Классный час "Моя фамилия"
классный час (4 класс) по теме

Бирюкова Лариса Алексеевна

Данное мероприятие было разработано и проведено с целью: воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям; формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников; изучение семей классного коллектива; знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа; развитие творчества учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ch._o._moya_semya.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения

«Моя фамилия»

Цель проведения:

  • воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
  • развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;
  • формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
  • изучение семей классного коллектива;
  • знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа;
  • развитие творчества учащихся.

Предварительная подготовка к часу общения:

  • составление учащимися генеалогических деревьев, фамильных гербов;
  • поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях;
  • оформление фотовыставки «Загляни в семейный альбом»;
  • сочинения учащихся по темам: «Моя семья», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Наши фамилии»;
  • сбор рецептов старинных русских блюд.

Ход классного часа

Классный руководитель

 Дорогие ребята! У нас сегодня классный час, который подведет итоги всей нашей большой работы. А его тема звучит так:

«Моя фамилия». (слайд 1)

Мы привыкли, что у каждого человека есть фамилия. Но, оказывается, что слово «фамилия» имеет латинские корни и в переводе с латинского языка означает «семья». Значит, сегодня у нас пойдет речь не только о фамилии, в привычном для нас значении, но и о наших семьях. (слайд 2, 3)

Ученик 1. В России становление фамилий началось в конце XIV векa. Княжеские титулы и родовые имена бояр в первой половине XIV века еще не были фамилиями.

   Фамилии в первую очередь стали получать бояре и дворяне в связи с установлением обязательной для них государственной службы и составлением списков служилых людей. Большинство дворянских фамилий образовывались из отчеств, реже - от названий владений. Процесс формирования фамилий у дворянства завершился в XVII веке.

Ученик 2.

 У купцов фамилии начали появляться в XVI веке, сначала у наиболее крупных - "именитого купечества", к которым относились, например, Строгановы. Значительная же часть купечества оставалась бесфамильной вплоть до XIX века.

   В XVIII веке стали давать фамилии духовенству. Перед выпуском в духовную семинарию приезжал архиерей и раздавал фамилии, чаще всего - по названию церкви, в которой служил отец семинариста.
К фамилиям церковного происхождения относятся: Архангельский, Троицкий, Вознесенский, Рождественский, Благовещенский и т.д.

Ученик 3.

   С середины XVI века стали появляться фамилии у ремесленников и городского населения. Однако, даже в середине XIX века было ещё немало бесфамильных горожан.

   В XVI - XVII веках имена у крестьянства стали переходить от отца к сыну, т.е. стали становиться фамильными прозвищами (уличными фамилиями).

   Уличные фамилии существовали у многих крестьян, но они нигде не записывались и поэтому часто изменялись. Нередко семья имела несколько разных уличных фамилий.

Ученик 4.

 Отмена в 1861 г. крепостного права вызвало поголовное офамиливание населения. Десяткам миллионов освобожденных крестьян раздавали фамилии. Превращали в фамилию отчество или записывали фамилию бывшего владельца или одну из уличных фамилий.

  

Пути образования русских фамилий. (слайд 4)

  Ученик 5. (слайд 4)

  Известны пять основных путей образования русских фамилий:

1. Фамилии, образованные от крестильных христианских имен (Нефедов, Борисов, Юрьев, Андреев, Исаев и т.п.).

 

 Ученик 6. (слайд 4)

2. Фамилии, возникшие как прозвища, отмечающие особенности внешности. Так, нынешние Кубасовы, Пузалихины, Толстухины могут с уверенностью полагать, что их далекие предки были весьма упитанными. Наоборот, Кострюковы, Тонковы, Узких, Худобины - потомки тех, кто имел недобор веса. Возможно, и сегодня Долгановы, Долгих, Дылдины, Нагибины не утратили своего родового высокого роста. А Коротыгины, Коротких совершенно точно имели хотя бы одного низкорослого пра-пра-прадедушку.

   Часть фамилий возникла из прозвищ, обозначающих манеру говорить: Базанов (базан - крикун), Балакшин (балакша - говорящий неразборчиво), Вараксин (варакса - пустомеля), Латышев (латышать - картавить), Реутов (реут - басистый).

   Большое количество фамилий образовано из прозвищ, сравнивающих людей с птицами, рыбами, зверями и растениями. Происхождение таких фамилий обычно легко понять: Соколов, Воробьев, Щукин, Комаров, Грибов.

