Рабочая прграмма курса внеурочной деятельности Студия "Бумажная фантазия" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

     Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это дает возможность не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
         
«ИЗМАЙЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

142718, Московская область, Ленинский район, посёлок Измайлово, д.22

Тел/факс: 8(495)549-30-33, 8 (495) 549-30-25, e-mail: izmaiiovo-sosh@mail.ru

                    

                                                                                                         «Утверждаю»              

          Согласовано                                                                             Директор _______Н.А. Губарева

Зам. директора по УВР _______Н.В. Леонова                        Приказ №   124    

30.08.2017 года                                                                                                   от 31.08.2017 года

                                                           

Рабочая  программа  курса внеурочной деятельности

Студия «Бумажная фантазия»

4-Б класс

 

         

 

 

Составлена Кречетовой Ольгой Алексеевной,

педагогом дополнительного образования

         

 

 

                                                                       

                                                                         2017 год

               

           Настоящая программа составлена на основе:

1.  Закона об образовании РФ.

2.  Федерального  государственного образовательного стандарта второго поколения.

3.  Требований  к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.

4 . «Чудесные поделки из бумаги». Автор: Богатеева З.А., М. «Просвещение», 1992г.

               Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это дает возможность не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

                Направленность программы – художественная.

               Бумага, как материал для детского творчества, пластична,  легка в  обработке, требует минимум инструментов. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и многое другое).

              Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна, развивает мелкую моторику рук. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

              Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, проектной и исследовательской работы, опыт работы в коллективе.

     Предлагаемая программа содержит 5 технологических направлений и представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». При работе с бумагой обучающиеся знакомятся со следующими техниками:

Оригами - это искусство складывания фигурок из бумаги. Слово "оригами" в переводе с японского - "сложенная бумага". Сначала оригами занимались только японцы, но сейчас оригами увлекаются и дети, и взрослые, живущие в разных странах.             Изготовление оригами для детей – является очень интересной, увлекательной и познавательной деятельностью, которая воспитывает у них аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности. Оригами развивает комбинированное и пространственное мышление, чувство формы, формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти.

Бумагопластика - художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги, картона и клея необычайные композиции с эффектом объемного изображения (обычно используется при изготовлении открыток, декоративных панно).

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Папье-маше. На фоне остальных видов рукоделия папье-маше выделяется своей универсальностью и оригинальностью. По одному способу изделия изготавливаются посредством послойного наклеивания маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. По второму способу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Поделки из салфеток. Салфетки - это универсальный материал для детского творчества: удобный, дешевый, оригинальный. Для изготовления поделок салфетки можно скручивать, мять, загибать, надрывать, красить и так далее. Это позволяет использовать салфетки для реализации самых разнообразных идей и изготовления самых разных видов изделий.

Плетение из газетных трубочек. Тема плетения – довольно распространена в истории прикладного искусства нашего народа (соломоплетение, лозоплетение, макраме, плетение на коклюшках). Сравнительно «молодым» видом плетения, получившим широкое распространение в последнее десятилетие, стало плетение из газет, которое предоставляет возможность изготовления широкого спектра изделий. Это сундучки, полочки, корзиночки, женские сумочки, а также – легкие изящные цветы, панно, хлебницы, вазочки.

Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить такое же прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

Цели курса:

      Развитие художественно-эстетического мышления детей, посредством работы в технике бумагопластики. Сформировать у детей  чувство успеха,  уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить. Формирование представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, ознакомление с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.

Отличительные особенности программы:

     Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.    

     Занятия по бумагопластике играют особую роль в профилактике  физического и психического здоровья школьников. Само их содержание, когда большая часть времени отводится практической работе, способствует снятию напряжения, предотвращению стрессов. Но, вместе с тем, если не соблюдаются требования школьной гигиены и правил техники безопасности, здоровью детей может быть нанесен определенный вред. На моих занятиях дети, занимающиеся в режиме динамической позы, отличаются раскрепощенностью, повышенной работоспособностью. Дети более спокойны и уравновешенны. Следовательно, использование динамических поз в учебном процессе повышает уровень физического и психического развития детей, их здоровья, а также является одним из условий для построения занятий в режиме диалога и коллективного сотрудничества.

     Сохранению здоровья способствует применение игровой системы. Движение, активность, изобретательность, социализация  заложены в самой системе: покажи, на что похоже это изделие, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение, отношение к уроку, к теме и т.д. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.

     Активно внедряю в практику своей работы игровые технологии с элементами диалога, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.    

    Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.  Программа построена на постоянной смене  видов деятельности в течение учебного года, чередование видов позволяет избежать потери интереса к данной деятельности, сохраняя эффект новизны и в то же время даёт возможность систематически работать над овладением материалами и техниками, постоянно переходить от простого к сложному.

