Стартовый модуль как средство формирования УУД первоклассников на этапе введения в школьную жизнь
статья (1 класс) на тему

Свешникова Екатерина Михайловна

Доклад. Пленарная часть. Программа секционного заседания в рамках августовского совещания работников системы образования города в 2016году.

РМЦ «Обучение педагогов в деятельностном режиме развивающим технологиям в условиях введения ФГОС второго поколения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_st_modul.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад. Пленарная часть. Программа секционного заседания в рамках августовского совещания работников системы образования города в 2016году.

РМЦ «Обучение педагогов в деятельностном режиме развивающим технологиям в условиях введения ФГОС второго поколения»

Стартовый модуль как средство формирования УУД первоклассников на этапе введения в школьную жизнь

Приход детей в школу знаменует этап завершения дошкольного детства и их вступление в школьную жизнь. Это закономерное явление, которое подготовлено физиологически (уровнем биологического и физического развития ребенка), социально (готовностью вступать в новые формы общения, способностью выражать отношение к окружающему миру и самому себе), психологически (готовностью к усвоению широкого спектра знаний и умений; способностью воспринимать, запоминать, рассуждать, проявлять волевые усилия; желанием заниматься новой - учебной - деятельностью).

Но, хорошо известно, что начало школьного обучения связано с возникновением целого ряда трудностей привыкания к новой жизни, выполнения новых социальных ролей (“я — школьник”, “я — ученик”). Одни трудности связаны с неготовностью интеллектуальной сферы первоклассника: у него недостаточно развиты умения внимательно рассматривать, сравнивать, классифицировать и др. Другие — с развитием волевой сферы — способностью сосредоточиваться, доводить дело до конца, принимать требование взрослого. Третьи — с недостаточно сформированной коммуникативной сферой личности — умением вступать в контакт, налаживать совместные действия, поддерживать беседу и пр.

Все эти трудности приводят к возникновению феномена школьной тревожности, которая в психолого-педагогической литературе характеризуется как комплекс негативных переживаний ребенка (тревожность, страх, неадекватность реакций).

Тревожность, возникающая сначала по поводу отдельных школьных ситуаций, постепенно перерастает в стойкое отрицательное эмоциональное состояние, которое характеризует отношение современных детей к школе, учителю и учению. Он отказывается выполнять требование взрослого, проявляет отрицательное отношение к деятельности на уроке, своеволие и упрямство. Психологи считают, что такие явления — следствие, как правило, некорректно организованного процесса обучения и всей школьной жизни, в результате чего у ребенка наступает неосознаваемое им чувство разочарования, тревожности, страха.

Слайд. Какие нарушения учебного процесса вызывают отрицательное отношение ученика к школе? Некоторые из них:

  • Учитель не учитывает характера жизни и деятельности ребенка-дошкольника и резко погружает его в систему школьных отношений. Отсутствие связи и преемственности между двумя самоценными детскими жизнями — дошкольной и школьной — приводит к возникновению у ребенка внутреннего конфликта.
  • На стыке двух возрастов наиболее болезненно воспринимают новую социальную ситуацию дети, у которых не удовлетворяются значимые для них потребности. К ребенку подходят с общими “усредненными” мерками, не учитывают его индивидуальность, не дают возможность действовать самостоятельно и инициативно.
  • Учитель не считается с особым качеством детей этого возраста: у них завышенная самооценка и тяга к положительной оценке всего того, что он делает. Успешность любой деятельности первоклассника — условие “рождения” его как ученика. Как ни парадоксально это звучит, но именно ориентация учителя на успешность всех учебных действий школьника и помогает постепенно формировать адекватную самооценку.

Как же можно решить все эти проблемы?

Конечно, можно усилить требования к готовности ребенка к школе и, к примеру, не принимать в первый класс детей, не прошедших специальных тестов на школьную зрелость. Но, во-первых, это будет нарушением конституционных прав гражданина нашей страны, который может по достижении шести с половиной лет поступить в школу. А во-вторых, такая мера вряд ли существенно изменит положение: достичь “единого” старта всех будущих первоклассников.

