Дыхательная гимнастика.
консультация по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) по теме

От состояния полноценной функции   дыхания  во многом зависит здоровье человека. Кроме этой важной составляющей, от мощности и направленности  выдоха зависит и речевая функция.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс дыхательных упражнений,

 

в основе которых лежит принцип

четырехфазного дыхания.

 Эти упражнения снимают мышечное напряжение,

создают положительный эмоциональный

настрой ребенка на предстоящую деятельность,

позволяют привести его в нужное состояние сосредоточенности.

Длительность выполнения дыхательной гимнастики  -

 1-2 минуты.

Использованы материалы из пособия С.В. Коноваленко

 «Упражнения с числовыми и буквенными таблицами»

        

  1. Медленный глубокий вдох через нос, руки при этом поднимаются через стороны вверх, потянуться на носках вверх, удерживая равновесие.
  2. Задержать дыхание.
  3. Медленно выдохнуть теплую струю
  4. Задержать дыхание.
  5. Снова медленный вдох. Руки через стороны вверх.
  6. Задержать дыхание, удерживая равновесие на носках.
  7. Выдох в три порции.
  8. Задержать дыхание.

Упражнение повторяется 3-4 раза.



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Упражнение 1. 

            Ребенок делает глубокий вдох и выдох несколькими равными порциями.

Упражнение 2.

              Ребенок делает глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями.

Упражнение 3.

               Ребенок делает глубокий медленный вдох через нос, затем задерживает дыхание и медленно выдыхает на счет до пяти.

Упражнение 4. 

           Ребенок делает полный вдох, задерживает дыхание и делает долгий выдох.

Упражнение 5. 

                На одном выдохе – усиление и ослабление звука (упражнение «Гудок» - гудок приближается и удаляется: м-м-м-М-М-М-м-м).

Упражнение 6.

           На одном выдохе – усиление и ослабление звука (упражнение «Вой ветра»: в-в-в-В-В-в-в).

Упражнение 7. 

             Упражнение «Свеча»: ребенок делает ровный, медленный выдох – пламя свечи легло, и его надо удержать в этом положении воздушной струей.

Упражнение 8. 

               Упражнение «Погаси свечу» - ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков:

  фу-фу-фу.

Упражнение 9.

              Исходное положение – руки перед собой, вдох носом – руки разводятся в стороны, медленный выдох – руки сводятся так, чтобы встретились ладони.

Упражнение 10.

                Упражнение «Комар». Исходное положение – руки вперед, вдох – руки разводятся в стороны, выдох – руки медленно сходятся («не спугни комара»), выдох со звуком в-в-в-в, в конце – хлопок в ладоши («убили  комара»).

Упражнение 11. 

             На одном вдохе, выдыхая толчками, ребеное должен произнести 5, потом 6 (и так до 10) звуков [ф]: ф! ф! ф! ф! ф! Ладонь ребенка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.

Упражнение 12.

           На одном вдохе, выдыхая толчками, ребенок должен произнести 3 (4, 5) пары звуков: в-ф! в-ф.1 в-ф! Ладонь ребенка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.

РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.

Упражнение 1. 

                Ребенок тянет гласный звук сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая громкость (3-5 секунд), а потом на максимальной громкости (3-5 секунд): а-а-а-А-А-А (грудная клетка при этом не сжимается).

Упражнение 2.

              Ребенок тянет гласный звук сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая громкость (3-5 секунд), а потом на максимальной громкости (3-5 секунд): о-о-о-О-О-О (грудная клетка при этом не сжимается).

Упражнение 3. 

              Ребенок тянет гласный звук сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая громкость (3-5 секунд), а потом на максимальной громкости (3-5 секунд):у-у-у-У-У-У (грудная клетка при этом не сжимается).

Упражнение 4.

                Ребенок тянет гласный звук сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая громкость (3-5 секунд), а потом на максимальной громкости (3-5 секунд): и-и-и-И-И-И (грудная клетка при этом не сжимается).

Упражнение 5. 

         Удлинение произнесения гласных звуков (пропевание на средней силе голоса): а-а-а-а; укачивание: а-а-а-а.

Упражнение 6. 

