Формирование УУД в процессе осуществления проектной деятельности
методическая разработка на тему

В работе представлена характеристика универсальных учебных действий. Представлены проекты, с помощью которых формируются УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД младших школьников

при осуществлении проектной деятельности

Саналатий

Анна Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия»

г. Полярный

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Что же такое УУД? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В составе универсальных учебных действий выделяют четыре блока:

- личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание);

- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция);

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли);

- познавательные: - общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и т.д.); -  логические (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей и т.д.), действия постановки и решения проблемы (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Однако эти блоки не стоят отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи, которую можно представить в виде следующей модели:

Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс? Основой решения данной образовательной задачи является обучение на основе деятельностного подхода. Он предполагает активность обучающихся, когда знание не передается учителем в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе их познавательной деятельности. Учение превращается в сотрудничество – совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем.

«Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках» (А.И. Савенков).

Цель проектной деятельности: выявить интересы учеников, нацелить на поиск ответов на поставленные вопросы, развитие любознательности. Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, учиться составлять план и последовательность действий.
Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками, формировать интерес к новому.

Виды проектов, которые можно предложить учащимся начальных классов:

-  исследовательские

- информационные

- проектно – ориентированные

- творческие

- игровые

В использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.

В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы:

- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.

В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт. В работе с детьми наряду с исследовательской деятельностью используется и проектная деятельность. Они близки, хотя и имеют некоторые отличия.

Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно- коммуникационные технологии. Это и работа с обучающей презентацией, и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации, буклета, бюллетеня. Некоторые работы, выполненные учащимися, становятся учебными пособиями, которые учитель может использовать в дальнейшем. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения.

Необходимо активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Конечно, интерес школьников к такой значительной самостоятельной работе проявляется в среднем или даже в старшем звене школы. Однако начинать работу над проектами лучше в начальной школе. Проектная деятельность удовлетворяет потребностям детей младшего школьного возраста почувствовать себя взрослыми, отвечает их желанию проявить самостоятельность и испытать доверительное отношение со стороны взрослых.

В применении метода проектов на всех уроках и во внеурочной деятельности вижу большие возможности для формирования всех УУД: личностныхрегулятивныхкоммуникативныхпознавательных.

Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в  понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возмозможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Совместная проектная  деятельность учащихся способствует формированию коммуникативных УУД: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

В этом году я являюсь учителем 1 класса. Проанализировав тетради по математике своих учащихся, я обнаружила, что четверо учеников путают цифры, а многие на уроке спрашивают: «Как пишется та или иная цифра?». Таким образом, я увидела проблему: плохое запоминание цифр. Для решения данной проблемы я решила использовать проект «На что похожи цифры?» Известно, что в процессе запоминания надо использовать все психические процессы: восприятие, внимание, зрительный канал, слуховой, ощущение, речь, а так же воображение. В процессе беседы я предложила создать свои образы цифр и придумать стихотворение к своей цифре. На данном этапе я объяснила, как оформить свою работу, но многие дети сами мне помогали, т.к. на уроках изобразительного искусства обсуждаем оформление, композицию. Сделала акцент на использование своего воображения, а не использование чужих идей сети Интернет. Есть дети, которые выполняли самостоятельно, есть, где помогали родители. Нам это тоже важно, чтобы родители вовлекались в совместную деятельность со своим ребенком, общались, знали, чем увлекается, что не получается и т. д.

Результатом стали сборники. Дети показывали свои результаты работы перед классом. После данной работы, в тетрадях детей я обнаружила ошибки только у одного ученика. Можно сделать вывод, что работа проведена не зря.

Конфуций: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – может быть запомню; вовлеки меня – и я пойму».

Литература

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. //М.: Просвещение 2010.
  2. Воронцова А.Б. Проектные задачи в начальной школе.//Москва «Просвещение» 2011.
  3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. 2005, №9. – с. 55.
  4. Чумакова И. А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя. – Глазов, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование национального самосознания (идентичности) младших школьников в процессе реализации проектной деятельности»

В данном материале описысываются теоретические основы проблемы формирования национального самосознания младших школьников, а так же реализованный проект по теме "Национальные традиции семьи"...

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности.

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности (описание опыта работы по методической теме)....

Формирование национального самосознания младших школьников в процессе реализации проектной деятельности

В статье "Формирование национального самосознания младших школьников в процессе реализации проектной деятельности" описывается опты работы с младшими школьниками, создающими творческие проекты...

Формирование духовно – нравственной личности через проектную деятельность в процессе изучения курса модуля «Основы православной культуры».

Материал курса «Основы Православной культуры», цель его введения требуют от учителя неординарного подхода к его ведению.Какие бы формы  работы ни применялись на уроке – главное,...

РАЗВИВАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – МОДЕЛЬ И РЕАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

Актуальность темы не случайна. Статистические данные комплексного обследования детей, анализ выступлений на семинарах и конференциях специалистов медицины, педагогики, психологии свидетельствуют о том...

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности.

В современной школе всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую инфо...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается актуальный вопрос формирования личностных и метапредметных результатов на примере вовлечения обучающихся начальной школы в проектную деятельность. Автор представляет свой педа...