Образовательный проект по литературному чтению
проект (3 класс) на тему

Дегтярева Людмила Владимировна

Тема урока:" Осенние мотивы"

Тема учебной программы:" Унылая пора! Очей очарование!" -- 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Образовательный  проект  по  литературному  чтению

 

1.Тема  проекта: « Осенние  мотивы»

2.Тип проекта:   исследовательский

3.Постановка  проблемы  проекта,  актуальность:

В  современном  мире  обучения  и  развития  школьников  главное --  это  индивидуальное  развитие  творческой  личности.  С  самого рождения  ребенок  уже  является  первооткрывателем. Самостоятельно  он  не  может  найти  ответы  на интересующие  его  вопросы.  Для  этого  организовывается проектная  деятельность,  которая приводит  их    к  правильным  ответам. Этот  детский  исследовательский проект ориентирован  на  приобретение  детьми  опыта собственной исследовательской  деятельности;  умение  делать  обобщения,  сравнения;  рассуждать  по  аналогии  и применять  новые  знания в  жизни.

Тема  учебной  программы: « Унылая  пора!  Очей  очарованье!..»

4.Цель  и  задачи  проекта:

  1. а ) Практические

1.Чтение  художественной  литературы: пословицы, поговорки, загадки, стихотворения  об  осени;

           2.Рассматривание иллюстраций об осени, о  сборе  урожая;

          3. Лепка, рисование, аппликация,  поделки  из  природного  материала;

         4. Разучивание  песен  об  осени;

б) Педагогические:

  1. Познавательные  УУД:

-- Учить  умению  ориентироваться  в  книгах,  специальной  литературе;

-- Учить  умению  выбирать  главное.

  1. Личностные УУД:

-- Развивать  эстетические  чувства  и  эстетический  вкус;

-- Формировать  экологическое  сознание

3.Коммуникативные УУД:

--  Вступать  в  общение

--  Выражать  свою  точку  зрения

-- Умение  слушать  другого

4. Регулятивные УУД:

-- Умение  следовать  инструкции;

-- Принимать  и  удерживать  учебную  задачу;

-- Развивать  способность  к  самооценке

Метапредметные  УУД:

-- исследовательские

-- проектировочные

-- информационные

-- коммуникативные

-- творческие

-- рефлексивные

5.Сведения  об  участниках  проекта:  

а) Организаторы: учитель

б) Состав  проектной  группы: учащиеся  3 «А» класса, 23 человека, возраст  8 – 9 лет

в) Помощники: родители  учащихся

6.Условия   осуществления  проектной  деятельности:

а) Сроки  проведения: октябрь,  2016  год

б) Место  проведения  и  реализации  проекта:  учебный  кабинет

в )Оборудование: проектор, компьютер,  презентации,  магнитная  доска

7. Планируемые  результаты  и  продукта  проекта.

-- В ходе проектной деятельности осуществляется активное сотрудничество с семьей, укрепление дружеских отношений между детьми, детьми и родителями.

-- У детей повышается осознанность проделанной работы, появляются  навыки  оценивания и  самооценивания.

            -- После  завершения  проекта  ученики  систематизируют старые и приобретают  новые  доступные  знания

об  окружающем мире, расширяют  свой  кругозор.

-- У  детей  формируются  доступные  представления  об  изменениях  в  живой  
и  неживой  природе  в  осенний  период.

-- Продуктом  проекта  должно  являться – презентация  по  выбранной  теме, поделка  или  аппликация  из  природного  материала,  картина на тему: Осенние  мотивы».

                                     План проведения проекта

 1  этап -- Подготовительный

  • Знакомство со временем года «Осень».
  • Вводная презентация проекта.
  • Определение  и  присвоения  темы  проекта.
  • Привлечение родителей к теме и содержанию проекта на  родительском  собрании.

 2  этап --  Организация  деятельности

  • Определение  типа  проекта.
  • Обсуждение  методов исследования.
  • Обсуждение  сроков  реализации.
  • Обсуждение  критериев  оценки  проекта.
  • Распределение  по  группам.

3  этап – Осуществление  деятельности

  • Наблюдения за осенними изменениями в живой и неживой природе на основе прогулок, игр, экскурсий.
  • Чтение  произведений об осени  на  уроках  литературного  чтения.
  • Прослушивание музыкальных произведений об осени, разучивание песен  на  уроках  музыки.

 4  этап – Презентация  результатов

  • Представление  проекта.
  • Оценивание участников проекта.

Распределение деятельности по этапам проекта «Осенние  мотивы»

Этапы

Цель

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность  детей

1 этап

Погружение  в  проект: определение  и  присвоение  темы проекта.