     Младший школьный возраст – это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги – ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук.  

Задачи курса: 

Обучающие:

  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • закреплять и расширять знания, полученные на занятиях.
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
  • продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое  и пространственное воображение
  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры, истории, изобразительного искусства;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитательные:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
  • воспитывать бережное и безопасное отношение к своему здоровью, здоровому образу жизни.

      Планируемые результаты изучения учебного предмета

Предполагаемый результат

В результате обучения по данной программе учащиеся:

  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут уметь работать с обычной и крафт.бумагой в разных техниках;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;
  • художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • познакомятся с искусством бумагокручения, плетения из газет.
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Ожидаемый результат

  • умения планировать структуру действий;
  • умения организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;
  • знания технологии изготовлении изделий;
  • умения обобщать полученные ЗУН;
  • умения подбора материала;
  • умения разработки и составления новых форм изделия;
  • знания и навыки конструктивных изменений и дополнений в изделие;
  • будут уважительно относиться к традициям народной культуры.

       Содержание учебного предмета

1. Виды бумагопластики. Оригами-«сложенная бумага» – 8 час.

      История возникновения техники оригами. Сведения о материалах и инструментах. Знакомство с разными видами бумаги. Правила пользования материалами. Понятие «базовые формы». Краткая программа курса. История возникновения техники оригами.. Инструктаж по технике безопасности. Складывание изделий на основе  базовых форм. Изготовление оригами-изделий: модульное оригами «Рождественский венок»; красивая корзиночка с цветами-оригами и сухими ветками   (коллективная работа); блокнот-сердце.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная форма учебной работы.

Виды учебной деятельности: слушание учителя,  участие в диалоге, воспроизводящая деятельность.

2. Бумагопластика . Техника рабоы с использованием мятой бумаги разного вида  - 22 час.

История возникновения бумагопластики. Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Знакомство с техникой работ с использованием мятой бумаги разного вида (по  толщине, жесткости, структуре). Отработка техники сминания: шар, плоскость, заготовка элементов. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, складывание: открытка с кувшинкой; розы из салфеток; петушок из гофрокартона; декоративная рамка с цветами из газет; цветы из мятой бумаги; панно из мятой бумаги (изготовление, окрашивание); балерина на проволочном каркасе из салфеток; рождественский ангел из бумаги; Новогодняя елочка из салфеток; Новогодняя елка из журналов; интерьерная рыбка в смешанной технике.

Формы организации учебных занятий: групповые, индивидуальные, работа в парах,  фронтальные.

Виды учебной деятельности: слушание учителя,  участие в диалоге, воспроизводящая деятельность.

3.  Квиллинг. Техника кручения,  виды закруток-  12   час.

Техника кручения, виды закруток. Инструменты и материалы. Техника безопасности. Изготовление изделий:  черепашка из гофрокартона (подготовка бумаги, конструирование, окрашивание с просушкой);  Совушка-сова»; Цветочная композиция на диске.

Формы организации учебных занятий: групповые, индивидуальные, работа в парах,  фронтальные.

Виды учебной деятельности: слушание учителя,  участие в диалоге, воспроизводящая деятельность.

4.  Папье–маше. Способы изготовления творческих работ в данной технике – 13 час.

     Знакомство с техникой и с разными способами работы: по одному способу изделия изготавливаются посредством послойного наклеивания маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель; по второму способу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Демонстрация изделий. Изготовление работ в технике папье-маше: ангелы из яичной упаковки; «Звездный рак»; совенок на рулоне; фигурка на проволочном каркасе; верба из серой туалетной бумаги; папье-маше на пластиковом стаканчике «Котик».

Формы организации учебных занятий: групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, парная работа.

Виды учебной деятельности: слушание учителя,  участие в диалоге, воспроизводящая деятельность, творческая 

 Формы организации учебных занятий: фронтальные, групповые, парные,индивидуальные.

 Виды учебной деятельности: слушание учителя,  участие в диалоге, наблюдательная, воспроизводящая деятельность.

5. Плетение из газетных трубочек. Способы кручения     -   9  час.  

Плетение из газет-это возможность изготовления широкого спектра изделий. Это сундучки, полочки, корзиночки, женские сумочки, а также – легкие изящные цветы, панно, хлебницы, вазочки. Способы кручения, демонстрация работ. «Дерево жизни» (подготовка трубочек, плетение, окрашивание); Корзиночка (подготовка трубочек, плетение, окрашивание).

   Формы организации учебных занятий: фронтальные, групповые, парные, индивидуальные

   Виды учебной деятельности: слушание учителя,  участие в диалоге, наблюдательная, воспроизводящая, творческая, развивающая.