И все-таки что же делать? Можно ли помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни в условиях школы? При каких условиях стартовая готовность ребенка (так психологи называют исходный уровень развития ребенка при его поступлении в школу) может перейти во вторичную готовность (термин В.Д. Шадрикова), то есть сформированную систему качеств, обеспечивающих готовность к учению как специфической школьной деятельности?

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что возникающие в первом классе проблемы касаются всех участников процесса приобщения ребенка к школьной жизни. Перед учеником стоит вопрос: что я должен делать, как себя вести, чтобы принять школьную ситуацию как весьма важную для меня? Учитель должен ответить на такой вопрос: как организовать процесс взаимодействия с ребенком, чтобы, используя стартовую готовность к школе, осуществлять дальнейшее развитие его личности? Если усилия всех участников нового этапа жизни ребенка объединить, то значительного числа трудностей в первом классе можно будет избежать.

Слайд. Стартовый модуль «Первый раз в первый класс»

Специфика начального этапа обучения в школе определяется необходимостью восполнения (компенсации) детского опыта в разных практических областях до того уровня, с которого возможно начинать строить предметные линии (в форме учебной деятельности). Таким образом, начало развертывания предметных линий определяется наличием определенного опыта практических действий, необходимого для обнаружения противоречия между собственным действием и новой ситуацией, т.е. для постановки учебной задачи (исходной точки предметной линии).

СЛАЙД. Цель: Приглашение ребенка в новую, учебную систему отношений и своеобразный тренинг учебного общения, который задает определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми: неимитационное поведение, готовность к выработке своей (детской) позиции, умение запрашивать недостающую информацию и отказываться от решения нерешаемых задач, умение договариваться НЕ переводя логического разногласия в личностный конфликт, доверие к себе – движущимуся от незнания к знанию.

Задачи:

  • Адаптация детей к школе;
  • Освоение основных норм и правил поведения и взаимодействия в школе;
  • Компенсация предметного опыта и опыта взаимодействия с людьми для каждого ребенка в своей области, выравнивание класса в области наиболее существенных действий, которые дети должны были освоить в дошкольном детстве;
  • Накопление опыта содержательного взаимодействия в классе (с учителем и сверстниками);
  • Развитие предметных действий, предваряющих выход в предметные линии измерения и предметную линию письма (появление в расписании отдельных учебных предметов);
  • Формирование поля содержательно-оценочных взаимодействий в классе.

Общая структура образовательного модуля

1 этап

Проектная задача

Путешествие по планете Земля

Предмет

Окружающий мир

Класс, время

1 класс, сентябрь

Вид задачи

Предметная, может использоваться в качестве основной части фазы запуска учебного года

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

 1. Использование детьми знаний о растениях и животных отдельных территорий, о дикорастущих и культурных растениях, о диких и домашних животных, основываясь на дошкольном опыте.

2. Создание условий для необходимости в появлении предмета «окружающий мир».

3. Разновозрастное сотрудничество учащихся 1 и 3 кл.

4. Выявление и активизация творческих возможностей детей.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися стартовых возможностей для дальнейшего изучения окружающего мира.

Ознакомление учащихся с перспективами в изучении содержания курса окружающего мира 1 класса («Карта движения» по предмету).

Освоение первичных навыков совместной работы в малой группе.

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценка стартовых коммуникативных возможностей отдельных учащихся и класса в целом (методом экспертного наблюдения.

2 этап

Проектная задача

Путешествие на планету Математикус

Предмет

Математика

Класс, время

1 класс, сентябрь

Вид задачи

Предметная, может использоваться в качестве основной части фазы запуска учебного года

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

1. Использование детьми знаний о признаках и свойствах предметов, основываясь на дошкольном опыте.

2. Создание условий для необходимости в появлении предмета «математика».

3. Введение таких педагогических средств как карточки-помощники, «карта знаний».

4.Разновозрастное сотрудничество учащихся 1 и 3 кл.

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача

Математика:

– различение фигур по их признакам (цвет, форма, размер);

– сравнение величин.

Общеучебные умения:

– элементы сотрудничества в игровой деятельности.

Планируемый педагогический результат

 

Демонстрация учащимися стартовых возможностей для дальнейшего изучения математики.

Ознакомление учащихся с перспективами в изучении содержания курса математики 1 класса («карта» движения по планете Математикус).

Создание – «карточек-помощников».