Ученик 7. (слайд 4) 

3. Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ: Плотников, Гончаров, Бондарчук, Коваль, Мельников и др.

Ученик 8. (слайд 4)

4. Фамилии, образованные от географических названий (городов, деревень, рек, озер и т. д.), откуда родом был один из предков носителя фамилии: Мещеряков, Новгородцев, Москвитин, Белозеров, Колмогоров, Орлов  и т. д.

Ученик 9. (слайд 4)

5. Фамилии православного духовенства: Троицкий, Рождественский, Благовещенский и т. д.

Ученик 10.

А тем, кто подписывается фамилией с отрицательным корнем, не стоит огорчаться. Дело в том, что в семьях детям часто давали прозвища: обереги, призванные защитить от болезней и злых духов. Так появлялись Грязные, Докуки, Злобы, Горины, Нелюбы и даже Смертки. Так что им не стоит сваливать свои грехи на недостатки предков. Возможно, те были людьми прекрасными во всех отношениях.

Классный руководитель. (слайд 5)

Итак, нам предстоит побывать в роли антропонимистов, т. е. ученых, которые занимаются изучением фамилий.

Сейчас мы послушаем, что расскажут нам ребята о своих фамилиях, что им удалось узнать?

/Дети рассказывают об истории образования своей фамилии./

Классный руководитель.

В знатных русских семьях существовали семейные гербы. Герб мог рассказать не только о своем теперешнем хозяине, но и чем были известны его предки, какими качествами они обладали. Часто фамильные гербы имели свой девиз. Нам пришлось заняться и геральдикой, наукой, изучающей гербы, ненадолго стать герольдами. (слайд 6) 

/Дети представляют свои семейные гербы./ (слайд 7 - 12)

Классный руководитель.

 «Семья – один  из шедевров природы». Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».

 Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто  дорог вам больше всего на свете.

Мы долго готовились к этому празднику. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!

Мы составляли свои родословные – выступали в роли историков, были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортёрами, когда расспрашивали своих родителей о  бабушках и прабабушках, писателями, когда писали сочинения о семье.

Мы узнали много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть, чем поделиться друг с другом.

Песня «Радость моя!» (слайд 13)

1. Ветер стучится в стекло,

Звезды дрожат за окном.

В доме тепло и светло

Вся семья за столом. (2 раза).

Мамы улыбка моей

Мне всех дороже наград!

Ярче горячих свечей

Папин ласковый взгляд! (2 раза).

Припев.

Будем шутить, будем играть,

И говорить, и вспоминать.

Это наш дом, наша семья,

Счастье мое, радость моя!

2. В разных заботах у нас

День беспокойный прошел.

Вечером дома сейчас

Вместе нам хорошо! (2 раза).

Время торопит свой бег –

Будет дорога своя.

Но в моем сердце навек

Папа, мама и я! (2 раза).

Припев (тот же).

                                                                   

Классный руководитель.

Вы написали сочинения о  своих семьях.  Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

/Дети зачитывают свои сочинения о семье./ (слайд 14)

Классный руководитель.

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тётей и т. д.

Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

Вам раньше приходилось когда-нибудь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.

Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе.

Мы с вами попытались составить свои родословные.

/ Учащиеся рассказывают о своей семье, показывают свои генеалогические древа./ (слайд15)

Я думаю, что до этого времени мало у кого было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.

Классный руководитель.

Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.219 ныне здравствующих потомков Пушкина гордятся своим великим предком.

И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?

/ Учащиеся рассказывают о своих близких./ (слайд 16)

Классный руководитель.

Существует традиция называть детей в честь  кого – то из членов семьи.

Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

/ Учащиеся, названные  в честь кого – либо из родственников,  рассказывают о них./

Классный руководитель.

Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.

Существует традиция - собирать и хранить семейные фотографии.

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция  эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии  дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен.

/Звучит запись «Загляните в семейный альбом» Э. Пьехи/ (слайд 17)

На выставке предоставлены фотографии из семейных альбомов.

/Учащиеся знакомят с фотовыставкой                                                «Загляните в семейный альбом»/

Классный руководитель.

У многих дома хранятся станинные вещи. Человека уже нет, но мы храним , а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.

/Дети представляют старинные семейные вещи./

Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения, как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги, как  память о наших  родных.  Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

Классный руководитель.

Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.

За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.

Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

/Дети называют блюда, традиционные в их семьях./ (слайд 18)

Классный руководитель.

