Знакомство со звуком и буквой З з
план-конспект урока (1 класс) на тему

Цели урока заключаются в  ознакомлении учащихся со звуком и буквой З з; научении правильного произношения  звука З; определении местонахождения звука З в словах; упражнении  учащихся в чтении слогов и слов с буквой З, развитии фонематического слуха учащихся; обогащении словарного запаса, речи учащихся; развитии и корригировании памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство со звуком и буквой З з.»

Цели. Образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой З з;  

 Научить правильно произносить  звук З; определять местонахождение звука З в словах; упражнять учащихся в чтении слогов и слов с буквой З.

           Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух учащихся; обогащать словарный запас, речь учащихся; развивать и корригировать память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие.

            Воспитательные: воспитывать усидчивость, самостоятельность, интерес к чтению.

            Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация, карточки с изображением элементов букв; демонстрационная карточка; слоговая таблица; касса букв; предметные картинки; буквари.

этапы

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

Примечания

I.Организованное

Начало урока

-Здравствуйте, ребята!

-Тихо садитесь.

- Урок чтения.

-Ребята, сегодня к нам на урок заглянуло солнышко, но оно почему-то очень печальное, грустное. Давайте его развеселим, сделаем так, чтобы оно улыбалось, светило ярко.

- А для этого вам, ребята нужно хорошо поработать на уроке, активно отвечать, чтобы солнышку понравилось

 Учащиеся приветствуют учителя.

На доске грустное солнышко

II.Артикуляционная гимнастика

-Выполняем артикуляционную гимнастику

1упражнение.                    Открываем и закрываем ротик.

2упражнение.

Язычок стал маляром

Аккуратно красит дом.

-Рот открыть. Проводить широким языком вперёд-назад по нёбу. Затем по внутренней стороне щёк.

3упражнение.

Надоели превращенья

Лижет язычок варенье.

Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом

 Стараться « обнять» языком сразу всю губу и облизать её, втягивая  язык вглубь рта. Рот не закрывать.

-Молодцы, ребята, хорошо выполняете артикуляционную гимнастику.

Учащиеся выполняют артикуляцион-

ную гимнастику

III.Повторение изученных звуков и букв

-А сейчас повторим изученные звуки и буквы.

-Я показываю, вы называете.

А у м о с х ш л ы н р к  п т и

А у о ы и

М с х ш л н р п т

-Назовите буквы верхнего ряда?

-Какие звуки они обозначают?

-Как произносим гласные звуки?

-Назовите буквы нижнего ряда?

-Какие звуки они обозначают?

-Как они произносятся?

-Молодцы, ребята, вы очень хорошо произносите звуки и буквы, знаете гласные и согласные звуки. Солнышко вами очень довольно.

А у м о с х ш л ы н р к п т и

А у о ы и

-Гласные.

-Поём.

М с х ш л н р п т

-Согласные.

-Быстро, кратко, звонко, глухо.

Слайд

№1

Слайд

№2

IV.Игра «Добавь

недостающую часть, чтобы получилась буква».

-А сейчас поиграем в игру и проверим, как хорошо вы знаете изученные буквы.

-Нужно добавить недостающую часть, чтобы получилась буква.

-Молодцы, справились и с этим заданием.

Учащиеся выходят к доске и дорисовывают недостающую часть к букве.

Буквы на карточках

V.Чтение слоговой таблицы

-Солнышко посмотрит, как вы умеете читать слоги.

-Молодцы! Солнышку понравилось ваше чтение.

Учащиеся читают слоги в слоговой таблице.

Слайд№3

VI.Читаем слог и договариваем недостающий.

-А теперь следующее задание.

-Нужно прочитать слог, договорить недостающий, чтобы получилось слово.

УМ..        Ма..

У..            ра..

НО..         ша..

-Итак, какие слова получились?

-Давайте прочитаем их.

-Молодцы! Правильно!

Учащиеся по очереди договаривают недостающий слог и читают получившиеся слова.

Слайд№4

VII. Физминутка.

Девочки и мальчики

прыгают как мячики, ножками топают, ручками хлопают, глазками моргают, после отдыхают.

Дети выполняют движения

VIII.Знакомство со звуком и буквой З  з.

