Главные вкладки

    урок русского языка по теме " Однородные члены предложения" 3 класс.
    методическая разработка (3 класс) на тему

    Ингрид Хенновна Эннок

    Урок объяснения нового материала. Методическая разработка нацеленная на организацию учебно-поисковой деятельности школьников по добыванию новых знаний по теме: " Однородные члены предложения". Используютя новые технологии, такие как работа в группе, работа с моделями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka.docx33.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    1.Технологическая карта урока русского языка с анализом этого урока.

    Урок русского языка.

    3 класс, система Занкова Л.В.

    ТЕМА: Однородные члены предложения.

    Тип урока: объяснение нового материала.

    Технология: активизация детей моделированием проблемной ситуации.

    Образовательные цели урока:

    1. Организовать учебно-поисковую деятельность школьников по добыванию новых знаний о предложении. Ввести термин «однородные члены предложения»; основные признаки однородных членов предложения.
    2. Начать работу по формированию умения правильно употреблять в речи предложения с однородными членами.
    3. Закреплять умения производить синтаксический разбор предложения.

    Развивающие цели:

    -   развитие универсального регулятивного действия целеполагания при постановке учебной проблемы;

    -   развитие универсального рефлексивного действия по осознанию границы своего знания и незнания при постановке учебной проблемы, при выполнении упражнений;

    -    формирование УРД  взаимоконтроля и самоконтроля при выполнении упражнений с опорой на памятку;

    -    развитие учебно-информационных умений при работе над учебно-познавательным текстом ;

    -    развитие универсальных коммуникативных действий организации учебного диалога;

    • продолжать работу над формированием умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
    • продолжать развивать логическое и творческое мышление;
    • вести работу над развитием речи, развивать языковое чутье.

    Воспитательные:

    -    развитие универсального личностного действия смыслоопределения при постановке учебной проблемы;

    -    воспитание личностных качеств толерантности, ответственности, инициативности при организации учебного диалога на этапах постановки и решения учебной проблемы.

    -    продолжать формировать любовь к русскому языку, показать красоту и образность русского слова;

    • формировать желание высказать свое мнение, свое отношение к окружающему.

    Технологическая карта урока.

    Этап

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формы и методы деятельности

    УУД

    Самоопределение к деятельности.

    Организационный момент.

    Включение в деловой ритм.

    Прозвенел уже звонок.

    Начинаем мы урок.

    Вы друг другу улыбнитесь

    И тихонечко садитесь.

    ( слова написаны на доске)

    Подготовка класса к работе.

    Личностные: самоопределение;

    Регулятивные: целеполагание;

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    Выявляет уровень знаний.

    Определяет типичные недостатки.

     

    Вспомним, из чего состоит наша речь?

    Из чего состоят предложения?

    Как называются слова в предложении?

    Какие члены предложения вы знаете?

    Как мы выделяем члены предложения ?

    Давайте повторим , как мы работаем в группе.

    Капитаны получите задание на группу.

    1-я группа:

    В лесу растут ягоды.

    В лесу растут ягоды и грибы.

    2-я группа:

    Маша хорошо читает.

    Маша хорошо читает и пишет.

    3-я группа: К дому вела узенькая тропинка.

    К дому и крыльцу  вела узенькая тропинка.

    4-я группа: Жёлтые листья опадают.

    Жёлтые и красные листья опадают.

    Прочитайте предложения и разберите их  по членам предложения.

    - Что вы выяснили?

    В каждой группе сделайте модель второго предложения.

    Ребята, кто знает, как называются такие члены предложения, когда их несколько?

    Как бы вы могли их назвать и почему?

    Выполняют задание , тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

    - наша речь состоит из предложений.

    - предложения состоят из слов.

    - слова в предложении называются членами предложения.

    - Подлежащее и сказуемое- это главные члены предложения, а второстепенные- это определения и дополнения.

    - Подлежащее- одной чертой, сказуемое- двумя чертами, дополнение прерывистой линией, определение- волнистой линией.

    1. Распределяем роли.
    2. Работаем активно и слаженно.

    1-я группа:  в первом предложении одно подлежащее, а во втором два.

    2-я группа: в первом предложении одно сказуемое, а во втором - два.

