растений».
Тема 5. Практическая мини-конференция. Тема «Культурные растения». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Классификация растений». Учебник «Окружающий мир»(2 класс, часть 1, с. 107–108).
Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятий — практическая, олимпиада. 2 часа — практическая мини-конференция
«Культурные растения нашего края»; 2 часа — олимпиада. Культурные растения. Классификация растений. размножение растений. рисунок «Моё любимое растение».
Тема 6. Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?».
Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 1, с. 119–120). Форма проведения занятия — конкурс, практическая работа.
Аудиторное (2 ч). Звезды и планеты. Живая и неживая природа. сезонные изменения в природе. свойства воздуха и воды. размножение растений. разработка экологических знаков1. Заповедные места твоего края.
Тема 7. Как защищаются животные?
Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Животные и их разнообразие». Учебник «Окружающий мир» (2 класс,часть 2, с. 41).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятий — практическая, олимпиада. 1 час — защита животных. способы защиты диких животных от хищников. 1 час — олимпиада. «Животные и их разнообразие».
Тема 8. Для чего необходим режим дня.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятий — практическая работа.
Защита проекта «режим рабочего и выходного дня». Правила здорового образа жизни.
Тема 9. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Органы чувств человека». Учебник «Окружающий мир»(2 класс, часть 2, с. 70). Форма проведения занятий — олимпиада.
Аудиторное (2 ч). Олимпиада «Органы чувств человека». Значение природы в жизни человека.
Тема 10. Как избежать беды. Правила безопасного поведения на улице и дома. Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 2, с. 90).
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия по улицам города, поселка. Правила безопасного поведения на улице.
Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — защита мини-проекта «Правила безопасного поведения».
Тема 11 . От кого зависит чистота на улице. Проект «самый чистый школьный двор». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания. Учебник «Окружающий мир» (2 класс,часть 2, с. 91).
Внеаудиторное (2 ч). Форма проведения занятий — экскурсия на школьный двор. Анализ состояния школьного двора. Акция«Убери школьный двор».
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятий — олимпиада.
Правила безопасного поведения на улице.
Тема 12. Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?».
Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 2, с. 119, 121). Форма проведения занятия — конкурс.
Аудиторное (2 ч). Разновидности животных. Охрана животных.
Условия для жизни человека. Правила гигиены (конкурс разработки предупреждающих знаков) 1. Правила здорового и безопасного образа жизни. Государственная символика. Исторические достопримечательности моего края.
Тема 13. Конференция. Защита портфолио.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба



Предварительный просмотр:

Ожидаемые результаты реализации программы

В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, наро-дов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

В области  метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по за-данным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач. В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: читать условные обозначения карт; описывать природную зону родного края; называть системы органов человека; понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья.

Обучающиеся получат возможность научиться: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности; собирать материал и составлять портфолио о родном крае.



Предварительный просмотр:

Литература.

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир : Учебник : 2 класс. - М. : Академкнига/Учебник.2013в 2х частях,128с.ил.
  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир : Тетрадь для самостоятельной работы : 2класс. - М. : Академкнига/Учебник.2015 в 2х частях
  3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.. Окружающий мир : Хрестоматия : 2 класс. - М. : Академкнига/Учебник. 2013г
  4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир : Методическое пособие для учителя : 2 класс. — М. : Академкнига/Учебник.2012г
  5. В.А. Алексеев 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль 1998 г
  6. Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу.- М.: Учпедгиз, 1955.
  7. Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва. Просвещение. 2007г.
  8. Плешаков А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с экологической направленностью. В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – М.: Просвещение, 1998.
  9. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

10.Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе. М.: АРКТИ, 2007.

11.И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич. Как учить экологии. Москва 1995 г

12.Уроки экологии. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Харьков: Ранок, 2007.

13.Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-   6 классов. Волгоград: Учитель, 2005.



Предварительный просмотр:

            Календарно- тематическое планирование курса

п/п

Раздел программы

              Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Корректировка

1

2

Научный клуб младшего школьника. Удивительное
рядом!

