Программа внеурочной деятельности "По тропинкам Югории"
рабочая программа (1, 2, 3 класс) на тему

Богданова Лилия Ирековна

Программа «По тропинкам Югории»  разработана для занятий с учащимися 1- 4 классов во внеурочной деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestatsionnoe_zadanie.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Программа внеурочной деятельности»

Выполнила:

Бердикулова Лилия Ирековна,

учитель начальных классов

КУ «Нижневартовская

общеобразовательная

санаторная школа»

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного

направления «По тропинкам Югории»

Пояснительная записка

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде,  экологическое воспитание. В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество. Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, свою причастность к историческим событиям в родном крае. Потому я и считаю, что краеведение как предмет должно обязательно присутствовать в воспитательно- образовательном процессе, помогающий ученику сформировать свою систему ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм. А он начинается с любви к своей малой родине. Родная природа - снежные просторы тайги, северное сияние, земля в цвету открывают богатейшие возможности для воспитания этого чувства. В общении с природой формируются лучшие нравственные качества маленького человека: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому. Большое место при ознакомлении детей с родным краем должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека всей их целостности и многообразии.

 Цели  программы:

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

- воспитание нравственно-этических основ через знакомство детей с традициями, историей и культурой родного края.

Задачи:

 познакомить с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов ханты и манси

 развивать познавательный интерес к своей малой родине и к чтению краеведческой литературы

 воспитывать нравственно-этические нормы и гуманное отношение к окружающей среде и всем формам жизни.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является

ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства

народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и

экономической стабильности. Невозможно создать современную

инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его

внутренней жизни.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и

социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в

социально-исторических, культурных, семейных традициях

многонационального народа России, передаваемые от поколения к

поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Основная часть

Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность

нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и

социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе,

детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему

живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к

жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от

предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность;

позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется

малой Родиной - наш район, наш город, наш регион.

Новизна программы «По тропинкам Югории» состоит в том, что содержание

рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к

целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации,

альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических

проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от

поведения и поступков людей по отношению к природной и

социокультурной среде.

Обучающие:

- расширять представления об окружающем мире;

- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни,

понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость

рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.

Программа «По тропинкам Югории»  разработана для занятий с учащимися 1- 4 классов во внеурочной деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.

Содержание программы связано с такими

учебными предметами, как:

1) русский язык;

2) литературное чтение;

3) окружающий мир;

4) технология;

5) изобразительное искусство

Место проведения занятий - учебные кабинеты, живой уголок учреждений

дополнительного образования, пришкольный учебно-опытный участок,

читальный зал библиотеки, промышленные предприятия города, лаборатории

кабинетов химии, физики, биологии.

Программа «По тропинкам Югории»  относится к духовно-

нравственному направлению, рассчитана на 4 года занятий, объемом в 203

часа, 1-2 классы- 1 час в неделю, 3-4 классы-2 часа в неделю.

Класс

Кол-во часов

Аудиторные

Внеаудиторные

1 класс

33 часа

10 часов

23 часа

2 класс

34 часа

8 часов

26 часов

3 класс

68 часов

20 часов

48 часов

4 класс

68 часов

22 часа

46 часов

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности «По тропинкам Югории»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов

реализации Требований к результатам освоения основных образовательных

программ федерального государственного стандарта. Планируемые

результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях

выпускников.

Содержание программы внеурочной деятельности «По тропинкам Югории», формы и методы работы позволят достичь следующих

результатов:

Личностные:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на

здоровый образ жизни;

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру,

готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания Я как гражданина России,

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других

народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и

других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и

физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

-овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.

Лист наблюдения

1-я ступень

Ставит цель исследования с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

Использует источники информации, рекомендованные учителем

2-я ступень

Ставит цель исследования самостоятельно

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

3-я ступень

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения

 

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои

затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

координировать и принимать различные позиции во

взаимодействии.

Познавательные универсальныеучебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,

в том числе творческого и исследовательского характера;

-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей

действительности в соответствии с содержанием учебных предметов,

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с

помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

Первый уровень результатов освоения программы «По тропинкам Югории»  будет:

духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся

вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках,

конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта

переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,

ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это

взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса,

образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной

просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое

подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить,

участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному

краю, в работе экологических лабораторий.

Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта

самостоятельного общественного действия, формирование у младшего

школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения

данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие

обучающегося с представителями различных социальных субъектов за

пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С

этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными

наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экологические

КВНы для обучающихся 1-2 классов, презентации экологических проектов

на микроучастке школы.

Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут

использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг

друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и

самооценка, наблюдения).

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Оценка метапредметных результатов

Виды УУД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Познавательтные

Проба на

определение

количества

слов в

предложении

(С.Н.