    3-я группа: в первом предложении одно дополнение, а во втором - два.

    4- я группа: в первом одно определение, а во втором два.

    1.

    2.

    3.

    4.

    Фронтальная

    Групповая

    Наблюдение, сравнение.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    Познавательные: логические ( анализ объектов с целью выделения признаков)

    Постановка учебной задачи.

    Подводящий диалог к новой теме.

    Ребята такие члены предложения называются однородными.

    Тема нашего сегодняшнего урока:  Однородные члены предложения.( название темы вывешивается на доске )

     ( идет фиксация на доске)

    Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

    Узнать об однородных членах предложения.

    Регулятивные: целеполагание;

    Познавательные: общеучебные:

    Самостоятельное выделение –формулирование учебной цели;

    Логические: формулирование проблемы.

    Построение проекта выхода из затруднения.

    Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

     Что же мы можем о них узнать?

    Идёт работа с опорой на модели записанные группами.

    Почему такое название?

    ( работа над лексическим значением слова)

    Найдите общие признаки у всех групп.

    Опираясь на схему сформулируйте правило.

    Откройте учебник на стр. 90

    Прочитайте про себя.

    О чём говорится в этом правиле?

    Соотнесите правило с нашей моделью.

    Что есть в модели и в правиле?

    Проговорите правило своими словами.

    Давайте составим общую модель.

    Составляют план достижения цели и определяют средства( алгоритм , модель )

    1.Почему называются однородными членами предложения?

    2.Признаки однородных членов.

    3.Функции однородных членов.

    Высказывают свои предположения.

    Идут от одного слова , от одного рода.

    Отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

    Могут быть и главные и второстепенные члены.

    (фиксируется на доске)

    1.Один вопрос.

    2. от одного и того же слова.

    3. могут быть любым членом предложения.

    - об однородных членах предложения.

    Отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

    Могут быть и главные и второстепенные члены.

    Работа по плану.

    Наблюдение, сравнение.

    Работа с текстом.

    Регулятивные: планирование, прогнозирование;

    Познавательные: моделирование;

    логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство выдвижение гипотез и их обоснование;

    Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    Первичное закрепление

    Устанавливают осознанность восприятия. Первичное обобщение.

    Упр. 457.

    Поработайте над предложением, найдите однородные члены.

    Первое предложение –коллективно, опираясь на модель.( проговаривая)

    Второе предложение, самостоятельно работая в парах.

    Проверка выполненной работы.

    Что учились делать?

    В чём были затруднения?

    Что ещё заметили, выполняя задание?

    Решают типовые задания с проговариванием вслух

    Как то летом на лужайке господин учитель Жук

    Основал для насекомых

    Школу чтенья и наук.

    Вот стрекозы, мышки, мошки, пчелы, осы и шмели,

    Муравьи, сверчки, козявки,

    На урок к Жуку пришли.

    Находить в предложении однородные члены.

    Неправильно поставили вопросы, не нашёл слово от которого нужно поставить вопрос и т. д.

    -произносятся с интонацией перечисления

    - отделяются запятыми.

    ( дополняем памятку)

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

    Познавательные:  общеучебные – умение структурировать задания, выбор наиболее эффективных способов, и условий действия;

    Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

    .

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Организует деятельность по применению новых знаний.

    Упр. 458

    Первое предложение проговаривая.

    Второе – работая в парах.

    Третье- самостоятельно.

    Самостоятельная работа .

    Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того ,что уже усвоено и что ещё подлежит освоению, осознание качества и уровня усвоения;

    Личностные: самоопределение.

    Рефлексия деятельности

    Организация рефлексии

    С каким новым понятием познакомились на уроке?

    Что узнали об однородных членах предложения?

    - какие трудности испытали?

    - В чём причина трудностей?

    - как их преодолеть?

    - Вспомним цель нашего урока

     

    Что мы узнали?

    Давайте вернёмся к началу нашего урока. Есть ли  в стихотворении однородные члены? Докажите.

    Зачем в нашей речи нужны однородные члены предложения?

    Самооценка собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты ,степень их соответствия.

    Предложения состоят из слов, которые называются однородными членами предложения.

    -члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову называются - однородными членами предложения.

    ( произносятся с интонацией перечисления

    - отделяются запятыми.)