              Удлинение произнесения гласных звуков (пропевание на средней силе голоса): о-о-о; укачивание: о-о-о.

Упражнение 7. 

         Удлинение произнесения гласных звуков (пропевание на средней силе голоса): у-у-у; укачивание: у-у-у.

Упражнение 8.  

           Удлинение произнесения гласных звуков (пропевание на средней силе голоса): э-э-э; укачивание: э-э-э.

Упражнение 9. 

          Упражнение на ослабление голоса (громко – средне – тихо – шепот – беззвучная артикуляция: А-А-А-а-а-а).

Упражнение 10. 

              Упражнение на ослабление голоса (громко – средне – тихо – шепот – беззвучная артикуляция: О-О-О-о-о).

Упражнение 11. 

                Упражнение на ослабление голоса (громко – средне – тихо – шепот – беззвучная артикуляция: У-У-У-у-у-у).

Упражнение 12. 

                 Упражнение на ослабление голоса (громко – средне – тихо – шепот – беззвучная артикуляция: И-И-И-и-и-и).

Упражнение 13.

               Пропевание гласного звука (начинается низким голосом и заканчивается высоким: а).

Упражнение 14.

             Пропевание гласного звука (начинается низким голосом и заканчивается высоким: о).

Упражнение 15.  

            Пропевание гласного звука (начинается низким голосом и заканчивается высоким: у).

Упражнение 16.

            Пропевание гласного звука (начинается низким голосом и заканчивается высоким:  и).

Упражнение 17.

              Чередование гласных звуков на одном выдохе, который надо тянуть как можно дольше: ауауауау….

Упражнение 18.

            Чередование гласных звуков на одном выдохе, который надо тянуть как можно дольше: аоаоаоа….

Упражнение 19.

             Чередование гласных звуков на одном выдохе, который надо тянуть как можно дольше: оиоиои….

Упражнение 20.

            Чередование гласных звуков на одном выдохе, который надо тянуть как можно дольше: уиуиуи….

Упражнение 21.

           Пропевание гласных на одном выдохе: а-а-а-о-о-о-у-у-у.

Упражнение 22.

          Пропевание гласных на одном выдохе: и-и-и-а-а-а-о-о-о.

Упражнение 23.

            Пропевание гласных на одном выдохе: о-о-о-и-и-и-а-а-а.

 Упражнение 24 .

          Пропевание гласных на одном выдохе: и-и-и-э-э-э-о-о-о.

Упражнение  25. Пропевание гласных звуков (начинается низким голосом и заканчивается высоким: а-а-а).

Упражнение 26.

                Пропевание гласных звуков (начинается низким  голосом и заканчивается высоким: о-о-о).

Упражнение 27.

               Пропевание гласных звуков (начинается низким голосом и заканчивается высоким: у-у-у).

Упражнение 28.

                Пропевание гласных звуков (начинается низким голосом и заканчивается высоким: э-э-э).

Упражнение 29.

             Взрослый без голоса, одними губами, «произносит» гласные звуки [а], [о], [у], [и]. Ребенок должен угадать. Потом он может сам «загадать взрослому свои гласные звуки.

Упражнение 30.

               «Кто дольше пропоет». Взрослый устраивает между детьми соревнование: кто из них дольше пропоет. По его команде дети начинают тянуть какой-нибудь гласный звук. Выигрывает тот, кто протянет этот гласный дольше всех на одном выдохе.

Упражнение 31 .

                 «Добавь слог». Взрослый произносит 2, 3, 4 и более слогов. А ребенок – каждый раз на один слог больше. Например, взрослый говорит: «па-па-па», а ребенок: «па-па-па-па», взрослый «ле-ле-ле-ле», ребенок «ле-ле-ле-ле-ле» и т.д.



Предварительный просмотр:

                                               Дыши правильно

Говоря о роли движения, следует затронуть вопрос дыхания детей. Дело в том, что не только малыши, но и многие дети дошкольного возраста не умеют правильно дышать. У таких детей узкие плечи, впалая грудь, бледность щек, открытый рот. Правильное дыхание — необходимое условие полноценного физического развития.