Живая и неживая природа.

2

02.09

09.09

Где и как найти ответы на вопросы
(энциклопедия, атлас, Интернет и т.п.).

3

4

Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Вода. свойства воды».

Опыт «В любом растении есть вода», «Какая вода чистая».

2

16.09

23.09

Олимпиада  «Вода, свойства воды»

5

6

Для чего растениям солнце. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Жизнь и значение растений».

Экскурсия в парк, сад. Наблюдения за растениями. Значение солнца в жизни растений.

2

30.09

Защита мини-проекта, олимпиада «Жизнь и значение растений в жизни человека».

07.10

7

8

9

10

Красная книга. растения нашего края. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «размножение растений».

Экскурсия в парк

Красная книга  растения нашего края.

2

14.10

21.10

Способы размножения растений нашего края.

Защита мини-проекта «Размножение растений»,

2

28.10

11.11

Олимпиада «Дыхание, питание и размножение растений».

11

12

13

14

Практическая мини-конференция. Тема «Культурные растения». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Классификация растений».

Практическая мини-конференция
«Культурные растения»

4

18.11

25.11

Конкурс рисунков «Моё любимое растение»

Олимпиада. Классификация растений, размножение растений.

02.12

09.12

Олимпиада «Культурные растения нашего края»

15

16

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?».

Звезды и планеты. Живая и неживая природа, сезонные изменения в природе, свойства воздуха и воды.

2

16.12

Размножение растений, разработка экологических знаков. Заповедные места твоего края.

23.12

17

18

Как защищаются животные?
Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Животные и их разнообразие».

Олимпиада. Защита животных, способы защиты диких животных от хищников

2

13.01

Олимпиада. «Животные и их разнообразие».

20.01

19

20

Для чего необходим режим дня.

Защита проекта «режим рабочего и выходного дня».

2

27.01

Правила здорового образа жизни.

03.02

21

22

Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Органы чувств человека».

Олимпиада «Органы чувств человека».

2

10.02

Олимпиада .Значение природы в жизни человека.

17.02

23

24

25

26

Как избежать беды. Правила безопасного поведения на улице и дома.

Экскурсия по улицам города. Правила безопасного поведения на улице

4

24.02

02.03

Дорога от дома к школе.

Правила перехода проезжей части улицы.

Защита мини-проекта «Правила безопасного поведения».

09.03

16.03

27

28

29

30

От кого зависит чистота на улице. Проект «самый чистый школьный двор». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания.

Экскурсия на школьный двор. Анализ состояния школьного двора.

4

23.03

06.04

13.04

20.04

 Акция «Убери школьный двор».

Олимпиада.
Правила безопасного поведения на улице.

Олимпиада

Правила безопасного поведения в быту.

31

32

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?».

Разновидности животных. Охрана животных.
Условия для жизни человека. Правила гигиены (конкурс разработки предупреждающих знаков) Правила здорового и безопасного образа жизни.

2

27.04

Государственная символика. Исторические достопримечательности моего края.

04.05

33

34

Конференция. Защита портфолио.

Сбор информации для портфолио.

2

11.05

Конференция .

Защита портфолио

18.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности ФГОС по окружающему миру для 1 класса

Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам ООП НОО. Рабочая программа кружка "Планета загадок" разработана на основе факультативного курса А. А. Плешакова с целью расши...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы и окружающий мир» пнш 1-4 классы

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...

предмет внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» 1 класс

Календарно - тематическое планирование составлено на основе авторской рабочей программы по внеурочной деятельности....

предмет внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» 2 класс

календарно-тематическое планирование по предмету внеурочной деятельности "Мы и окружаюжий мир"...

предмет внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» 3 класс

календарно-тематическое планирование по предмету внеурочной деятельности "Мы и окружающий мир"...

предмет внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» 4 класс

календарно-тематическое планирование по предмету внеурочной деятельности "Мы и окружающий мир"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» для учащихся 4 класса

Программа внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного стандарта  начального общего образования, с учетом пр...