Урок русского языка по теме: «Однородные члены предложения»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Супрун Людмила Васильевна

 

Тема урока: «Однородные члены предложения». Урок разработан на основе  авторской  программы «Русский язык» (автор Т.Г. Рамзаева /Русский язык.1-4 классы: программа для общеобразовательных учреждений./ 4 класс). Количество часов:    всего 170; в неделю 1 час. Учебник: «Русский язык» автор Т.Г. Рамзаева)

Представленная тема изучается в разделе: « Предложение».

Урок русского языка включает в себя все основные этапы: организационный момент, проверка домашнего задания, актуализация знаний учащихся и сообщение темы урока, работа по теме урока, вокально-хоровая работа, рефлексия урока.

     Материал урока позволяет сформировать у учащихся целостное восприятие образа защитников земли русской, рассказать о мужестве и стойкости, проявленной русскими людьми в трудные минуты жизни Родины.

         На уроке применяются и чередуются различные виды учебной деятельности: опрос, чтение стихотворений, слушание, исполнение, рассматривание картин, просмотр слайдов. Такой подход к ведению урока будет способствовать концентрации внимания, развитию познавательного интереса у учащихся к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx162.84 КБ
Office presentation icon odnorodnye_chleny_predlozheniya.ppt619 КБ
Файл prilozhenie_no1.docx13.1 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 45

муниципального образования Северский район ст. Северской

Урок русского языка по теме:

 «Однородные члены предложения»

Урок подготовила:

Учитель начальных классов

Супрун Людмила Васильевна

Цель урока: Создать условия для: освоения детьми понятия однородных членов предложения, их особенностей.

Задачи урока:

1. Повторить,  обобщение    и  совершенствовать  знаний  об особенностях однородных членов предложения:

-одинаковой синтаксической роли в предложении;

-зависимости от одного и того же слова.

2. Совершенствование  навыков  сотрудничества  и  контрольно-оценочных  действий,  формирование  учебной  самостоятельности, параллельное  развитие  устной и письменной речи.

3. Воспитание самостоятельности, активности. 

Оборудование:

Интерактивная доска, компьютерная презентация на тему «Однородные члены предложения»,

учебник «Русский         язык» (автор Т.Г. Рамзаева),

корзина с осенними листьями,

задание группам, карта самооценки для групп.

ХОД УРОКА

I. Эмоциональный настрой.

ЛИСТОПАД

 Лес, точно терем расписной,

 Лиловый, золотой, багряный,

 Веселой, пестрою стеной

 Стоит над светлою поляной.

 Березы желтою резьбой

 Блестят в лазури голубой,

 Как вышки, елочки темнеют,

 А между кленами синеют

 То там, то здесь в листве сквозной

 Просветы в небо, что оконца.

 Лес пахнет дубом и сосной,

 За лето высох он от солнца,

 И Осень тихою вдовой

 Вступает в пестрый терем свой...

Иван Бунин

- Какое время года на улице? Какой месяц, число? Откройте тетради, запишите.

Дети записывают число, классная работа.

II. Минутка чистописания.

а) Массаж рук.

(Пальцы обеих рук сложены пальчикам вместе.)

Кто приехал? (Хлопаем большими пальчиками.)

Мы, мы, мы! (Большие пальчики прижаты, а остальные хлопают.)

Мама, мама, это ты? (Хлопаем большими пальчиками.)

Да, да, да! (Хлопаем указательными пальчиками.)

Папа, папа, это ты? (Хлопаем большими пальчиками.)

Да, да, да! (Хлопаем средними пальчиками.)

Братец, братец, это ты? (Хлопаем большими пальчиками.)

Да, да, да! (Хлопаем безымянными пальчиками.)

Ах, сестричка, это ты? (Хлопаем большими пальчиками.)

Да, да, да! (Хлопаем мизинцами.)

Все мы вместе, да, да, да! (Хлопают все пальцы.)

б) Работа в тетради.

аж ог дв во

октябрь

В октябре частый дождик на дворе.

-Назовите и подчеркните орфограммы в предложении.

-В слове октябрь подчеркните согласные буквы, дайте характеристику звукам, которые они обозначают.

III. Словарная работа.

-Запишите словарные слова в тетрадь через запятую.

1.Осенью становится холодной (погода).

2. Овощ, который убирают с огорода после первых заморозков (капуста).

3. Животное, которое осенью становится белым (заяц).

4. Осенняя одежда (пальто).

5. Ложится в спячку (медведь).