Разработать концепцию:

- цель и задачи предстоящей работы;

- изучить литературу по проектной деятельности;

- подготовить диагностические методики для оценки хода и результатов проектной деятельности;

- провести предварительную работу  и  разработать дидактические игры, конспекты занятий, игровые тренинги и т.д.

Подбор материала.

Для успешной творческой деятельности создать такую обстановку, в которой детям  было бы хорошо и комфортно, в которой хотелось бы творить.

На  родительском  собрании обсудить  тему  проекта и  заинтересовать родителей  в  подготовке  и  помощи  реализации  проекта.

Входят в проблему, систематизируют информацию по проблеме через организационную и нерегламентированную деятельность.

2  этап

Организация  деятельности: определить  тип  проекта

Обсудить  как  будем  реализовать  проект --  в  группах  или  индивидуально;

обсудить  сроки  реализации;

обсудить  критерии  оценки  проекта;

распределение  по  группам.

Помочь распределить обязанности каждого из участников проекта.

 Для успешной творческой деятельности создать такую обстановку, в которой детям  было бы хорошо и комфортно, в которой хотелось бы творить.

Распределение  обязанностей  каждого  участника проекта.

                3 этап

В процессе реализации проектной  деятельности, пользоваться методами и приемами,  разработанными на первом и  втором этапе деятельности.

- На  уроках  литературного  чтения изучать и  обсуждать  произведения на  тему « Осень»;

- на  уроках  музыки  выучить  песни про  осень;

-провести  экскурсию  в парк  и  пришкольный  участок.

Проведение  экскурсии по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе осенью.

Принимают участие в конкурсе чтецов --  

 на  тему : « Осень»;

сочинении стихов,  загадок.

Слушают музыку, разучивают новые песни;

Изготовление  аппликаций  из  осенних  листьев,  поделок  из  природного  материала.

Рисование осеннего  леса,  парка.

               4 этап

Презентация результатов проекта.

Представление  проекта,

Экспертиза;

Рефлексия.

Подведения итогов по результатам проекта.

Представляют  проектную  работу.

Тематическое планирование

Тема

Неделя

Социально-личностное

развитие

Познавательно – речевое

развитие

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие

Работа с родит.

Осень

Рассматривание иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Беседы:

«Лес в жизни человека»

«Что такое листопад…»

Загадки:

об осени, явлениях природы.

Экспериментирование:

«Летающие семена» -

- познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

Рассматривание  картин:  А.А.Грицай «Листопад»,

И.Левитан «Золотая осень»,

И.Шишкин «Сосновый бор»

Ознакомление с окружающим:

  •  «Как растения готовятся к зиме»
  • «Листопад!»

Цель:  Формировать представления детей о состоянии растений осенью, закрепить знания о частях дерева (корень, ствол, крона, ветки, листья). Дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений. Развивать память, внимание, логическое мышление.

Развитие речи:       «Экскурсия в лес»

Цель: Учить составлять рассказы, используя алгоритмические таблицы; развивать речь, воображение.

 

Конструирование:

«Дерево» - природный материал, пластилин.

Чтение:

К. Бальмонт « Осень»

И.Соколов – Микитов « Листопадничек»

Ф.Тютчев « Листья»

А.Фет « Ласточки  пропали…»

К. Паустовский « Барсучий  нос»

А. Пушкин « Осень»

М.Лермонтов « Осень»

К. Толстой « Осень! Просыпается  весь  наш  бедный  сад..»

Н.Некрасов « Славная  осень!»

Загадки, пословицы, поговорки.

Разучивание  песен  об  осени 

Рисование:

«Осенний  лес»

Аппликация:

«Осенняя фантазия» (цветы, листья, грибы, фрукты, овощи) –

- учить  использовать в аппликации засушенные листья.

Подвижные игры:

 «Осенние листочки»

«Догони свою пару!»

 «Ручеёк»

«Вороны и собачка!»

«Перелёт птиц»

«Хитрый лис»,

«Солнышко и дождь»

Консультация «Учим детей видеть прекрасное»

октябрь

         Результаты нашей работы.

  1. В  результате  нашего  проекта  выделились  6  групп.
  1. группа  --  « Осень  глазами  художников»
  2. группа – « Поэты,  воспевающие  осень»
  3. группа – « Учёные»
  4. группа – « Фотокорреспонденты»
  5. группа – « Дизайнеры»
  6. группа – « Осень  в  музыке»
  1. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и  вникнуть  в  существующие в природе связи и отношения.
  2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию  их  мировоззрению.
  3. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети знакомились с художественными произведениями осенней тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Стали более умело передавать свои ощущения:
  • в своих рассказах
  •  рисунках
  • поделках

Этапы  организации  деятельности и  защиты результатов

Педагогическая деятельность учителя

Учебно-познавательная деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности

Вот  художник,  так  художник!