    Узнать об однородных членах предложения

    -члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову называются - однородными членами предложения.

    Да .

    Для того ,чтобы речь была  красивой и более полной.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    Познавательные:  рефлексия,

    Личностные: смыслообразование

    Домашнее задание

    Упр. 460, правило.

     Тв. Придумайте два своих предложения с однородными членами.

    Самооценка

    Начертите критериальную линеечку, отметьте на ней свои действия .

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того ,что уже усвоено и что ещё подлежит освоению, осознание качества и уровня усвоения

     

     

    Анализ урока  Урок русского языка.

    ( система Л.В. Занкова, по учебнику А. В. Поляковой)

    1. Тип урока -    урок получения новых знаний (урок постановки проблемы и построения способа решения. ) Это первый урок по теме «Однородные члены предложения».

            До этого урока дети   ознакомились с составом предложения, с видом предложений, научились выделять главные члены предложения.

    2. Урок был вторым, с учётом рекомендаций САН  Пина;

    Соблюдены гигиенические условия для проведения урока: проветрен класс, подготовлена доска. Подготовлен наглядный и дидактический материал к уроку: оформлены записи на доске, розданы карточки, подготовлены учащиеся к проведению урока.

    1. Цели урока  соответствуют  теме урока; структура урока соответствует его типу: практическая деятельность учащихся по применению изученных знаний, столкновение с затруднением (в предложении два подлежащих, два сказуемых и т.д.), формулируют его, ставят перед собой цель ( построить модель нового предложения); выходят на сформированный способ нахождения основы, строят новую модель предложения с однородными членами. Фиксируют  способ описательно; контроль по усвоению нового способа, оценка усвоения способа.
    2. Комплексно определены задачи урока(обучающие, развивающие, воспитательные) как для учителя, так и для учащихся.
    3. На уроке отражена значимость изучаемого материала, его актуальность и связь с жизнью…
    4. Положительная мотивация учащихся поддерживается на всём протяжении урока через создание для учащихся ситуации успеха (дети справляются с поставленными заданиями), положительно оценивание деятельности учащихся, даже если ребёнок допускает ошибку, в спокойной непринуждённой обстановке он находит её причины, исправляет её, тем самым слышит не упрёк, а похвалу учителя.
    5. Урок запланирован и проведён с учётом дидактических принципов системы Л.В.Занкова. Это- обучение на высоком уровне трудности, т.к. дети прилагают все усилия для выполнения поставленной задачи; ведущая роль теоретических знаний, т.к. для выполнения данной задачи дети опираются на ранее изученный материал.
    6. На уроке использован частично – поисковый метод обучения, преобладают фронтальные , самостоятельные и групповые формы работы, что соответствует возрастным особенностям и уровню подготовленности класса; использую работу с книгой
    7. Этапы урока между собой логически связаны.
    8.  Эффективно подобран материал для повторения, изучения нового, закрепления и контроля; задания предполагают развитие мыслительной деятельности учащихся: дети наблюдают, анализируют, обобщают, выводят закономерности.
    9. Подведены итоги урока, проведён анализ деятельности учащихся на уроке, проведен контроль за уровнем усвоения нового материалла.
    10.  Дети достаточно активны на уроке, понимают и адекватно отвечают на вопросы, которые задаёт учитель,  отвечают полными предложениями, задают вопросы на уточнения.
    11. Дети умеют слушать друг друга, обмениваться мнениями.

    2.Анализ методической литературы

    № п/п

    Книга

    Название статьи

    Краткая аннотация

    Автор

    Выходные данные

    1

    Львов М. Р,

    Москва: « Просвещение,2007»

    « Правописание в начальных классах»

    Статья предназначена для работы с детьми учителям начальных классов.

    № п/п

    Статья в журнале

    Название статьи

    Краткая аннотация

    Автор

    Выходные данные

    1

    Граник Г.Г.

    « начальная школа» №3, 2007 год.

    « Секреты орфографии»

    Статья предназначена для работы с детьми учителям начальных классов.

    2

    Булохов В. Я.

    « начальная школа» №1, 2008 год.

    «Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся»

    Статья предназначена для работы с детьми учителям начальных классов.

    3

    Буркова  Т. В.