1.Знакомство со звуком З.

2.Знакомство с печатной буквой Зз большой и маленькой.

-Сегодня на уроке мы познакомимся со звуком и буквой З з.

-Дети, давайте представим себе, что мы с вами пошли в лес.

-В лесу много насекомых.

-Какие насекомые живут в лесу?

-Подлетели к нам комарики и запели песни.

-Кто знает песенку комара?

   З-З-З-З-З

- Комар звенит, зудит.

   З-З-З-З-З

-Подлетел большой комар и сердито звенит.

-Как сердито звенит большой комар?

    З-З-З-З-З

-Какой звук мы слышали?

-Давайте вместе произнесём этот звук.

-Приложите ладошку к горлышку.

-Какой это звук?

-Как мы обозначим его на схеме?

-А вот  подлетел к нам маленький комарик и ласково зазвенел.

ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ

-Какой звук услышали сейчас?

-Какой это звук?

-Так какой же звук услышали в песенке комара?

-Молодцы, ребята! Вы все правильно произносите звук З.

-Звук З может находиться в начале слова, в середине и в конце.

-Послушайте и определите место звука З в слове.

Зоя   азбука  зебра  роза

-Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием!

-Звуки [з] и [з′]  обозначаются буквой З з

-Из каких частей состоит буква З з ?

-Обведите пальчиком букву З з

Комары, мухи, жуки, муравьи.

  З-З-З-З-З

 З-З-З-З-З

  -Звук З

 

 З-З-З-З-З

-Согласный, твёрдый, звонкий.

-Синим кружочком.

ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ

-Согласный, мягкий, звонкий.

-Звук З.

Из двух полуовалов

Дети обводят букву З и з из наждачной бумаги на карточках

Слайд№5

Картинка большого комара

Картинка маленького комара

IX.Работа с кассой букв.

-Давайте найдём букву З в большой кассе.

-А теперь найдите место буквы З у себя в кассах.

-Молодцы, дети, солнышко очень довольно вашей работой.

Один ученик находит букву З в большой кассе, остальные

 учащиеся находят букву З в маленьких кассах.

X.Конструирование буквы из шнурка.

-Как вы думаете, из чего можно сконструировать букву З?

-У вас на парте шнурок. Сконструируйте букву З из шнурка.

-Молодцы! Все справились!

Из проволоки, из ниток, из спичек.

Учащиеся конструируют букву.

XI.Работа с загадкой

-Ребята, послушайте загадку.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

-О какой букве эта загадка?

-Почему буква З сравнивается с цифрой 3?

--Чем похожа буква З и цифра 3?

-Чем они отличаются?

 -Напечатайте карандашом на листочке букву З.

-О букве З.

-Они похожи.

-Состоят из 2-х полуовалов.

-У буквы З овалы одинакового размера, у цифры 3 верхний овал меньше нижнего.

Дети печатают букву.

На доску вывешиваются демонстрационные карточки.

XII. Физминутка.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать (ходьба)

Руки поднимать,

Приседать и вставать (3-4 раза)

Прыгать и скакать

(10 прыжков)

Учащиеся выполняют движения.

XIII.Работа по букварю.

-Откройте букварь и найдите на странице букву З з.

-Большую букву покажите и обведите пальчиком.

-Маленькую букву покажите и обведите пальчиком.

-Что изображено на картинке слева вверху?  

-Для чего нужен замок?

-Давайте хором произнесём это слово.

-Где услышали звук З в слове?

-Прочитаем букву на странице в правом верхнем углу.

-А теперь прочитаем слоги.

-Посмотрите на картинку слева.

-Кто изображён на картинке?

-Давайте прочитаем предложение под картинкой.

-А теперь посмотрите на картинку справа.

-Кто изображён на картинке?

-Давайте хором прочитаем как её зовут?

-Почему это слово написано с большой буквы?

-Что делает Лиза?

  Какие цветы изображены на картинке?

-Что сделала Лиза?

-Лизе нравится запах розы.

-А теперь прочитаем слова в столбике.

(чтение слов учителем, дети следят)

Заноза - острый кусочек чего-либо, вонзившийся под кожу и причиняющий боль.