6. Цвет осенних листьев (желтый).

7. Остается на поле после уборки зерновых культур(солома).

8. Деревья, посаженные рядами вдоль тротуаров (аллея).

9. Температура ниже 0 градусов (мороз).

Сегодня мы познакомимся еще с одним словарным словом.

-Что такое комбайн? 

Учитель: Слово КОМБАЙН пришло к нам из английского языка. Слова КОМБИНИРОВАТЬ, КОМБИНАЦИЯ, КОМБИРЕЗОН происходят от латинского «комбинарэ»: «КОМ» - «вместе», «БИНАРЕ» - «соединять». Их общая основа «КОМБИН» в английском произношении звучит как КОМБАЙН. Так англичане и назвали сложную сельскохозяйственную машину, соединяющую в себе жнейку, соломовязку и молотилку.

-Запишите, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

-Придумайте однокоренное слово (комбайнер)

- Запишите. Что вы можете сказать о труде комбайнера? ( Это очень тяжелый труд. Во время уборки урожая комбайнеры работают с темна до темна. В кабине жарко, пыльно. Таких людей нужно уважать.)

- Когда комбайнёры заканчивают свою работу на полях? ( осенью)

IV. Актуализация знаний и сообщение темы урока.

Учитель: Ребята, я хочу предложить вам одно задание:

- перед вами фрагменты сочинения ученика об осени;

- прочитайте и попытайтесь обнаружить недочеты в тексте.

1. В лесу шумит ветер. Ветер завывает. Ветер гонит опавшие листья.

2. На юг улетают журавли. Улетают грачи. Улетают скворцы.

Дети читают предложения.

- Какие недочеты вы обнаружили? ( В первых трёх  предложениях повторяется слово «ветер». В остальных «улетают»)

- Как это можно исправить? (Можно составить другие предложения. Мы объединим несколько предложений в одно.)

Дети работают в парах.

Учитель: Запишите получившиеся предложения.

(В лесу шумит, завывает ветер, гонит опавшие листья.

На юг улетаю журавли, грачи, скворцы.)

- Лучше ли стал текст? Можно ли сказать, что предложение более грамотно и что выразили мысль? (Мы смогли выразить мысль в двух предложениях.)

- В каждом предложении подчеркните главные члены предложения.

Дети работают самостоятельно. Проверка.

- А что интересного вы заметили? (В первом предложении одно подлежащее и три сказуемых. Во втором три подлежащих и одно сказуемое.)

- А разве так бывает? Что это за явление? ( Мы обнаружили явление однородных членов предложения)

- А теперь подумайте и скажите, о чем сегодня пойдет речь. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

(Однородные члены предложения.)

- Совершенно верно. Мы сегодня повторим, что такое однородные члены предложения, будем учиться находить их в предложениях.

- Сегодня мы с вами будем работать в группах, дружно, помогая друг другу.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре.                   Падают с ветки

Встаньте все пошире.                Желтые монетки.

Приглашайте птичку                Под ногами целый клад.

Синюю синичку.                        Это осень золотая

Пять, шесть, семь, восемь,         Дарит листья, не считая,

Разгулялась осень.                          Золотые дарит листья

Залетай к нам, птичка.                Вам и нам и всем подряд.

Синяя синичка.

-Зачем мы приглашаем синичку? (чтобы покормить зернами)

V. Работа по теме урока.

- Посмотрите, к нам в класс тоже пришла осень. У меня в корзинке осенние листья дуба, клёна и берёзы. Выберите себе любой и в зависимости от этого распределитесь на три группы.

- Сегодня на уроке вы самостоятельно оцените свою работу по этой теме. А поможет вам в этом карта самоконтроля. После выполнения заданий, вы сами будете ставить себе оценки.

Опора на доске:

красный кружок – отлично,

зеленый кружок – хорошо,

синий кружок – надо повторить правило

У каждой группы на парте задания и карта самоконтроля, которые они заполняют после выполнения каждого задания.

ЗАДАНИЯ

1. Изучите правило на странице учебника.

- Какие члены предложения называются однородными?  

- Выпишите предложения с однородными членами. Обоснуйте свой выбор. Подчеркните однородные члены.

В осеннем лесу.

         Красиво было в лесу в этот ранний час. Деревья  и кусты оделись в яркий наряд. Жёлтые, алые, рыжие листья украсили их кроны. С листьев стекали свинцовые капли росы. На мху, в траве уже лежали следы осени. Остро пахло сырой землёй,  листьями. Тихо шумели, качались деревья. Из вороха старых листьев  выглядывают грибы. А вот и лесной царь - белый гриб.