Освоение первичных навыков совместной работы в малой группе.

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценка индивидуальных стартовых возможностей учащихся в плане готовности к изучению курса математики.

Оценка стартовых коммуникативных возможностей отдельных учащихся и класса в целом ?(методом экспертного наблюдения).

3 этап

Проектная задача

«Путешествие в страну Грамотеев, или клад кота Леопольда»

Предмет

Обучение грамоте, литературное чтение

Класс, время

1, 3 классы, сентябрь

Вид задачи

Предметная, может использоваться в качестве основной части фазы запуска учебного года

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

1. Использование детьми знаний о звучащей и письменной речи, основываясь на дошкольном опыте.

2. Создание условий для необходимости в появлении предметов «литературное чтение» и «обучение грамоте».

3. Введение таких педагогических средств как «карта знаний», знаки: +, -, ?, готовность группы, линейки оценивания.

4. Освоение различных образовательных пространств: место для тренировки и оценки.

5. Организация разновозрастного сотрудничества учащихся.

6. Активизация и диагностика дошкольного читательского опыта и кругозора.

7. Выявление и активизация творческих возможностей и актерских способностей детей.

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача

Предметные:

- чтение;

- рассказ о прочитанной книге;

- озаглавливание текста;

- восстановление деформированного текста;

- чтение наизусть;

- элементарное стихосложение;

- инсценировка.

Общеучебные умения:

- элементы одно и разновозрастного сотрудничества в игровой деятельности;

- соотнесение текстовой информации и иллюстративного материала;

- фиксация сообщений в виде графического изображения;

- высказывание собственной точки зрения;

- публичное выступление.

Планируемый педагогический результат

 

Для первоклассников:

  1. Демонстрация учащимися первоначальных навыков работы с текстом, чтения, письма, сочинения, пересказа, а также умения взаимодействовать в микрогруппе.
  2. Ознакомление учащихся с перспективами изучения предметов «Обучение грамоте» и «Литературное чтение».
  3. Освоение первичных навыков совместной работы в малой группе.

Для учащихся 3-х классов:

  1. Опробование себя в роли тьютера, наставника по отношению к первоклассникам, и как результат – безболезненный переход из начальной в основную школу.
  2. Наблюдение за детьми младшего возраста и фиксация результатов наблюдения.
  3. Умение организовать группу младших школьников, предвидеть и предотвратить конфликтные ситуации.

Способ и формат оценивания результатов работы

  1. Оценка индивидуальных стартовых возможностей учащихся в плане готовности к изучению курса обучения грамоте и литературного чтения.
  2. Оценка стартовых коммуникативных возможностей отдельных учащихся и класса в целом (методом экспертного наблюдения).
  3. Оценка коммуникативных возможностей пятиклассников в сотрудничестве с младшими школьниками.

5 этап

«Знаки»

«Новые приключения Буратино»

Предметные области

Умения

Математика

- введение знаков «больше, меньше, равно» как заменяющие слова

Обучение грамоте

1) - различение слов по номинативной функции (предмет, действие, признак, слова-помощники);

 - составление высказываний;

2) - выделение звуков в слове;

 - обозначение количества звуков в слове;

 - деление слова на слоги;

3) - различение гласных и согласных звуков;

4) -подготовка руки к письму.

Окружающий мир

- знакомство со знаками дорожного движения

6 этап

«Процессы»

Умения

Математика

Перенос отношений «больше», «меньше» на ситуацию изменения объектов;

Преобразование чертежа (из двух отрезков в линейный чертёж).

Обучение грамоте,

Литературное чтение

Введение артикуляционных критериев для распознавания гласных и согласных звуков;

Определение качественной характеристики звуков;

Обучение детей правилам посадки за рабочим столом, ориентировке в прописи;

Введение способов написания элементов букв;

Установка на домашнюю сам работу по письму и чтению.

Окружающий мир

События и их последовательности в «действиях природы» и «действиях человека». Цель и результат, замысел и реализация, шаги (действия) и их последовательность, приводящая к задуманному результату. Циклические процессы.

