Занятие-мероприятие на тему: "История вещей"
материал на тему

Бельская Олеся Николаевна

Создание условий для расширения представлений детей о знакомых предметах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_veshchey_oktyabr.doc46 КБ
Office presentation icon istoriya_veshchey_posidelki.ppt2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Весёлые посиделки

Цель - создать условия для: - расширения  представления детей о знакомых предметах, об истории их происхождения и разнообразии;

- развития памяти, внимания, любознательности, творческого и логического мышления, речи;
- воспитания  бережного отношения к вещам, уважения к своей Родине, её  обычаям и традициям.

Оборудование: угощения, атрибутика  к конкурсам, презентация, музыка.

 Номера загадок в шаре и номера скороговорок тоже.

Ход занятия

1. Встреча гостей

Учитель: Пожалуйста, гости дорогие! Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник без вас не начинаем! Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому-то потешку, кому - правду, кому – сказ интересный... У нас для каждого из вас найдётся и местечко, и доброе словечко.

Алина На завалинках, в светелке Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки Пожилых и молодых.
Таня При лучине ли сидели, Иль под светлый небосвод - 
Говорили, песни пели И водили хоровод.
Илья С. А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки Были праздником души.
Кирилл Быт людей отмечен веком, Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам” Личных дач или квартир.
Максим Наш досуг порою мелок, И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок, Их бы надо возродить.

Сегодня у нас с вами весёлые посиделки, а говорить мы будем об истории вещей. Каждая вещь как-то попадает в наш дом. И, думается мне, что каждому из вас знакомо чувство любопытства «А как же появилась та или иная вещь? Откуда она пришла?»

Учитель: Когда люди устраивали посиделки, за тёплой печкой сидел сверчок и слушал, о чём они говорят.  2. Как произошли воздушные шары? Презентация с последующими темами.

Учитель: Вы любите воздушные шары? Кто-нибудь знает, кто их изобрёл?

Самые первые воздушные шары делали еще индейцы в Мексике из кишок и желудков животных. Они сушили их определенным образом, украшали, надували и использовали не для развлечения, а для жертвоприношения. В средневековой Европе с похожими шариками из внутренностей животных путешествовали бродячие артисты и трубадуры. Первый воздушный шар из резины сделал английский ученый Майкл Фарадей в 1824 году. Шар ему нужен был для опытов с водородом. Как игрушки, шары появились год спустя.

Проведём небольшой конкурс: 2 команды, 2 веревки между стульев - нужно надуть шар и прицепив его к веревке вернуться на место. Каждому из вас даётся шарик и прищепка. Нужно как можно быстрее надуть шарик и завязать верёвочкой. Побеждает тот, кто первый поднимет надутый шар над головой.

Молодцы, вы прекрасно справились с заданием!

3Ведущий: Покатилась вечеринка, заглянула ночь во двор, 
У зачина есть разминка, как бы нитка - паутинка, Та, что вяжет разговор.

2 ведущий: Как когда - то в век старинный, в те далекие года
Проводились викторины, те "что, где, когда".
Как тогда, друзья, для вас проведём её сейчас.
Поводится игра - викторина. За правильный ответ вручают баранку.

. А, ну-ка, расскажи…  А сейчас для вас, ребятки, Загадаем мы загадки.

Знаем, знаем наперед - Вы смекалистый народ.

 

Худая девчонка — Жесткая чёлка, Днём прохлаждается.
А по утрам да вечерам Работать принимается: Голову покроет Да стены помоет. 

История зубной щётки

Было это давным-давно. Однажды утром в пещере проснулся человек с неприятным вкусом во рту. Он взял прутик, пожевал его конец и начал чистить зубы. Такой была самая первая зубная щетка. Зубная щетка, которой мы сейчас чистим зубы, появилась совсем недавно. Но люди придумывают все новые и новые зубные щетки. А вы знаете, что существует музыкальная зубная щетка? Ее придумали специально для детей. У этой щетки мелодия раздается тогда, когда вы зубы чистите правильно, а если зубы чистите не правильно, то музыка не играет.

Ускользает, как живое, Но не выпущу его я,

Дело ясное вполне: Пусть помоет руки мне.

История мыла

Раньше мыла не было, и люди мылись мукой, глиной. А потом стали делать мыло из козьего, бараньего и бычьего жира и добавляли золу. Мыло было твердое, мягкое и жидкое. Раньше мыло стоило очень дорого, поэтому его могли купить только богатые люди. Бедные люди стирали и мылись щелоком. Что такое щелок? Брали древесную золу, заливали ее кипятком и ставили в печку. Потом доставали и мылись, так же стирали белье. Туалетное мыло называют еще умывальным мылом. Сейчас мыло делают из таких веществ, как жир, масло, ароматические вещества, чтобы мыло вкусно пахло.

