Программа групповых занятий по развитию познавательной сферы "В школу с радостью"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Кузнецова Светлана Викторовна

Программа предназначена для развития у детей младшего школьного возраста высших психических функций.Занятия по данной программе помогают развить у детей необходимые школьные навыки. Наибольшее внимание уделено развитию мышления. Объясняется это тем, что при активном развитии мышления развиваются и связанные с ним память и внимание. Хотя развитие высших психических функций и невозможно без развития произвольности поведения и навыка целеполагания, и это развитие идет параллельно, в программе имеются упражнения, специально направленные на формирование перечисленных навыков. Программа предназначена для занятий с группой в количестве 6 – 10 человек. Она рассчитана на 11 занятий по 2 часа 1 раз в неделю. На занятия принимаются учащиеся 2 – 3 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_shkolu-s_radostyu.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Практик» ЦОУО ДО г. Москвы

«Согласовано»                                                                «Утверждаю»

______________________                                Директор ЦППРК «Практик»

                                                                А.И. Красило ____________

«___» ___________ 20    г.                                «___» _____________ 20    г.

Программа

«В школу с радостью»

Составлена педагогом-психологом

ЦППРК «Практик» Кузнецовой С.В.

2010-2011 гг.


Цель: развитие высших психических функций

Задачи:

  • развитие мыслительных операций
  • развитие произвольности поведения
  • развитие произвольного целенаправленного внимания
  • развитие непосредственной и опосредованной памяти
  • формирование навыков целеполагания и планирования

Программа предназначена для развития у детей младшего школьного возраста высших психических функций. Проблема развития познавательной сферы у школьников очень актуальна. В последнее время, когда нагрузка младших школьников значительно выросла – во многих школах изучается английский язык со второго класса, выросло количество программ обучения, которые детям с недостаточным уровнем развития высших психических функций даются крайне трудно (либо не даются вовсе).

В Центр «Практик» очень часто обращаются дети именно с учебными проблемами. Многие дети 7 – 10 лет с трудом успевают в школе, имея при этом достаточный уровень развития интеллекта. Причины этого могут быть различны (начиная с органических нарушений в работе головного мозга, социально-педагогической запущенности и заканчивая характерологическими особенностями). Однако результат довольно схож – дети не имеют нужного для успешной учебы уровня развития познавательной сферы.

Данная программа помогает развить у детей необходимые школьные навыки. Наибольшее внимание уделено развитию мышления. Объясняется это тем, что при активном развитии мышления развиваются и связанные с ним память и внимание. Хотя развитие высших психических функций и невозможно без развития произвольности поведения и навыка целеполагания, и это развитие идет параллельно, в программе имеются упражнения, специально направленные на формирование перечисленных навыков. У многих детей школьная неуспешность связана также и с данными причинами.

Неуспешность в учебе в начальной школе влечет за собой снижение уровня учебной мотивации, школьную неуспешность в среднем и старшем звеньях школы, у многих детей может появиться высокий уровень тревожности и другие проблемы эмоционально-волевой сферы. Также высока вероятность снижения самооценки, уверенности в себе. Формирование замещающей деятельности также весьма возможно. Все это мешает развитию полноценной личности и нередко сказывается нежелательным образом на формировании ценностей, установок, мотивов и т.п. взрослого человека. Таким образом, развитие высших психических функций является насущной необходимостью. А у младших школьников это развитие осуществляется легче, нежели чем у детей старшего (подросткового) возраста, когда модель поведения уже сформирована и труднее поддается коррекции.

Программа предназначена для занятий с группой в количестве 6 – 10 человек. Она рассчитана на 11 занятий по 2 часа 1 раз в неделю. На занятия принимаются учащиеся 2 – 3 классов, имеющие недостаточный уровень развития памяти, мышления, внимания с нормальным интеллектом, без сильно выраженных органических нарушений в работе головного мозга. Занятия должны проводиться в учебной комнате со свободным пространством для проведения игр, в которых требуется двигаться.

При приеме в группу, а также по окончании групповых занятий с детьми проводится психологическая диагностика, предусматривающая изучение уровней развития внимания, непосредственной слухо-речевой и зрительно-образной памяти, мышления (тест Тулуз-Пьерона, методика «Запоминание 10 слов», исследование кратковременной зрительно-образной памяти, тест «4-й лишний», тест Равена – серии А, В, С). Также с детьми при поступлении в группу проводится беседа для повышения уровня доверия ребенка психологу, создания психологически комфортной ситуации общения и понимания эмоционального состояния ребенка.

По окончании занятий уровень развития высших психических функций повышается, также участие в групповых занятиях предусматривает более высокий уровень владения навыками целеполагания и планирования.