- Оцените свои знания. Закрасьте первый кружок в карте самоконтроля.

2. Какие члены предложения могут быть однородными? Выясните это, заполнив таблицу:

№ пред

ложе

ния

Однородные члены предложения

Подлежащие

Сказуемые

Второстепенные члены предложения

Дополнения

Определения

Обстоятельства

1.

2.

3.

4.

5.

- Закрасьте второй кружок в карте самоконтроля.

3. Творческая работа. Составь предложения об осени с такими же видами однородных членов. Подчеркни их. Определи части речи, которыми выражены однородные члены.

- Закрасьте третий кружок в карте самоконтроля.

Карта самоконтроля по теме “Однородные члены предложения”.

Правило.

Нахождение однородных членов в предложениях.

Составление предложения с однородными членами.

VI. Рефлексия.

 - Что нового ты узнал на уроке?

 - Какое задание было трудным?

 - Над какими вопросами вам еще надо поработать.

- Оцените свои знания, дополнив мое предложение “Я усвоил эту тему…”

- На листе самоконтроля запишите предложение с однородными членами, передав ваше отношение и впечатление об уроке.

Домашнее задание.

Записать 6 предложений с однородными членами из художественных произведений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Однородные члены предложения. Учитель начальных классов Супрун Л. В.

Слайд 2

ЛИСТОПАД Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой... Иван Бунин А. Поленов «Золотая осень» Шишкин «Осень»

Слайд 3

Чистописание аж ог дв во октябрь В октябре частый дождик на дворе.

Слайд 4

СЛОВАРНАЯ РАБОТА 1.Осенью становится холодной. 2. Овощ, который убирают с огорода после первых заморозков. 3. Животное, которое осенью становится белым. 4. Осенняя одежда. 5. Ложится в спячку. 6. Цвет осенних листьев. 7. Остается на поле после уборки зерновых культур. 8. Деревья, посаженные рядами вдоль тротуаров. 9. Температура ниже 0 градусов.

Слайд 5

К О МБАЙН

Слайд 6

ОСЕНЬ В лесу шумит ветер. Ветер завывает. Ветер гонит опавшие листья. На юг улетают журавли. Улетают грачи. Улетают скворцы.

Слайд 7

ОСЕНЬ В лесу ветер гонит опавшие листья, шумит, завывает. На юг улетают журавли, грачи, скворцы.

Слайд 8

САМООЦЕНКА ГРУПП красный кружок – отлично, зеленый кружок – хорошо, синий кружок – надо повторить правило

Слайд 9

Признаки однородных членов: Отвечают на один и тот же вопрос Являются одним членом предложения Относятся к одному и тому же члену предложения Обычно выражены одной и той же частью речи

Слайд 10

Знаем Умеем 1. Признаки однородных членов предложения Находить в тексте однородные члены предложения Определять их синтаксическую роль. Составлять предложения с однородными членами



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП

1. Изучите правило на странице учебника.

- Какие члены предложения называются однородными?  

- Выпишите предложения с однородными членами. Обоснуйте свой выбор.

В осеннем лесу.

         Красиво было в лесу в этот ранний час. Деревья  и кусты оделись в яркий наряд. Жёлтые, алые, рыжие листья украсили их кроны. С листьев стекали свинцовые капли росы. На мху, в траве уже лежали следы осени. Остро пахло сырой землёй,  листьями. Тихо шумели, качались деревья. Из вороха старых листьев  выглядывают грибы. А вот и лесной царь - белый гриб.

- Оцените свои знания. Закрасьте первый кружок в карте самоконтроля.

2. Какие члены предложения могут быть однородными? Выясните это, заполнив таблицу:

№ пред

ложе

ния

Однородные члены предложения

Подлежащие

Сказуемые

Второстепенные члены предложения

Дополнения

Определения

Обстоятельства

1.

2.

3.

4.

5.

- Закрасьте второй кружок в карте самоконтроля.

3. Творческая работа. Составь предложения об осени с такими же видами однородных членов. Подчеркните однородные члены.

- Закрасьте третий кружок в карте самоконтроля.

Карта самоконтроля

Правило.

Нахождение однородных членов в предложениях.

Составление предложения с однородными членами.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        На конкурс представлен урок по гуманитарному направлению.