Отгадай, что за вещица – Острый клювик, а не птица, Этим клювиком она

Сеет-сеет семена. Не на поле, не на грядке – На листах в твоей тетрадке.

История ручки

Давным-давно люди писали настоящими перьями. Брали перья гусей, воронов, павлинов. Кончик пера сначала очищали, затем обрезали под углом и затачивали, чтобы оно было тоненькое-тоненькое. Когда перо становилось тупым, его опять обрезали под углом и опять затачивали. А потом писали. Один человек, которому приходилось много писать, придумал перо из стали. И все стали писать стальными перьями, делали их даже из серебра и золота. Они стоили дорого. Потом придумали авторучку - её не надо было макать в чернильницу. Брали трубочку с заостренным концом. Внутрь трубочки вставляли соломинку и наливали жидкость. Жидкость понемногу стекала к заостренному концу, и тогда трубочкой водили по бумаге. А еще позже изобрели шариковую ручку с густой пастой, которой мы сейчас с вами и пишем. Ручек придумано очень много. Есть с календарем, электронными часами и даже с калькулятором.

Черный Ивашка – Деревянная рубашка, Где носом поведет, Там заметку кладет.

Если ты его отточишь, Нарисуешь все, что хочешь: Солнце, море, горы, пляж… Что же это?...

 

История карандаша

Раньше люди рисовали древесными углем. Брали обгоревший прутик из костра и рисовали. Карандаш состоит из деревянной рубашки и грифеля. Грифель – это сердечко карандаша. Карандаши бывают твердые и мягкие. Твердый пишет бледно, мягкий - ярко. Каких только карандашей нет! Бывают карандаши с кисточками, карандаши-резинки. Есть карандаш с увеличительным стеклом на конце, карандаши с бубенчиками. Бывают карандаши с календарями, с азбукой, с дорожными знаками. Выпускают также карандаши, которые вкусно пахнут, когда ими пишешь.

Смотрите, мы раскрыли пасть, В нее бумагу можно класть

Бумага в нашей пасти Разделится на части.

 

История ножниц

Примерно 1000 лет назад одному человеку пришло в голову соединить два ножа с помощью гвоздика, а ручки их загнуть кольцами - вот и получились ножницы. Ножницы изготовляли из железа и серебра, красиво украшали. У ножниц появились свои специальности. Одни предназначались для парикмахеров, другие для врачей. Сегодня есть ножницы, которыми стригут кусты на газонах, разделывают птицу, раскраивают ткани, разрезают торты.

Учитель: А знаете ли вы, что баранки, бублики, сушки - старинные русские хлебные изделия, без которых раньше не обходилось ни одно чаепитие и в будни, и в праздники. Да и сегодня жители многих городов и деревень охотно покупают бараночные изделия, составляющие значительную группу хлебных продуктов. Выбор большой: баранки сахарные, простые, горчичные, молочные, сдобные, ванильные, чистые, с маком и другие. Непременная часть производства баранок -  обварка тестовых колец кипятком.

На Украине баранки и сейчас называют «обваринками». Существует мнение, что эти бараночные изделия попали несколько веков назад из Польши на Украину, а оттуда перекочевали в Россию. Баранки и сушки представляют собой по существу хлебные консервы - они могут храниться долгое время, не теряя своих качеств. Воины, уходившие в далёкие походы; гонцы, доставлявшие важные известия; путешественники, открывающие новые земли - все они брали с собой в дорогу лёгкие высушенные ломти хлеба или сухари. На огромных парусниках, бороздившие далёкие моря и океаны, существовали специальные сухарные трюмы, вмещавшие запасы этих продуктов для команды на срок от 6 месяцев до 1 года. К этой группе продуктов относят сухари и различные хлебные палочки, соломка сладкая и солёная. Но всё же сушки и баранки были и остаются любимым лакомством для большинства ребят.  

Учитель: Какие вы знаете пословицы о хлебе? Попробуем объяснить, что значат следующие высказывания?

  • За обедом хлеб – всему голова. 
  • Красна река берегами, а обед – пирогами.
  • Кто что знает, тем и хлеб добывает. 
  • Без соли, без хлеба худая беседа. 

4. А что за застолье без забавы? "Бой петухов". 

Условия игры: На полу начерчен мелом круг. В него становятся 2 игрока. Одна рука за спиной, одна нога согнута - поза боевого петуха. Задача вытолкнуть соперника за круг! Нельзя! Вставать на две ноги и отпускать руку из-за спины.