Учебно-тематический план

Тема

Содержание

Кол-во часов

Методическое обеспечение

Знакомство

Упражнения, беседа

2

Стимульные материалы, доска, листы бумаги в клетку, тетрадь

Развитие навыков целеполагания и планирования

Упражнения, беседа

2

Стимульные материалы, доска листы бумаги в клетку, тетрадь

Развитие внимания

Упражнения, развивающие игры, беседа

6

(занятия 3, 4, 10)

Стимульные материалы, доска, листы бумаги в клетку, тетрадь

Развитие памяти

Упражнения, развивающие игры, беседа

4

(занятия 7, 8)

Плакат «Правила запоминания», стимульные материалы, доска, тетрадь, комплекты предметных картинок, карточек с буквами и цифрами, текст «Сказки о видах памяти…»

Развитие мышления

Упражнения, развивающие игры, беседа

6

(занятия 5, 6, 9)

Плакат «Как развивать свое мышление. Советы», стимульные материалы, доска, листы бумаги в клетку, бумага для записей, текст сказки «Профессор мышление», комплекты предметных картинок, комплекты разрезных картинок (или пазлы 25 – 35 частей)

Заключение

Игра, диагностика

2

(занятие 11)

Стимульные материалы, набор картинок для игры


Занятие 1. Знакомство.

Цель: знакомство с участниками; установление групповых норм.

  • «Снежный ком». Цель: запоминание участниками имен других детей.

Первый ребенок называет свое имя, следующий называет имя предыдущего ребенка, а затем свое и т.д.

  • Обсуждение правил работы в группе. Цель: выработать общегрупповые правила работы, обучение выработке компромиссного решения.

Правило «здесь и сейчас»

Уважать друг друга – слушать, не перебивать и т.д.

Каждый имеет право на свои ошибки

Прекращать разговоры по просьбе ведущего…

Обсуждаются предложения детей по правилам, если у кого-то из них появятся свои идеи.

  • Упражнение «Лабиринт». Цель: развитие концентрации внимания, навыка планирования.

Каждый участник получает лист с нарисованным лабиринтом и отыскивает выход из него.

  • Упражнение «Кто что делает?». Цель: развитие концентрации и переключения внимания.

Психолог дает детям инструкцию: сейчас я буду называть слова и задавать вопрос, а вы будете показывать ответ на него: что делает называемый предмет или существо – летает, плавает, ходит или ездит. Если он летает, то машете руками, как будто летите. Если плавает, то делаете плавательные движения. Если ходит или ездит, то ваши пальчики бегут по столу. Если он не летает, не плавает, не ходит или не ездит, то нужно отрицательно мотать головой из стороны в сторону».

(Примерные вопросы: дома летают или не летают? дверь ходит или не ходит? а плавает или не плавает? ворона плавает или не плавает? а летает или не летает? и пр.)

  • Графический диктант. Цель: развитие концентрации внимания, произвольности поведения.

Дети по клеткам рисуют узор под диктовку ведущего.

  • Упражнение «Лабиринт». Цель: развитие навыка планирования, внимания.

Детям раздаются картинки с полянками и домиками (с ориентирами или одними дорожками). Каждый ребенок выбирает любой домик и составляет "письмо", т.е. записывает, как добраться до этого домика. После того, как "письма" составлены детьми, необходимо поменяться и найти дома по заданному "адресу".

  • Процедура самооценивания. Цель: развитие рефлексии.

Дети закрывают глаза, и каждый показывает рукой, как он работал сегодня на занятии (рука вверх – очень хорошо, рука на уровне груди – средне, рука опущена – плохо). При необходимости психолог обсуждает уровень самооценки с определёнными детьми (почему ребенок оценил себя именно так).

Занятие 2. Что такое цель, или как добиться того, к чему мы стремимся.

Цель: развитие навыков целеполагания и планирования.

  • Беседа «Что такое цель и зачем нужен план действий». Цель: формирование понятий «цель» и «план».

Психолог рассказывает участникам групповых занятий о том, что такое цель и план действий. Затем дети делают предположения, зачем нам нужны цель и план, что получится, если обходиться без них, когда они необходимы и т.п. Ведущий подводит детей к выводу, что для эффективной работы необходимо понимать свою цель и иметь план деятельности.

  • Графический диктант. Цель: развитие концентрации внимания, произвольности поведения.

Дети по клеткам рисуют узор под диктовку ведущего.

  • Упражнение «Порядок действий». Цель: развитие навыка планирования.

Участники получают перепутанные карточки, на которых описаны определенные действия, необходимые для достижения цели, которую каждому сообщает ведущий. Каждый ребенок должен расположить карточки в нужном порядке.

  • Упражнение «Отгадай, для чего…». Цель: развитие навыка целеполагания.

Ведущий зачитывает участникам различные планы деятельности, дети должны догадаться, какая цель у людей, выполняющих эти действия.

  • Упражнение «Исправь ошибки в плане». Цель: развитие навыка планирования.