Все  леса  позолотил!

Даже  самый  сильный  дождик

Эту  краску  не  отмыл!

Отгадать  загадку  просим,

Кто  художник  этот?

- Осень!

- По  каким  признакам  узнали это  время  года?

2.Целеполагание

- Ребята,  мы  на  различных  уроках – литературы, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства выполняли различные  виды  творческих  работ. И  все  они  были  посвящены  этому  удивительному  времени  года --  осени.  Мы  с  вами  выбрали  общее  название.

-Какова тема нашего проекта?

-- Осенние  мотивы.

-Какая  была цель  нашего  проекта?

-Исследовать,  какими  средствами  и  приёмами  пользуются  поэты, художники  и  композиторы,  создавая  образы  природы.

 -Над проектом трудились несколько  групп. Сегодня они представят  результаты своей работы.

-Каждая группа исследовала осень. Поиск информации вы осуществляли самостоятельно и иногда с помощью учителя и родителей.

        3. Творческий  отчёт  групп.

 Защита проекта группы №1

«Осень  глазами  художников»

-  Художники  создавали  замечательные  картины,  изображая  осень.

Задачи  исследования  1 группы:

1.Развивать художественный  вкус  

2.Развивать  творческое  воображение

 3.Развивать образное  мышление

Выступления  детей:

  1. Левитан  изобразил  неширокую  речку,  спокойно  

Слева – берёзовая  роща,  справа --  лишь  отдельные  деревья,  вдали   -  осенние  леса. Небо  синее,  ясное,  покрытое  лёгкими  облаками.  Прохладный  день  рождает  ощущение  бодрости  и  покоя.

  1.  В.Д. Поленов (1893)

Мы  видим  излучину  реки,  высокий  берег,  поросший  лесом,  и  даль  до  самого  горизонта. Нежарко  греет  осеннее  солнце.  Его  мягкие  лучи  озаряют  всё  вокруг  спокойным,  ровным  светом.  Поляна  с  протоптанной  тропинкой,  молодые  берёзки  в  золотых  одёждах,  кое-где краснеют  листья  осени.

-- Что  объединяет  эти  картины?

Самооценка  и  взаимооценивание

-Ребята, давайте оценим работу группы. На доске  лесенка  со  ступеньками.

- На  какую  ступеньку  вы  поставите  себя  сами?

- А на  какую  ступеньку  поставят  вас  ребята?

                                Защита проекта группы №2

« Поэты, воспевающие  осень»

Задачи  исследования:

1. Формировать представление  о  поэзии как  об  особом  взгляде  на  мир

2. Учить  воспринимать окружающий  мир  живым  и  одушевлённым

-- Но  не  только  художники  любили  осень. Многие  поэты  воспевали  это  красивейшее  время  года!

-- Кто  из  великих  русских  поэтов  искренне  любил  осень,  был  очарован  ею?

-- Какой  образ  вам  особенно  понравился  и  почему?

--Какими  приёмами  пользуются  поэты?( олицетворением)

-- Для  чего  используют  олицетворение?

-- Одинаково  ли  пишут  поэты?

         Самооценка  и  взаимооценивание

--  Опять  пойдём  на  лесенку.

-- Поставим  сами  себя  на  ступеньку.

-- Ребята  на  какую  ступеньку  поставят  вас?

--  Почему?

Защита проекта группы №3

« Учёные»

                                     Задачи  исследования:

  1. Исследовать  приметы  осени
  2. Изучить  пословицы,  поговорки  об  осени
  3. Развивать  познавательный  опыт

       Самооценка  и  взаимооценивание

-Оцените работу группы.

Защита проекта группы №4

« Фотокорреспонденты»

Задачи  исследования:

1.Развивать художественный  вкус

2.Развивать  творческое  воображение

-- Расскажите,  что  вы  фотографировали в  нашем  городе.

-- Какие  приметы  осени  вы  нашли?

      Самооценка  и  взаимооценивание

-Оцените работу группы.

Защита проекта группы №5

« Дизайнеры»

Задачи  исследования:

1. Развивать  художественный  вкус

2.Развивать  творческое  воображение

3.Учить  воспринимать  окружающий  мир  живым  и  одушевлённым

-- Очень  большая  группа  ребят  захотела  быть  дизайнерами.