Учитель: Вы стоите на пороге новых открытий. Пока вы ещё школьники, ваша задача - хорошая учёба. Возможно, кто-то из вас станет создаст какую-либо вещь, о которой узнают все люди, ваши дети, внуки, правнуки. Помните, тот, кто помнит о прошлом, тот беспокоится о будущем! Старайтесь больше узнавать о вещах, которые нас окружают!

Нас окружает мир вещей. Мы их порой не замечаем. В них отражения людей,

Былая радость и печали… Ах, старый хлам, бесценный хлам, Все то, чем в жизни мы богаты...

Ты иногда напомни нам О том, кем были мы когда-то.

А наши весёлые посиделки мы заканчиваем. Никогда не унывайте, доброту дарите и получайте!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Посиделки: история вещей, которые нас окружают Выполнила воспитатель: Минаева О.Н. ГОУ ТО «Новогуровская школа для обучающихся с ОВЗ» п. Новогуровский-2016 г.

Слайд 2

Огонь в очаге - символ уюта

Слайд 3

История 1-я: Воздушные шары 1-е из кишок и желудков у индейцев в Мексике.

Слайд 4

Конкурс!!!

Слайд 5

Худая девчонка

Слайд 6

Мыло Твердое Мягкое Жидкое

Слайд 7

Острый клювик, а не птица Есть ручки с календарем, электронными часами и даже с калькулятором

Слайд 8

Черный Ивашка – Деревянная рубашка

Слайд 9

Бумага в нашей пасти Разделится на части

Слайд 10

Обваринки

Слайд 11

Пословицы За обедом хлеб – всему голова. Красна река берегами, а обед – пирогами . Кто что знает, тем и хлеб добывает. Без соли, без хлеба худая беседа.

Слайд 12

«Будет хлеб — будет и песня!» На Руси по урожаю ржи и пшеницы судили о том, насколько благоприятным будет год, не придется ли жить впроголодь. Можно жить без многих продуктов, но хлеб в доме должен быть в первую очередь. Потому и поговорка такая, будет хлеб, остальное приложится.

Слайд 13

Игра «Бой петухов»

Слайд 14

Никогда не унывайте, доброту дарите и получайте! Нас окружает мир вещей. Мы их порой не замечаем. В них отражения людей, Былая радость и печали… Ах, старый хлам, бесценный хлам, Все то, чем в жизни мы богаты... Ты иногда напомни нам О том, кем были мы когда-то.

Слайд 15

Скороговорки (по времени) 1. Легкий шарик мой воздушный Дернул нитку непослушно, Оборвал, сказал: Пока! И умчался в облака.

Слайд 16

Скороговорки (по времени) 2. Этой щёткой чищу зубы, Этой чищу башмаки, Этой чищу свои брюки, Эти щётки все нужны.

Слайд 17

Скороговорки (по времени) 3. Мало мыло мылилось, А вода вся вылилась. 4. Вы малину мылили? Мыли, но не мылили.

Слайд 18

Скороговорки (по времени) 5. Я ручку куплю у волшебника лично - Такую, что пишет диктант на "отлично".

Слайд 19

Скороговорки (по времени) 6. Раскрашивать сказку берут малыши Цветные чудесные - карандаши.

Слайд 20

Скороговорки (по времени) 7. Нитке ножницы нужны, С ниткой ножницы дружны. Ножниц нет - не может нитка Нужной сделаться длины.

Слайд 21

Скороговорки (по времени) 8. Пекарь пёк калачи в печи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по истории математики Тема: «История чисел» (3-4 класс ).

Цели: познакомить  учащихся с историей записи чисел в разных странах в разные эпохи;              развивать мыслительные операции ...

Обобщающее занятие кружка "Краеведение" по теме "История моей семьи в истории моего города".

Работаю над разработкой программы и учебно-методического комплекса по краеведению. Хочу поделиться конспектом одного занятия.Это занятие было итоговым в ходе работы над проектом "Судьба моей семь...

Музейный урок в 1 классе. Тема. "История БАМа в истории класса"

Данный материал в доступной форме знакомит детей с историей стороительства БАМа. Материал может быть использован на уроках краеведения....

Занятие-мероприятие на тему: "История вещей"-2

Продолжение ознакомления детей с историей знакомых им вещей и предметов....

Урок истории. Тема "История города Челябинска"

В конспекте представлена история города Челябинска и рассказ о парках и их достопремечательностях....

Конференция учащихся начальных классов «Первые шаги». Номинация: «История семьи» .Тема: «История кукол»

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по...

Тема «История моей семьи в истории школы»

ВведениеВ сентябре 2016 года в моей жизни произошло важное событие – я стал учеником Аршанской школы. В этой школе учились моя бабушка, мама, два моих брата, сейчас учиться мой брат Ваня. Когда ...