Каждый участник получает карточку с намеренно искаженным планом деятельности. Нужно обнаружить ошибки в плане и исправить их.

  • Упражнение «Найди простую фигуру в сложной». Цель: развитие внимания, зрительного гнозиса.

Психолог раздает детям листы, на которых изображена одна простая фигура и пять сложных. В четырех из сложных фигур в зашумленном виде находится заданная простая, в одной – нет. Задача – найти ту сложную фигуру, в которой нет данной простой.

  • Процедура самооценивания. Цель: развитие рефлексии.

Дети закрывают глаза, и каждый показывает рукой, как он работал сегодня на занятии (рука вверх – очень хорошо, рука на уровне груди – средне, рука опущена – плохо). При необходимости психолог обсуждает уровень самооценки с определёнными детьми (почему ребенок оценил себя именно так).

Занятие 3. Внимание.

Цель: формирование понятия «внимание», развитие концентрации внимания.

  • Обсуждение домашнего задания (занятия 1).
  • Упражнение «Проверь себя!». Цель: формирование понятия «внимание», понимание функции внимания в повседневной жизни.

На доске написана тема – «Моё внимание». Ведущий предлагает детям сосредоточиться и в течение минуты внимательно рассматривать комнату, в которой проводятся занятия. Время засекается. Затем дети закрывают глаза и с закрытыми глазами пытаются отвечать на такие вопросы, как: какого цвета стены в классе? сколько светильников на потолке? какого цвета шторы? что было написано на доске? и пр. В это время психолог стирает с доски тему. После этого дети открывают глаза, проверяют правильность своих ответов. С помощью наводящих вопросов психолог подводит детей к теме занятия – «Моё внимание».

  • Беседа по теме «Что значит быть внимательным». Цель: формирование понятия «внимание».

Психолог задаёт детям вопросы о том, что значит быть внимательным, что происходит, когда ты внимателен (а невнимателен)? Дети отвечают, начиная со слов "Быть внимательным – это..." или "Быть невнимательным – это...".

Ведущий выслушивает самостоятельные ответы детей, интересуется их аргументацией. Если они затрудняются сформулировать ответ, он задает наводящие вопросы. Быть внимательным – это быть сосредоточенным на чем-либо или рассеянным? Быть внимательным – это значит все пропускать мимо ушей, глаз или все замечать? Быть внимательным – это быть сильно поглощенным чем-то важным или постоянно отвлекаться на постороннее?

Быть внимательным – это выполнять работу без ошибок или с ошибками?

Быть внимательным – уметь замечать свои ошибки или их пропускать?

Делается вывод, что быть внимательным – значит замечать все вокруг, быть сосредоточенным на нужном деле, не отвлекаться, работать без ошибок. Если сказать кратко, то внимание – состояние сосредоточения на нужном деле.

  • Графический диктант. Цель: развитие концентрации внимания, произвольности поведения.

Дети по клеткам рисуют узор под диктовку ведущего.

  • Игра «Тройка». Цель: развитие концентрации внимания.

Дети считают по кругу по порядку, однако вводится запрет на цифру три. Нельзя называть цифру три и числа, содержащие тройку – вместо этого надо хлопать в ладоши.

  • Упражнение «Три части одного круга». Цель: развитие внимания, мышления, зрительного гнозиса.

Каждый участник получает лист с изображением частей нескольких кругов в случайном порядке. Нужно догадаться, из каких частей состоит каждый круг.

  • Упражнение «Найди два одинаковых рисунка». Цель: развитие внимания.

Каждый участник получает лист с несколькими похожими рисунками, среди которых есть два одинаковых. Дети должны найти два одинаковых рисунка среди остальных.

  • Процедура самооценивания. Цель: развитие рефлексии.

Дети закрывают глаза, и каждый показывает рукой, как он работал сегодня на занятии (рука вверх – очень хорошо, рука на уровне груди – средне, рука опущена – плохо). При необходимости психолог обсуждает уровень самооценки с определёнными детьми (почему ребенок оценил себя именно так).

Занятие 4. Как стать внимательным.

Цель: развитие концентрации и переключения внимания.

  • Обсуждение домашнего задания (занятия 2).
  • Графический диктант. Цель: развитие концентрации внимания, произвольности поведения.

Дети по клеткам рисуют узор под диктовку ведущего.

  • Упражнение «Кубики». Цель: развитие внимания, мышления.

На рисунках, которые психолог раздает каждому ребенку, дан образец фигуры из кубиков. На этих же листах изображены похожие фигуры из кубиков, но нескольких кубиков не хватает. Задача: определить, сколько кубиков не хватает.

  • Игра «Найди ошибки художника». Цель: развитие внимания.

Психолог раздает детям рисунки (всем одинаковые) с ошибками и предлагает помочь художнику найти свои ошибки. Сначала дети ищут самостоятельно. Затем производится совместная проверка – кто сколько ошибок нашел.

