Проект "В школу с радостью"
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Поступление в школу – важнейший момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от его психологической готовности к обучению.

Поэтому перед педагогами подготовительных групп дошкольных учреждений стоит задача – сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника. Необходимо учитывать, что современному ребенку, живущему в стрессогенности сегодняшней жизни, для обеспечения плавного перехода из условий детского сада в школу, требуются дополнительные усилия со стороны педагогов и родителей.

 Информационная подготовка ребенка к обучению в школе, как правило, начинается еще задолго до самого момента поступления в первый класс. Поддерживать и развивать растущий интерес к предстоящему школьному обучению поможет правильно организованная развивающая среда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_shkolu_s_radostyu.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Всем нам известно, что подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт.

Ребенок идет в первый класс! Родители сбились с ног. Необходимо купить обувь, одежду, ранец, учебники, всего и не перечислить. А, главное, выбрать школу, где ребенок будет учиться.

Но при всем сочувствии к родителям, мы беремся утверждать, что у ребенка – будущего школьника, забот куда больше, чем у взрослых. Он вступает в совершенно «новый мир».

Что такое – «учиться»? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего – это ответственно. Теперь ребенок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В 1 классе он начинает свою общественно – трудовую жизнь.

Маленький человек находиться в состоянии ожидания: предстоит что- то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное.

Главное, что необходимо ребенку, – положительная мотивация к учению.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация, и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.

Образовательные программы, реализуемые в ДОУ, направлены, в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяют формированию «внутренней позиции школьника», хотя высокий уровень интеллектуального развития не всегда совпадают с готовностью ребенка к школе.

Таким образом, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в необходимости проведения целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

Цель воспитания в подготовительной группе:

  1. Повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению.
  2. Подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника».
  3. Повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Задачи:

• Формирование у детей правильного представления о школе;

• Способствование развитию интереса к школе и учебным материалам;

• Формирование личностной готовности детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;

• Развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической);

• Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;

• Тренировка положительной школьной учебной мотивации;

• Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой.

        Для формирования учебной мотивации и положительного отношения будущих первоклассников, нами была создана предметно-развивающая среда в группе.

        Развивающей средой является система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально – моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, а обогащённая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной детской деятельности. Поэтому, среда имеет важное значение для развития маленьких, ещё не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности.

        Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена окружающая его предметно-пространственная среда, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и как они расположены.

        Изучив данную проблему по созданию предметно-развивающей среды в формировании школьной мотивации, нами были созданы в группе игровые центры: речевой, математический, центр экспериментирования, мини-библиотека, центр театральной деятельности, центр продуктивной деятельности, которые способствуют развитию умственной активности, любознательности, познавательного интереса.

        Предметно-развивающая среда в нашей группе оснащена учебными и методическими пособиями (азбука, глобус, магнитная доска, мел различные карточки, линейки и т.д.).

        А также создана игротека для самостоятельных игр детей. В ней находятся игровые материалы, способствующие познавательному и математическому развитию детей.

Эти дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибку художника», «Логический поезд», «4-й лишний», «Найди отличия», и т. п.).

В работе с детьми используем тетради на печатной основе, познавательную и энциклопедическую литературу для дошкольников. Совместно с детьми изготовлены сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Школьная библиотека» и др.

Для развития познавательной активности оформлены тематические папки с иллюстрациями и фотографиями о школе; альбомы с загадками, пословицами и поговорками о книгах, учении и труде; художественная литература на школьную тематику «Школьная библиотека».

Создав предметно-развивающую среду в группе, которая способствует формированию школьной мотивации, мы отметили, что главное заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

Поступление в школу – важнейший момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от его психологической готовности к обучению.

Поэтому перед педагогами подготовительных групп дошкольных учреждений стоит задача – сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника. Необходимо учитывать, что современному ребенку, живущему в стрессогенности сегодняшней жизни, для обеспечения плавного перехода из условий детского сада в школу, требуются дополнительные усилия со стороны педагогов и родителей.

            Информационная подготовка ребенка к обучению в школе, как правило, начинается еще задолго до самого момента поступления в первый класс. Поддерживать и развивать растущий интерес к предстоящему школьному обучению поможет правильно организованная развивающая среда.

