Развитие речи на уроках РИТМИКИ в коррекционной школе.
статья (1 класс) на тему

Китаева Ирина Алексеевна

 В данной статье речь идёт о  преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы. Для развития речи в урок ритмики включены такие направления: эвритмии, ритмодекламация, логоритмика, корригирующие игры с пением.

Практика показала, что регулярная ритмическая деятельность способствуют развитию речи детей младшего возраста. Формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_na_uroke_ritmika.rar61.91 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи на уроках РИТМИКИ в коррекционной школе.

Ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга; развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную; ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи. Для развития речи в урок ритмики включены такие направления:

  • эвритмии
  • ритмодекламация,
  • логоритмика
  • корригирующие игры с пением

Цель: Формирование основных танцевальных навыков, развитие музыкального слуха и ритма, воспитание интереса к занятиям ритмики, а также  преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Задачи:

•    развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега; •    формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;

•    устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий; волевые качества;

•    развивать речевое и слуховое внимание;

 •    учить переключать внимание, включая смену движений;

•    продолжать учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо, громко);

•    развивать физиологическое дыхание;

•    развивать артикуляционный аппарат;

•    развивать силу голоса и выразительность речи, пения;

•    развивать мелкую моторику, точность движений;

•    развивать мимику лица;

•    формировать правильную артикуляцию звука.

Эвритмия

Эвритмия-искусство художественного движения, появившееся в начале ХХ века в Европе. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи. Эвритмия разработана Рудольфом Штейнером и получила широкое распространение в мире. Она используется и в вальдорфской педагогике, и в традиционном образовании как возможность самовыражения для детей и взрослых.

Каждый звук рождается в моём сердце

Каждый звук звучит в моём сердце

Каждый звук поёт в моём сердце

Каждый звук это чудо наших сердец

Проговаривая звук, мы совершаем некий невидимый «волевой поступок», который во время эвритмического движения получает зримое выражение.

Эвритмия – это «зримая речь» и «зримый напев».

Речь – самая дифференцированная форма человеческого движения – в эвритмии распространяется на весь организм. Когда ребенок учится проговаривать звуки, он совершает невидимый волевой поступок, который в эвритмии получает зримое выражение. Проходящий через лёгкие и гортань воздух формируется при помощи губ, зубов, неба, и этот воздух, по сути, не что иное, как воздушные жесты. И этим воздушным жестам, а также движениям органов речи, можно подражать посредством движений рук, движений в которых участвует весь человек. Гласные звуки больше связаны с внутренним переживанием души, и выражаются геометрическими фигурами. Например: А – удивление, восхищение – руки широко расставлены и вытянуты вверх, Е – противопоставление, руки согнуты и пересекаются в запястьях, И – жест самоутверждения, руки вытянуты по диагонали, одна рука поднята вверх к свету, другая опущена вниз в темные сферы. О - мы обнимаем мир в любви- обеими руками делаем круг. Согласные звуки связаны с планирующим формообразующими силами внешнего мира. При выполнении согласных звуков крайне важно ( в отличие от гласных) иметь не чувство выпрямления, изгиба, расширения, но выполняя звук, представлять себя в форме этого согласного, в какой-то мере наблюдать самого себя. Каждому гласному и согласному звуку соответствует специфическое движение.

Ритмодекламация.

Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

 Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.). Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале.

Дождь в лесу

Мы ходили по грибы, (топают ножками)

Забирались под дубы.

Вдруг — дождь! Да какой!.. (быстро хлопаем в ладоши )

Стала просека рекой!

Я гляжу из-под плаща, (закрыли голову руками)

Как, треща и трепеща,

Гнутся ветки на весу. (наклоны корпуса)

Дождь в лесу! Дождь в лесу! (быстро хлопаем в ладоши)

Нету больше тишины. (развели руки в стороны)

Мы стоим оглушены: (закрыли уши руками)

Ливень с ветром пополам (1 ребёнок хлопает в ладошки, второй – шуршит ладошками)

Бьет по веткам, по стволам! ( поочерёдно бьём ладошками по коленям)

Ветер, ветер захлестал, (шуршим ладошками)

Листья все перелистал.

Дождь в лесу! Дождь в лесу! (быстро хлопаем в ладоши)

Не грибы домой несу — (пожимаем плечами)

Одни дождинки на носу. (показываем на нос)

Автор: А. Барто

                   

   

                                                               

Логоритмика.