 Тема урока: «Однородные члены предложения». Урок разработан на основе  авторской  программы «Русский язык» (автор Т.Г. Рамзаева /Русский язык.1-4 классы: программа для общеобразовательных учреждений./ 4 класс). Количество часов:    всего 170; в неделю 1 час. Учебник: «Русский язык» автор Т.Г. Рамзаева)

Представленная тема изучается в разделе: « Предложение».

        Урок проведён в 4 «В» классе МБОУ СОШ № 45 ст. Северской МО Северский район. В классе 25 человек. Из них 13 мальчиков и 12 девочек. Дети из благополучных семей с благоприятным климатом. Состоящих на учёте в соцзащите нет.  Состоящих на учёте детей и семей нет. Одна семья  многодетная, трое детей из неполных семей. Со стороны родителей ощущается помощь в обучении и воспитании детей.

       По уровню развития класс средний. Есть дети хорошо успевающие по всем предметам и справляющиеся в программой, но есть и те, с которыми необходима индивидуальная работа. Взаимоотношения в классе доброжелательные. Дети инициативные, активные и творческие. Все заняты в системе дополнительного образования, как в школе, так и в ЦРТДЮ, ДЮСШ, ДК. Активно участвуют во внеклассной работе, конкурсах, викторинах, праздниках, экскурсиях, проектной деятельности.

     Урок русского языка включает в себя все основные этапы: организационный момент, проверка домашнего задания, актуализация знаний учащихся и сообщение темы урока, работа по теме урока, вокально-хоровая работа, рефлексия урока.

        Материал урока позволяет сформировать у учащихся целостное восприятие образа защитников земли русской, рассказать о мужестве и стойкости, проявленной русскими людьми в трудные минуты жизни Родины.

        На уроке применяются и чередуются различные виды учебной деятельности: опрос, чтение стихотворений, слушание, исполнение, рассматривание картин, просмотр слайдов. Такой подход к ведению урока будет способствовать концентрации внимания, развитию познавательного интереса у учащихся к предмету.

Очень важными и необходимыми в наше время стали здоровьесберегающие технологии. Уроки музыки могут дать уникальную возможность реализовать их. По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все чаще поражают учащихся. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных  потребностей и интересов. Во время слушания музыки допускаю свободную посадку за партой, используем приём «слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. При повторном прослушивании использую репродукции картин художников, фотографии, заранее подготовленные и связанные с содержанием музыкального произведения. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что такое восприятие произведений искусства положительно влияет на их психоэмоциональное состояние.

Последние годы в школе все чаще стали использовать при изучении всех предметов компьютерные технологии. Это дало возможность проводить более наглядные, насыщенные и интересные уроки, что способствует активному усвоению знаний. На уроке используется презентационный наглядный материал, музыкальное сопровождение. В процессе практической деятельности учащиеся знакомятся с новыми произведениями и закрепляют уже изученные. ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету. Кроме  того, уроки, на которых используются  мультимедийные  презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасцинации (принцип привлекательности). Благодаря  мультимедийным  пособиям дети стали отличаться высокой активностью на уроках  (высказывать своё мнение,  размышлять, рассуждать).   Демонстрационный  зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их  восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства и т. п.  

         Предлагаемые  мультимедийные  пособия  следует  применять   при  наличии в  кабинете     соответствующего   оборудования.  На уроке я использовала интерактивную доску и презентацию, выполненную в программе Power Point.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Презентация к  уроку  русского языка для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы" по теме  " Однородные члены предложения и знаки препинания при них"Тип урока - закреплени...

урок русского языка по теме "Однородные члены предложения"

систематизировать знания учащихся об однородных членах предложенияразвивать память, внимание, мышление и речьразвивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля...

Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" 4 класс УМК "Гармония"

На уроке дети учатся определять предложения с однородными членами, находить в предложении однородные подлежащие (однородные сказуемые, однородные второстепенные члены)....

урок русского языка по теме " Однородные члены предложения" 3 класс.

Урок объяснения нового материала. Методическая разработка нацеленная на организацию учебно-поисковой деятельности школьников по добыванию новых знаний по теме: " Однородные члены предложения"...

Конспект урока русского языка по теме "Однородные члены предложения"

Представлен конспект урока русского языка по теме "Однородные члены предложения", 3 класс программа "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока русского языка по теме "Однородные члены предложения" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока русского языкаТема: Однородные члены предложенияЦели деятельности учителя: формирование  умения находить в предложении однородные члены; Планируемые результатыПредметные: знат...