С помощью внесенных в нее материалов и оборудования решаются следующие задачи:

  1. Обогащение детей знаний о школьной жизни, профессиях в школе, изменении распорядка дня у детей, поступающих в школу.
  2. Обогащение словаря дошколят по лексической теме «Скоро в школу».
  3. Воспитание у детей самостоятельности в особых моментах жизни, связанных с поступлением в школу, когда ребенок некоторое время должен решать возникающие проблемы самостоятельно.

 

         Дидактические игры – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса. В процессе наработке игр по школьной тематике, творческая группа педагогов разрабатывала такое содержание игр, чтобы в комплексе решалось несколько задач: развитие представлений детей о школе, развитие речи и внимания, развитие коммуникативных умений.

В результате планомерной работы «Уголок школьника» пополнился играми:

«Найди лишний предмет», «Собери портфель», «Чего нельзя брать в школу» - на знание школьных принадлежностей.

«Определи части суток» - на развитие временных представлений и закреплении знаний детей о различии в распорядке дня дошкольника и школьника.

«Дни недели» - закрепление представлений детей о неделе, будних и выходных дней, повторности дней недели.

«Подбери слово к картинке» (для читающих детей).

Особое место в ряду дидактических игр на школьную тематику занимают словесные, из серии М.Г.Борисенко и Н.А.Лукиной «Грамматика в картинках». Общие показатели развития речи современных детей свидетельствуют о том, что у многих из них при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование  компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.

Например, цель игры «Закончи предложение» (для детей подготовительной группы) - закреплять умение изменять глаголы прошедшего времени по родам; образовывать сравнительную степень имен прилагательных в различных падежах, употреблять местоимения «он», «она», «оно»; изменять глаголы по лицам. Оснащение игры: мяч.

Ход игры:

1. Взрослый называет первое слово предложения и побуждает ребенка закончить его, правильно употребляя слова.

Ученик … (читал). Ученица … (читала). Ученики … (читали).

Ученик … (поднимал руку). Ученица … (поднимала руку). Ученики … (поднимали руки). И т.д.

2. Взрослый предлагает заменить существительные местоимениями: ученик – он, ученица – она, ученики – они.

Он … (учился). Она … (училась). Они … (учились). И т.д.

3. Взрослый предлагает ребенку закончить предложения: «Саша читает не просто забавный рассказ, а … (какой?) – забавнейший. И т.д.

 Игровые сюжеты на школьную тематику

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника неоспоримо. Развитое творческое воображение дошкольника – важнейшее условие формирования готовности к школе.

Проблема редукции (от латинского reduction - упрощения, ослабления, уменьшения) ролевой игры, замена игровой деятельности на учебную в старшем дошкольном возрасте заставляет педагогов обратить пристальное внимание на планомерную работу по обогащению сюжетов игр, развитие у детей игровых умений.

Излишне говорить, что дети старшего дошкольного возраста особенно страдают от общей загруженности и недостатка времени на игру. Поэтому в нашем детском саду тематика сюжетно-ролевых игр в подготовительной к школе группе расширена за счет игр на школьную тематику. Творческой группой разработаны сценарии игр, которые включают в себя цели и задачи, перечень ролей и оборудования, варианты развития сюжета.

Введены в практику такие игры, как  «Урок математики», «Урок физкультуры», «В школьной столовой».

Например, сценарий игры «Урок математики» включает в себя:

Задачи воспитания:

  1. Вводить в сюжеты игр новые роли: ученик, учитель.
  2. Развивать у детей коммуникативные умения: учить детей сговору в игре, договариваться о том, кто возьмет главную роль.
  3. Развивать детскую компетентность через игровую деятельность: побуждать детей использовать в игре полученные знания.

Роли:

  1. Учитель.
  2. Ученики, в том числе – дежурный.
  3. Техническая.