При обучении ребенка правильному дыханию прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом. Важно также научить ребенка носовому дыханию, что будет способствовать профилактике насморка и респираторных заболеваний. При дыхании через нос воздух проходит через множество носовых ходов и протоков, увлажняется или сушится, охлаждается иди подогревается, очищается от пыли, остающейся на маленьких волосках носовых пазух. Одновременно раздражаются и рецепторы, участвующие в регуляции активности и кровотока головного мозга. Именно нарушения в состоянии этих рецепторов у детей с затруднениями носового дыхания нередко приводят к развитию состояний тревоги или угнетения, расстройства сна.

При обучении правильному дыханию надо научить ребенка сморкаться не через обе ноздри» а поочередно. Затем можно предложить подуть на одуванчик или свечу сначала ртом, потом носом, затем одной ноздрей. Пускание мыльных пузырей — хорошее и веселое упражнение для развития дыхания, Во время прогулок хорошо предложить ребенку медленно вдыхать и еще медленнее выдыхать носом. Выдох должен продолжаться в полтора — два раза дольше, его лучше делать на 4 шага, тогда как вдох на 2 шага, или вдох делается на 2—3 шага, а выдох на 3—5 шагов. Особенно полезно научиться так дышать при быстрой ходьбе и медленном беге.

                                               комплекс   упражнений   дыхательной   гимнастики

  1. «Часики». Стоя,  ноги слегка расставить» руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед, назад произносить «тик-так».        
  2. «Трубач». Сидя, кисти рук сжаты в трубочку подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф-ф».
  1. «Петушок машет крыльями». Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».
  2. «Каша кипит».  Сидя,  одну руку положить на живот, другую — на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь — вдох, опустить грудь и выпятить
    живот — выдох. При выдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф-ф».
  3. «Паровозик». Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая «чух-чух-чух».
  1.  «На турнике». Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить на лопатки — длинный выдох с произнесением звука «ф-ф-ф».
  2. «Партизаны». Стоя, палка (ружье) в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 Шага — вдох, на 6—8 — выдох с произнесением слова «ти-ш-ш-т-ше».
  3. «Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «сссс!» Выпрямление — вдох, наклон в другую сторону с повторением звука.

9. «Регулировщик». Стоя, ноги расставить на ширине плеч, одну руку вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затем менять положение рук с удлинённым выдохом и произнесением звука «р-р-р-р-р».

     10. «Летят мячи». Стоя, руки с мячом поднята вверх. Бросить мяч от груди вперед.  

 Произнести при выдохе длительное «у-х-х-х-х».

     11. «Маятник». Стоя. Ноги расставить на ширину плеч, палку держать за спиной на нижних углах лопаток. Наклонять в сторону туловище. При наклоне — с произнесением «ту-у-у-х-х-х-х».

    12. «Семафор». Сидя, ноги сдвинуть вместе. Поднять руки в стороны и медленно их опустить вниз с длительным выдохом, произнести «с-с-с-с-с».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика в младшем дошкольном возрасте...

Комплекс дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой

Уникальный оздоровительный метод доступен каждому, кто захочет его освоить и применить. Этот оздоровительный метод поможет Вам с такими проблемами как: насморк, аденоиды, гайморит, бронихит, бронхиаль...

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой представляет собой  несколько сотен быстрых движений тела, при которых вдохи выполняются в конце движений со сжатой или не имеющей возможности расширятьс...

Презентация "Учу здоровью! Драгоценные минуты отдыха и релаксации на уроке". Гимнастика для глаз. Дыхательная гимнастика.

Работа, направленная на сохранение здоровья, во время  проведения физминуток на уроках в начальной школе. Гимнастика для глаз по методу  У.Г. Бейтса. Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стр...

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА СТРЕЛЬНИКОВОЙ

Дыхательные упражнения Стельниковой полезны для здоровья. Возможно использование упражнений в здоровьесберегающей технологии....

Выступление на тему: «Дыхательная гимнастика при коррекции заикания. Методика выработки диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью БОС»

Биологическая обратная связь (БОС) - это учебный процесс, в котором люди обучаются улучшать своё здоровье и психологическое состояние, наблюдая сигналы, идущие от собственного тела. Этот метод научно ...