Л. Н. Толстой "Лев и собачка". Урок в 3 классе.
план-конспект урока (3 класс) на тему

Колосова Ольга Евгеньевна

Конспект урока литературного чтения по теме "Л. Н. Толстой "Лев и собачка". 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧОУ «Православная начальная общеобразовательная школа», г. Петушки

Урок литературного чтения

в 3 классе

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов Колосова О. Е.

Тема: Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

Цели: 

  • раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка»
  • обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображаемым событиям, героям, их поступкам
  • пробуждать любовь и доброту к братьям нашим меньшим

Планируемые результаты:

Учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение к прочитанному; определять средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

Формируемые УУД:

регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища;

познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;

коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Ход урока:

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Создание эмоционального  настроя:

- Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает приятному общению. Начинаем урок литературного чтения. Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Включаются в деловой ритм урока.

 

2. Актуализация знаний

Повторение

 Проверить знание фактического содержания произведения «Прыжок» Л. Н. Толстого

Актуализация опорных знаний.

Назовите автора, с творчеством которого мы познакомились на предыдущих уроках. Какой рассказ вы перечитывали дома?

Вы готовили пересказ от имени мальчика, приготовьтесь послушать своего товарища и оценить его.

Я предлагаю вам объединиться в группы (по рядам) и выполнить тест по произведению «Прыжок». Каждая группа  получает вопрос,  ответы обозначены буквами. Каждый ответ даёт нам букву, из букв всех групп в итоге  должно получиться слово.  (Тест – см. приложение)

Объясните смысл получившегося слова.

Давайте обратимся к словарю, чтобы проверить свои высказывания, для этого воспользуемся  Библейским словарём Брокгауза, вот что там говорится

Лев Николаевич Толстой, «Прыжок».

1 ученик пересказывает, остальные слушают. Несколько учеников высказывают свои оценочные суждения.

Работают в группах, выполняя тест.

Составляют слово «СОСТРАДАНИЕ»

Пробуют объяснить смысл слова

Работа со словарём – чтение толкования слова «сострадание»

3. Постановка темы урока

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Посмотрите ещё раз на получившееся слово. Предположите, как оно может быть связано с нашим сегодняшним уроком.

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Льва Николаевича Толстого, которое может научить нас состраданию. Дети, почему я сказала «может научить», а не «научит»? Что необходимо  для того, чтобы произведение нас чему-то научило?

Высказывают предположения о теме урока, участвуют в диалоге.

Высказывают своё мнение, анализируют мнение окружающих.

Планируют и организуют свою деятельность на уроке.

4.Подготовительная работа перед чтением

Активизация читательского и житейского опыта детей. Вызвать интерес к чтению.

Встречаем ли мы в нашей обычной жизни животных? Каких?

Какие животные живут рядом с вами? Что вы чувствуете по отношению к ним?

Все ли люди одинаково относятся к животным?

Посмотрите на слайд, кого вы здесь видите? (льва и собачку). Могут ли эти животные в природе оказаться вместе?  

Опишите льва и эту собачку.

Эти животные – герои произведения Л. Н. Толстого, которое так и называется «Лев и собачка». Интересно, какие же события их связали?

Участвуют в общей беседе, отвечают на вопросы учителя.

Слушают и анализируют ответы одноклассников.

Высказывают свою точку зрения

История, о которой рассказывает нам Л. Н. Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Как называются такие произведения, которые основаны на реальных событиях? Так вот «Лев и собачка» - это быль. Как вы думаете, почему писатели рассказывают в своих произведениях о реальных событиях?

Начнём чтение и постараемся понять, что же хотел донести до нас Лев Николаевич, какими чувствами он хотел с нами поделиться.

Быль

событие тронуло человека, потрясло его и он хочет донести свои чувства до других людей, чему-то научить

5.Работа с текстом во время чтения

Осмысление описываемых в тексте событий, анализ героев, их поступков. Коммуникация с учителем и одноклассниками

1 ЧАСТЬ: от начала и до слов «…бросили  в клетку ко льву на съедение.»

-Какие чувства у вас вызывает начало рассказа?

- Какие здесь описаны поступки людей? И поступок конкретного одного человека? Соответствует ли его  поступок разумному существу?