Ролевое поведение:

  1. Учитель «ведет урок» - пишет на доске примеры, предлагает решить задачи, составить из счетных палочек геометрические фигуры, из плоскостных геометрических фигур – изображения, и т.д.
  2. Ученик выполняет требования учителя – решает примеры и задачи, отвечает на вопросы, поднимает руку. Дежурный – сообщает об отсутствующих, стирает с доски.
  3. Техническая подает звонки.

Оснащение:

Столы, стулья, тетради», пеналы (по числу детей), доска, маркеры, тряпка, звонок, журнал.

Предварительная работа:

Реализация лексической темы «Что мы о школе знаем», беседы о профессиях в школе, рассматривание наглядного материала по теме «Школа», показ условных действий (воспитатель на первых порах берет на себя роль учителя).

Развитие сюжета:

Можно предложить детям проиграть в два урока с переменой, с походом в столовую. Можно ввести персонаж «хулигана», который не умеет себя вести на уроках (воспитатель берет эту роль на себя).

Игры-спутники: «Урок физкультуры», «Школьная столовая», «Автобус».

        Учителя начальной школы и библиотекарь «Средняя школа № 25» помогли нам с организацией экскурсий в школу, где мы были в различных кабинетах (у нынешних первоклассников, в спортзале, в школьной библиотеке).

 В течение всего времени ежедневно мы с ребятами читали и обсуждали с детьми профилактические сказки для школьной адаптации М. А. Панфилова: сказки для школьной адаптации; сказки об отношении учеников к вещам; сказки о здоровье и о том, как стать большим.

В них рассказывается о том, как еж построил в лесу школу для зверей, и понятным сказочным языком преподносится для детей дошкольного возраста все устройство школьной жизни (зачем в школе звенит звонок, какой должна быть одежда у ученика, что класть в портфель, а что лучше оставлять дома, как мешает учению баловство на уроке).

Также мы с ребятами читали художественные произведения о школьниках и школьной жизни: Н. Носов «Веселая семейка» и др. ; Я. Аким «Учитель Так-Так и его разноцветная школа»; В. Драгунский «Тайное становится явным»; Э. Успенский «Меховой интернат»; Л. Гераскина «В стране Невыученных уроков»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Разучивали пословиц и поговорок о пользе учения и труда, книги, выполняли аппликации: «Мой портфель»; «Мой класс» - рисунок-аппликация; «1 сентября». Рисовали рисунки: «Моя первая учительница»; «Я хочу научиться»; «Я на уроке и на перемене».

В процессе работы мы совместно с психологом готовили консультации и папки-передвижки для родителей «Ребенок идет в школу».

Мы считаем, что и адаптационный период в первом классе у наших ребят будет проходить гораздо легче и незаметнее как для них самих, так и для родителей. Хочется пожелать им успеха в учении!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В школу - с радостью! Памятка для родителей первоклассников.

Ваш ребенок идет в первый класс. Волнуетесь Вы, волнуется Ваш малыш. Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок испытал как мож­но меньше сложностей и проблем, чтобы не приходил из школы со слез...

урок английского языка "Школа - это радость"

Урок английского языка с презентацией "School is fun" (УМК Биболетова, 4 класс....

программа межпредметного модуля введения в школьную жизнь "В школу с радостью"

межпредметный модуль введения в школьную жизнь "В школу с радостью" проводится в первые две недели начала обучения первоклассников....

В школу с радостью. Занятия в группе предшкольной подготовки в сельской местности

Первый день начинается с родительского собрания, на которое родители приходят вместе с детьми. Здесь решаются два вопроса:          1) Знакомство родителей...

Разработка кружкового занятия по основам православной культуры в начальной школе "Весенние радости. Благовещение."

Данный материал  знакомит учащихся с православным праздником Благовещением, с традициями и верованиями этого праздника....

Программа групповых занятий по развитию познавательной сферы "В школу с радостью"

Программа предназначена для развития у детей младшего школьного возраста высших психических функций.Занятия по данной программе помогают развить у детей необходимые школьные навыки. Наибольшее внимани...

Собрание-тренинг «В школу с радостью»

Скоро ваши дети пойдут в школу. И с того момента, когда прозвенит первый звонок у ваших детей начнется новая, очень интересная полная неожиданностей (приятных и не очень) школьная жизнь.Но что же стои...