  • Упражнение «Найди слова». Цель: развитие внимания.

Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова. Например:

бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашинапрстыюрозаылрквтсумка

  • Упражнение «Перепутанные линии». Цель: усиление концентрации и устойчивости внимания.

Проследить каждую из перепутанных линий и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с первой линии, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. По команде ведущего "Стоп!" все одновременно заканчивают работу. Время на выполнение задания – 5 минут.

  • Упражнение «Путешествия животных». Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

В качестве основы упражнения имеется игровое поле из 25 квадратов. В каждом квадратике изображен какой-либо схематический рисунок, понятный ребенку и позволяющий опознать этот квадрат. Содержание задания заключается в путешествии какого-либо животного по этому игровому полю. Однако движение происходит не хаотично, а по установленному взрослым правилу. Например: животное не может прыгать в соседние квадратики, а только через одну клеточку в любом направлении. Затем детям даются задания догадаться, каким образом животное может попасть из одной клетки в другую (по какому маршруту). Также детям дается задание найти другие пути попадания животного в заданную клетку, если таковые имеются.

  • Процедура самооценивания. Цель: развитие рефлексии.

Дети закрывают глаза, и каждый показывает рукой, как он работал сегодня на занятии (рука вверх – очень хорошо, рука на уровне груди – средне, рука опущена – плохо). При необходимости психолог обсуждает уровень самооценки с определёнными детьми (почему ребенок оценил себя именно так).

Занятие 5. Мышление.

Цель: формирование понятия «мышление», развитие мыслительных операций.

  • Обсуждение домашнего задания (занятия 3).
  • Сказка  о профессоре Мышление (3; 97). Цель: формирование понятия мышления.
  • Упражнение «Назови все свойства предмета». Цель: развитие мыслительных операций.

Психолог рассказывает детям, что для того, чтобы научиться размышлять, надо разбираться в том, какими свойствами обладают окружающие предметы, вещи, приводит пример (показывает на какой-либо предмет и спрашивает: какими свойствами он обладает?, слушает ответы и дополняет их). Далее ведущий предлагает устроить конкурс знатоков свойств предметов. Участвуют в конкурсе двое. Ведущий показывает предмет, а участники по очереди называют по одному свойству данного предмета, не повторяя уже названных. Конкурс продолжается до тех пор, пока один из участников не остановится. Проигрывает тот, кто остановился, а выигрывает тот, кто назвал больше свойств. К конкурсу можно привлечь болельщиков, которые будут помогать «своему игроку» назвать подходящие свойства.

  • Упражнение «Назови сходства и различия». Цель: развитие мыслительных операций.

Ведущий показывает два предмета. Сначала участники называют такие свойства этих предметов, которые являются для них общими, то есть подмечают сходство предметов. Потом – такие свойства, которыми эти предметы отличаются друг от друга.

  • Упражнение «Составь фигуру». Цель: развитие мышления, внимания, зрительного гнозиса.

Ведущий раздает детям разрезанные на несколько частей картинки (например, открытки) и образец (целые открытки), дети собирают из них целый рисунок. Можно провести конкурс «Кто быстрее».

  • «Логическая задача». Принципы решения логических задач. Цель: развитие логического мышления.

Психолог рассказывает детям, что такое логическая задача. Приводит примеры нескольких задач разных типов. Решает с детьми вместе на доске несложную задачу, задавая наводящие вопросы и показывая, как можно зарисовать или записать задачу, чтоб было понятно и легче было рассуждать в поисках решения.

  • Процедура самооценивания. Цель: развитие рефлексии.

Дети закрывают глаза, и каждый показывает рукой, как он работал сегодня на занятии (рука вверх – очень хорошо, рука на уровне груди – средне, рука опущена – плохо). При необходимости психолог обсуждает уровень самооценки с определёнными детьми (почему ребенок оценил себя именно так).

Занятие 6. Учимся рассуждать.

Цель: формирование навыка рассуждения, развитие мыслительных операций.

  • Обсуждение домашнего задания (занятия 4).
  • Упражнение «Что это за предмет?». Цель: развитие мыслительных операций.

Психолог выбирает из набора картинок одну и, не показывая детям, называет главные свойства изображенного на картинке предмета. Дети, разделившись не команды по 3-4 человека, отгадывают, что там изображено. На совещание дается 2-3 минуты. После каждая команда записывает на листе ответ и отдает ведущему. Психолог начисляет по одному баллу тем командам, которые дали правильный ответ, и записывает результат на доске. Далее дети сами загадывают подобную загадку (одна команда – всем остальным командам). За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу. Психолог фиксирует на доске баллы каждой команды.

  • Логическая задача. Цель: развитие логического мышления.

Каждый ребенок получает одну и ту же логическую задачу. Совместно с психологом, который помогает детям наводящими вопросами, все вместе решают данную задачу.