6. Участие в выставках –4 час.

  Выполнение несложной композиции на основе законов композиционного построения с использованием освоенных технологических приемов. Изготовление творческих работ на основе полученных знаний и навыков

 Формы организации учебных занятий: групповые, парные, индивидуальные.

 Виды учебной деятельности: слушание учителя,  участие в диалоге, наблюдательная, изобретательная, творческая.

                                               Календарно-тематическое планирование

(2 час в неделю, 68 часа в год) , 4-Б класс

№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Плановые сроки прохождения

Скорректированные

 сроки

прохождения

1. Виды бумагопластики. Оригами-«сложенная бумага» – 8 час.

1

Краткая программа курса. Свойства бумаги. Виды и техники бумагопластики. Цветовые решения и правила построения композиций. Инструменты и материалы.  Инструктаж по технике безопасности.

1

2

История возникновения техники оригами. Условные знаки,  термины  и основные приемы складывания, принятые в оригами. Складывание сложных базовых форм. Модули, их виды.

1

3

4-5

6-7

   8

Изготовление коллективной работы в технике оригами: модульное оригами «Рождественский венок»;

- рамка с розами для панно или фото;

- красивая корзиночка с цветами-оригами и сухими ветками            (коллективная работа);

- Блокнот-сердце

   1

   

 

   2

   

   2

   1

2. Бумагопластика . Техника рабоы с использованием мятой

бумаги разного вида  - 22 часов

 

   9

   

 

  10

  11

12-14

15-17

 

 18

19-20

 

21-22

  23

24-25

  26

27-30

Трансформация плоского листа бумаги путем целенаправленного "сминания" или скручивания бумаги с целью получения заданного образа. Работа с разными видами бумаги.  Салфетки как универсальный материал для творчества.

 -  Открытка с кувшинкой;

 -   Розы из салфеток;

-   Петушок из гофрокартона

-   Декоративная рамка с цветами из газет (возможна коллективная работа);

-   Цветы из мятой бумаги;

- Панно из мятой бумаги (изготовление, окрашивание)

- Балерина на проволочном каркасе из салфеток;

-  Рождественский ангел из бумаги;

-   Новогодняя елочка из салфеток;

-   Новогодняя елка из журналов;

-  Интерьерная рыбка в смешанной технике

   

    1

   1

   1

 

   3

   3

 

 

   1    

   

   2

   

   2

 

   1

   

   2

   

   1

   4

3.  Квиллинг. Техника кручения,  виды закруток-  12   час.

31

Квиллинг,бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Техника кручения, виды закруток. Инструменты и материалы. Техника безопасности.

    1

32-36

37-39

40-42

- Изготовление черепашки из гофрокартона (подготовка бумаги, конструирование, окрашивание с просушкой);  

 - Совушка-сова»

-  Цветочная композиция на диске

    5

    3

    3

     

4.  Папье–маше. Способы изготовления творческих работ в данной технике – 13 час.

43

Знакомство с техникой и с разными способами работы: по одному способу изделия изготавливаются посредством послойного наклеивания маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель; по второму способу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Демонстрация изделий .

    1

 

44

45-47

48-49

50-51

52-53

54-55

Изготовление работ в технике папье-маше:

- Ангелы из яичной упаковки;

- «Звездный рак»;

- Совенок на рулоне от

Туалетной бумаги;

- Фигурка на проволочном каркасе;

- Верба из серой туал. бумаги;

- Папье-маше на пластиковом стаканчике «Котик»;

 

    1

    3

    2

    2

    2

    2

5. Плетение из газетных трубочек. Способы кручения     -   9  час.  

56

57-60

61-64

Плетение из газет предоставляет возможность изготовления широкого спектра изделий. Это сундучки, полочки, корзиночки, женские сумочки, а также – легкие изящные цветы, панно, хлебницы, вазочки. Способы кручения, демонстрация работ.

- «Дерево жизни» (подготовка трубочек, плетение, окрашивание);

- Корзиночка (подготовка трубочек, плетение, окрашивание);

  1

   

 

  4

 

   

   

   4

6.  Участие в выставках творческих работ   -  4 час.

65-68

Подготовка, доработка и участие в демонстрации конкурсных работ

4

        Литература:

1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

3. Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.

4.«Чудесные поделки из бумаги». Автор:  Богатеева З.А., М. «Просвещение», 1992г.

Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Здоровячок" (2 класс)

                     Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровячок» составлена в соответствии с требованиями Федерального го...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...

Рабочая прграмма курса внеурочной деятельности Студия "Бумажная фантазия"

Направленность программы - художественная. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуаль...