Программа внеурочной деятельности "Тропинка"
рабочая программа на тему

Климова Татьяна Егоровна

Программа разработана по внеурочной деятельности "Тропинка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx48.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

Южно – Степная средняя общеобразовательная  школа

Рассмотрено                  Согласовано                          Утверждаю:

_______________             ____________                    Директор школы:

                                                                                      ___________Мошкова Л.Н.

Программа курса внеурочной деятельности

по    общеинтеллектуальному направлению

«Тропинка»

Срок реализации: 2 года

Возрастная категория обучающихся: 7-10 лет

Автор-составитель: Климова Татьяна

 Егоровна  учитель начальных классов

пос. Южно-Степной

 2012

I. Пояснительная записка

Программа курса  «Тропинка» осуществляется на основе необходимости охраны живой природы в условиях технического прогресса; взаимосвязи организмов между собой и живой природой; приспособленность организмов к совместному существованию в определённых природных сообществах.

            В основе реализации курса «Тропинка» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

-технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

- проблемно-диалогическую технологию,

- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 Цель программы: прививать любовь к родному краю;  оберегать растительный и животный мир нашего края; учить детей вести исследовательскую работу.        

Задачи программы:

Развивать первоначальные  представления обучающихся об экологии растений, животных, о природных сообществах;

Воспитывать бережное, гуманное отношение к природе;

Содействовать нравственному и трудовому воспитанию школьников;

Формировать их научное мировоззрение;

Расширять кругозор обучающихся.

Вести исследовательскую работу.

  При проведении курса имеется широкая возможность  использовать уже накопленные знания об окружающем мире, пополнять и углублять  их, используя межпредметные связи (ИЗО, трудовое обучение). Особое внимание следует уделить вопросам охраны видов животных, растений и природы в целом. Воздействие человека на природу и его роль в деле её охраны дополнительно раскрываются в разделе «Красная книга».

             Программа рассчитана на детей 7 – 9 лет и срок  реализации данной программы – 67  часов. За время реализации программы обучающиеся должны пройти по следующим ступеням учебно-воспитательного процесса:

1-ый год обучения (1-е классы) – формирование заинтересованности детей в знаниях своего края,      воспитание наблюдения  за погодой, знать народные приметы, деревья своего края, животных.

2-ой год обучения (2-е классы) - приобретение опыта самостоятельного социального действия, воспитание трудолюбия, наблюдательности, бережного отношения к природе, реализация полученных знаний и умений на практике, обучение анализу своей работы, формирование представлений об объектах природы.

Формы и методы работы разнообразны:

Групповая и фронтальная работа;

Индивидуальные конкурсы, ответы на викторины;

Творческая работа по группам;

Утренники;

Исследовательская работа.

II. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности.

       В рабочей  программе курса «Тропинка» 1 класса представлено два  основных содержательных ориентира:

-Хочешь увидеть – стань невидим!-Способы познания окружающего мира: наблюдения; опыты; измерения; работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно; источники информации об окружающем мире: учебники, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях), телевидение и др.

- Охрана природы -  Природные сообщества родного края.  Взаимосвязи растений и животных: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (на конкретных примерах). Влияние человека на природные сообщества.

     В рабочей  программе курса «Тропинка» 2 класса представлено одним   основным

 содержательным ориентиром:

    - Мир живой природы    34 ч -Взаимосвязи растений и животных: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (на конкретных примерах). Влияние человека на природные сообщества.

III. Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности.

1 класс

  1. Хочешь увидеть – стань невидим!  

Открытие кружка. Инструктаж по Т.Б.Зачем нужна записная книжка? Что записывать в неё?«Шапка – невидимка».«В лес по загадки».Экскурсия. Сбор листьев для составления букета.

Практическая работа:Конкурс загадок, составленных детьми. Выпуск газеты.

Утренник «Здравствуй, Осень!»

  1. Охрана природы

Просмотр видеосюжетов «Птицы наших лесов». Водоплавающие птицы Южного Урала.

Просмотр фотографий и беседа по ним. Птицы Южного Урала из Красной Книги.

Доклады, беседы, рассказы.