  • Задание «Найди важные слова». Цель: развитие мыслительных операций.

Ведущий раздает детям листы с несколькими рядами слов. В каждом ряду пять слов даются в скобках, а одно слово находится перед скобками. Из тех слов, что находятся в скобках, нужно выбрать только два - самых важных для первого слова, стоящего перед скобками. (Например: пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты); для пения наиболее существенными являются слова «голос» и «мелодия»; важными эти слова являются потому, что без них написанное перед скобками слово никак не обойдется).

  • Упражнение «Противоположности». Цель: развитие мыслительных операций.

Ведущий называет слово, все дети стоят в круге и показывают одновременно (без слов) это слово и противоположное ему. (Например: широкий – узкий, лево – право, близко – далеко, верх – низ, круглый – остроугольный, быстро – медленно, холодно – горячо, приятный на вкус – неприятный на вкус, симпатичный – некрасивый, ароматный – неприятно пахнущий, длительный – мгновенный). Затем психолог с детьми обсуждает, какие из противоположностей было изобразить труднее, а какие детям особенно понравилось изображать.

  • Графический диктант. Цель: развитие концентрации внимания, произвольности поведения.

Дети по клеткам рисуют узор под диктовку ведущего.

  • Процедура самооценивания. Цель: развитие рефлексии.

Дети закрывают глаза, и каждый показывает рукой, как он работал сегодня на занятии (рука вверх – очень хорошо, рука на уровне груди – средне, рука опущена – плохо). При необходимости психолог обсуждает уровень самооценки с определёнными детьми (почему ребенок оценил себя именно так).

Занятие 7. Память.

Цель: формирование понятия «память», развитие памяти.

  • Обсуждение домашнего задания (занятия 5).
  • Беседа на тему «Что такое память». Цель: формирование понятия «память».

Психолог задает детям вопросы про память. Вопросы могут быть такого рода: почему не все удачно выполнили предыдущее задание? (ответ: подвела память), а для чего нам нужна память? может ли человек обойтись без памяти? почему?, на что похожа память?

(психолог может так построить беседу, чтобы у детей возникли следующие ассоциации со словом «память»: сундучок с важным содержимым, склад, записная книжка, магнитофонная пленка и т.п.). Затем психолог рассказывает детям, что такое память, и какие действия совершает человек, чтобы что-то запомнить. Таким образом психолог сообщает детям, что память – это запоминание, сохранение и воспроизведение того, что человек увидел, услышал, почувствовал, выучил.

  • Упражнение «Тройки слов». Цель: развитие памяти, формирование мнемических приёмов.

Ведущий предлагает детям запоминать по три слова, которые связаны между собой по смыслу. Психолог говорит эти слова, дети запоминают (глаза – рот – уши, малыш – взрослый – старик, шофер – музыкант – повар, сестра – дедушка – тетя, добрый – злой – честный, грусть – радость – удивление). Затем психолог называет первое слово из тройки, а дети записывают два других, которые связаны с ним по смыслу.  Психолог проводит с детьми беседу (каким общим словом можно назвать каждую тройку слов? в каком случае было легче запоминать слова: когда запоминали 10 слов или когда выполняли задание «Тройки слов»? а почему так получилось, ведь во втором задании было 18 слов, а в первом задании всего 10?, подводит к мысли, что лучше запоминается то, что связано между собой по смыслу).

  • Сказка о видах памяти и карасе, который был невиновен (3; 69). Цель: формирование понятия о видах памяти.
  • Упражнение «Как я запоминаю». Цель: адекватная самооценка собственной памяти, обнаружение её сильных сторон.

Психолог раздает детям конверты с буквами, цифрами. Дети делятся на пары. Сначала первые номера запоминают, а вторые – им помогают, а потом по команде меняются ролями. Первое задание: первым номерам нужно запомнить те цифры и буквы, которые им покажут вторые номера. Вторые номера втайне от первых номеров подбирают цифры и буквы для запоминания – всего 10 штук. Затем вторые номера выкладывают перед первыми цифры и буквы, а первые внимательно их рассматривают и запоминают. Время на запоминание 1-2 минуты. После этого цифры и буквы убираются в сторону (не смешивать с остальными). Первые номера записывают то, что они запомнили. Вторые номера проверяют правильность воспроизведения, обводя нужные цифры и буквы. Затем дети меняются ролями. Второе задание: первым номерам нужно запомнить не увиденные, а услышанные цифры и буквы. Для этого вторые номера втайне от первых номеров подбирают цифры и буквы для запоминания – всего 10 штук. Далее второй номер произносит на ухо первому подобранные цифры и буквы, а первый их должен как можно лучше запомнить и записать. Вторые номера проверяют правильность воспроизведения, обводя нужные цифры и буквы. Затем дети снова меняются ролями. Третье задание: первые номера запоминают цифры и буквы через прикосновение. Для этого вторые номера втайне от первых подбирают подходящие для запоминания цифры и буквы, затем первые номера закрывают глаза, а вторые понятно «рисуют» пальцем у них на тыльной стороне ладони нужные цифры и буквы (не спешить). После первые номера записывают те цифры и буквы, которые они запомнили. Вторые номера проверяют правильность воспроизведения, обводя нужные цифры и буквы. И дети опять меняются ролями. Затем психолог подводит итоги. Вместе с детьми он рассуждает, какие три вида памяти только что были изучены? Дети подсчитывают и записывают, сколько знаков вспомнили правильно с помощью зрительной памяти, потом слуховой и, наконец, осязательной. В каком из трех заданий были наилучшие результаты? О чем это говорит? Какая память у каждого из детей лучше всего развита?