    « начальная школа» №10, 2005год.

    « Списывание и его виды в процессе обучения младших школьников грамматике и правописанию»

    Статья предназначена для работы с детьми учителям начальных классов.

    № п/п

    Материалы Интернет

    Краткая аннотация

    Добавления

    Автор, название

    Сайт

    1

    Александр Сидоренко-преподаватель физики в начальных классах.

    «Специфика педагогической деятельности начальной школы. Неформальный подход».

    info@zavuch.info

    вебинар

    Показ урока в неформальной обстановке и обсуждение этого урока.

    Гости студии:

    Дима Зицер - доктор педагогических наук , директор Института Неформального образования INO, основатель школы «Апельсин» в Санкт-Петербурге, автор статей и книг по педагогике;

    2

    Материалы журналов «Первое сентября»

    www.1september.ru

    Знакомлюсь с журналами систематически

    ФИО учителя (подпись)     Эннок Ингрид Хенновна_______________

    1. Вебинар

    Анкета участника вебинара

    Вопрос

    Ответ

    1

    Ф.И.О. (полностью)

    Эннок Ингрид Хенновна

    2

    Должность

    учитель начальных классов

    3

    Тема вебинара

    «Специфика педагогической деятельности начальной школы. Неформальный подход».

    4

    Модератор (ведущий вебинара)

    Александр Сидоренко-преподаватель физики в начальных классах.

    5

    Дата вебинара

    07 ноября 2013 года в 18:00 по Московскому времени

    Гости студии:

    Дима Зицер - доктор педагогических наук (Ph.D), директор Института Неформального образования INO, основатель школы «Апельсин» в Санкт-Петербурге, автор статей и книг по педагогике;

    6

    Организатор вебинара (издательство, др.)

    info@zavuch.info

    7

    Чем был полезен для Вас вебинар?

    Пока не знаю. Но новую информацию я получила.

    8

    Какие вопросы возникли в ходе вебинара и задавали ли Вы их в чате?

    нет

    9

    Чем, на Ваш взгляд, данный вебинар будет интересен коллегам?

    Неформальным подходом к организации урока

    10

    Планируете ли Вы продолжить работу по тематике вебинара?

    да

    11

    Ваши впечатления, эмоции, результаты…

    Я работаю не так и не знаю смогу ли использовать такой подход в своей работе. Пока только во внеурочной деятельности.

    Проект

    Составили:

                                                                  Корзухина Г.Д.        

                                                                  Усачева Л.И.                              

                                                                   Зенина Т.А.

                                                                   Сигарева В.С.

                                                                   Эннок И.Х.                  

    Тема: Создание системы способов формирования орфографической зоркости.

    Обоснование

    Как и многих учителей начальных классов, нас волнует проблема грамотного письма учащихся. В своей педагогической деятельности мы не раз сталкивались с бесконечными грамматическими ошибками учеников.  «Что делать?», «В чём причина грамматических ошибок?», «Как научить детей писать правильно?» – кого из нас, учителей, не волновали эти  вопросы.

    В чем же дело? Наши ученики не замечают ошибкоопасных мест и поэтому не применяют известные им правила.

    «Орфографическая слепота» школьников - одна из основных причин орфографических ошибок.

    Наши многолетние наблюдения привели нас к выводу: решить «орфографическую проблему» в начальных классах можно лишь создав систему способов формирования орфографической зоркости.

    Умение обнаруживать ошибкоопасные места, то есть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения.

    Мы ведь призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма.

    Цель: формирование эффективной системы способов направленных на развитие орфографической зоркости.

    Задачи:

    • Диагностика и анализ причин затруднений   данной проблемы
    • Построение способов действий по написанию букв на месте орфограмм
    • Формирование умений работать по выстроенным способам
    • Развитие словарного запаса через различные источники
    • Взаимодействовать с семьёй с целью закрепления способов действий

    Участники проекта:  учитель, учащиеся, родители, школьный психолог, администрация школы, логопед, библиотекарь.

    Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

    1. Диагностика и анализ причин затруднения

    1.1 Проверка знаний и умений детей различными способами

    1.2 Работа с карточками со словами, в которых пропущены буквы.

    1.3 Диктант.

    1.4 Сочинения и изложения.