- Что могло и должно было по человеческой логике случиться с собачкой?

2 ЧАСТЬ: от «Собачонка поджала хвост…» до «…лев ощетинился и зарычал»

- Найдите и прочитайте  слова, описывающие поведение льва. (словарная работа – слово «ощетинился»)

- Так почему же лев не тронул эту собачку? Как она себя вела? Каково отношение автора к собаке, видно ли это из текста? Прочитайте.

- Найдите и ещё раз прочитайте отношение льва к собачке. Соответствует ли его поведение грозному образу дикого животного?

3 ЧАСТЬ: от «Так прожили лев и собачка…» до конца

- Почему умер лев? Каким изображён лев в произведении Толстого?

- А почему лев разорвал другую собачку?

- Докажите словами из текста, что лев страдает из-за смерти собачки, которая стала ему другом.

Читают про себя и вслух.

Дают ответы на вопросы, рассуждают, анализируют мнения одноклассников.

Подтверждают свои высказывания текстом. Анализируют под руководством учителя события, героев, их поступки.

Ощетиниться – поднять шерсть, щетину, приготовиться к защите, нападению

6.Рефлексия

Работа с текстом после прочтения, обобщение, понимание темы и идеи произведения.

Часто в литературных произведениях используется такой приём, как противопоставление. Как вы думаете, в этом рассказе есть противопоставление, и если есть, то что или кто противопоставлен друг другу?

Вспомните, какое слово мы составили в начале урока. Кто из героев произведения обладает состраданием? Кому из героев вы сострадаете?

Что хотел донести до нас автор? Какова главная мысль произведения?

Под руководством учителя обобщают материал урока.

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

7.Итог урока

Сделать выводы по уроку, мотивировать на выполнение домашнего задания

Понравилась вам это произведение Л. Н. Толстого или нет?  Выскажите своё мнение, начиная так:

«Мне понравилось произведение, потому что…»

«Мне не понравилось произведение, потому что…»

«На сегодняшнем уроке я понял…»

«Это произведение научило меня…»

«После урока мне хотелось бы…»

А хотели бы вы почитать рассказы, похожие на этот, где тоже говорится о сострадании к ближнему? Я предлагаю вам дома прочитать рассказ А. Платонова «Юшка» и подготовить описание главного героя этого рассказа.

Делают совместные выводы по прочитанному произведению.

Высказывают своё отношение к прочитанному.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

  1. ТЕСТ
  1. Произведение «Прыжок» написал

Р) А. С. Пушкин       С) Л. Н. Толстой      Т)  А. Н. Толстой

  1. Произведение «Прыжок»  - это

М) Рассказ       Н) басня       О) быль

  1. События в произведении происходят на

Р) Берегу       С) корабле       Т) яхте

  1. Мальчику-герою произведения было

Т) 12 лет      У) 10 лет       Ф) 15 лет

  1. Мальчик-герой произведения был сыном

П) Матроса      Р) капитана      С) дрессировщика обезьяны

  1. Обезьяна отняла у мальчика

А) Шляпу       Б) панаму      В) матросскую бескозырку

  1. Обезьяна повесила шляпу на

В) Край палубы      Г) край мачты      Д) край перекладины

  1. Что заставило мальчика полезть на мачту?

А) Ему было стыдно перед матросами, которые смеялись

Б) Он просто хотел похвастаться своей ловкостью

В) Ему было жалко шляпы, потому что обезьяна её трепала

  1. Капитан вышел из каюты с ружьём, чтобы

Н) Стрелять чаек       О) стрелять акул      П) спасти мальчика

  1. Корабль в произведении

З) Стоял у пристани      И) направлялся к родным берегам      К) зашёл в незнакомый порт

  1. Отец  мальчика

Г) Застрелил обезьяну    Д) полез за сыном     Е) приказал сыну прыгать в воду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Толстой Л.Н."Лев и собачка" урок по чтению 3 класс.

Разработка урока по чтению Толстой Л.Н. "Лев и собачка".3 класс, программа "Школа России"по учебнику "Родная речь" Л.Ф. Климановой....

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Методическая разработка урока Тема: Совесть (урок 23) Класс: 4

Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определён...

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 урок 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова

КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...