Им  захотелось,  используя  разные  материалы  создать  свои  картины.

-- Посмотрите,  что  у  них  получилось.

--  Понравились  ли  работы  ребят?

--  Захотелось  ли  вам  попробовать  себя  в  роли  дизайнеров?

                                                     Защита группы №6

« Осень  в  музыке»

-У нас осталась еще одна группа, которая  исследовала  музыку.

Природа  и  музыка – эти  два  слова  неотделимы  друг  от  друга.

                                   Задачи  исследования:

  1. Учить воспринимать  окружающий  мир  живым  
  2. Учить  ощущать  его  красоту
  3. Развивать  художественный  вкус

      Самооценка  и взаимооценивание

-- Оцените  свою  работу.

-- Оцените  работу  своих  товарищей.

4. Подведение  итогов.

-- Ребята, вы  создали  удивительную  красоту --  словом, рисунком, фотографией,  поделками. Действовали  как  настоящие  художники.

-- Как  воздействует  на  человека  поэзия,  живопись,  музыка?

-- Поэзия,  живопись,  музыка облагораживает  душу,  делает  человека  красивее,  учит  видеть  красоту  окружающего  мира,  его  хрупкость,  быстротечность.

-- « Я  сорвал  цветок,  и  он  увял.

Я  поймал  мотылька,  и  он  умер  у  меня  на  ладони.

И  тогда  я  понял,  что  прикоснуться  к  красоте  можно  только  сердцем!»

-- Как  вы  понимаете  эти  слова?

-- Подлинная  красота  --  она  хранится  в  душе.  Красота  мира  принадлежит  всем  людям.  Сохранить  её  --  высшее   проявление  культуры  человека.

--  Чему  мы  научились,  работая  над  проектом?

Приветствуют учителя

Дети  формулируют  цели  и  задачи  проекта

Слайд с названием для каждой группы.

Презентация детей

Рассказы  детей  о  художниках  и  картинах.

Ребята  оценивают  себя  и  других.

Высказывают свое мнение.

Презентации  ребят.

Ребята  рассказывают  о  поэтах –  С. Есенине, А.С. Пушкине.

Ребята  оценивают  себя  и  других.

Высказывают свое мнение.

Презентации  ребят.

Дети  рассказывают  о  приметах  осени,

Объясняют  пословицы  и  поговорки  об  осени.

Ребята  оценивают  себя  и  других.

Высказывают свое мнение.

Презентации  ребят.

Ребята  показывают фото родных  мест и  рассказывают  о  них.

Ребята  оценивают  себя  и  других.

Высказывают свое мнение.

Ребята  демонстрируют  свои  работы  и  рассказывают,  как  они  выполняли  их.

Ребята  оценивают  себя  и  других.

Высказывают свое мнение.

Выступления  детей.

Дети  рассказывают  о  творчестве  русского  композитора  П.И. Чайковского.

Слушание  музыки.

Ребята  оценивают  себя  и  других.

Высказывают свое мнение.

Высказывают свое мнение

          Использованная  литература:

  1. А.Г. Асмолов. Как  проектировать  УУД, М. 2012
  2. Федеральный  государственный  стандарт начального  образования
  3. А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В. Егоркина. Проектные  задачи  в  начальной  школе: пособие  для  учителя, М.: Просвещение, 2011
  4. Литературное  чтение 3 класс.  Поурочные  планы  по  учебнику  О.В.Кубасовой. « Учитель», 2006
  5. В.В.Занков. Хрестоматия  по  внеклассному  чтению. М.: Издательство Оникс, 2009
  6. В.П. Жуков. Словарь  русских  пословиц  и  поговорок, М.: Русский  язык, Медиа, 2004
  7. В.П. Аникин. К  мудрости  ступенька. М.: Детская  литература, 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по литературному чтению

Настоящая программа  курса относится к программам начальной школы и обеспечивает формирование оптимального навыка чтения у обучающихся в начальной школе. Программа курса рассчитана на 3 год...

Методическая разработка раздела образовательной программы по литературному чтению

Тема: Системное изложение теории раздела "О братьях наших меньших" через использование игровых технологий и схем....

Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».

создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре. Создание классификаций сказок по различным признакам. ...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)

Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...

Литературная композиция "Где водятся поэты?" (защита проекта по литературному чтению "Праздник поэзии" 3 класс)

       Проектная деятельность учащихся – это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определённую структуру, направленная на получение заранее прогн...

Проект урока литературного чтения по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».

Разработка урока по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки»....