  • Процедура самооценивания. Цель: развитие рефлексии.

Дети закрывают глаза, и каждый показывает рукой, как он работал сегодня на занятии (рука вверх – очень хорошо, рука на уровне груди – средне, рука опущена – плохо). При необходимости психолог обсуждает уровень самооценки с определёнными детьми (почему ребенок оценил себя именно так).

Занятие 8. Учимся запоминать.

Цель: развитие памяти.

  • Обсуждение домашнего задания (занятия 6).
  • Упражнение «Зоопарк». Цель: развитие памяти, формирование мнемических приёмов.

Детям раздаются листки, на которых написаны названия животных, размещенные в разных частях листка и в разных направлениях (по вертикали и по горизонтали). Ведущий предлагает детям внимательно посмотреть на рисунок и представить себе этих животных в местах, где помещены их названия, а затем придумать историю, связывающую их между собой. После рисунок закрывается, и дети должны на листке бумаги воспроизвести названия животных на их местах.

  • Упражнение «Зашифрованные слова». Цель: формирование мнемических приёмов.

Детям раздаются листы с 12 «окошками». Ведущий предлагает детям представить себя опытным разведчиком, которому нужно запомнить 10 фраз, составляющих секретный пароль. Чтобы никто не догадался о том, каков пароль, необходимо зашифровать его, рисуя для каждой из 10 фраз наиболее подходящее для нее изображение. Рисунки следует помещать в «окошечках». В каждое окошечко - по одному рисунку, который поможет лучше запомнить фразу. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты (поэтому рисовать нужно быстро, не раздумывая, схематически). В «окошечках» нельзя писать ни слов, ни цифр. В конце урока каждый ребенок должен будет вспомнить фразы пароля, расшифровывая свои рисунки.

  • Упражнение «Пары слов». Цель: развитие памяти.

Психолог называет пары слов, связанных по смыслу, дети запоминают. Затем ведущий называет только первое слово из пары, а дети вспоминают второе слово, связанное с ним по смыслу и записывают. Затем психолог читает второе слово из каждой пары, а дети подчеркивают то, что сумели запомнить правильно, и подсчитывают количество правильных слов.

  • Упражнение «Найди число». Цель: развитие внимания.

Ведущий раздает детям листы, на которых изображены два квадрата. В первом квадрате, содержащем 16 клеток, в случайном порядке расставлены числа от 1 до 25. Второй состоит из пустых клеток – в них по возрастанию расставляются числа, находящиеся в первом квадрате.

  • Упражнение «Волшебные картинки». Цель: развитие мнемических приёмов.

Психолог предлагает детям научиться запоминать слова, не связанные между собой по смыслу – использовать «волшебные картинки». Это такие картинки, которые можно мысленно представить. Для того, чтобы запомнить какое-то слово, нужно представить наиболее подходящую для него картинку. А потом эти живые картинки связать друг с другом и составить из них «фильм». Как это делается, психолог показывает на примере. Например, для запоминания в определенном порядке 8 слов (окно, луна, бутерброд, телефон, моряк, подушка, часы, полночь) можно использовать «волшебные картинки». Может получиться такой «фильм»: из окна я вижу луну. Сидя на диване, я жую бутерброд. Вдруг резко зазвонил телефон. Спрашивают какого-то моряка. Ответив на звонок, я кладу голову на подушку. Не могу заснуть и вижу часы, которые показывают полночь. Теперь, восстанавливая в памяти этот «фильм», можно без труда вспомнить все 8 слов. Затем дети пробуют сами запомнить уже другие слова, представляя «волшебные картинки» и составляя из них «фильм». Психолог читает слова (стул, мальчик, шахматы, звонок, подарок, самолет, магазин, уроки, новости, удивление). Дети, прослушав слова, рисуют свой «фильм». Когда будут готовы рисунки, дети называют слова, которые нужно было запомнить. Рассказывают, как запоминали эти слова.

  • Процедура самооценивания. Цель: развитие рефлексии.