Карповой0

Построение

числового

эквивалента или

взаимооднознач

ного соответствия

(методика

Ж.Пиаже,

А.Шеминьска0

Методика Репка»

Диагностика

универсального

действия общего

приема решения

задач (по А.Р.

Лурия, Л.С.

Цветковой,

модифицированный

вариант

методики)

Регулятивные

Выкладывание

узора из

кубиков

Методика

Кодирование

(11-ый субтест

теста Д.Векслера

в версии А.Ю.

Паиасюка)

Проба внимания

(СЛ. Гальперин)

Методика

сформированное

™ действия

оценки (методика

Г.В.Репкина,

Е.В.Заики)

Коммуникативные

Левая и

правая

стороны

(методика

Ж.Пиаже)

Рукавички

(методика Г.А.

Цукермана)

Кто прав

(методика Г.А.

Цукермана)

Дорога к дому

(модифицированн

ый вариант

методики

Архитектор-

строитель)

Тематический план программы

№ п/п

1 класс

Темы

Количество часов

Теория

Практика

1

Введение в экологию.

1

1

2

Молчаливые соседи.

1

2

3

Пернатые друзья.

1

1

4

О чём шепчут деревья.

1

1

5

Загадки животного мира.

1

2

6

Секреты неживой природы.

1

1

7

Оранжерея на окне.

1

3

8

Человек – часть живой природы.

2

2

9

Охрана природы.

1

2

10

Досуговые мероприятия.

8

Итого:

10

23

№ п/п

2 класс

Темы

Количество часов

Теория

Практика

1

Общение с природой. Сезонные явления в природе.

2

5

2

Солнце, воздух, вода…. и растения.

2

4

3

Птицы нашего края.

1

5

4

Богатство родной природы в творчестве народа.

1

4

5

Что мы знаем о своём городе.

1

4

6

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

4

7

Досуговые мероприятия.

2

Итого:

8

26

№ п/п

3 класс

Темы

Количество часов

Теория

Практика

1

Вводный урок Почему мы часто слышим слово

экология.

1

2

Вода – источник жизни.

3

8

3

Воздух и его охрана.

4

6

4

Удивительный мир растений.

6

12

5

Загадочный мир животных.

6

14

6

Уголок хорошего настроения.

8

Итого:

20

48

№ п/п

4 класс

Темы

Количество часов

Теория

Практика

1

Мир глазами эколога.

2

4

2

Мы любим свой город.

2

6

3

История нашего края.

4

4

5

Птицам наша забота.

2

6

6

Охрана растений Югры.

2

6

7

Животные, которым грозит исчезновение.

2

8

8

Заповедники и заказники родного края.

4

6

9

Чем занимаются люди земли Югорской.

2

3

10

Передаём свои знания.

2

3

Итого:

22

46

Список источников

1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. -

М.:2010.

2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. -

М.:Просвещение, 2010, 119с.

3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников

/ Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2012 - №11 - С. 68-71

4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в

начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.

5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М . : Просвещение, 2013, 223с.

6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного

образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и

мониторинг в образовании - 2012 - №3 - С. 9-12

7. Планируемые результаты начального общего образования / ГЛ. Л.

Алексеева, С. В. Анащенкова, М. 3. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С.

Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стандарты

второго поколения). - ISBN 9785090210584.

8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план

внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.-Ч. 1:240 с.

Дополнительная литература

ГКропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 2011, 52с.

2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое

пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 2013 г., 42с.

З.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по

естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во Феникс,2013.- 448с.

З.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по

естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во Феникс,2011.- 448с.

 _____________________________

                                                                                                                                                                                 «____»__________________20___ г.                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"

Социальное направление. Возраст обучающихся: 7-11 лет. Срок реализации: 4 года.  Программа разработана на основе програввы О.Хухлаевой "Тропинка к своему Я". Актуальность программ обусловлена воз...

Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему сердцу"

  Занятия по данной программе дают детям представления о нравственных идеалах общества, ценностных ориентациях личности, критериях оценок жизненных явлений, способах нравственного самосове...

Программа внеурочной деятельности "Тропинка к самому себе"

В данной программе представлены приложения в виде тестовых материалов, токорые помогут при реализации данной программы....

Программа внеурочной деятельности "Тропинка"

Программа разработана по внеурочной деятельности "Тропинка"...

Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"

Программа «Тропинка к своему Я» является программой внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста спортивно-оздоровительной направленности, направлена на профилактику нарушений психо...

Тьюторское сопровождение процессов социализации учащихся 1 классов в рамках программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я».

Содержание программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» обусловлено интересами и потребностями детей и направлено на познание и преобразование себя и предусматривает сопровождения процессов...

Программа внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью"

Программа внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью" 2-4кл....