 Важнейшей задачей, определяющую особенную значимость логопедической ритмики как одно из компонентов коррекционно работы, является формирование и развитие у детей с системным недоразвитием речи, сенсорных и двигательных способностей. В логоритмической деятельности детей с задержкой речевого развития можно выделить 2 звена:

1.    Развитие и коррекция неречевых процессов: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства ритма и темпа в движении.

 2.     Развитие речи и коррекция речевых нарушений: создание мотива к речевой деятельности, стимуляция речевой активности, расширение и активизация импрессивного словаря,  развитие темпа и ритма дыхания (сначала без речи, а потом с речью), развитие фонематического слуха.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы тесная связь движения с музыкой. Кроме того, использование логоритмических средств предполагает обязательное включение в них речевого материала. Каждая логоритмическая деятельность построена с соблюдением тематического принципа планирования, подчинена единому сюжету с обязательным включением различных игр (пальчиковых, мимических, речевых, подвижных, так как только в игре у ребенка раннего возраста могут формироваться все психические функции (в том числе и речь). Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам. Именно в игре возможно создать такую ситуацию, которая стимулирует речь ребенка, активизирует речь словарь, обогащает сенсорный опыт. Игровые упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно разучивается. Логоритмические упражнения включены в каждый урок ритмики.  Я использую музыкальные записи на цифровых носителях.

При планировании логоритмической деятельности для детей я выделяю следующие направления работы:

  • формирование правильного дыхания — упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания. («Носы», «Лошадка»),
  • развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия, силы голоса (Игры: «Кошки», «Самолетики»).
  • Развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций.развитие мелкой моторики — пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики Логопедические задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.

 («Мы делили апельсин», «Пляшут пальчики»).

«Пляшут пальчики большие – раз и два, раз и два.

Указательные с ними – раз и два, раз и два.

Средние пустились в пляс - раз и два, раз и два.

Безымянные танцуют - раз и два, раз и два.

Тут мизинцы в пляс идут - раз и два, раз и два».

Корригирующие игры с пением.

В конце урока проводятся игры с пением «Олень», «Козёл».

Подвижные игры с музыкальным сопровождением помогают ребенку преодолеть робость и застенчивость. Использование музыки во время проведения подвижных игр является одним из активных средств общения ребенка с музыкой, при этом одновременно решаются задачи и физического и музыкального воспитания. Игры с музыкальным сопровождением содействуют развитию музыкальной памяти детей и повышают их музыкальную культуру.

Ритмические задачи: Ритмичное выполнение движений, четкая, правильная пластика, сохранение темпа, развитие памяти. Смена динамики и ритма движений по тексту

Логопедические задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.

Народная игра «Козёл»

Выбирается Козёл и Танечка, дети в круге, поют, выполняя движения по тексту.

ВСЕ ПОЮТ: Козёл идёт, бородой трясёт.

Борода козлиная вот такая длинная.

Пришёл он в сад, отыскал ребят.

Хочется рогатому поиграть с ребятами.

Вышла Танечка вперёд, кушать козлику даёт.

(поёт Козёл): «Ме-ме-ме-ме!"

ВСЕ ПОЮТ: Рога вперёд, наш козёл идёт.

а рога – то крепкие, крепкие да цепкие.

ВСЕ, ГОВОРКОМ: Как нагнёт он рожки вниз – забодает! Берегись!

При разработке любой ритмической деятельности, я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения ритмики выполняю психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярная ритмическая деятельность способствуют развитию речи детей младшего возраста. Формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое. Поэтому РИТМИКА становится праздником для детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"

На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...

Урок письма и развития речи во 2 классе специальной коррекционной школы VIII вида . Тема урока: "Различение слов, отвечающих на вопросы "кто?" и "что?"

Урок письма и развития речи  во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вид.. Тема урока: "Различение слов, отвечающих на вопросы "кто?" и "что?"...

Урок чтения и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме Барков "Пожарник Карл"

Урок чтения и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема урока Барков "Пожарник Карл". Это разработка второго урока по этой теме. На уроке используются разные виды чтен...

Урок письма и развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Большая буква в кличках животных"

Урок письма во 2 классе специальной (коррекционной ) школы VIII вида по теме "Большая буква в кличках животных". В разработке урока содержатся виды коррекционно - развивающих упражнений на развитие вн...

Конспект урока развития речи для 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Конспект урока развития речи "Зимние забавы", разработан для обучающихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Конспект урока по развитию речи в 1 классе специальной (коррекционной) школы V вида на тему "Притяжательные прилагательные".

Урок носит закрепляющий характер, необходимо предварительное проведение уроков по ознакомлению учащихся с образованием притяжательных прилагательных. Материал может быть полезен в работе с детьми...