Чтение слов хором

Чтение слов по «цепочке»

Беседа.

Ребята, посмотрите и скажите, как называется этот цветок.

-Что можно сказать о розе?

-А какого цвета бывают розы?

-Где растут розы?

-Как вы думаете, для чего люди сажают розы?

-Посмотрите, что на веточке у розы?

-Поэтому розы нужно брать осторожно, иначе может быть заноза.

Чтение текста учителем.

-О чём этот текст?

-Молодцы, ребята, солнышку понравилась ваша работа.

Большую букву обводят пальцем.

Маленькую букву обводят пальцем.

-Замок.

-Запирать  дом, сарай.

Дети хором произносят слово замок.

-В начале.

З-З-З

За-зо-зу-зы

Комары.

Комары: з-з-з.

Девочка.

Лиза.

Это имя девочки.

Лиза любуется цветами.

Розы.

-Лиза сорвала розу.

Захар

Замок

Роза

Замок

Запах

Роза

Заноза

Чтение хором.

Чтение по  «цепочке».

Роза.

Красивая, красная, пахучая.

Белые, жёлтые, оранжевые, красные.

Розы растут в саду, на клумбе.

Чтобы любоваться ими, дарить друг другу.

Колючки, шипы.

О розе.

Чтение текста учащимися по   «цепочке» и ответы на вопросы.

XIII.Работа с разрезной азбукой.

-Составим в кассе букв слово За-хар

-Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Солнышко радуется.

-А сейчас самостоятельно составьте слово ро-за в кассе букв.

-Молодцы!

-1-й слог- За (1-й звук[З] обозначим буквой З, 2-й звук[а] обозначим буквой а .

-2-й слог- хар(1-й звук[х] обозначим буквой х, 2-й звук

[а] обозначим буквой а, 3-й звук[р] обозначим буквой р.)

1-й слог-ро(1-й звук [р] обозначим буквой р,2-й звук[о] обозначим  буквой о).

-2-й слог-за(1-й звук[з] обозначим буквой з, 2-й звук[а] обозначим буквой а).

Ученик работает у доски

Учащиеся работают самостоятельно

XIV.В названии каких предметов встречается звук З.

Зонтик, яблоко, роза, кукла, заяц, машина.

Зонтик – в начале слова.

Роза – в середине слова.

Заяц – в начале слова.

Слайд№6

XV.Игра «Хлопки»

- А сейчас солнышко посмотрит как вы умеете слышать звук З.

- Хлопните в ладоши, если услышите звуки З и З′.

Резиновую Зину

Купили в магазине

Резиновую Зину

В корзине принесли

Она была разиней,

Резиновая Зина,

Упала из корзины –

Измазалась в грязи.

- Молодцы!

Учащиеся хлопают в ладоши, если слышат звук З и З′ в словах.

XVI.Итог урока

- Ребята, с каким новым звуком и буквой познакомились сегодня на уроке?

- Что делали сегодня на уроке?

Ребята, посмотрите на солнышко, оно улыбается. Ему очень понравилась ваша работа на уроке. Все были активными. Солнышко каждому из вас дарит свою улыбку.

- Урок окончен.

Со звуком и буквой З з.

Читали слоги, слова, выделяли звуки в словах, составляли слова в кассе букв, играли.

Учитель каждому учащемуся раздаёт маленькие солнышки с улыбкой.

Слайд №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по литературному чтению "Знакомство со звуком и буквой Ф"

В данной работе представлен конспект урока по литератуному чтению (обучению грамоте) "Знакомство со звуком и буквой Ф". Также в конце текстового файла можно найти необходимые для урока графические при...

Конспект урока чтения для 1 класса по теме: “Знакомство со звуком и буквой С. Выделение звука [с]”

Конспект предназначен для урока чтения для детей с умеренной умственной отсталостью...

Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."

Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."...

«Знакомство со звуком [йо], буквой Ё».

Предмет       Обучение грамотеТема: «Знакомство со звуком [йо], буквой Ё».Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с функцией буквы «ё» обозн...

Звук и буква З з. Знакомство со звуком и буквой З з.

конспект урока Звук и буква З з.  Знакомство со звуком и буквой З з....