    2. Изучение и анализ методической литературы по данной проблеме.

    2.1  Для решения данной проблемы необходимо изучить различную методическую литературу. 

    Список литературы:

    • Н.С. Соловейчик, О.О. Харченко « современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» // Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2010 год
    • Булохов В.Я. «Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся». //«Начальная школа» №1,2008, с. 9.
    • Буркова Т.В. «Списывание и его виды в процессе обучения младших школьников грамматике и правописанию». // «Начальная школа» №10, 2005, с. 28-37.
    • Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. – Москва: «Просвещение,2007.
    • Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – Москва: «Просвещение»,2008.
    • Граник Г.Г. «Секреты орфографии». // «Начальная школа» №3, 2007.
    • Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников – Москва: «Просвещение»,2005.
    • 8. Савинова З. «Виды работ по формированию орфографической зоркости».

    //«Начальная школа», №1,2006, с.22.

    1. Построение способов действий по написанию.
    1. Смысл понятия- орфограмма.
    2. Выбор орфографического действия.
    3.  Построение структуры  орфографического действия

    4  Формирование умения работать по выстроенным способам.

    Данные умения формируются в результате практических действий:

    5    Развитие словарного запаса через различные источники.

    Важно на доступном объеме слов «открыть» детям прежде всего сам факт: есть помощник, который позволяет учить школьников пользоваться этим  «помощником» и обеспечить накопление ими соответствующего опыта. Эти задачи и должен, на наш взгляд, решать словарь. Среди общеучебных умений важное место занимает умение продуктивно пользоваться существующим разнообразием словарей и справочников. Наличие у человека потребностей, привычки работать со справочной литературой - это личностная характеристика человека, один из показателей его культуры. Таким образом, словари можно считать средством не только обучения школьников, но и их воспитания.

    6     Взаимодействие с семьёй.

    6.1 Проведение тематических  родительских собраний и индивидуальных консультаций

    6.2 Информирование родителей с целью закрепления  изученных способов действий при выполнении домашний заданий.

    7  Рабочий план реализации

    Дата проведения мероприятия

    Место проведения

    Наименование мероприятия

    Ответственный за выполнение

    Диагностика и анализ причин затруднения

    Изучение и анализ методической литературы

    Построение способов действий

    Формирование умения работать по выстроенным способам

    Развитие словарного запаса через различные источники

    Проведение тематических родительских собраний

    Индивидуальные консультации родителей

    В ходе корректировки проекта ответственные и сроки будут уточнены.

    Прогнозируемые долгосрочные результаты реализации проекта

    краткосрочные

    долгосрочные

    Умеют выстроить способ действия

    Успешно сдают ГИА

    Повышается уровень обученности

    Успешно сдают ЭГЭ

    Умение работать по способу

    Сформированы начальные знания

    Поступают в ВУЗы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме: «Однородные члены предложения»

    Тема урока: «Однородные члены предложения». Урок разработан на основе  авторской  программы «Русский язык» (автор Т.Г. Рамзаева /Русский язык.1-4 классы: программа для общеобразователь...

    Презентация к уроку русского языка по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

    Презентация к  уроку  русского языка для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы" по теме  " Однородные члены предложения и знаки препинания при них"Тип урока - закреплени...

    урок русского языка по теме "Однородные члены предложения"

    систематизировать знания учащихся об однородных членах предложенияразвивать память, внимание, мышление и речьразвивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля...

    Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" 4 класс УМК "Гармония"

    На уроке дети учатся определять предложения с однородными членами, находить в предложении однородные подлежащие (однородные сказуемые, однородные второстепенные члены)....

    Конспект урока по русскому языку по теме: «Однородные члены предложения» (4 класс). УМК "Школа России"

    Авторская разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Однородные члены предложения"....

    Конспект урока русского языка по теме "Однородные члены предложения"

    Представлен конспект урока русского языка по теме "Однородные члены предложения", 3 класс программа "Начальная школа 21 века"....

    Конспект урока русского языка по теме "Однородные члены предложения" 4 класс УМК "Школа России"

    Конспект урока русского языкаТема: Однородные члены предложенияЦели деятельности учителя: формирование  умения находить в предложении однородные члены; Планируемые результатыПредметные: знат...