Дети закрывают глаза, и каждый показывает рукой, как он работал сегодня на занятии (рука вверх – очень хорошо, рука на уровне груди – средне, рука опущена – плохо). При необходимости психолог обсуждает уровень самооценки с определёнными детьми (почему ребенок оценил себя именно так).

Занятие 9. Мы умеем думать.

Цель: развитие мышления.

  • Обсуждение домашнего задания (занятия 7).
  • Упражнение «Найди закономерность». Цель: развитие мыслительных операций.

Сначала психолог предлагает детям установить закономерность в линейном ряду (например, последовательность чисел). После того, как дети выполнят 1-2 таких задания, психолог предлагает следующую задачу: находить закономерность в таблице (можно использовать любые фигуры). Оба задания сначала выполняются на доске, вместе с психологом.

  • Игра «Слова-мостики». Цель: Развитие мыслительных операций.

Дети разбиваются на пары. Ведущий дает им инструкцию. Один игрок выбирает из набора картинок две любые. А другой придумывает такое слово-мостик, которое как бы связывает между собой две эти картинки, и поясняет, в чем состоит эта связь. Психолог на примерах показывает, как следует подбирать слова-мостики.

  • Упражнение «Муравей». Цель: развитие внимания, образного мышления.

На доске ведущий рисует квадрат 3 на 3 клетки. В центре – муравей. Каждый ребенок по очереди делает ход муравьём на одну клетку, представляя его передвижение в уме. Нужно так переводить муравья, чтобы он не вышел за пределы квадрата. Если участник игры ошибается, то остальные хлопают в ладоши, допустивший ошибку выходит из игры, остальные начинают игру сначала (муравей в центре).

  • Логическая задача. Цель: развитие логического мышления.

Каждый ребенок получает одну и ту же логическую задачу. Совместно с психологом, который помогает детям наводящими вопросами, все вместе решают данную задачу.

  • Графический диктант. Цель: развитие концентрации внимания, произвольности поведения.

Дети по клеткам рисуют узор под диктовку ведущего.

  • Процедура самооценивания. Цель: развитие рефлексии.

Дети закрывают глаза, и каждый показывает рукой, как он работал сегодня на занятии (рука вверх – очень хорошо, рука на уровне груди – средне, рука опущена – плохо). При необходимости психолог обсуждает уровень самооценки с определёнными детьми (почему ребенок оценил себя именно так).

Занятие 10. Повторение – мать учения.

Цель: развитие внимания, мышления.

  • Обсуждение домашнего задания (занятия 8).
  • Упражнение «Красно-черные пары». Цель: развитие концентрации и распределения внимания.

Для занятия используются таблицы с числами черного и красного цвета, порядок которых постоянно меняется. Порядок же работы остается неизменным:

1 этап – рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 24;

2 этап – рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке от 24 до 1;

3 этап – необходимо поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке от 1 до 24, а числа красного цвета в обратном порядке от 24 до 1.

  • Упражнение, направленное на развитие умения анализировать написанные слова, "видеть" буквы в них. Цель: развитие внимания.

Для него берутся старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 5 минут (только 5) детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы "а". При этом оговаривается, что если ребята пропустят больше четырех букв, то они проиграли, четыре и меньше пропусков – выиграли. Проверку заданий проводят сами ребята – сосед у соседа.

  • Игра «Найди слово по аналогии». Цель: развитие мыслительных операций.

Представлено пять заданий. Между первой парой слов (психолог указывает каких) существует определенная связь. Между первым словом (психолог указывает) и одним из четырех слов в скобках существует точно такая же связь. Нужно найти это слово и записать его.

  • Упражнение «Силуэты». Цель: развитие внимания, мышления.

Психолог раздает детям листы, на которых изображен предмет для образца и даны варианты его силуэтов спереди, сбоку и сверху. Задача – определить, какие силуэты принадлежат предмету на образце.

  • Графический диктант. Цель: развитие концентрации внимания, произвольности поведения.

Дети по клеткам рисуют узор под диктовку ведущего.

  • Процедура самооценивания. Цель: развитие рефлексии.

Дети закрывают глаза, и каждый показывает рукой, как он работал сегодня на занятии (рука вверх – очень хорошо, рука на уровне груди – средне, рука опущена – плохо). При необходимости психолог обсуждает уровень самооценки с определёнными детьми (почему ребенок оценил себя именно так).

Занятие 11. Заключение.

Цель: прощание, получение обратной связи.

  • Обсуждение домашнего задания (занятий 9, 10).
  • Игра «Психологическое домино». Цель: развитие творческого мышления, закрепление полученных навыков.

