Дифференциация звуков и букв С-Ш.Конспект занятия в 3 классе.
план-конспект урока (3 класс) на тему

Первушина Наталия Дмитриевна

Логопедическое занятие для детей 3 класса общеобразовательной школы по коррекции акустической дисграфии. Звуки "С-Ш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_sh-s.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед

Первушина Наталия Дмитриевна

Тема: Дифференциация звуков и букв С-Ш. (3 класс)

Цель: закрепление навыков дифференциации звуков и букв С-Ш в слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1) закреплять знания о звуках С-Ш;

2) дифференцировать согласные С-Ш в слогах, словах;

3) совершенствовать умение дифференцированно находить место звука в словах;

4) Продолжать формировать умение образовывать новые слова

Коррекционно-развивающие:

1) развивать фонематическое восприятие и умение выделять из потока речи звуки С-Ш;

4) развивать восприятие, внимание, память, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

1) воспитывать самоконтроль и самооценку;

2) воспитывать желание активно работать на занятии;

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! …Знаете ли вы кто такой Шерлок Холмс? Это самый знаменитый сыщик.

- А кто такой сыщик? Как по-другому их ещё называют? Каким должен быть сыщик?

- Предлагаю нам открыть детективное агентство.

- Согласны.?!

- Детективное агентство считаю открытым, и объявляю 1 заседание.

- И у на с есть первый клиент – Федора. У неё сбежала посуда. Она просит помочь вернуть беглецов домой.

- Ребята, в следах - уликах, которые оставила посуда, есть загадочные звуки:

- Какой звук издаёт чайник, когда кипит? (сссссссс)

- Как шипит масло на сковороде? (шшшшшш)

-Каждое заседание нашего агентства должно быть запротоколировано. (Раздаю протоколы).

-Какую тему нашего заседания запишем в протокол. Догадались (подумайте), какая тема нашего заседания? Какие звуки будем сегодня различать? (Различение звуков и букв ш-с.)

-Каждое заседание нашего агентства должно быть запротоколировано. (Раздаю протоколы).

-Какую тему нашего заседания запишем в протокол. Догадались (подумайте), какая тема нашего заседания? Какие звуки будем сегодня различать? (Различение звуков и букв ш-с.)

- Итак, продолжаем расследование.

- Давайте составим фоторобот звуков [ш-с].

Рассмотрим артикуляцию звуков [ш-с]. Возьмите зеркало, произнесите звук [ш], в каком положении губы (губы округлены), где расположен язык (за верхними зубками), воздушная струя тёплая, когда произносим звук [ш] голосовые складки работают или не работают? Звук [ш] – согласный, твёрдый, глухой, шипящий.

А теперь произнесите звук [с], в каком положении губы (губы улыбаются), где расположен язык (за нижними зубами), воздушная струя холодная Когда произносим звук [с] голосовые складки работают или не работают? Звук [с] – согласный, твёрдый, глухой, свистящий.

- А теперь сравним эти звуки. В чем же отличие этих звуков?

- Молодцы!

- Как вы думаете, где могут пригодиться знания о различии звуков [ш-с]? (В русском языке: при определении звонкости и глухости; чтобы правильно произносить и писать слова).

- Пропишите эти буквы в воздухе (большую и маленькую).

-На спине друг другу напишите любую из этих букв, партнёр должен определить, какая эта буква.

- Молодцы, Вы на верном пути.

Работа со слоговыми таблицами

-Сейчас мы потренируемся в быстром и правильном чтении слогов. Дети читают слоговые таблицы.

-А сейчас как настоящие сыщики, мы будем искать слоги по их координатам. (называю номер столбика и номер строки, дети называют слог, находящийся на этом месте).

Работа с цифровыми рядами

-Я убедилась, что вы хорошо умеете читать и находить слоги, можно приступить к поиску посуды. Напомните, какие звуки встречаются в следах посуды? [ш-с]. Выдвините нужную по счету букву из цифрового ряда. (цифры красного цвета-обозначают букву Ш, синего цвета-букву С).

Слова: самовар, дуршлаг, ковш, кастрюля, сковорода, шумовка, маслёнка, решето, миска, стакан, кадушка, супница, чашка, кувшин, соусник, солонка, поварёшка.

- А теперь нашу интересную информацию, которую мы нашли на обрывке газеты, я прочитаю, а вы зафиксируете в протоколе.

Распредели слова по столбикам

с-с

с-ш

ш-ш

с-с-с

Слова для записи: сушка, шалунишка, смешить, шишки, сосна, солнышко, штанишки, способность, слабость, спешка, скорость, машинист, шерсть, шалаш.

Физкультминутка.

- Сыщик должен быть очень внимательным, вот сейчас мы вас проверим. Я вам буду говорить какое – то движение, а вы должны будете его сымитировать. Например: укрытие - нужно присесть, дело - хлопнуть в ладоши, одеть перчатки-потянуться вверх. А сейчас я буду говорить эти слова вразброс и быстрее.

Словообразование-назвать человека, выполняющего действия:

- В наше Агентство поступило «Анонимное послание». Но я ничего не могу понять, помогите разобраться.

-Посмотрите? (показываю анонимное послание) Прочитать сможете? Это какие-то люди! Хорошо. Приступаем к работе.

Прыгает с парашютом-

Играет в шахматы-

Играет на саксофоне-

Спасает людей-

Подбирает стиль одежды-

Играет в баскетбол-

Играет а теннис-

Пишет сценарий-

Пишет басни-

Поднимает штангу-

Управляет электричкой-

Коллективная работа

- Закончить наше расследование и вернуть посуду Федоре нам поможет это письмо, но оно порвано. Что делать? Ваши версии. (Склеить части письма и прочитать, что там написано.) Работаем вместе (коллективно)

- Предложения составлены? Выразительно прочитайте их.

Это человек, в названии этого слова 8 букв, но это не спортсмен. Он живёт в смешной избушке около сосны на 7 улице.

Подведение итогов

- Дело закрыто. Осталось составить отчёт.

- Что сегодня было особенно интересным?

- Что показалось сложным в расследовании?

- Какое задание было легко выполнить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме". 2-й класс

Сравнение артикуляции звуков Г-К. Развитие фонематической дифференциации звуков....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ( 2 класс) ТЕМА: Дифференциация звуков и букв С-Ш

ЦЕЛИОбразовательные: Формировать умение различать звуки и буквы С-Ш в словах, предложениях, текстах.Коррекционные: Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, формировать навыки языковог...

Конспект логопедического занятия по коррекции чтения и письма (дислексия и дисграфия) - 2 класс. ТЕМА: Дифференциация звуков и букв "Б" и "П" в предложениях с использование ИКТ.

В русском языке для грамотного письма  большое значение имеет четкое произношение всех звуков.  Многие дети произносят все звуки, но на письме допускают ошибки, казалось бы, с несложными зву...

Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...

Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....

Дифференциация звуков и букв [с–ш] на письме. 1 класс

• уточнение и сравнение артикуляции звуков “С-Ш”,• закрепление правильного произношения их в речи,• совершенствование навыков дифференциации букв на письме,• развитие сложных форм фонематического анал...