7 этап

«Моделирование»

Математика, окружающий мир

1) введение способа моделирования отношений между величинами с помощью отрезков (на примере площади);

2) введение образовательных пространств «место на оценку», «место сомнений»;

3) отработка возможности представлять результаты сравнения величин любого рода с помощью отрезков;

4) введение буквенных обозначений для величин;

5) соотнесение двух форм описания результата сравнения: с помощью отрезков, с помощью формул.

Обучение грамоте

1) выделение звуковой последовательности или всех звуков составляющих слово; способ интонирования;

2) введение фишки для обозначения и фиксации выделенных звуков;

3) выяснение отношения между словом и обозначаемым им предметом.

8 этап

«Задачи»

Математика

1) Рассмотреть простейшую форму задач, решаемые прямым предметным действием;

2) Выделить общую структуру задачи для различных предметных областей.

Окружающий мир

Итак, будем помнить, что доверие ребенка к учителю, деловые отношения, построенные на желании взрослого помочь, а не “поймать и наказать”, становится условием успешности всей жизни первоклассника в школе. В первом классе не используется никакая форма балльной оценки. Это объясняется тем, что ребенок еще не принимает отметку как способ оценки его деятельности. Такое непонимание связано со следующими причинами:

  • первоклассник не знает “стоимости” той или иной отметки;
  • он не умеет сравнивать результат своей деятельности с поставленной целью, поэтому принимает отметку учителя как отношение к себе (“не любит”, “придирается”). Очень важно реализовать требования к организации контроля и оценки в первом классе.

Прохождение стартового образовательного модуля «Первый раз в первый класс» позволяет детям адаптироваться к школе. Освоить основные нормы и правила поведения и взаимодействия в школе.

В первый год обучения у детей происходит плавный переход от игровой к учебной деятельности. 1 класс является стартовым и крайне важным для формирования УУД.

Планируемые результаты

Прохождение стартового образовательного модуля «Первый раз, в первый класс» позволяет детям адаптироваться к школе; освоить основные нормы и правила поведения и взаимодействия в школе.

В первый год обучения у детей происходит плавный переход от игровой к учебной деятельности. 1 класс является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий:

личностные действия в первом классе обеспечивают ориентацию учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях. Происходит накопление опыта содержательного взаимодействия в классе (с учителем и сверстниками);

 регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Формируется поле содержательно оценочных взаимодействий в классе.

познавательные действия включают в себя общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы. Происходит развитие предметных действий, предваряющих выход в предметные линии измерения и предметную линию письма (появление в расписании отдельных учебных предметов); компенсация предметного опыта, выравнивание класса в области наиболее существенных действий, которые дети должны были освоить в дошкольном детстве;

В ходе формирования социальных (социального опыта), предметных, универсальных учебных действий и происходит становление личности младшего школьника.

Оценка достижений планируемых результатов

Образовательная система Эльконина-Давыдова предполагает безотметочное оценивание. Поэтому учитель работает над формированием самооценки детей. Для этого предусмотрены шкалы для самооценки (линеечки, круги, лесенки).

К оценочным действиям относятся также задачи повышения «престижа» некоторых важных деталей работы детей. К ним относятся вопросы групповой работы (умение договориться, кто выступит от группы, умение решить совместно задачу), моменты творчества детей («Карта проблем и вопросов»).

 «Карта проблем», предлагается впервые учителем в тот момент, когда кто-то из детей задаст первый вопрос, ответ на который не может быть пока найден. Так фиксируются ситуации открытого незнания, обозначается круг проблем, которым дети пока не могут дать объяснения. Туда же записываются детские гипотезы, которые пока невозможно проверить.

Так же внимательно учитель должен отнестись к организации контроля. Он должен организовать контроль со стороны детей за происходящим в классе. Этому помогает введение знаков согласия-несогласия.

Усилению контроля способствует введение в ход урока специальных провокаций, или «ловушек», — намеренно неправильных учительских ходов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок образовательного модуля "Введение в школьную жизнь". Тема урока:" Режим дня школьника".

Образовательный модуль "Введение в школьную жизнь" по новым ФГОС ведется в первые две недели обучения первоклассников с целью адаптации к школе. Урок "Режим дня школьника"- это второй урок модуля...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Детское сотрудничество"

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Оценка и самооценка""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Учимся работать вместе""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Адаптация первоклассников к школьной жизни".

Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Программа адаптации первоклассников к школьной жизни"....

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....