Дети продолжают работать в парах. Им раздается набор картинок. Сначала все картинки нужно разместить на столе. После этого выбирается любая картинка и кладется в центр стола. Она становится основой для домино. Затем игроки должны по очереди подбирать наиболее подходящую для домино картинку. При присоединении нужно обязательно объяснить, почему же именно эта картинка подходит к домино. Это можно сделать примерно так: «Эта картинка присоединяется к... (называется предмет, изображенный на той картинке, к которой происходит присоединение), потому что...». Таким образом игрок показывает, как связаны между собой две картинки, расположенные рядом. Присоединять картинки можно с обоих краев домино. Психолог объясняет на примере, как нужно играть. Игру можно превратить в соревнование команд. При этом ставится задача – как можно быстрее составить самое большое домино. В команде может быть 3 – 4 человека.

  • Заключительная диагностика. Цель: получение обратной связи.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  • Плакат «Правила запоминания».

1. Приступая к запоминанию, надо поставить перед собой цель – запомнить надолго.

2. При запоминании будь внимателен, не отвлекайся.

3. Все, что ты запоминаешь, попробуй представить в виде картинок, образов.

4. При запоминании текста необходимо придерживаться следующих шагов:

понять основное содержание текста;

разбить его на смысловые части;

найти в каждой части ключевую фразу, опорный пункт для передачи ее содержания;

запомнить их в определенной последовательности.

5. Лучше два раза прочесть текст и два раза его воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.

6. Заданный учебный материал лучше повторять сразу, по «горячим следам».

7. Применение – мать учения. Запоминание будет более успешным, если ты сможешь использовать то, что хочешь запомнить, в своей повседневной жизни.

  • «Как развивать свое мышление. Советы».

- Мозг «ржавеет» от безделья, поэтому нужно чаще нагружать его работой.

- Мышление начинается с внимания: чтобы хорошо думать, нужно быть внимательным!

- Когда думаешь, старайся все известное проанализировать и «разложить по полочкам».

- Относись самокритично к своему уму и доброжелательно к уму других.

- Прежде чем дать ответ, сначала его обдумай: не позволяй своему языку опережать свою мысль!

  • Домашние задания.

Занятие 1.

Построение маршрута по инструкции.

Шифровка.

Корректурная проба.

Занятие 2.

Режим дня.

«Кубики».

Составить план выполнения какого-либо школьного домашнего задания по какому-либо предмету.

Занятие 3.

Составление плана выполнения каждого упражнения домашнего задания (групповые занятия).

«Три части одного круга».

«Найди два одинаковых рисунка».

«Кубики».

Занятие 4.

Составление плана выполнения нового упражнения домашнего задания.

«Три части одного круга».

«Найди два одинаковых рисунка».

«Найди простую фигуру в сложной».

Занятие 5.

Составление плана выполнения домашнего задания по какому-либо школьному предмету.

«Три части одного круга».

«Найди два одинаковых рисунка».

«Кубики».

Занятие 6.

«Три части одного круга».

«Найди два одинаковых рисунка».

«Найди простую фигуру в сложной».

Задание на рассуждение («Китайские фонарики»).

Занятие 7.

«Найди простую фигуру в сложной».

«Кубики».

Шифровка.

Построение маршрута по инструкции.

Занятие 8.

«Найди простую фигуру в сложной».

«Кубики».

Текст для запоминания с помощью «Волшебных картинок». (Записать, какие картинки помогут запомнить этот текст).

Задание на рассуждение («Как зовут мальчиков», «Яблоки»)

Занятие 9.

Составление плана выполнения каждого упражнения домашнего задания.

Логическая задача («В цирке»).

Закономерность.

Лабиринт («Замок ужаса»).

Занятие 10.

«Силуэты».

Логическая задача.


Список литературы:

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось-89, 2007 г.
  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./Под ред. И.В. Вачкова – М.: Ось-89, 2003 г.
  3. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./Под ред. И.В. Вачкова – М.: Ось-89, 2004 г.
  4. Большая книга головоломок, лабиринтов, кроссвордов. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2006 г.
  5. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997 г.
  6. Вьюжек Т. Логические игры, тесты и упражнения. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001 г.
  7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002 г.
  8. Заикина А., Заикин М., Заикин С. Поиграем на листе бумаги. – М.: Лист, 1999 г.
  9. Игры и головоломки для детей.//Авт.-сост. Г.Р. Кандибур – М.: АСТ, Донецк: Сталкер, 2001 г.
  10. Игры со спичками.//Сост. Т.А. Улицкий, Л.А. Улицкий – Минск: ВУАЛ, 1993 г.
  11. Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. – М.: АРКТИ, 2004 г.
  12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 1999 г.
  13. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. – М.: АСТ: Премьера: Аквариум, 2000 г.
  14. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 2002 г.
  15. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999 г.
  16. Рисуем по клеточкам. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2006 г.
  17. Сонин В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001 г.
  18. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. – СПб.: Речь, 2002 г.
  19. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002 г.

Содержание

Пояснительная записка

2

Учебно-тематический план

4

Занятия

5

Приложения

17

Список литературы

20

Содержание

21