Ребята, мы много сегодня говорили и о фамилиях, и о семье, и о семейных традициях. А как вы думаете, кто, как правило, является хранителем домашнего очага, домашнего уюта, домашних традиций? /ответы детей/.

Да, действительно, это наш самый близкий, самый родной и дорогой человек – это наша МАМА. (слайд 19)

Стихотворение «Прошу вас, берегите матерей!» .(А.Ремизов).

Прошу вас, берегите матерей!

Теплом укройте от житейской вьюги!

Их любовь во стократ горячей,

Чем друзей и любимой подруги.

Материнской любви не объять,

И канонов я здесь не нарушу,

Коль скажу: «мать готова отдать

Свою ласку, нежность, душу»

Мать возьмет на себя вашу боль,

Все терзанья, смятенья и муки,

Мать положит в дорогу хлеб-соль

И протянет навстречу вам руки.

Пусть за шалость накажет не строго,

Только ей никогда вы не лгите!

И во имя великого Бога

Матерей своих берегите!

Не оставьте их без участья!

Сей наказ, вы запомните, дети!

Ведь не может быть полного счастья,

Если мамы не будет на свете!

Классный руководитель.

А сейчас нас ждет …

БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА  (слайд 20 - 25)

1. Скажите по-латыни «семья».  (Фамилия).

2. Кто такие «кузен»? «Кузина»? (Двоюродные брат, сестра).

3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист.)

4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)

5. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол.

(Гореть.)

6.По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр. (Софья, то есть Мудрость.)

7. Первый, старший ребёнок в семье – первак. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? (Третьяк.)

8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает».)

9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрёшке.)

10. Как называется фамилия женщины до её замужества?(Девичья.)

11. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается. («Дюймовочка».)

12. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»?

(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

13. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

14.Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)

15. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи?

(Улей, борть.)

16. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)

17. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья? (Алфавит.)

  

Литературные родственники. (слайд 26)

В названия известных произведений вставьте пропущенные слова, являющиеся названием членов семьи.

  •  «... Мазай и зайцы», Н.А.Некрасов.   (дед)
  •  «Капитанская ...», А.С. Пушкин.  (дочка)
  •  «... полка», В.П. Катаев.  (сын)
  •  «... капитана Гранта», Ж. Верн.  (дети)
  •  «... Фёдор, пёс и кот», Э. Успенский.  (дядя)

Подведение итогов. (слайд 27)

Классный руководитель.

Наш классный час подходит к концу, настало время подведения итогов.

  1. Награждается самый активный учащийся.
  2. Лучший участник в номинации «Семейный альбом».
  3. Лучший участник в номинации «Рассказ о семейной традиции».
  4. Лучший участник в номинации «Семейная реликвия».
  5. Лучший участник в номинации «Фамильный герб».

Каждая семья – это свой маленький мир, где есть свои правила и традиции. Семья – значит все вместе: один за всех и все за одного. В семье радости или беды общие. Ты знаешь, что есть люди, которые тебя поймут, дадут совет или просто пожалеют. Только семья может дать ощущение защищенности и взаимной заботы.

Ведь, не зря, семье посвящено и великое множество пословиц, песен, стихотворений, литературных произведений.

/Дети зачитывают подобранные пословицы./ (слайд 28)

Стихотворение «Что может быть семьи дороже?»


Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.


(слайд 29)
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей"

Урок "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей" - урок исследование, позволяющий первоклассникам самостоятельно, в игровой форме усвоить учебный материал...

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе с использованием ИКТ по программе "Школа 2100"...

Внеклассное занятие "Что значит моя фамилия?"

Тезисы. Внеклассное занятие проводится в 4 классе. Оно является итогом исследовательской работы с инициативной группой учащихся 4 класса, итогом большой работы с родителями и учащимися.  В п...

Открытый урок "Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц, городов"

Знакомство детей с правописанием заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц нашего города....

Классный час по истории происхождения имени, фамилии и отчества "Как меня зовут?"

Классный час проходил в 4 классе. Учащиеся представили отчёты - результаты своей исследовательской работы (на этапе подготовки данного мероприятия каждый ученик получил задание -узнать версии происхож...

Классный час "Моя фамилия"

Одно из мероприятий к проекту "Моя родословная" (1-4 классы). Включает сценки, стихи, загадки, игры, обзор портфолио, фотографии семьи, родословное дерево семьи...