Мир насекомых.Беседы, просмотр видеосюжетов, работа с коллекцией, изготовлениеколлекции.

Практическая работа:Конкурс «Узнай птиц!»Игра «Вспомни и назови меня!»

Викторина «Насекомые Урала». Работа на компьютере.

«Гости подводной поляны». Рассказы, чтение энциклопедий, доклады, просмотр картинок. Мир насекомых. Беседы, просмотр видеосюжетов, работа с коллекцией.

Практическая работа: изготовление коллекции.

Мир стрекоз. Беседы, просмотр видеосюжетов, работа с коллекцией, игровой материал.Мир жуков.Работа с коллекцией и беседа.

Грибное царство.Грибы и их части  - беседа. Просмотр плакатов и муляжей.

Заповедники Урала. Просмотр видеоматериала, беседы, доклады.

Практическая работа Проекты. «Охраняемые растения Южного Урала».

Работа с гербариями, картинками, фото и Красной Книгой Урала.Фронтальная, групповая работа и инд. работа.

Охрана животных Южного Урала.Беседы, конкурсы, кроссворды.Инд. и групповая работа

Практическая работа Игра «Тропинка». Подготовка и проведение игры в школе.

1. Мир живой природы -34 часа  

Сколько царств живой природы? Работа с энциклопедией Кирилла и Мефодия.

Фронтальная и инд. работа

Лес – наш друг или враг? Беседы, дебаты, конкурсы. Фронтальная и групповая работа.

Сообщества живых организмов. Беседы, просмотр материалов из энциклопедий. Фронтальная и групповая работа.

2 класс

Взаимоотношения живых организмов. (34 часа)

Работа с энциклопедией, доклады, работа с записной книжкой. Фронтальная, творческая работа.

Практическая работа: Цепи питания (из картинок)

Работа с плакатами, карточками, с энциклопедиями. Фронтальная и самостоятельная работа

Практическая работа: Игра «Откуда этот зверь?»

Подготовка  и проведение игры.

Групповая работа

Времена года.

Работа с плакатами, пословицами, энциклопедиями.

Практическая работаТворческая работа по группам.

Пословицы и поговорки, крылатые выражения.

Работа с художественной и научно – популярной литературой.

Практическая  работа. Создание книжек – раскладушек.

Почему летают птицы? Работа с энциклопедиями и словарями, журналами.

Практическая работаТворческая работа по группам. Лепка птиц.

Природа сердится. Работа на компьютере. Презентация.

Итоги года.

Практическая работа: Выпуск плакатов и акция «Берегите Землю!». Творческая работа по группам.

IV. Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся.

Личностными результатами изучения курса «Тропинка» являются:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Метапредметными результатами изучения курса « Тропинка» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатамиизучения курса « Тропинка» являются:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности (в пределах изученного);
  • выделять характерные особенности природных  объектов;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы;
  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы;
  • приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.

Курс « Тропинка» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

V. Учебно – тематический план.

1-ый год обучения (1 класс)

№ п./п.

Темы

Дата

Всего

часов

теория

практика

Виды деятельности обучающихся

Хочешь увидеть – стань невидим!  6 ч

1

Открытие кружка. Инструктаж по Т.Б.

Познакомить с правилами поведения.

2

«Шапка – невидимка».

Наблюдать за природой

3

«В лес по загадки».

Составить загадки

4

Конкурс загадок, составленных детьми.

Описывать сезонные изменения вприроде.

5

Осенний букет

Работать в группах, учитывать мнение других.

6

Утренник «Здравствуй, Осень!»

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Охрана природы           27 ч

1

Зачем нужна записная книжка? Что записывать в неё?

Проводить групповые наблюденияво время экскурсии «Времена года в нашем крае».

2 - 3

Птицы наших лесов.

Различать птиц, описывать их.

4 – 5

Водоплавающие птицы Южного Урала.

Различать водоплавающих птиц.

6 -8

Птицы Южного Урала из Красной Книги.

Знать птиц Южного Урала и причины внесения.

9

Конкурс «Узнай птиц!»

Выявить знатока.

10 – 11

«Гости подводной поляны».

-Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

-Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на

примере своей местности).

