"Что нужно знать при поступлении в 1 класс"
статья по теме

Гущина Ирина Юрьевна

Перечень умений и навыков, которыми должен обладать ребенок, чтобы поступить в 1 класс и успешно адаптироваться к процессу обучения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_nuzhno_znat.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что нужно знать при поступлении в 1 класс?

Знакомство с окружающим миром

Дети должны знать:

  • название нашей страны и её столицы;
  • флаг, герб России;
  • название родного города, села, свой адрес;
  • должны уметь рассказывать о своей семье.

Вопросы по теме «Моя семья»:

  • Назовите своё имя, фамилию.
  • Сколько тебе лет?
  • В какое время года ты родился?
  • Сколько человек в твоей семье?
  • Как зовут маму?
  • Как зовут папу? (ребенок должен называть имя и отчество родителей)
  • Есть ли у тебя брат или сестра?
  • Сколько ему (ей) лет?
  • Есть ли у тебя бабушка и дедушка?
  • Как их зовут?
  • Где и кем работают мама и папа?

Общеразвивающие вопросы:

  • Расскажи, чем ты любишь заниматься?
  • Какой у тебя любимый праздник? Почему?
  • Какая сказка тебе больше всего нравится?
  • Какой мультфильм ты любишь смотреть?

                Чтение и письмо

Правильное и достаточно беглое чтение, равно как и грамотное письмо, являются необходимыми условиями для усвоения учеником всех других школьных предметов, а значит и для успешности его обучения в целом. Поскольку чтением дети обычно овладевают легче, чем письмом, а многие даже приходят в школу уже умеющими читать, то далее речь пойдёт только о письме.

Для успешного овладения письменной речью ещё до начала обучения грамоте у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки. К ним относятся следующие:

  • полноценность владения речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух, а также определять присутствие и примерное место заданных звуков в слове);
  • достаточность словарного запаса;
  • владение связной речью;
  • сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и их расположении в пространстве по отношению друг к другу).
  • развития тонкой ручной моторики, что тоже является необходимыми предпосылками овладения письмом.

Первые четыре из названных выше предпосылок письма относятся к состоянию устной речи ребёнка. Действительно, чем лучше будет развита ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая на этой основе письменная речь. Такая прямая зависимость качества письменной речи от устной объясняется тем, что письменная речь является лишь отражением (или как бы переводом в письменную форму) имеющейся у человека устной речи.

Что касается зрительно-пространственных представлений, то их сформированность необходима для чёткого усвоения ребёнком зрительных образов букв.

К сожалению, не у всех детей названные предпосылки письма бывают сформированы к началу школьного обучения, однако нередко родители попросту не замечают этой задержки и впервые она обнаруживается лишь в процессе уже начавшегося обучения грамоте, когда на базе этих предпосылок должны приобретаться гораздо более тонкие умения и навыки. Так, например, несформированность зрительно-пространственных представлений, не причиняющая особых "неприятностей" в дошкольном возрасте, существенно затрудняет усвоение ребёнком сходных по начертанию букв и приводит к появлению в его письме специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно своевременно выявить такого рода отставание в развитии детей и обязательно преодолеть его до начала обучения грамоте.

Развитие речи

Ребенок, поступающий в школу, должен:

• правильно произносить все звуки родного языка;

• различать и называть слова с определенным звуком;

• уметь определять место звука в слове (начало — середина — конец);

• делить слова на слоги;

• составлять слова из слогов;

• иметь представление о предложении;

• уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;

• пересказывать знакомые сказки и рассказы;

• составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).

Упражнения для закрепления правильного произношения и формирования фонематического восприятия

Определите, какой звук встречается чаще всего.

Шла с базара кошка,

У кошки — лукошко. [ш]

У ужа — ужата. [ж]

Математика

Дети должны уметь:

• называть числа в прямом и обратном порядке;

• соотносить цифру и число предметов;

• правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

• сравнивать числа в пределах 10;

• устанавливать, какое число больше (меньше) другого;

  • уравнивать неравное число предметов двумя способами (добавить, убрать).

Навыки самообслуживания

Культурно-гигиенические навыки и самообслуживание.

Дети должны научиться:

• следить за своим внешним видом;

• самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;

• уметь пользоваться расческой, носовым платком;

• при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;

• кушать аккуратно: пищу брать понемножку, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой), салфеткой;

• самостоятельно быстро и аккуратно одеваться, раздеваться;

• аккуратно складывать и вешать одежду;

• убирать постель;

• ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во 2 классе по теме:«Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день».

Разработка родительского собрания во 2 классе с анкетами для родителей и учащихся, с памятками для родителей....

Конспект урока.Окружающий мир. 4 класс.Что нужно знать о болезнях.

Предмет: окружающий мирТип урока:урок обобщения и систематизации знанийГлавная дидактическая цель урока:Обобщить единичные знания о болезнях и их симптомах, привести их в системуОбучающие цели: обеспе...

что нужно знать при поступлении в школу

статья о современном взгляде на подготовку ребенка к школе...

Что нужно знать ребенку, поступающему в 1 класс

Примерный список того, что должен знать ребенок, поступающий в первый класс...

Методическая разработка родительского собрания во 2 классе "Что нужно знать родителям о школьной отметке"

Данная методическая разработка помогает классному руководителю 2 класса сформировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка. Помогает родителям правильно реагировать на положи...

Урок окружающего мира по теме "Что нужно знать про болезни" 4 класс

Урок  окружающего мира  по теме "Что нужно знать о болезнях" разработан  по УМК "Школа России" в 4 классе. Урок с элементами проектной деятельности,  предполагает творческую работу...

Что нужно знать поступающему в 1 класс

Родители всегда очень переживают по поводу подготовки их ребёнка к школе. В загруженной ниже памятке перечислены критерии, при которых будущий первоклассник показывает среднее нормированное развитие. ...


 

Комментарии

Полезный материал для родителей будущих первоклассников.