12 - 14

Мир насекомых.

15 - 17

Мир стрекоз.

Игра «Вспомни и назови меня!»

18 - 19

Мир жуков.

20

Викторина «Насекомые Урала».

Выявить знатока.

21 - 23

Грибное царство.

Различать  наиболее распространенные съедобные  и несъедобные грибы своей местности. Правила сбора грибов.

24 - 27

Заповедники Урала.

Знать заповедники Урала.

28 - 30

Охраняемые растения Южного Урала.

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

31 - 32

Охрана животных Южного Урала.

33

Игра «Тропинка».

Проверка знаний

итого

33 ч

16 ч

17ч

2-ый год обучения (2 класс)

Мир живой природы    34 ч

1 - 5

Сколько царств живой природы?

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

6 -8

Лес – наш друг или враг?

9 - 12

Сообщества живых организмов.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на

примере своей местности).

13 - 16

Взаимоотношения живых организмов

Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных.

17 – 19

Цепи питания

Составлять цепи питания.

20 – 21

Игра «Откуда этот зверь?»

Выявить знатока.

22 - 23

Времена года.

2 ч

Характеризовать признаки времен года.

24 - 26

Пословицы и поговорки, крылатые выражения.

Составить книжку – малышку по поговоркам.

27 - 30

Почему летают птицы?

-Описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц.

31 -32

Природа сердится.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и  дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях

и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

33 - 34

Итоги года.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

итого

34ч

17 ч

17 ч

VI. Мониторинговая карта определения личностных, метапредметных результатов освоения курса

Критерии (выбираются из перечня планируемых результатов ФГОС НОО)

Диагностические средства, инструментарий

Сроки проведения

Личностные

формирование уважительного отношения к иному мнению;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Выпуск плакатов и акция «Берегите Землю!».

«Игровые задания по естествознанию в начальной школе» Н.А.Евстифеева, «Взгляд» 2002г

Игра «Тропинка».

Познай свой край. «Челябинская область». Краткий справочник. «Абрис» 2006г.

Март 2013г

февраль

Метапредметные

способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Викторина «Насекомые Урала».

В.Бианки «Лесная газета».

Создание книжек – раскладушек.

Игра «Откуда этот зверь?»

Энциклопедии «Мир животных».  Тома.

Октябрь

май

В течение года

Предметные

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности (в пределах изученного);

выделять характерные особенности природных  объектов;

владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы;

овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы;

приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.

Конкурс «Узнай птиц!»

 Тренажёр.

Проекты. «Охраняемые растения Южного Урала».

«Школьный атлас – определитель высших растений». В.С.Новиков, И.А.Губанов. Москва, Просвещение 1995г

Кроссворд «Редкие  животные».

октябрь

Апрель- май

май

VII.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

примечание

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные образовательные ресурсы (ЦОРы)

д

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование класса

Краски акварельные, гуашевые

к

Тушь

к

Бумага А

к

Бумага цветная

к

фломастеры

к

Восковые мелки, кисточки, ёмкость для воды

к

Пластилин, ножницы, стеки

к

клей

ф

Шишки, природный материал

К

Копировальная бумага

К

Карандаши простые, ластик

к

набор демонстрационных материалов и коллекций

ф\п

VIII. Список литературы:

Григорьева Е.В. Природа Южного Урала.

Моисеев А.П. Южно - Уральская панорама событий и достижений.

Кузнецова А.Я. Край мой родной – Южный Урал.

Познай свой край. «Челябинская область». Краткий справочник. «Абрис» 2006г.

Энциклопедии «Мир животных».  Тома.

А. А.Плешаков, Н.И.Сонин. « Что меня окружает?». Москва 2005г.

«Школьный атлас – определитель высших растений». В.С.Новиков, И.А.Губанов. Москва, Просвещение 1995г.

В.В.Петров «Растительный мир нашей Родины». Москва, Просвещение 1991г.

«Игровые задания по естествознанию в начальной школе» Н.А.Евстифеева, «Взгляд» 2002г

Подборка журналов «Юный натуралист». 2008г и др.

В.Бианки «Лесная газета». 1986г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...